На ВДНХ в павильоне №75 11 сентября 2016 года завершил работу крупнейший в России международный книжный форум. В течение пяти насыщенных дней гостей Главной выставки страны ждала интересная программа, множество новинок отечественной и зарубежной литературы, творческие встречи с именитыми писателями, актерами театра и кино, деятелями культуры, искусства, политики, науки и спорта. Всего мероприятие посетило более 100 тысяч москвичей и гостей столицы.
Московская международная книжная выставка-ярмарка — самое яркое ежегодное событие читающего мира. И этот год не стал исключением. ММКВЯ-2016 объединила под одной крышей более 500 книгоиздателей из России и 37 стран мира, на десяти тематических площадках прошло 800 мероприятий.
29-ый книжный форум подарил всем желающим возможность не только приобрести новые литературные произведения, но и пообщаться с их авторами. Многие из них поделились своими впечатлениями от ММКВЯ и историями, связанными с традиционным местом ее проведения, — Выставкой достижений народного хозяйства.
Режиссер Никита Михалков: «Много творческих идей рождалось именно на ВДНХ»
«С ВДНХ у меня связаны дивные ностальгические воспоминания. Я же тут учился рядом, во ВГИКе. Поэтому для меня ВДНХ — это, прежде всего, воспоминания моей студенческой юности.
Сегодня ВДНХ очень сильно изменилась, похорошела. И то, что здесь сейчас происходит, на мой взгляд, просто замечательно. Выставке не просто вернули былой статус. По большому счету, на ВДНХ происходит очень серьезное обновление. Меняется вектор в пользу сохранения исторических ценностей.
Дай-то бог, чтобы и дальше было так же. Мы же с вами понимаем, сколько за эти 20 с лишним лет здесь было потеряно, разрушено, сколько было сделано откровенных глупостей.
Теперь же вектор меняется. И мы уже трезво, без оголтелости, оглядываемся на свою историю, понимая, что не все подлежит нашему отречению».
Писатель Сергей Лукьяненко: «Сейчас ВДНХ стала такой, какой всегда должна была быть»
«В «Ночном дозоре» действие начиналось неподалеку от ВДНХ, и я не исключаю, что завязка еще какого-нибудь моего произведения будет связана с Выставкой. Я до сих пор довольно часто приезжаю сюда с детьми.
В 90-е, когда я впервые был на ВДНХ, она была огромным диким рынком с множеством ларьков, магазинов, куда я, в том числе приходил за продуктами. Все было иначе, и, скажу честно, нынешняя ВДНХ мне нравится больше. Сейчас она стала такой, какой всегда должна была быть».
Поэт Владимир Вишневский: «ВДНХ — целый мир, и я обязательно познакомлю с ним свою дочь»
«Можно сказать, что я просто вырос на ВДНХ, ведь я и жил, и учился рядом. Мой старый лучший друг работал одно время в милиции на ВДНХ, и поэтому я имел здесь особый блат. Я даже попадал на иностранные книжные выставки.
Для меня никогда не было ВВЦ — только ВДНХ, с фонтаном «Дружба народов», ностальгией, детством, мамой, которая здесь гуляла, и попугаем, который похоронен в Ботаническом саду.
Сегодня ВДНХ — культурный объект, это памятник советской архитектуры. С Выставкой у меня всегда были свои особые отношения, ведь она — целый мир, и я обязательно познакомлю с ним свою дочь».
Писатель и журналист Лев Данилкин: «Если б я была царицей», я бы превратил ВДНХ в «Сталин Land»
«Наблюдая сегодня за развитием Выставки, я испытываю двоякие чувства. Мне странно видеть, как ВДНХ превращается из музея сталинского ампира в некое хипстерское, очень модное место. С другой стороны, я понимаю: так сегодня развиваются все большие города, когда из-под одного слоя прорастает другой. А ВДНХ — это и есть большой уникальный город.
Мне было бы ближе, если ВДНХ превратилось в мемориал сталинской культуры номер два. Это ведь сакральное место — как церковь, в которой нельзя устраивать рок-концерты. Поэтому, «кабы я была царицей», я бы превратил ВДНХ в фантастический «Сталин Land»: с достижениями советского прошлого и прочими кукурузными початками, как изначально и была задумана эта Выставка.
