С 20 октября 2016 в кино
В постели с Викторией
Victoria (18+)
Драма, мелодрама, комедия, Франция, 2016, 97 мин.
Режиссер: Жюстин Трие (номинации на премии «Сезар», Европейской киноакадемии и «Золотого медведя», приз Берлинского кинофестиваля; предыдущие работы — «Возраст паники», «Два одиночества»)
Сценаристы: Thomas Lévy-Lasne, Жюстин Трие
Продюсер: Emmanuel Chaumet
Оператор: Саймон Бофил
Художники: Оливье Мейдингер, Шарлотта Вайссе
Монтажер: Лорен Сенешаль
В ролях: Виржини Эфира («Она», «Любовь не по размеру»), Венсан Лакост («Сент-Амур: Удовольствия любви», «Джеки в царстве женщин»), Мельвиль Пупо («Лазурный берег»), Лоран Пуатрено, Лорэ Кэлами, Alice Daquet, Жюли Мулье, Elsa Wolliaston, Софи Фийер, Liv Harari и другие
Дата премьеры: 20 октября 2016
Виктория пытается начать новую жизнь — взять себя в руки, разобраться с любовниками, больше спать и лучше питаться. Только вот бывший, обратившийся к ней за помощью, не помогает навести порядок. А другой возлюбленный, возомнивший себя популярным писателем, посвящает всю сеть в подробности ее интимной жизни.
Режиссер Жюстин Трие рассказывает о фильме
— Как вы определяете жанр вашего фильма?
Я бы сказала, что это грустная комедия о хаотичности жизни современной женщины. Фильм затрагивает волнующие меня вопросы: трудности отношений между мужчинами и женщинами, одиночество, дети, справедливость, деньги, секс. Мне хотелось взглянуть на все это со стороны и создать портрет разносторонней прогрессивной женщины, попавшей в сложные обстоятельства. Она скрывает проблемы с личной жизнью, полностью погружаясь в перипетии судебного процесса, при этом ей приходится ограждать себя от преследований своего бывшего. Постепенно персонажи начинают себя вести, как в моем предыдущем фильме «Возраст паники». Это ни в коем случае не история простушки, которая полюбила и вышла замуж. Это рассказ о сложной женщине в период эмоционального напряжения, которая в итоге не выдерживает и срывается. Работа и личная жизнь переплетаются. Мне хотелось рассказать обо всем этом: о ее взлетах и падениях.
— Какие были ориентиры? Фильм напоминает некоторые американские комедии.
Все верно. Говард Хоукс, Билли Уайлдер, Блейк Эдвардс и вместе с ними Саша Гитри вдохновили меня на это. Особенно «Дезире» Гитри, где социальная жестокость сочетается с романом между хозяйкой и дворецким. Нельзя не упомянуть Вуди Аллена. И еще выделю Джеймса Л. Брукса, чьи фильмы я обожаю, хотя открыла их сравнительно недавно: «Как знать…» и «Испанский-английский». В комедии мои предпочтения менялись с течением времени. Еще мне нравятся некоторые сериалы, например «Кремниевая долина». Или ситком «Мамаша», который виртуозно смешивает драму и комедию. Благодаря ему я решилась с юмором поговорить о темных сторонах жизни и даже о грязи. У кого бы Виктория ни просила совета: у подруги, психоаналитика, ясновидящей, иглотерапевта, всегда присутствует комическая нотка. Да, суть фильма в разговорах Виктории. Это было основой сценария: Виктория все время говорит не то и не в подходящее время. Она рассказывает о профессиональных проблемах тем, с кем бы ей следовало спать, о своем бывшем потенциальной клиентке, о своем новом психоаналитике предыдущему. Часто существует разрыв между тем, что люди должны собой представлять и кем они являются на самом деле. Я старалась идти от драмы к комедии, напитывая сюжет жанровыми противоречиями.
— Более того в фильме заметны даже элементы романтической комедии.
Да, но иногда очень жестокой. Отношения тоже. В этом заключается двойственность фильма. Яркий момент стыка романтики и цинизма, когда Виктория признается Сэму в любви, а он начинает торговаться с ней.
— Есть в картине и элементы другого жанра? Например, судебных лент.
Да, есть намек на «Анатомию убийства» Преминджера: собачка на перекладине, правда, у меня в кадре еще и трусики. При помощи животных мне удалось избежать стереотипных сцен из фильмов про судебные заседания. Мне нравится смешивать жанры: убийцу повешенной женщины искали при помощи реакции ее далматинца на подозреваемых. Эта история помогла мне понизить градус мрачности. И когда Виктория в судебной речи в состоянии аффекта пытается дискредитировать показания собаки, это вызывает смех от абсурдности ситуации. По сути, она сама является жертвой. Так как она опытный адвокат, я добавила к ее поведению изрядную долю цинизма, свойственную этой профессии.
