Московский Кинофестиваль вступил в самую активную фазу. В субботу на ММКФ встречали Микеле Плачидо и команду «Шапито-шоу», одну из двух российских картин из Основного конкурса, а также вспоминали про румынскую «новую волну».
Главным событием дня стало представление нового фильма Сергея Лобана «Шапито-шоу», который борется за «Золотого Святого Георгия». Пресс-конференция фильма с таким названием не могла пройти спокойно, происходящее напоминало настоящее шапито-шоу с песнями, ряжеными и шутками. Впервые в «Художественном» за столом собралась практически вся съемочная группа: режиссер Сергей Лобан, сценарист Марина Потапова, продюсеры Михаил Сенев и Александр Агеев, актеры Дмитрий Богдан, Вера Строкова, Алексей Подольский, Лев Сидовров, Степан Девонин, Алексей Знаменский, Сергей Кузьменко (чтобы сыграть двойника Цоя он специально приехал на съемки из США), Александр Шпагин, Сергей Пахомов, Дмитрий Новиков, Сергей Попов, а также певец Стас Барецкий и композитор Жак Поляков. Кроме того, некоторые создатели «Шапито-шоу» скромно сидели в зале, организаторы насчитали 22 участника фильма в одном помещении. Ожидаемый всеми Петр Мамонов, к сожалению, так и не смог доехать до пресс-конференции. Сергей Лобан признался, что если его дебютную картину «Пыль», премьера которой также состоялась на ММКФ в 2005 году, Мамонов поддержал и доехал до пресс-конференции (в ней он также сыграл одну из ролей), то на этот раз решил, что «ребята уже взрослые и справятся сами». Но в зале скучно не было. За столом вместе со съемочной бригадой сидели люди с плюшевыми песьими головами, добавляя абсурда происходящему. А актер Лев Сидоров, который на самом деле является опереточным артистом, в какой-то момент неожиданно поднялся и спел фрагмент из арии «Мистера Икс». Естественно, без эпатажа не обошелся и музыкант Стас Барецкий, который обидевшись на реплику журналиста о том, что фильм обошелся без известных актеров, заявил, что считает состав коллектива «Шапито-шоу» – лучшим в стране, назвал себя и коллег актерами нового поколения с поистине голливудским размахом. «За нами будущее, а с этим всем нашим унылым шоу-бизнесом давно пора кончать», – в свойственной ему манере прокричал Барецкий.
Но, тем не менее, содержательных моментов на представлении «Шапито-шоу» было не меньше. Продюсеры рассказали, что фильм изначально планировался как коммерческий. Помимо киноверсии, готовят еще четырехсерийный телефильм, который будет показан по одному из федеральных каналов. Сначала деньги на съемки дала компания «Мирумир» Александра Мамута и Александра Любимова, но после кризиса 2008 года проект пришлось заморозить, после чего его поддержала продюсер Екатерина Герасичева и ее компания Organic Films. «Шапито-шоу» снимали в Крыму: «Первые дни было очень сложно снимать. Был настоящий ад. Но потом становилось еще хуже», – иронизировал режиссер Лобан. Он же рассказал, как планирует прокатывать свой фильм, который длиться 3 с половиной часа. Дело в том, что «Шапито-шоу» состоит из четырех взаимосвязанных новелл, в которых одно и то же событие рассматривается с разных точек зрения. По заверению режиссера, их спокойно можно разделить на две части и показывать в разных залах, при этом это будет два полноценных фильма. «Таким образом, и зрителю время сэкономим и себе прокатную судьбу улучшим», – пошутил Сергей Лобан.
