С 17 ноября 2016 в кино
По соображениям совести
Hacksaw Ridge (18+)
Военная драма, мелодрама, биография, Австралия, США, 2016, 131 мин.
Режиссёр: Мэл Гибсон
Сценаристы: Эндрю Найт, Роберт Шенккан
Продюсеры: Терри Бенедикт, Пол Карри, Брюс Дэвей, Уильям Д. Джонсон, Билл Микэник, Брайан Оливер, Дэвид Пермут, Тайлер Томпсон, Майкл Бэссик, Грегори Кросби, Барбара Гиббс, Дэвид С. Грейтхаус, Джоэль Крамер, Стив Лонги, Марк С. Манюэль, Зак Мекэник, Тед О’Нил, Бадди Патрик, Элекса Рут, Jason Seagraves, Лорен Селиг, Джеймс Майкл Вернон, Гейб Видела, Сюзанн Уоррен, Кристофер Вудроу
Оператор: Саймон Дагган
Композитор: Руперт Грегсон-Уильямс
Художники: Бэрри Робисан, Марк Робинс, Лиззи Гардинер
Монтажер: Джон Гилберт
В ролях: Тереза Палмер, Эндрю Гарфилд, Винс Вон, Сэм Уортингтон, Хьюго Уивинг, Люк Брейси, Рэйчел Гриффитс, Мэтью Нэйбл, Натаниэль Бузолич, Мило Гибсон, Райан Корр, Ричард Роксбург и другие
Дата премьеры в России: 17 ноября 2016 года
Дата выхода в прокат в США: 4 ноября 2016 года
Формат: 2D
Долгожданный режиссерский проект Мэла Гибсона «По соображениям совести» - это военная драма, основанная на реальной и невероятной истории армейского медика Десмонда Досса. Воспитанный жестоким, но справедливым отцом, прошедшим Первую мировую войну, Десмонд крепко усвоил важнейшую христианскую заповедь: «Не убий». Когда началась Вторая мировая, он добровольно записался на армейскую службу в качестве военного медика, полный решимости спасать жизни, а не забирать их. Пройдя через издевки однополчан и угрозу военного трибунала, он добился путевки на фронт, отстояв свой главный принцип – ни при каких обстоятельствах не брать в руки оружие. Руководствуясь искренним желанием сохранить как можно больше человеческих жизней на поле боя, Десмонд Досс вынес из-под огня десятки своих товарищей и, будучи убежденным пацифистом, вошел в список величайших военных героев всех времен.
«Когда я услышал историю Десмонда Досса, первого человека, отказавшегося воевать и получившего Медаль Почета США, я был поражен его жертвенностью. Он был чистым, бескорыстным человеком, который почти бессознательно многократно рисковал собственной жизнью, чтобы спасти жизни своих братьев. Десмонд Досс был обычным человеком, который совершал необычные поступки.
Когда началась Вторая мировая война и молодые люди рвались воевать, перед Десмондом стоял сложный выбор. Как мужчина, он хотел служить, но насилие противоречило его религиозным и нравственным принципам. Он отказывался даже касаться оружия. Десмонд пережил преследования из-за отказа пойти против своих убеждений, а потом оказался в аду войны, вооруженный лишь своей верой. Но в итоге он превратился в одного из величайших героев всех времен.
Десмонд Досс – уникальный человек. Мало кто может повторить его подвиг. Сдержанность, с которой он рассказывает о своих героических поступках, только подтверждает его мужественность. На самом деле, у Десмонда несколько раз просили разрешения превратить его историю в фильм, но он постоянно отказывался, утверждая, что настоящие герои были на поле боя. В ситуации, когда в кинематографе балом правят выдуманные супергерои, я решил, что пора отдать должное реальным людям.
Эндрю Гарфилд смог вжиться в роль Десмонда Досса и уловить суть своего персонажа. Актеры второго плана и съемочная группа сработали идеально. Я благодарен всем, кто участвовал в съемках. Для меня большая честь рассказать эту историю» - Мэл Гибсон.
Когда пришел приказ отступать, один человек остался
Весной 1945 года, когда дни войны на Тихом океане были на исходе, армия США столкнулась с самым яростным сопротивлением за все время сражений на Окинаве. И тогда один солдат выделился среди других. Это был Десмонд Досс – человек, который, поклявшись никогда не убивать, отказался брать в руки оружие и проходил службу военным медиком. Под смертельным огнем, в одиночку он спас десятки раненых солдат, и при этом сам не выстрелил ни разу.
Прихожанин Церкви адвентистов седьмого дня Досс, сторого следующий своим религиозным принципам, жил в Виргинии и добровольно пошел служить в армию США. Он не хотел убивать, и собирался стать безоружным санитаром. В армии такое не было принято, но Досс настаивал. Он был худощавым вегетарианцем, отказывался от занятий по боевой подготовке по субботам, и категорически не хотел брать в руки оружие. В итоге другие солдаты начали задирать Досса. Они считали, что он станет опасной помехой в настоящем бою, и пытались заставить его уйти из армии. Но Досс добрался до Окинавы, где его подразделению было приказано захватить недоступную высоту Маэда. На вершине 120-метровой скалы находилась хорошо защищенная позиция пулемётчиков противника. Кругом были ловушки, а в подземных ходах прятались японские солдаты, поклявшиеся биться до смерти.
И тогда Досс продемонстрировал, что он не только принципиальный, но и очень смелый человек. Несмотря на непрекращающийся огонь противника, Досс не собирался прятаться. Когда его батальону приказали отступать, он один остался на поле боя и несколько раз возвращался в зону обстрела, вооруженный лишь своими убеждениями. Он смог вынести с поля боя около 75 серьезно раненых солдат, которые непременно погибли бы, если бы не вмешался Досс.
