Мари Мадинье: "Я хотела рассказать уникальную историю любви"
14.09.2016 19:26
Просто Мария

С 29 сентября  2016 в кино

Любовь и пингвины

Le secret des banquises (18+)

Фантастика,  драма,  мелодрама,  комедия,  Франция,  2016,  81 мин.

Режиссёр и сценарист:  Мари Мадинье

Продюсеры:  Кристина Ларсен,  Жюльен Дери,  Марк Дюжарден,  Диана Элбаум,  Давид Гоки,  Этьен Малле

Оператор:  Паскаль Марти

Композитор:  Стивен Уорбек

Художник-постановщик:  Стефани Розенбаум

Монтажеры:  Геррик Катала,  Джулия Грегори

В ролях:  Гийом Кане,  Шарлотта Ле Бон,  Ксавье Бовуа,  Дэмиен Шапель,  Патрик д’Асумсао,  Анн Ле Ни,  Жан Душе

Дата премьеры:  29 сентября  2016

Скромная работница лаборатории Кристофин много лет безнадежно влюблена в выдающегося эгоистичного профессора  Киньяра, стоящего на пороге открытия абсолютного иммунитета. Но когда вся его работа оказывается под угрозой, у Кристофин появляется шанс проявить себя и она решается испытать экспериментальный препарат на себе. Поможет ли это ей сблизиться с Киньяром? И не превратится ли она вдруг… в пингвина?

 

Факты о фильме

1.  «ППМ», так называемый «протеин пингвина», - выдуманный термин. «Протеин пингвина» существует, но в научном мире носит название «сфенисцин» - белок стрессов, вырабатываемый пингвинами, который обладает мощным антибактериальным действием. В фильме ППМ отвечает за удовольствие.

2.  Экспертом при написании сценария выступил Оливье Данос,  руководитель лаборатории Национального центра научных исследований в Париже.

3.  При работе над сценарием Мари Мадинье изучала реакции мышей на воздействие электроволнами,  музыку, например, Иоганна Себастьяна Баха, или даже на оргазм.

4.  Для съемки любовной сцены на площадку были приглашены профессиональные акробаты, которые тренировали актеров.

5.  В 2011 году сценарий фильма был удостоен награды Сопаден (Sopadin Arlequin).

6.  В съемках фильма принимали участие 12 настоящих пингвинов из Антарктики. С помощью спецэффектов их размножили в финальной версии. Также на съемках использовали около 200 лабораторных мышей.

7.  Маленький пингвин Гастон – это робот.

8.  Оператор Паскаль Марти, работавший над фильмом, также был одним из операторов киноальманаха «Париж, я люблю тебя».

9.  Для Мари Мадинье  - это режиссерский дебют.

10.  Актриса Шарлотта Ле Бон занималась с педагогом, чтобы выработать особую, неуклюжую, походку своей героини Кристофин.

11.  Самыми сложными с точки зрения съемок сценами стала трансформация главной героини – из человека в пингвина. Перед гримерами стояла задача покрыть все ее тело волосами, и на это уходило 12 часов подготовки. И все это время актриса должна была стоять неподвижно.

12.  Лед в фильме заменила соль, которая в сочетании с голубым экраном создавала эффект льда.

 

Режиссер и сценарист картины Мари Мадинье рассказала о своем дебюте.

Как родилась идея этого фильма?

- Я хотела рассказать уникальную историю любви, корни которой уходили бы в науку – мир одновременно прагматичный и немного сумасшедший, где классические способы соблазнения не работают.

Способ, который использует Кристофин, чтобы завоевать любовь своего босса довольно радикальный.

- Сделав инъекцию генома пингвина и превратившись в подопытного кролика, она приносит себя ему в жертву, но потом берет его в заложники. Этот ее противоречивый поступок вызывает у Киньяра неоднозначную реакцию. Помимо интереса провести свои опыты на человеке, у него возникает и чувство ответственности за эту молодую женщину, а также сильное чувство вины. Все типичные перипетии любовной истории прямо перед вами.

