С 1 июля в Санкт-Петербурге возросли тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Июльское увеличение тарифов явление ежегодное. Однако обывателю зачастую непросто понять, почему это происходит. Мы попросили экспертов коммунальной отрасли прокомментировать, чем оправдан рост тарифов на ЖКУ?
"Тарифы на ЖКУ – отражение экономической ситуации страны в целом. Растут цены на материалы, топливо, услуги специалистов, следовательно, должны расти и тарифы. Однако в коммунальной сфере эта закономерность не всегда работает. Есть важный нюанс, который для обывателя часто бывает, неочевиден, - комментирует генеральный директор ЖКС №2 Центрального района Санкт-Петербурга Дмитрий Стригуненко, - ЖКУ – это две больших составляющих: стоимость коммунальных ресурсов и стоимость работ по ремонту и обслуживанию дома. Коммунальные ресурсы – тепло, воду, газ, электричество – горожанам предоставляют так называемые естественные монополисты. То есть – у жителей нет возможности выбора, нет возможности отказаться от услуг одного предприятия и обратиться к другому". Почему это важно?
Рост тарифов в РФ строго регламентирован. Они формируются не на основании свободного рынка и не по законам развития бизнеса, а решением профильных ведомств. Например, стоимость любого ресурса и коммунальной услуги в нашем городе устанавливается комитетом по тарифам Санкт-Петербурга. Президент В.В. Путин еще в 2013 году подписал закон, который регламентировал, что рост тарифов на ЖКУ не должен превышать 6% в год. Однако на протяжении многих лет у нас в Санкт-Петербурге жители видели, что стоимость электричества, отопления, водоснабжения и других энергоресурсов превышает это ограничение. В 2011 – стоимость тепла увеличилась на 12,5%, в 2012 – на 10,7%, в 2013 – на 13%, в 2014 – на 4%, в 2015 - на 8,7%, в 2016 – на 4%. Почему же это происходит?
С 2012 до 2016 года не повышалась стоимость услуг по ремонту и обслуживанию домов, за счет этого стоимость ресурсов повышали на 10-15%. В сумме получалось примерно 6%, и наказ Президента не был нарушен. То есть, условно, в 2015 году горожане платили рабочим, уборщикам и за материалы, предназначенные для ремонта наших домов, столько же, сколько в 2011. Зато стоимость ГВС выросла с 70,5 рублей на 2011 год до 97,32 рублей в 2016 году, в сумме на 27,5%.
Можно посчитать, как тарифы на ресурсы соотносятся в целом с ростом инфляции по стране. В то же время, тарифы на услуги жилищных организаций за последние 4 года возросли всего на 14,2%.
"Безусловно, при постоянной инфляции рост тарифов – это норма. Другое дело, что вопрос по оплате жилищно-коммунальных услуг – остросоциальный. Устаревшая законодательная база, преимущественное повышение стоимости ресурсов за счет коммунальных организаций и колоссальные задолженности населения – именно эти причины порождают кризисные ситуации в коммунальной сфере Санкт-Петербурга", - резюмирует Д. Стригуненко.
Сегодня у жителей есть возможности для максимального контроля над деятельностью управляющих компаний – все расчеты, планы, затраты опубликованы на сайтах управляющих организаций, собственники могут получить ответ на любые вопросы. Аналогичная система контроля над формированием расценок на услуги РСО помогла бы внести ясность и в вопрос об обоснованности роста тарифов на коммунальные ресурсы.
С 1 июля 2016 года в Санкт-Петербурге возросли тарифы на коммунальные услуги. Соответствующие Распоряжения об этом были приняты еще в декабре 2015 года Комитетом по тарифам. В среднем коммунальные услуги выросли в цене на 6,5%, что ниже прошлого года. Однако некоторые позиции подорожали существенно – холодная вода и водоотведение увеличились в цене на 10%. Повышающий коэффициент при отсутствии счетчиков на воду составил уже 1.5 к стоимости ресурсов, а значит, для некоторых граждан вода в июле подорожает уже на 60%. Кроме того, впервые за 5 лет увеличится тариф на жилищные услуги.