В октябре 1945 года Десмонд получил Медаль Почета от президента Гарри Трумэна за «Выдающуюся храбрость, непоколебимость и целеустремлённость в крайне опасных условиях». Уже тогда начались попытки перенести историю Досса на экран. Те, кто слышали, что сделал Досс, понимали, насколько сильным и интересным мог бы получиться сюжет для фильма (с тех пор всего еще два человека, отказавшиеся от военной службы, получили Медаль Почета). Воплотить эту идею удалось лишь через полвека, в основном из-за того, что Досс предпочитал вести тихую, простую жизнь без шумихи и славы, которые принес бы ему фильм.
И вот, наконец, история Досса будет рассказана так, как может ее рассказать только кинематограф двадцать первого века. Сценарий написан обладателем Пулитцеровской премии Робертом Шенкканом («Кентуккский цикл», «До самого конца») и австралийским писателем Эндрю Найтом («Искатель воды»), а над картиной работала высокопрофессиональная команда, которую возглавил номинант премии «Оскар»®, режиссер Мэл Гибсон. Это рассказ не только о том, что пришлось пережить солдатам на Окинаве, но и о близких людях, которые сформировали и поддержали взгляды Десмонда Досса.
Продюсер картины «По соображениям совести» Билл Микэник объясняет: «Десмонд не хотел продавать права на экранизацию своей жизни, он не желал славы, считая, что это противоречит его взглядам. Только в конце жизненного пути близкие убедили его, что пора поведать миру историю, которая должна пережить поколения».
Досс умер в возрасте 87 лет в марте 2006 года. За несколько лет до этого режиссер Терри Бенедикт получил его благословение на производство документального фильма The Conscientious Objector («Отказник по соображениям совести») и сохранил права на историю. Решив, что пора представить многоуровневую драму кинозрителям, Бенедикт обратился к продюсеру Дэвиду Пермуту, который, в свою очередь, связался с Микэником.
Рассказывает Микэник: «Я увидел историю о человеке с твердыми убеждениями, попавшем в настоящий ад, из которого он выходит, став еще сильнее».
Мэл Гибсон берет штурвал
В поисках сценариста, который смог бы разобраться со всеми историческими, биографическими и духовыми линиями в жизни Десмонда Досса, Билл Микэник нанял Роберта Шенккана, получившего Пулитцеровскую премию за серию пьес «Кентуккский цикл». Это эпическая работа, где история и мифы дикого запада рассказаны через переплетение судеб трех семей из штата Кентукки. В 2014 году Шенккан получил премию «Тони», а также еще несколько премий за пьесу «До самого конца», в которой он описал первый год Линдона Джонсона на посту президента, который занял должность после убийства Джона Кеннеди. Увлеченность, с которой Шенккан подходил к работе над материалами о больших исторических событиях, как нельзя лучше подходила для этого проекта.
Эту историю нельзя было вписывать в рамки стандартной структуры. Здесь надо было соединить, казалось бы, не связанные элементы: романтику, семью, страдания, испытание веры и жестокую реальность войны. Но, имея на руках записи рассказов Досса о случившемся, а также армейские документы из архивов, Микэник и Шенккан начали подробно изучать, откуда взялась стойкая вера Досса в то, что убивать нельзя даже на войне, которую он считал оправданной.
Микэник объясняет: «Мы оба чувствовали, что должны разобраться в прошлом Десмонда и таким образом прийти к пониманию его поступков. Сначала мы хотели сразу начать с Окинавы, но было слишком важно показать влияние родителей Досса, его встречу с женой Дороти и формирование его взглядов в юности».
Шенккан поиграл с ранней хронологией, чтобы создать плотную структуру. Он создал героев второго плана, сплавив в один образ несколько реальных людей, а также вычленил несколько событий из детства и юности Досса. Но когда дело дошло до невероятного героизма на Окинаве, тут уже сценарий максимально строго следовал фактам. А это значило, что фильму нужен был режиссер, который сможет показать личную жизнь семьи Досс, и при этом снять эпическую битву на Окинаве – и все с потрясающим реализмом.
Именно сочетание этих двух критериев и стало причиной, почему Микэник стал настойчиво уговаривать Мэла Гибсона. В его режиссерском резюме есть такая классика, как «Храброе сердце», «Патриот», «Мы были солдатами», «Страсти Христовы», а также «Апокалипсис». Гибсон известен тем, что может снимать картины на серьезные темы, и при этом делать их интересными для самой разной аудитории, увлекая зрителей в свои миры. Микэник уже работал с Гибсоном над фильмом, который принес создателям премию «Оскар»® - «Храброе сердце», и пристально наблюдал за его дальнейшими проектами.
«Впервые я послал Мэлу сценарий фильма «По соображениям совести» в 2002 году, потом в 2010 и снова в 2014, - вспоминает Микэник. – Его сотрудники читали сценарий, но до 2014 года Мэл предпочитал заниматься проектами, которые он сам разрабатывал от начала до конца. Когда я в третий раз отправил ему сценарий, Гибсон прочитал его за ночь и уже утром дал согласие».
Для Микэника Гибсон всегда был идеальным выбором. «Мне показалась, что картина «По соображениям совести» похожа на фильм «Храброе сердце», - объясняет продюсер. – В нем соединены те же темы веры, насилия и войны. Хотя это другая история о другом человеке с другим прошлым. Для меня Мэл всегда выделялся среди других режиссеров – он не боится экспериментировать, и повествование в его картинах идет на интуитивном уровне. Он стал превосходным режиссером. Он чувствует героев, умеет работать с актерами, с операторами, разбирается в монтаже, а как результат - зрители получают совершенно новый опыт».
Гибсон увидел в проекте возможность напомнить миру о забытом герое. Десмонд Досс привлек его, как человек, который жил в соответствии с ценностями, которые значили для него всё, даже если приходилось идти на конфликт со всеми вокруг.