Но мне очень импонирует, что в исторических павильонах сегодня открываются замечательные исторические выставки. Такие как большая космическая экспозиция в павильоне «Центральный» или выставка об истории советского кино в павильоне № 15. Это здорово.
Надо сохранять историю нашей страны — любыми способами, любой ценой».
Писатель Михаил Веллер: «Однажды я тащил на ВДНХ целую тележку книги «Легенды Невского проспекта», а ее почему-то никто не брал…»
«С ВДНХ у меня прочно связано одно очень острое воспоминание. В 1993 году здесь проходила очередная книжная ярмарка. И вот на эту ярмарку я привез тележку на двух колесиках со своей книгой. Она называлась «Легенды Невского проспекта». Я очень рассчитывал, что кто-нибудь из наших издательств книгу мою заметит и переиздаст нормальным тиражом…
Каждый день, пока на ВДНХ шла книжная ярмарка, я приходил сюда со своей тележкой и предлагал книгу разным издателям. Каждый день я топал от метро до площади Промышленности, кренясь под тяжестью своего тиража, словно упрямый парус. Приходил и распихивал книги по издательствам. А ее почему-то никто не брал… Прошло несколько лет, и «Легенды Невского проспекта» начали выходить в России огромным тиражом, переиздаваться. Но тот сентябрь 1993 года я не забуду никогда.
Хотя ВДНХ — это не только ежегодная международная книжная выставка-ярмарка. Для большинства людей ВДНХ — место отдыха и место демонстрации достижений. Мои представления об отдыхе на ВДНХ ассоциируются с фильмом Пырьева «Свинарка и пастух», где светлая любовь и большие производственные достижения слились воедино».
Писатель и журналист Дмитрий Глуховский: «ВДНХ для меня — место сакральное»
«В район ВДНХ я переехал в возрасте 12–13 лет, и все мои отроческие годы прошли в прогулках между Останкинским парком, который тогда назывался Парком им. Дзержинского, и ВДНХ. Разваливающиеся псевдоантичные храмы, тенистые тропинки, аллеи, «Свиноводство»… Помню павильон «Нефть», который тогда еще не отреставрировали… Ведь никто не знал, что нефть — это наше спасение. Павильон «Космос» в то время, когда космос перестал быть нам нужен, заполонили видеосалоны. Да, в то время на ВДНХ можно было купить все — от плоского телевизора до барсучьего жира.
До недавнего времени я был уверен, что Выставку надо оставить в нетронутом, неотреставрированном состоянии. Сейчас понимаю, что это похоже на возрастные причитания: мол, раньше все было лучше.
У каждого времени есть свои признаки и знаки: время меняется, и ВДНХ соответствует, ведь она — наша страна в миниатюре».
Музыкант, продюсер и писатель Олег Нестеров: «Мечтаю сделать в «Круговой кинопанораме» ВДНХ новый музыкальный проект…»
«Как у любого мальчишки, рожденного в 60-е, ВДНХ была главным местом отдыха, главным аттракцион нашего детства. Сюда мы приходили детьми, здесь, раскрывши рот, мы смотрели разные выставки. Особенно котировали павильон «Космос», где можно было, например, потрогать ракету руками, полюбоваться на разные космические аппараты.
Тогда мы не знали, что такое «Диснейлэнд», даже не подозревали о его существовании. Поэтому, конечно, главным аттракционом нашего детства была ВДНХ, где я всегда был счастлив.
Я знаю, какая мощная движуха здесь началась недавно, когда объявили о возрождении ВДНХ. Я следил за событиями, был в курсе всего, что тут происходило, и искренне это поддерживал.
Как музыкант, я безумно радуюсь за Зеленый театр, которому снова вернули жизнь. Я был здесь на концертах моих коллег: отлично все отремонтировали, поставили новый звук, преобразили всю открытую площадку.
Я с трепетом жду сегодня обновления «Круговой кинопанорамы» и новых инноваций. Я знаю, что многие музыканты и режиссеры спят и видят сделать здесь свои проекты. И я не исключение».