В некотором роде то, что эта парочка объединилась «ради науки» не только комично, но и трагично.

- И я надеюсь, что эта смесь жанров придаст фильму оригинальности. Их вынужденное сожительство переворачивает сознание обоих и заставляет придумать свой собственный способ любить друг друга. Именно из-за того, что ими движут ценности науки, Кристофин и Киньяр и представляют собой такую нетипичную пару, в которой много сомнений, и человек может даже дойти до того, чтобы изменить свой облик. Кажется, для них нет ничего невозможного: они идут по пути, который делает их судьбу совершенно невероятной.

Восхищение Кристофин Киньяром столь же абсолютно, как и абстрактно.

- Для нее Киньяр недосягаемый идеализированный герой. Она столкнулась с ним всего лишь пару раз в коридоре, но именно тогда и произошел контакт; она убеждена, что та записка, которую он оставил, адресована именно ей. Она предельно откровенна в начале фильма: ее жизнь довольно пуста. У Кристофин настолько низкая самооценка, что она жертвует своей жизнью ради другого человека. Но чем больше времени она проводит с Киньяром, тем больше учится у него и становится мудрее. Соотношение сил меняется. Чем ближе она становится к Киньяру во время эксперимента, тем более реальными становятся их отношения. Научный мир, словно метафора для этой любви. Как перейти от воображаемых отношений, от фантазии - к конкретным отношениям, свободным от иллюзий? Мне нравится доминирующая линия Кристофин: это путь безнадежного романтика. Ее преданность очень трогает. Она постоянно идет на жертвы, что делает ее в моих глазах еще более смелой и трогательной.

Он гораздо менее приятный.

- Он начинает располагать к себе по мере действия фильма. По большей части он сдержан, сам он ничего не просил и вообще не замечает ее. У него блистательный ум, но человек он не щедрый, и это проявляется во всех его действиях и мыслях. С сентиментальной точки зрения, он немного аутист. На самом деле та сцена, когда она просит его принять участие в эксперименте, очень забавная, т.к. он не рассматривает себя в качестве субъекта, а считает себя мозговым центром, абстракцией. Это способность Кристофин к самопожертвованию в итоге трогает его и заставляет задать себе пару вопросов. Она вышибает его из зоны комфорта.

Преданность ему команды в лаборатории просто поражает.

- Ни в коей мере – таков реальный мир лаборатории. К Киньяру там относятся как к Богу, потому что он харизматичен, умен и успешен. Все исследователи в него влюблены; они мечтают получить коды доступа к лифту, который ведет в святую святых – его офис. Страсти накаляются, когда Кристофин меняет равновесие сил и берет его в заложники. Всемогущий статус Киньяра подвергается испытанию. Филипп и Надин, которых играют Патрик д’Асумсао и Анн Ле Ни, словно такие мама и папа, а Киньяр их любимый сын. Мне показалось занятным, что пара, которая на самом деле вовсе не пара, связана вот таким вот «святым Граалем». Анн Ле Ни, которая сама из семьи ученых, прекрасно вписалась в этот немного сумасшедший мир.

Мы здесь, как будто, в двух временных зонах: с одной стороны, события разворачиваются в лаборатории и стеклянном зале, комнаты которого переходят одна в другую словно в улее; с другой стороны, это офис Киньяра, где время как будто останавливается.

- Совершенно верно. Пока простые смертные суетятся по поводу всяких пустяков, Киньяр и Кристофин живут полностью вне времени. Они живут в офисе Киньяра, а лаборатория словно вращается вокруг них.

ППМ, протеин пингвина, над которым работают герои фильма, правда существует?