Рассказывает Мэл Гибсон: «Десмонд Досс презирал насилие. Это было против его принципов и религиозных верований, но он хотел служить стране во время Второй мировой войны. Как человек может идти в самое ужасное место на земле без оружия? Тот факт, что это реальная история, заинтересовал меня больше всего, и я подумал, что смогу рассказать ее на экране».
Гибсон отмечает, что Досс никогда не называл себя «отказником по соображениям совести». Это было армейское выражение. Вместо этого он называл себя добровольным помощником, считая, что он может во многом помочь армии, не убивая людей.
«Он был добровольцем и страстно хотел участвовать в военных действиях, но при этом не отнимать жизни, а спасать их, - рассказывает Гибсон. – Слыша это, каждый раз задаешься вопросом – что за человек способен ступить на горящую землю Окинавы без оружия? Досс сделал невозможное, то, чего не ожидаешь ни от кого. Я слышал, что Медаль Почета обычно выдается людям, которые мгновенно принимают одно правильное решение в сложной ситуации, которое и приводит к героическому поступку. Но Десмонд на Окинаве совершал героические поступки 24 часа в сутки, 7 дней в неделю в течение месяца. Он поднял героизм на новый уровень».
«Когда стало ясно, что Гибсон возьмётся за проект, мы пригласили Эндрю Найта («Искатель воды») помочь доработать потрясающий сценарий, который Шенккан написал несколько лет назад», - рассказывает Микэник.
Гибсон рассматривал баланс между событиями дома, которые сформировали его характер, и на поле битвы, где герой опирался на свои взгляды, чтобы выстоять посреди безумия. «Первая часть фильма рассказывает о том, как Десмонд пытается разобраться в сложных отношениях с отцом и его внутренними демонами и в то же время встречает свою настоящую любовь, которая заставляет его мечтать вернуться домой», - рассказывает режиссер.
Микэник говорит, что, когда дело дошло до батальных сцен, Гибсон сфокусировался на самых важных деталях и подошел к ним творчески. «Мэл умеет снимать войну. По-моему, он всегда полностью лично выстраивал батальные сцены, не важно, кто их до этого расписывал», - признается продюсер.
Тем не менее, даже в пылу битвы Гибсон хотел, чтобы зрители видели гуманность главного героя. Вот что он рассказывает о съемках этих сцен: «Я поставил перед собой задачу создать ощущение, что Окинава во время тех сражений – самое худшее место на Земле, и это именно так и было для находившихся там людей. И вот Десмонд – парень, которого, я надеюсь, зрители хорошо узнают и полюбят за время просмотра «мирной» части фильма, заброшенный в эти ужасающие обстоятельства, поймет насколько он соответствует тем стандартам, которые сам установил».
Эндрю Гарфилд в роли Десмонда Досса
Главной задачей было найти актера, который смог бы сыграть Десмонда Досса –застенчивого, забавного, романтичного, спокойного и при этом имеющего удивительную глубину чувств и поразительно храброго.
Билл Микэник объясняет: «Я уже 14 лет делаю этот фильм, так что за это время я представлял многих актеров в роли Десмонда Досса. Его непросто играть, потому что он закрытый, не говорит о себе в фильме, не объясняет свои поступки. Поэтому мне нужен был актер, который смог бы прожить на экране за Десмонда так, чтобы зрители бы просто видели, какой он есть на самом деле».
Микэник знал, что физическая сила – не главное в роли, хотя актеру и пришлось бы участвовать в батальных сценах. «Даже если бы он был суперменом, с телом, как у Дуэйна «Скалы» Джонсона, все равно невозможно поверить, что человек сделал то, что сделал Десмонд, – говорит продюсер. – Чтобы поверить в подвиг Десмонда, нужно было показать нечто большее, и Эндрю Гарфилду это, оказалось, по силам».
Актер, номинированный на премии «Золотой Глобус» и «Тони» и известный по ролям Питера Паркера в фильме «Новый Человек-Паук» и со-основателя Фейсбука Эдуардо Саверина в «Социальной сети», тут же согласился участвовать в проекте.
«Как только я прочитал сценарий, у меня не было ни тени сомнений, - говорит Гарфилд. – Такой человек, как Десмонд – огромная редкость в наши дни. Все частоты такого человека настроены на спокойный и тихий внутренний голос, который беспрерывно говорит, что его обладатель может себе позволить и на что он ни в коем случае не пойдёт, к чему бы это ни привело».
Редкое уважение Досса к врагу и его отношение к человеческой жизни как к святыне, поразило Гарфилда и заставило его задуматься. «Десмонд относился к противникам так же, как к своим сослуживцам. Это сложно для восприятия, но я старался это понять лучше и научиться его особенному отношению ко всему живому на планете, освоить его прекрасную идею, что мы все едины. Я уверен, что эта история не просто об убеждениях последователя одной отдельно взятой религии, а о духовности и силе духа», – говорит Гарфилд.
Несмотря на то, что Досс уже умер, Гарфилд говорит, что чувствовал большую ответственность и хотел отдать дань его жизненными достижениями. Перед съёмками он провел три месяца, изучая историю Досса и то, что происходило с ним в жизни.
«Я напряженно готовился, - вспоминает Гарфилд. – Я посетил родной город Десмонда, и место, где он ушел на пенсию. Дом, где он вырос, и дом, где он умер. Я прошел дорогами, которыми ходил он. Я прочитал про него все книги, пытаясь впитать всё, что пригодилось бы мне в работе. Но всего этого мне казалось мало. Большая радость снимать такую историю, когда ты можешь нырнуть в сущность другого человека, изучить его жизнь. Это потрясающе. Ты чувствуешь себя историком и исследователем».
Мэл Гибсон был очень доволен тем, как Гарфилд погружается в роль, стараясь, чтобы зрители могли узнать его героя как можно лучше. «Эндрю поразительный актер. Он не похож на героя боевиков, но у него есть все нужные внутренние качества, - замечает Гибсон. – Он, как и Десмонд Досс, следует своим убеждениям, поэтому он смог так реалистично и трогательно сыграть Десмонда. Вся картина крутится вокруг главного героя, так что он должен был стать нашим основным игроком, и он им стал».
