Коллектор
12.09.2016 23:46
Просто Мария

С 6 октября 2016 в кино

Коллектор (16+)

Студия:  Паприка Продакшн

Драма,  триллер,  Россия,  2016,  74 мин.

Режиссёр и автор сценария:  Алексей Красовский («Откровения»,  «Цена жизни»,  «Общая терапия»)

Продюсеры:  Дмитрий Руженцев («Деревенская комедия»,  «Монтекристо»),  Георгий Шабанов («Страна чудес»,  «Завтрак у папы»,  «Со мною вот что происходит»),  Эдуард Илоян («СуперБобровы»,  «Кухня в Париже»,  «Без границ»)

Оператор:  Денис Фирстов

Композиторы:  Дмитрий Селипанов,  Нино Катамадзе

Художник:  Ольга Максакова

Монтажер:  Артем Барышников

В ролях:  Константин Хабенский («Географ глобус пропил»,  «Адмирал»,  «Метод»),  Ксения Буравская («Мамы»),  Полина Агуреева («Ликвидация»,  «Жизнь и судьба»),  Дарья Мороз («Дурак»,  «А зори здесь тихие»),  Евгений Стычкин («День выборов»,  «Измены»,  «Фарца»),  Валентина Лукащук («Все умрут, а я останусь»,  «Школа»),  Татьяна Лазарева («Не родись красивой»),  Александр Тютин («Адмирал»),  Кирилл Плетнев («Метро»),  Игорь Золотовицкий («Краткий курс счастливой жизни»),  Никита Тюнин («Дети Арбата»,  «Страна глухих»),  Марина Лисовец («Русский ковчег»)

Дата премьеры:  6 октября 2016

Формат:  2D

Призы XXVII фестиваля «Кинотавр» в категориях:  «Лучшая мужская роль»,  «Лучшая операторская работа» (Сочи, 2016)

Специальный приз Fedeora федерации кинокритиков стран Европы и Средиземноморья (Международный фестиваль в Карловых Варах, 2016)

Артур — мастер своего дела. Работая только с крупными должниками, он находит всю их подноготную и эффективно использует против них. Он никогда не прибегает к банальным методам,  его конек — психологическая атака.  Артур умеет виртуозно перевоплощаться, сбивать с толку, выводить из равновесия, и так допекать своих клиентов, что они готовы вернуть все, только бы никогда больше не слышать его голос. Но однажды Артур сам становится мишенью: в сети появляется скандальное видео с его участием, и от него мгновенно отворачиваются друзья и коллеги. Под угрозой оказывается не только его репутация, но и жизнь.  Теперь у коллектора есть всего одна ночь, чтобы найти того, кто загнал его в угол.

 

Идея

Режиссер Алексей Красовский известен, прежде всего, своими работами на телевидении. Он писал сценарии для сериалов «Цена жизни»,  «Военный госпиталь»,  «Метод Фрейда» и «Общая терапия».

В 2011 году Красовский дебютировал как режиссер детективного сериала «Откровения», сценарий к которому написал сам. Интерес к оригинальной и необычной концепции проявился уже тогда: в каждом эпизоде было лишь два актера и одно место действия. В главных ролях помимо актеров мастерской Петра Фоменко (Кирилл Пирогов,  Евгений Цыганов,  Вера Строкова) сыграли также Роман Мадянов,  Дмитрий Назаров,  Андрей Ильин,  Мария Аронова,  Валерий Гаркалин и другие. Еще до премьеры сериала на канале, продюсеры получили заказ на съемки второго сезона.

По словам Красовского, идея «Коллектора» пришла к нему в медицинском кабинете: «Я давно хотел сделать монофильм, где герой был бы поставлен в крайне сложные обстоятельства. Однажды я проходил гастроскопию, и в тот момент, когда врач проводила процедуру, она отвлеклась на звонок. Так родился коллектор, умеющий доставать людей в самые неподходящие моменты. Я стал размышлять об этом человеке, и что будет, если он встретит достойного соперника».

 

О создании фильма

«Я придумал множество сцен, из которых мог бы собрать сериал. Но затем я понял, что нужен такой конфликт, который подведет моего героя к самому краю, а из этого получится интересное кино», – рассказывает Алексей Красовский. Так он решился на полнометражный фильм и начал писать сценарий.

Красовский показал результат своей работы профессиональному коллектору, который поправил сценарий и в дальнейшем помогал съемочной группе.

Идеей фильма «Коллектор» заинтересовались продюсеры Дмитрий Руженцев,  Георгий Шабанов и Эдуард Илоян, запустившие картину в производство.

«С Алексеем мы знакомы давно, — рассказывает продюсер Дмитрий Руженцев. — Планировали запустить байопик о первом олимпийском чемпионе по фигурному катанию. Но по независящим от нас причинам кино тогда не сложилось. Мы хотели придумать вместе что-то новое, и вот однажды Алексей прислал сценарий, который меня поразил».

Создатели фильма приняли решение снимать за счет частного финансирования. С точки зрения Алексея Красовского, именно такая модель дает настоящую творческую свободу, позволяет создать авторское и в то же время жанровое кино.

 

Актеры

Когда у фильма появился бюджет, режиссер отправил сценарий Константину Хабенскому. «Это дерзкий проект, который меня по-настоящему зацепил, — говорит актер. — Это интересная история о человеке, а не просто сюжет о передвижении средств и возврате денег в банк. Герой как будто остановился, чтобы переосмыслить свою жизнь и какие-то ценности. Мне кажется любопытным его развитие: как изменится теперь его жизнь».

