Звезда художественных фильмов «Беглецы», «18/12» и «Орда», 9-летний вороной жеребец по кличке Баксан сыграл на сцене театра «Русская песня» в спектакле «Бабий Бунт». В постановке Нины Чусовой по «Донским рассказам» Михаила Шолохова жеребец-актер породы арабо-тракен сыграл роль верхового коня, на котором появляется на сцене заслуженный артист России Николай Добрынин, сыгравший председателя колхоза Степана.
«Баксан - трюковой, каскадерский конь, - рассказала режиссер постановки Нина Чусова. - Он прошел обучение для исполнения различных трюков в кино, умеет по команде падать, вставать на свечку, не боится оружия и выстрелов».
Жеребца привозят из конной подмосковной базы в специальной машине для транспортировки животных. На сцену Баксана поднимают на грузовом лифте. Своего выхода к зрителям конь ожидает в специально отведенном для него помещении.
Вывести живого коня на сцену – задумка режиссера Нины Чусовой. Он дает полноту картины жизни донских казаков. Именно «Донские рассказы» Михаила Шолохова легли в основу инсценировки спектакля «Бабий бунт». В виде сборника рассказы увидели свет в 1926 году, будучи опубликованными издательством «Новая Москва», и открыли писателю дорогу в большую литературу.
Сюжетная линия спектакля «Бабий бунт» выстраивается вокруг одного из рассказов, вошедших в сборник – «О Колчаке, Крапиве и прочем». Он повествует о женщинах, которые, отлучив мужчин от своей ласки, отучили их воевать. Михаил Шолохов перенес действие в казачий хутор, придал персонажам народные черты и разлучил мужиков и баб, сделав их на время непримиримыми врагами. Главным действующим лицом спектакля становится песенный казачий фольклор, который словно пробивается между строк шолоховской прозы.
Появление художественного руководителя театра «Русская песня» Надежды Бабкиной в роли Марфы, жены председателя колхоза, стало настоящим откровением для зрителей. Еще недавно она делала первые шаги в качестве драматической актрисы, являясь в нарочито «картинных» и гротескных образах Солохи и Императрицы в фолк-мюзикле «Ночь перед Рождеством». Теперь же она приблизилась к освоению психологического театра, вложив в свою роль все грани внутренних человеческих переживаний.
Этой историей Марфу наделила режиссер Нина Чусова, позаимствовав сюжет из рассказа Шолохова «Нахаленок». На руках немолодой женщины остался внук Минька, мать которого померла при родах, а отец воюет за белых, что тоже равносильно смерти. Она опекает сироту, приголубливает его, когда мальчишки нападают и дразнят обидным прозвищем Нахаленок. С какой болью в сердце она поет ему колыбельную, стараясь отогнать печальные мысли, стараясь умиротворить и свою израненную, исстрадавшуюся душу. С какой нежностью она обнимает мальчика, даря родному существу всю свою любовь и ласку.
Спектакль насыщен филигранными актерскими работами. Чего стоит дуэт Ольги Волковой в роли Степановны и Сергея Колесникова (Захар). Утрировав свои образы до гротесковой комичности, они разыгрывают сцену тайной встречи супругов, находящихся «по разные стороны баррикад». Смешно и трогательно выглядят немолодые влюбленные, разлученные по вине обстоятельств, и неспособные находиться порознь друг от друга.
Роль баламутки Насти, которая разрушила спокойную жизнь хутора, явившись из города, сыграла Валентина Безух, артистка ансамбля «Русская песня». Также в спектакле задействованы заслуженный артист России Сергей Колесников, народная артистка России Ольга Волкова, актер театра и кино Иван Замотаев, заслуженный артист России Николай Добрынин, Александр Варнаев, Юрий Катаев, артисты ансамбля «Русская песня», балет «Живая планета», ансамбль танца «Русские сезоны» и группа «После 11». Художником-постановщиком спектакля выступил Павел Каплевич, представив объемную картину того времени, о котором говорится в рассказах Шолохова.
Фотографии: Иван Кобяков