— Фильм раскрывает тему сексуальности.
На уровне разговоров, ничего не показывая. Однако темой секса пропитано каждое действие, даже если это и незаметно. Все-таки у нас своего рода сатира на тему совместной жизни и сексуальных отношений. У Венсана, например, не все в порядке с подружкой, которая его обвиняет, Давид, описывает подробности жизни с Викторией в блоге, Виктория консультируется с врачами и ясновидящей, чтобы решить свои сексуальные проблемы. И каждая новая консультация не помогает ей, а лишь усугубляет положение. Это уже чистая комедия, где героиня парит в воздухе, не найдя выхода из сложившейся ситуации. А решение приходит из совершенно неожиданного места: Сэм – скрытный, осторожный, почти что девственник.
— Можно поподробнее о самом Сэме?
Это самый загадочный персонаж фильма, который берет на себя функции сиделки и ангела-хранителя. Он занимается домом, может касаться любых вещей Виктории, но она до поры до времени ничего к нему чувствует. Он развивается, вносит свои идеи, модернизирует жизнь Виктории. Она этого почти не замечает, в то время как это становится основой хрупкого равновесия. Они постепенно сближаются, когда Сэм начинает ей помогать в делах, даже любовных, но всегда их отношения строятся на цинизме и неизбежной оплате.
— «В постели с Викторией» очевидно более дорогой фильм, чем предыдущий. Как проходил переход от маленького бюджета к крупному? В чем принципиальная разница и как это отразилось на работе?
У «Возраста паники» было 24 съемочных дня. У этого фильма – в два раза больше. Я могла сосредоточиться на получении той картинки, которую я хочу, меньше зависеть от условий съемки. В прошлый раз мне необходимо было взвалить камеру на плечо и быстро-быстро снимать, чтобы все успеть. В этот раз у меня была возможность остановить съемку, сделать так, чтобы сцена сама по себе несла эмоциональный оттенок, а не добиваться этого трясущейся камерой. И потом все актеры в «Возрасте паники» были моими друзьями. Здесь я никого поначалу не знала и открывала для себя новых замечательных людей. Мне понравилось работать в павильоне. Но я не могла без риска: среди актеров были дети, далматинец и обезьяна. Также в картине задействованы непрофессиональные актеры. Это держит площадку в напряжении. Но настоящая разница проявилась гораздо раньше. Сценарий для «В постели с Викторией» был гораздо более тщательно прописан, чем для «Возраста паники». У меня оказалось больше отснятого материала, но я ни разу не вышла из съемочного графика. Я держала в голове ритм каждой сцены, мысленно представляя себя уже на монтаже.
— Об актерах. Почему выбор пал на Виржини Эфиру?
На роль Виктории я искала яркую, смешную и задумчивую актрису. Я видела Виржини в фильме «Притворись моим парнем», она мне очень понравилась. Мы встретились, она показалась сильной, умной и веселой. В игре Виржини никогда не напрягается, у нее все получается естественно без лишних расходов.
— А Венсан Лакост?
Он быстро нашел общий язык и со мной, и с Виржини. Он актер от бога. Пожалуй, единственный человек, который бы смог сыграть эту роль. Я хотела, чтобы во второй части фильма все увидели его сексуальность. То есть у него двойственный образ: сначала он такой потерянный юноша, затем – мужественный самец. И даже если бы я не думала о разнице в возрасте, мне было бы интересно, чтобы Виктория выбрала обычного молодого человека.
— В ролях второго плана тоже много интересных актеров…
В Мельвиле Пупо есть невинность в стиле Кэри Гранта, за которой может скрываться опасный извращенец. Он идеальный обвиняемый. Лоран Пуатрено в роли бывшего, абсолютный гик, добавляет фантазии, как и Лор Калами, экзальтированная особа из коллегии адвокатов.
— Как вы работаете с актерами? В ваших фильмах всегда игра кажется настолько правдивой…
Мне кажется, я работаю с актерами на слух. Я слушаю больше, чем смотрю на то, что они делают. Но это в основном происходит на кастинге, хотя влияет на то, что потом происходит на площадке. У меня нет готового рецепта. Я стараюсь держать всех в напряжении, чтобы никто не уснул, и использую различные подходы, чтобы мы не погрязли в рутине. Плюс в работе с актерами мне помогает Синтия Арра. Она никогда с ними не расстается.
— Будете продолжать снимать комедии?
Мне бы хотелось снять мелодраму.