Гарфилд был также восхищен работой Гибсона. «Сотрудничество с Мэлом стало самым впечатляющим в моей актерской карьере на данный момент, - признается он. – Мэл умеет рассказывать историю так, что она получается красивой и увлекательной. Он чем- то похож на Десмонда Досса – он очень искренний человек. У Мэла все лежит на поверхности. Ты точно знаешь, что он чувствует в тот или иной момент. Даже если он пытается скрыть это, у него все равно не получается. Он страстный и это заразительно».
Тереза Палмер в роли Дороти Шутт
Одно из самых прекрасных событий в жизни Десмонда, которое меняет всё вокруг, происходит перед войной, когда он встречает обаятельную молодую медсестру и тут же решает, что сделает ей предложение. Дороти Шутт в итоге вышла за Десмонда Досса и стала его маяком в самые беспросветные моменты на войне.
Мэл Гибсон был рад пригласить восходящую австралийскую актрису Терезу Палмер на эту роль. «Камера любит Терезу. И она добавляет героине настоящей теплоты, которая так необходима для этой работы. Когда мы узнаем о Терезе больше, кажется, что она сестра милосердия для самого Десмонда», - говорит режиссер.
Палмер тут же почувствовала связь с Дороти. Она объясняет: «Я хотела сыграть Дороти, потому что она сильная женщина, которая знает, чего она хочет, но при этом она обладает тонкой душой и сложным характером. Мои бабушка и дедушка служили на Второй мировой войне. Мой дедушка был пожарным, а бабушка – связисткой. Сценарий напомнил мне их истории о романтических отношениях во время военных действий, на которых я выросла».
Как другие актеры, работающие в картине, Палмер углубилась в материал. «Я изучала, как женщины того времени говорили и ходили, как умели быть элегантными, - рассказывает Палмер. – Я также много думала о маме, о вере и о ее нежном отношении ко всему в этом мире – всё это перекликается с образом Дороти».
При этом Палмер хотела как можно точнее показать на экране ту головокружительную первую любовь и страсть, которая происходит между Дороти и Десмондом. «Дороти горячо любит Десмонда и с самого начала отношений она непоколебимо верит в него. Я хотела, чтобы эта любовь выглядела настоящей, правдивой, цельной, потому что именно это чувство заложило основу всей их жизни».
Когда Эндрю Гарфилд и Тереза Палмер пытались передать отношения пары, межу ними тут же возникла химия. «Двое искренних людей, которые не играют, а наслаждаются друг другом, они эмоционально взрослые и способные переживать столь яркие чувства – вот то, что притягивало нас с Терезой к образам наших героев. А Тереза в реальной жизни абсолютно точно умеет любить и заботиться», - объясняет Гарфилд.
Палмер в свою очередь говорит о Гарфилде: «Эндрю жил и дышал Десмондом Доссом. Он говорил с его акцентом и вел себя, как Десмонд, всё время. Мне приходилось непросто, потому что я хотела соответствовать ему и больше всего я боялась подвести его, поэтому тоже выкладывалась по полной».
Продюсер Билл Микэник подтверждает слова Палмер: «Мы хотели, чтобы зрители увидели героиню, которая вдохновляла Десмонда и вселяла в него веру, когда он был на войне. Тереза играет Дороти как женщину своего времени и при этом ее вера так же сильна, как и у Десмонда».
Хьюго Уивинг в роли Тома Досса
Десмонд Досс был потрясающим человеком, чья личность была сформирована средой и событиями в его жизни: Великой депрессией, довоенными годами, атмосферой маленького городка в штате Виргиния, верой, но, самое главное, его семьей. Поэтому выбор актеров на роли его родителей стал серьезной задачей для Мэла Гибсона. Режиссер рассказывает: «Если вы снимаете фильм о реальном человеке, надо изучить тех, кого он любил, кто любил его, и то, как влияли на него люди, которые его окружали».
Самое большое влияние на Десмонда в детские годы оказал его отец Том и именно поэтому их отношения являются одной из определяющих линий сюжета. Взаимная обида и полное непонимание, царившие между отцом и сыном, перерастают в благодарность и любовь, несмотря на все разногласия.
Том Досс - травмированный человек, чей дух был сломлен ужасами Западного фронта и потерей друзей детства во время Первой мировой войны. Его постоянно преследуют кошмары, и он уже не может адаптироваться к мирной жизни. Он создает хаос в семье из-за бурлящих в душе чувств, которые заглушает с помощью алкоголя.
Австралийский актер Хьюго Уивинг, известный по ролям в таких фильмах, как «Матрица», «Властелин колец» и «Первый мститель», играет Тома Досса с пониманием и сочувствием. «Хьюго Уивинг обладает мужественной внешностью и настоящим актерским талантом, поэтому мы были рады, что он согласился на эту важную роль, - говорит Гибсон. – Ему удалось вжиться в роль Тома Досса, передавая всё напряжение и реальные человеческие эмоции».
По словам Уивинга, Том поразил его искренностью и трагизмом. «Было важно понять, откуда вся эта злость в душе Тома, - рассказывает Уивинг. – У него очень человеческие недостатки. Он так много говорит с Десмондом о друзьях, которые погибли во время Первой мировой войны, что его рассказы проливают свет на причины появления бесконечной агрессии, которая и по сей день передается из поколения в поколение. Для меня он очень значимый герой в этой картине. Он очень сложный, травмированный и несчастный человек, а такая роль – настоящий вызов для актера».
Уивинг провел свое расследования. «Я хотел разобраться, что такое посттравматический стресс, и каково это было – находиться на линии фронта во время Первой мировой войны, - объясняет актер. – Меня давно интересовал вопрос, какое влияние оказала та война на её участников. Я глубоко изучил события, происходящие в тот период, чтобы иметь представление как это было на самом деле».