Всех остальных персонажей поначалу сыграла Ксения Буравская. «Мне давно нравится творчество Алексея Красовского. У него всегда очень хорошо прописаны персонажи, они неоднозначные и многогранные, — рассказывает актриса. — Поэтому я получила большое удовольствие от совместной работы. Я подыгрывала Константину Хабенскому на площадке, подавая реплики за персонажей. Играть только голосом оказалось сложней, не имея другой возможности передавать эмоции. Для меня участие в этом фильме – интересный и ценный опыт».

Перед остальными актерами ставилась тоже непростая задача, ведь им предстояло создать образы, которых зритель на экране не увидит. Звукорежиссер Нелли Иванова должна была не просто записать актеров в студии, но и сделать так, чтобы каждый из этих голосов звучал по-разному в разной обстановке. Персонаж Кирилла Плетнева говорит с коллектором из-за двери. Героиня Татьяны Лазаревой общается из художественной галереи. Валентине Лукащук пришлось предстать в образе секретарши, которая спешит с работы на день рождения сестры: друзей на празднике озвучили работники студии CineLab, где происходило озвучание фильма.

«В кино это называется «гургуром», — рассказывает Алексей Красовский. — Люди о чем-то говорят, но о чем именно - мы почти никогда не слышим. Звукорежиссеры в таких случаях прибегают к помощи библиотек с уже записанными шумами. Мы же хотели, чтобы даже эти голоса были различимы и понятны. Чтобы зритель мог представить не только собеседников коллектора, но и весь окружающий их мир. Ведь современные телефоны тоже позволяют нам это расслышать».

 

Съемки

«Коллектор» снят за 7 ночных смен, каждая из которых длилась 12 часов. Создатели фильма признаются, что гораздо больше времени ушло на раскадровки, выбор площадки и обсуждение планов и точек съемки.

«Мы хотели расширить пространство, сделать кабинет коллектора более таинственным и интересным. Создать иллюзию комфорта, чтобы в начале фильма офис был похож на дом, а ближе к концу это же пространство уже угнетало героя, становилось для него тюремной камерой. В этом смысле ночь – идеальное время, чтобы спрятать все лишнее», – говорит режиссер.

За месяц до съемок нашлось подходящее помещение в бизнес-центре на улице Гашека в Москве. Администрация здания выделила съемочной группе пустующий тринадцатый этаж целиком. Там обустроили офис коллектора и место его помощницы.

Непростая задача стояла и перед оператором картины Денисом Фирстовым, чью работу оценило жюри «Кинотавра». Помимо ограниченного пространства, в фильме постепенно становится все меньше света: герой Хабенского в какой-то момент отключает верхний свет, и в качестве источников освещения создатели прибегали к подручным предметам: планшету или сотовому телефону.

Фильм снимали в соответствии с хронологическим порядком сцен. «Это неудобно с точки зрения производства, но комфортно актерам и режиссеру, потому что позволяет лучше прочувствовать то, что происходит с героями. В нашем случае такое решение не сильно нарушало производственный план, и нам не приходилось за чем-то гнаться», – комментирует Красовский.

Режиссер отмечает, что ряд сцен, которые задумывались скромными, были реализованы значительно смелее. В этом он видит большую заслугу людей, работавших над картиной. Они полностью погрузились в проект и постоянно предлагали интересные идеи. К примеру, Константин Хабенский убедил режиссера и оператора снять кульминационную сцену одним кадром. Это поначалу казалось невозможным: все боялись не уложиться в срок, но в результате все получилось.

 

Музыка

Всю музыку к фильму за исключением финальной песни написал Дмитрий Селипанов. Для него эта работа стала дебютом в полнометражном кино.

«Впервые я услышал музыку Дмитрия в документальном фильме «Бродский не поэт» и сразу почувствовал композитора, за творчеством которого хотелось следить. Он не боится сочинять академическую музыку, используя всю мощь оркестра», – рассказывает режиссер Алексей Красовский.

В фильме помимо закадровой музыки много и внутрикадровых мелодий: у коллектора свой неповторимый рингтон, когда героиня Дарьи Мороз попадает на вечеринку, мы слышим танцевальные ритмы, которые тоже написал Селипанов.

Песню, которая звучит на титрах, написала и исполнила Нино Катамадзе.

 

Интересные факты

74-минутный фильм был снят за 84 часа.

Консультантом фильма выступил Павел Михмель («Первое Коллекторское Бюро»).  Он внес необходимые правки и помог группе с реквизитом: большинство документов в кадре подлинные или скопированные с настоящих.

Фильм «Коллектор» снимали в хронологическом порядке, что обычно не принято в кинопроизводстве.

Действие фильма происходит в ночи. По мере развития сюжета искусственных источников света в фильме становится все меньше.

Фильм получил сразу две награды на фестивале «Кинотавр» в Сочи: приз за работу оператора (Денис Фирстов) и приз за лучшую мужскую роль (Константин Хабенский).

Актриса Ксения Буравская присутствовала на съемках. Тогда она произносила реплики всех персонажей картины, кроме главного героя, но в финальной версии фильма ее голосом говорит только Наталья. Остальных героев позже озвучили другие артисты.

В сцене дня рождения, на который успевает попасть секретарша Лиза, можно услышать работников студии CineLab. Они придумали эпизодическим персонажам живые реплики, как если бы дело происходило на настоящей вечеринке.

Песню для титров «Коллектора» написала и исполнила Нино Катамадзе.

Добавить комментарий