- Он существует, и его иммунные свойства тоже. Я переименовала его в ППМ, но его настоящее название сфенисцин. Это так называемый белок стрессов, вырабатываемый пингвинами, который обладает мощным антибактериальным действием. Его активные компоненты гораздо сильнее традиционных антибиотиков. Исследователи планируют использовать его для лечения кистозного фиброза. Изначально я хотела построить свою историю на реальной научной гипотезе. Начало должно было казаться правдоподобным, даже если потом я исказила бы факты, чтобы вовлечь зрителя в повествование, которое больше похоже на фантастическую историю. Оливье Данос, руководитель лаборатории Национального центра научных исследований в Париже, помог мне написать правдоподобный с научной точки зрения сценарий.

Он принимал участие в написании сценария?

- Да, потому что вся сложность заключалась в том, чтобы сделать научную часть одновременно доступной и правдоподобной. Оливье Данос помог мне выстроить научную составляющую, а также понять менталитет исследователей, немного сумасшедших, живущих в своем мире со своим специфическим чувством юмора. Он также здорово помог мне, разъясняя опыты на мышах и воздействие на них: с помощью электроволн, музыки, например, Иоганна Себастьяна Баха... или оргазма. Когда он мне это рассказал, мне настолько понравилась идея, что я тут же решила - ППМ будет отвечать за удовольствие.

Так вот откуда взялись сцены пыток с помощью электродов и в цилиндре с водой.

- Из того, что мне рассказал Данос, я постаралась оставить самые кинематографичные моменты - смешные и наиболее выразительные.

Как, например, та очень смешная любовная сцена с Зигфрид - ассистенткой лаборатории.

- У этой сцены двойное преимущество. Она заставляет вас ошибочно думать, что обрести иммунитет можно только проделав все те выкрутасы, которые потом приходится повторить Кристофин и Киньяру. В итоге из этого неожиданно получилась невероятная любовная сцена. А снимать любовные сцены очень тяжело. Представляя себе всю эту хореографию, я старалась отбросить определенные стереотипы.

Как вы в итоге это сняли?

- Для режиссера это настоящий вызов. Необходимо было точно отработать каждое движение, прежде чем начать снимать. Мы пригласили на площадку акробатов, чтобы тренировать актеров. Они заставляли Шарлотту делать определенные упражнения. Я решила снимать эту сцену с задней подсветкой - я хотела, чтобы визуально она получилась одновременно жесткой, смешной и интригующей.

Когда он наконец-то понимает, что ключ к его исследованиям - это удовольствие, Киньяр сильно задет 

- По двум причинам - он задет как ученый и как мужчина. Ключ был прямо перед его глазами, и он не видел его - вместо него к этому выводу пришли его ассистенты. И он понимает, что не доставлял Кристофин никакого удовольствия. Мне нравится, что на подсознательном уровне тема фильма - женский оргазм и импотенция мужчин. И даже несмотря на то, что его унизили как человека и профессионала, мне кажется, он отыгрывается за это в конце.

Конец получился фантастичным.

- Для меня они находят свое настоящее счастье в этом другом мире, который представляет из себя Антарктика. Они становятся свободными от мира людей и его законов.

Сценарий для фильма «Любовь и пингвины» получил награду Сопадин в 2011 году, когда вы выпустились из Высшей Национальной Школы Аудиовизуальных Искусств. Это очень амбициозный проект для первого фильма. Вы осознавали это когда писали сценарий?

- Нет, не очень. Я дала себе полную свободу. Правда, я хотела поэкспериментировать и придумать оригинальную, смелую комедию, немного возмутительную и дерзкую. Я люблю комедии, особенно эксцентричные американские, такие как «Воспитание крошки» и «Обезьяньи проделки», за их дерзкие диалоги, драки и невероятные ситуации. Всю сложность я осознала, когда началось производство, мы начали строить декорации и приводить животных.

Как много животных?

- Полдюжины настоящих пингвинов из Антарктики, которых мы размножили с помощью спецэффектов и около 200 лабораторных мышей. А маленький пингвин Гастон - это робот.