Все детство Десмонда Том яростно выступал против войны, но его сын выбрал другой путь. Он отказался от убийств, но готов был служить и рисковать жизнью. Вот что Эндрю Гарфилд говорит о влиянии Тома: «Десмонд обращает ярость своего отца в страстное желание служить и не быть таким, как его отец. Думаю, он корил себя за то, что не смог вылечить отца от алкоголизма, и поэтому у него возникло острое желание служить другим. Доссу все время казалось, что он делает недостаточно, пока он не истощил себя настолько, что почти не мог двигаться».
Гарфилд был поражен тем, как точно Уивинг сыграл Тома. «Хьюго - веселый и смешливый человек, но когда он превращался в этого травмированного, разъярённого алкоголика, которого боялись все окружающие, просто сердце разрывалось. Вы сочувствуете ему, думаю, так же, как Десмонд сочувствовал своему отцу».
Рэйчел Гриффитс в роли Берты Досс
С больным мужем и двумя сыновьями, которые отчаянно нуждаются в ее опеке и внимании, мать Десмонда пыталась сохранять свою семью как физически, и эмоционально. Она становится примером для Десмонда, и, когда он идет на войну, его юношеский порыв защищать мать превращается в желание спасать жизни других людей.
Номинантка на премию «Оскар» Рэйчел Гриффитс, которую недавно можно было увидеть в фильме «Спасти мистера Бэнкса», взялась за многоплановую роль женщины, которая, с одной стороны, была простой и скромной, а с другой – имела сильное влияние на своего сына.
«Я много изучала жизнь женщин, которые пережили Великую депрессию, а затем годы войны, - рассказывает Гриффитс. – Они часто были замужем за мужчинами, на которых участие в Первой мировой войне произвело чудовищный эффект, и при этом они пережили самый тяжелый финансовый кризис в современной истории. И когда, казалось, что эти мрачные времена позади, мир посылает их сыновей на войну. Это был тяжелый период в истории для женщин и матерей».
Особенно Гриффитс вдохновили неприукрашенные, но при этом трогательные фотографии женщин эры Великой депрессии, сделанные легендарным фотокорреспондентом Дороти Ланж. «В глазах этих женщин видны скрытые сила и вера. Не уверена, что в современном мире у многих это осталось», - замечает актриса.
Рэйчел также изучила историю Церкви адвентистов седьмого дня, к которой принадлежала Берта, и ее философию, которая стала фундаментом для взглядов Десмонда. «Для меня было важно, чтобы вера не стала нравоучительной темой в фильме. Это базовая сила, которая влияет на моральный выбор людей в фильме, и это выглядит очень искренне», - говорит Гриффитс.
Актриса считает, что эта история поднимает такие вопросы как «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Что такое долг и честь?». Они универсальны и в наши дни значат ничуть не меньше. «Меня восхищают истории проявления настоящей твердости характера, когда человек вынужден противостоять волне общественного мнения. Каждый ли осмелится, когда это по-настоящему важно, отстаивать свои взгляды до конца? Часто цена, которую приходится платить за свои убеждения, огромна. Самое чудесное в истории Десмонда – это то, что он отстоял свою веру, и его право на это было признано».
Гриффитс считает, что Мэл Гибсон использует необычный подход к вполне обычным рабочим моментам. «Я работала со многими талантливыми режиссерами, которым я часто задавала вопрос «Зачем мне делать это именно так?», и все они отвечали очень отвлеченно. Они говорят образами, на кинематографическом языке. Мэл говорит на человеческом языке. Он все время ищет правду жизни, и его камера всегда находится в гуще событий. Он умеет нарядить вас в шкуру другого человека – будь то воин в древней Шотландии или Десмонд Досс в маленьком американском городке».
Солдаты Пехотного Корпуса 307, 77-ОЙ Дивизии, 1-ОГО Батальона, Роты Б
Смитти Райкер / Люк Брейси:
Смитти Райкер – прирожденный лидер в роте Десмонда Досса и его главный антагонист. Его сыграл Люк Брейси, которого недавно можно было увидеть в картине «На гребне волны». Райкер – выдуманный персонаж, собирательный образ которого символизирует всех тех однополчан, чье недоверие Досс испытывал на себе.
Брейси очень хотел сыграть роль Смитти. «Я фанат истории и события Второй мировой войны всегда интересовали меня, - объясняет Райкер. – Изначально именно это привлекло меня к проекту, а потом уже - уникальная история Десмонда Досса и то, что режиссером картины стал Мэл Гибсон».
Самой захватывающей частью для Брейси было изучение того, как Смитти, который с подозрением относился к Десмонду, позже искренне начал уважать его. «Недоверие Смитти к Десмонду эволюционирует, - рассказывает Брейси. – Изначально Смитти не понимает Досса. Он гордится тем, что хорошо разбирается в людях, но Десмонд постоянно принимает странные решения, которые противоречат тому образу, который Смитти присвоил Доссу. Но когда он видит Десмонда в бою, стена, которую он воздвиг между ними, рушится. Он видит, каким сильным характером обладает Досс и понимает, что на самом деле они похожи. К концу фильма они становятся как братья».
Брейси посмотрел множество художественных и документальных фильмов о Второй мировой войне, особенно о боях на Тихом океане, чтобы прочувствовать, каково было солдатам в то время. Он также активно занимался физической подготовкой. «Я хотел, чтобы у меня кровь кипела. Чтобы я был настолько физически развитым, что во мне проснулись повадки хищника», - говорит он о своих тренировках.
Мэл Гибсон был под впечатлением от того, что Брейси смог привнести в свою роль – и внутренне, и внешне. «Люк - отличный молодой актер, обладающий всеми достоинствами героя боевиков. Но тут он взялся за необычную для него роль и делает то, чего вы, возможно, от него не ожидаете», - суммирует Гибсон.
Сержант Хаул / Винс Вон:
Сержант-инструктор роты Б Хаул – находчивый и острый на язык. С солдатами он строг, но справедлив, прекрасно зная, что любая невнимательность может закончиться смертью. Когда он впервые знакомится с Десмондом Доссом, он искренне не понимает, как солдат может отказываться брать в руки оружие.
Популярный актер Винс Вон, известный как комическими, так и драматическими ролями в разных по жанру и духу проектах – «Незваные гости» и «Настоящий детектив», в этом фильме играет нестандартную для себя роль. Говорит Эндрю Гарфилд: «Очень впечатляет гуманизм, который Винс добавил своему герою. Десмонд и сержант Хаул проходят вместе непростой путь, и Винс смог очень точно передать, как в процессе его герой меняет свое отношение к Доссу. Он подошел к роли с большой деликатностью».
Вон был восхищен тем, как Десмонд Досс смог изменить взгляды солдат, привыкших к военному стилю лидерства. «Вначале сержант Хаул – это оппонент, который не хочет позволить Десмонду следовать его принципам, - объясняет Вон. – Тем не менее, вы видите, как в итоге Хаул становится его наставником. Он дает Десмонду советы, которые он потом использует на поле боя. Сержант Хаул не стереотипный прапорщик, он представляет сразу несколько архетипов».
Вон замечает, что Хаул поражен действиями Досса, даже еще до начала решающей битвы. «Сержант Хаул наверняка повидал многих парней, которые придумывали разные причины, чтобы чего-то не делать, - говорит Вон. – Но в случае Десмонда он видит, что тот верен своим принципам и готов вынести многое ради них. Невозможно не уважать человека, который предан своим убеждениям и готов за это пострадать».
Актер тоже много работал над ролью. Особенно важно было научиться резко выкрикивать команды, как это делает сержант-инструктор, и понять его роль в подготовке новобранцев к тому, что их ожидает на войне. Вон уже имел свои наработки, так как общался с военными в своей семье и посещал солдат в горячих точках. «Я ездил в Ирак и Афганистан с Объединённой организацией обслуживания вооруженных сил и выступал перед войсками. Если я могу отвлечь их от мыслей о войне или немного пообщаться с ними, я буду только рад», - признается Вон.
Кроме того, эта роль привлекла Вона возможностью впервые поработать с Мэлом Гибсоном. «Думаю, Мэл – один из величайших режиссеров из всех ныне живущих, - объясняет актер. – «Апокалипсис» – это невероятный фильм совсем другого уровня. Сегодня делать что-то новое в кино – это уникальный опыт».
Гибсон говорит о Воне: «Вы видите его талант в этой роли, ведь ему приходится балансировать на грани – быть очень жестким парнем, проявляя сочувствие. Благодаря игре Вона читается и другая, мирная жизнь его героя, где он разумный парень, а не маньяк, каким он кажется на первый взгляд. Винс взял характер персонажа в свои руки и сыграл все его грани. Между дублями он много веселился, но на самом деле полностью из роли не выходил».
Коллега актера по съемочной площадке Сэм Уортингтон также был поражен работой Вона. «Люди считают его хорошим комиком. Но Винс отлично работает в команде и хочет играть интересные, необычные роли. Я уважаю такую смелость», - говорит он.
Капитан Гловер /Сэм Уортингтон:
Персонаж Сэма Уортингтона, капитан Джек Гловер - реальный человек. Бывший полицейский из Детройта стал командиром пехотного корпуса 307, 77 дивизии, 1 батальона, роты Б. Ему предстояло создать целое армейское подразделение с нуля. В фильме Гловер в преддверии тяжелых военных действий не хочет тратить время на сложности, связанные с Десмондом Доссом. Он пытается комиссовать Досса, объявив невменяемым, но когда это не получается, он наказывает Досса, который и после этого не собирается отступать. Гловер пытается предать его военному суду, но ничего не выходит, и командиру приходится смириться. Но тут Досс удивляет его снова.
Гловера играет австралийский актер Сэм Уортингтон, которого можно увидеть в таких блокбастерах, как «Аватар» и «Битва Титанов». Среди последних его работ – фильм «Эверест». Актер был рад сыграть реального героя и сложные отношения между его персонажем и Доссом.
«Реальный капитан Гловер был очень сильным человеком. Мне нравится, что он и Десмонд смотрели на вопрос спасения жизней с разных углов. Досс готов был выйти на поле боя без оружия как медик. Гловер считает, что твоя жизнь на поле боя в руках тех, кто рядом с тобой. И если человек рядом без оружия, вероятнее всего, это приведет к трагедии. Мне нравится раздумывать над обеими позициями», - говорит Уортингтон.
Уортингтон уже снялся в нескольких военных фильмах и много времени посвятил размышлениям о том, почему сила и привлекает, и отталкивает нас. «Думаю, война пробуждает в человеке самые худшие чувства. Мы уже перенасытились фильмами о войне и приятно увидеть картину с новым взглядом на вещи, такую, как «По соображениям совести»».
Дэмиен Томлинсон: Личный опыт
Одним из самых интересных членов актерского коллектива фильма является Дэмиен Томлинсон. Он настоящий ветеран войны, который играет серьезно раненого солдата по имени Ральф Морган. Дэмиен добавил своего личного опыта сценам сражений. Он служил в австралийской армии в Восточном Тиморе, на юге Тихого океана и в Афганистане, где в 2009 году потерял обе ноги при взрыве самодельного взрывного устройства. Ранение было таким серьезным, что он сам говорит: «Нет никаких реальных причин, почему я жив».
Томлинсон изучал актерское мастерство, когда его педагог сказал, что для проекта нужен дублер с ампутацией. Он решил рискнуть. «Я попросил моего менеджера связаться с директором по кастингу, - вспоминает актер, - и уже через два дня я проходил пробы. А еще через две недели меня вписали в сценарий».