Легко ли было начать снимать фильм?

- Вокруг этого сценария было так много энтузиазма, но, что парадоксально, к съемкам было тяжело приступить. Мне повезло, что Кристина Ларсен из студии Фильмы следующего дня поверила в него. До этого я сняла только одну короткометражку. Она попросила меня снять еще одну, чтобы набраться опыта, познакомиться с оператором Паскалем Марти и другими членами группы, а также получше узнать актеров.

Паскаль Марти с камерой, а на площадке Стефани Розенбаум – у вас был поистине королевский состав.

- Я думаю, им понравились оригинальность и поэзия этого проекта.  Для Стефани Розенбаум, художника-постановщика Мишеля Гондри, это был настоящий вызов - изобразить офис Киньяра на фоне этого аскетичного поэтически-искусственного Антарктического пейзажа. Он представляет собой не только рай для пингвинов, но и отражает очень строгий и беспристрастный внутренний мир Киньяра. Я была очень избалована. Это касается и выбора актеров. Гийом Кане и Шарлотта Ле Бон сразу же заинтересовались проектом. Кане сказал «да», как только закончил читать сценарий. А Шарлотта сразу же приехала из Квебека на встречу со мной.

Как вам работалось с ними?

Шарлотта работала с педагогом, чтобы выработать походку Кристофин и неуклюжий язык ее тела. Она должна была научиться прятать свою женственность. Я также попросила ее посмотреть фильм «Милая Фрэнсис» Ноа Баумбака с Гретой Гервигой, а также «Секретаршу» Стивена Шейнберга с Мэгги Джилленхол, один из моих любимых фильмов. Гийом должен был почувствовать, как двигаются старшие лаборанты. Он также очень много привнес и от себя в характер Киньяра, который получился таким противоречивым. Он сделал его гораздо более проницательным, трогательным и хрупким, нежели кажется на первый взгляд.

Вы боялись отдать эту роль актеру, который в то же время еще и режиссер?

- Да, и я сказала ему об этом, перед тем, как мы начали съемки. Гийом сразу же развеял все мои страхи. Он никогда не вмешивался в работу режиссера на площадке.

Расскажите нам о спецэффектах.

- Самая сложная часть – трансформация Шарлотты: мы должны были покрыть все ее тело волосами, а на это уходило 12 часов подготовки. И все это время она должна была стоять и не двигаться. А в сценах на льду, мы использовали голубой экран. Актеры вынуждены были ходить по соли. Технически, это было довольно сложно организовать.

Вы ориентировались на какие-либо работы, когда снимали этот фильм?

- «Воспитание крошки» Ховарда Хоукса, в нем такие быстрые и остроумные диалоги. Я обожаю комедии Любича и Манкевича.  «Секретарша» Стивена Шейнберга, которую я упоминала ранее, однозначно на меня повлияла. Что касается визуального ряда, то меня вдохновляют фильмы Мишеля Гондри – «Звериная натура»,  «Вечное сияние чистого разума» и «Наука сна», а также фильмы Уэса Андерсона.

Какой вы режиссер?

- Я еще не знаю, это мой первый фильм. Даже когда мне кажется, что я придерживаюсь своей линии, все на площадке могут влиять на съемочный процесс.

История сильно изменилась при монтаже?

- Нет, не очень. В сценарии мизансцены были гораздо длиннее. Руководитель монтажа Геррик Катала и я решили их ускорить, чтобы побыстрее перейти к истории Киньяра и Кристофин.

Пару слов о музыке Стивена Уорбека...

- Мне очень понравилась его работа над фильмом «Полисс» Майвенна Ле Беско. У Стивена потрясающая способность вчитываться в каждую сцену, у него постоянно возникают какие-то мысли, которые очень помогают режиссеру. Он часто заходил к нам в монтажную. Мы очень тесно сотрудничали. Он очень многое привнес в фильм.

Добавить комментарий