Когда Томлинсон присоединился к проекту, ему было приятно видеть, сколько внимания уделено реальному опыту ветерана. «Актеры и съемочная группа очень тепло относились ко мне и к другим ветеранам. Однажды на площадку пригласили пятерых ребят, которые были ранены в разных военных кампаниях. Мэл и Сэм Уортингтон долго общались с ними. Как ветеран я знаю, что такие, казалось бы, мелочи очень важны для тех, кто служил».
Томлинсон особенно хорошо понимает, каково это, когда твой товарищ рискует жизнью, чтобы спасти жизнь другого солдата. «Герой, которого я играю, не в приоритете при спасении, - замечает актер. – То, что Десмонд остался с ним, полностью противоречит стандартной процедуре во времена Второй мировой войны. Это демонстрирует потрясающую силу характера и это вдохновляет».
Сцена, в которой Ральф Морган теряет ноги и его спасает Десмонд Досс – это задокументированное событие. Для Томлинсона это значило пережить заново самый тяжелый и болезненный момент своей жизни. Но он был готов пойти на это.
«Я всегда знал, что сцена будет непростой, - говорит Томлинсон. – Я беспокоился, что я вспомню всё, что пришлось пережить. На самом деле я не помню ничего о той ночи, когда это случилось со мной. Но на следующий день я просто радовался, что Мэл доволен моей работой, что мне удалось проявить себя и помочь Эндрю Гарфилду с максимальной достоверностью сыграть сцену. Он в течение всех съемок был просто великолепен».
Мэл Гибсон говорит: «Для Дэмиена это был странный и болезненный опыт, но он отлично справился. Насколько я знаю, до этого он мало работал на камеру, а сыграл великолепно. Он был готов вернуться назад и вспомнить момент своего ранения. А это очень серьезный поступок».
Гарфилд был тронут решимостью Дэмиена. «Он потрясающий человек, который прошел мгновения агонии и ужаса, - рассказывает Гарфилд. – Я надеюсь, что повторение этих событий стало для него своего рода исцелением. Для меня было большой честью сниматься с ним в этой сцене».
Томлинсон говорит, что благодарен за шанс поделиться своим опытом и знаниями и возможность быть полезным другим солдатам. «До этого меня спросили, есть ли среди моих знакомых военные санитары, которые могли бы проконсультировать Эндрю. У меня появился шанс позвонить тому, кто был рядом со мной в ночь моего ранения, кто проявил себя и сделал все возможное, чтобы сохранить мне жизнь. Звонок с предложением стать консультантом для нового фильма Мэла Гибсона много значил для меня, я почувствовал, что способен хоть как-то отблагодарить своего спасителя».
Среди актеров второго плана – много известных австралийских актеров, таких как Ричард Роксбург, а также несколько молодых и многообещающих актеров, в том числе Райан Корр, Джейкоб Уорнер, Люк Пеглер и сын Хьюго Уивинга Гарри Гринвуд.
Ансамбль, собравшийся в бараках особенно поразил Эндрю Гарфилда. «Ребята в бараках – потрясающие актеры: Джейк Уорнер, Бен Мингей, Бен О’Тул, Фирэсс Дирани и другие. С ними было не только приятно, но и весело работать. Нам всем надо было поддерживать положительный настрой, и эти австралийские ребята нам с этим только помогли».
Воссоздание битвы за скалу Маэда
Решающий момент настал для Десмонда Досса во время битвы за скалу Маэда. Она стояла на пути 77-ой и 96-ой пехотных дивизий. Японцы обстреливали и забрасывали бомбами наступающих американцев из скрытой на скале снайперской позиции и из глубоких пещер, что привело ко многим жертвам. Если бы Досс не выносил своих раненых товарищей по одному из пекла, спуская их со 120-метровой высоты, количество погибших было бы значительно больше.
Мэл Гибсон хотел, чтобы в батальных сценах картины «По соображениям совести» была та же грубая реалистичность, которая свойственна его другим режиссерским работам. Конечно, он не новичок в области сложных сцен сражений, в своих картинах он касался и темы американской революции, и Вьетнама, и многих других исторических событий, но за Вторую мировую войну Гибсон взялся впервые.
Подход Гибсона очень простой – использовать как можно больше трюков, снятых на камеру, и как можно меньше применять компьютерную графику. Это неизбежно повлекло за собой появление некоторых новшеств в плане операторской работы и постановки трюков, которые были придуманы и использованы вторым режиссером и постановщиком трюков Миком Роджесом, помощником режиссера по спецэффектам Дэном Оливером и ассистентом помощника режиссера по спецэффектам Ллойдом Финнемором.
Билл Микэник рассказывает: «От «Храброго сердца» до «Апокалипсиса» Мэл предпочитает снимать всё без лишней графики. Это помогает зрителю оставаться в мире героев и чувствовать, что он находится на месте событий».
Команда, отвечающая за спецэффекты, специально создала новый прибор, названный ими «бомбовый ящик», так как того количества осколков и дыма, которые производятся при традиционном взрыве пиротехники в баке, было недостаточно для воссоздания на площадке боевых действий на Окинаве. Ассистент помощника режиссера по спецэффектам Ллойд Финнемор описывает этот прибор так: «Взрывчатое вещество, помещается в картонную коробку, которая располагается на неком фундаменте, также содержащем кусочки разных материалов, имитирующие осколки. Другой элемент «ящика» производит яркую вспышку, что и создает впечатление настоящего большого взрыва. С помощью этого изобретения мы смогли создать большинство спецэффектов на практике, тем самым, избежав использования массированной компьютерной графики».
Гибсон добавляет: «Эти приборы создают взрыв, к которому каскадеры могут подойти очень близко. Они практически могут стоять над ним или в метре от него, в зависимости от того, что требует сцена. Когда я показывал ранние фрагменты из фильма, люди говорили мне: «Ого. Отличная компьютерная графика. Выглядит, как настоящая». А я отвечал: «Это всё по-настоящему. Наша команда по спецэффектам отлично поработала». Для меня самое главное - снять каждую сцену максимально реалистично, и они смогли помочь мне в этом».
Благодаря этому подходу зритель сможет с головой погрузиться в события фильма «По соображениям совести», утверждает Микэник: «Эти настоящие взрывы заставляют вас чувствовать, что вы находитесь в гуще яростной битвы, - рассказывает продюсер. – А, кроме того, техника съемки, которую использует Мэл, гарантирует, что камера окажется обязательно в самом сердце происходящего и это только усиливает воздействие на аудиторию».
Режиссерская работа была сложной физически. Рассказывает помощник режиссера по визуальным эффектам Крис Годфри: «Есть режиссеры, которые все время сидят в своих тентах, но Мэл физически участвует в процессе. Мэл может быть под навесом, но если что-то идет не так, он бежит, бросается на землю, показывает, что он хочет получить. И вот наш режиссер, который работает в этом бизнесе 40 лет, выполняет трюк, а потом убегает под навес, чтобы снять еще дубль. Сложно сказать «нет» человеку, который не щадит себя ради искусства».
Помощник режиссера Мик Роджерс впервые познакомился с Гибсоном на съемках первого фильма из серии «Смертельное оружие», где он был его дублером. Затем Мик продолжил работу с Мэлом и над остальными фильмами этой франшизы, а также над многими другими картинами – «Храброе сердце», «Птичка на проводе», «Мэврик» и «Выкуп». Вот что Роджерс говорит о спецэффектах, которые его команда использовала на этот раз: «Там много всяких взрывов, электровоспламенителей, пиротехники, огнеметов. Мы придумали, как стрелять в солдата из огнемета в реальном времени. Идея была в том, чтобы все было динамично и реалистично».
После координированных взрывов, атмосферных эффектов, пуль и хлопушек потребовалось добавить совсем немного компьютерной графики. Гибсон дал команде по компьютерным спецэффектам задание сделать всё, что возможно, и так, чтобы их участие осталось незамеченным.
Актерам такая реалистичность съемок только помогала – они смогли еще больше прочувствовать то, через что прошли их герои. «В какой-то степени это облегчает работу, потому что взрывы такие настоящие, что вы реагируете на них естественным образом, - объясняет Винс Вон. – Конечно, мы готовились и выстраивали отношения с другими актерами, но когда спецэффекты такие реалистичные, вы тут же погружаетесь в гущу событий настоящего боя».
Три мира в фильме «По соображениям совести»
События в картине «По соображениям совести» происходят в трех контрастных мирах: маленький город Линчбург, штат Виргиния, где растет Десмонд и где формируются его взгляды на жизнь; бараки времен Второй мировой войны, где Десмонд доказывает свое желание служить, не беря в руки оружие; и наконец скалистый пейзаж на Окинаве.
Чтобы создать все это Мэл Гибсон собрал мощную команду специалистов, в том числе оператора Саймона Даггана («Великий Гэтсби», «300 спартанцев: Расцвет империи», «Я, робот»); художника-постановщика Бэрри Робисана («Люди Икс: Начало. Росомаха»); обладательницу премии «Оскар», художника по костюмам Лиззи Гардинер («Приключения Присциллы, королевы пустыни») и номинанта на премию «Оскар» режиссера монтажа Джона Гилберта («Властелин колец: Братство кольца»).
Все съемки проходили в Австралии. Там были воссозданы и Виргиния 30-ых годов 20 века, и поросшая кустарником, сухая земля у скалы Маэда. Гибсон утверждает, что такая работа имела много плюсов. «Уровень работы команды был великолепным – лучше, чем где-либо в мире. Это отличное место для съемок. Думаю, я продолжу снимать там», - заявил режиссер.
Непростой задачей было создание пейзажа разрушенной боями Окинавы. Это было поручено помощнику режиссера по спецэффектам Крису Годфри и его команде. Годфри объяснил, что от него требовалось: «Когда союзники достигли Японии, Окинава стала последним оплотом, поэтому американцы бомбили остров много недель. Германия была уже побеждена, и все ресурсы были сосредоточены вокруг Окинавы. Высота обстреливалась со всех сторон, и мы пытались показать разные уровни разрушения – от сожженного фермерского дома, окружённого зеленью, до разбитых танков».
Команда активно работала со многими экспертами, в том числе специалистами по военным кораблям времен Второй мировой войны, которые нашли материалы и расписали, как шли в атаку корабли, какое оружие они использовали, как выглядели взрывы в то время. Годфри говорит: «Есть множество экспертов, прекрасно разбирающихся во Второй мировой войне, и мы опирались на их знания».
Сама съемочная площадка фильма «По соображениям совести» помогала актерам перенестись в те события. «У нас перехватило дыхание, - вспоминает актер Люк Брейси. – Когда нас привезли на площадку снимать первую сцену, мы были шокированы. Живописный холм, густо заросший травой и местами покрытый красной глиной, соседствовал с пустырём, изуродованным воронками взрывов и сожженными деревьями. Перед нами был пугающий пейзаж места битвы, и мы смогли почувствовать то, что чувствовали тогда солдаты».
Это была реальность, с которой столкнулся Десмонд Досс, реальность жестокой войны, на которой он нес свою непоколебимую веру в силу миролюбия. Мэл Гибсон подводит итог: «Как можно отдать дань памяти такому человеку, как Десмонд Досс? Думаю, лучше всего снять правдивую историю. Десмонд смог пойти дальше, чем кто-либо из нас. Он был выдающимся человеком, но каждый из нас может попытаться дотянуться до него».
Смотрите военную драму «По соображениям совести» в кино с 17 ноября 2016 года.