Из программы «Гала-премьеры» в субботу представляли режиссерский дебют знаменитого итальянского актера Милеке Плачидо «Валланцаска – ангелы зла». Презентовать картину в Москву приехали сам режиссер и актер Франческо Шианна. Микеле Плачидо – фигура в России известная, его хорошо знают по сериалу «Спрут», поэтому внимание к этой пресс-конференции было повышенное. Знаменитый актер снял историю, основанную на реальных событиях про гангстера Ренато Валланцаска, который действовал в 70-е годы в Италии. Но режиссер сразу же предупредил, несмотря на внешнюю привлекательность героя, он ему нисколько не симпатизирует: «Для меня это совсем не романтический герой. Он был страшным преступником, который попал в тюрьму. В чем здесь романтика?». Журналисты заинтересовались, а видел ли это кино прототип главного героя, тот самый который сейчас сидит в тюрьме. Как оказалось, Микеле Плачидо смог добиться разрешения судьи, и осужденный посмотрел фильм про себя. «Как мне потом рассказала его жена, этот жизнерадостный в любых ситуациях человек, у которого улыбка никогда не сходила с лица, после просмотра картины закрылся в камере и долго плакал», – поделился Микеле Плачидо. Актер для перевоплощения в преступника сначала долго перечитывал Ницше, чтобы понять, как можно преодолеть мораль, черту уважения к другим людям, как выработать систему ценностей человека с девиантным поведением. А кроме того, Франческо Шианна общался с сыном и друзьями реального преступника. «Но главное все же – направляющая роль Микеле Плачидо, без него ничего бы не вышло», – сказал он. Снять кино про менталитет преступника режиссера подтолкнули мысли о том, что человеческое существование пропитано злом и трагедией. «Иначе бы не было Муссолини, Гитлера, Сталина и бен Ладена. За прошедшие сто лет жизнь – это трагедия. Моменты счастья для людей – это скорее исключения», – ударился в философию Микале Плачидо. Все заявления итальянца звучали с политическим подтекстом. Как оказалось, его не устраивают и многие современные политики. «Берлускони, Саркози, Путин – этих политиков любят в своих странах, но в этом-то и трагедия. Ведь они не представляют собой никакой высокой политической культуры, вся их политика – это идея власти и обогащения Больше ничего в них нет», – с революционным задором продекламировал Микеле Плачидо.
Из Основного конкурса в субботу представили только австрийский фильм «Табу. Душе не место на земле». В «Художественном» его презентовал режиссер Кристоф Штарк, продюсер Арно Ортмайр и актриса Пери Баумайстер. История запретной, трагической любви австрийского поэта Георга Тракля и его родной сестры Маргариты представляет на ММКФ лучшие традиции европейского кинематографа. Кристоф Штарк поведал, что снимал кино не столько о поэте, сколько о последствиях нарушения обществом негласных законов морали. Ведь эти вопросы до сих пор волнуют общество, несмотря на его продвинутость и вседозволенность. То есть, по словам самого режиссера, он снимал высокоморальное кино. «Сегодня молодежь с легкостью переступает черты. И это случается все чаще. Но все-таки я продолжаю настаивать, люди должны соблюдать рамки приличия, которые надо уважать и стараться соблюдать», – полагает Кристоф Штарк. Главным героям фильма не удалось избежать трагедии, так, по мнению, режиссера трагично закончат и современные молодые люди, которые идут наперекор обществу. Продюсер фильма Арно Ортмайр рассказала о более приземленных вещах: на подготовку съемок ушел примерно год, долго искали инвесторов, но, наконец, «финансирование нашли и все получилось».
Конкурс «Перспективы» в субботу был представлен двумя картинами – румынским фильмом «Моя сексуальная жизнь» и литовским «Анархия в Жирмунае». За первую работу отвечали режиссер Корнел Жорже Попа, продюсеры Марьюс Теордао Барна и
Александру Иклоза, а также исполнительница главной роли Кристина Флоря. В разговоре о картине про девушку, работающую в секс-шопе, не могли не коснуться темы румынской «новый волны» в кино, которая уже который год обсуждается на различных кинофестивалях. На пресс-конференции не раз прозвучало, что «Моя сексуальная жизнь» снята в лучших традициях «румынского чуда», однако режиссер хоть этот комплимент с благодарностью и принял, все равно добавил, что его кино снято совсем по другим канонам и в корне отличается от этой «новой волны». Фильм «Моя сексуальная жизнь» – это дебют 54-летнего Корнела. Он снят по его же пьесе, которая сейчас идет в главном театре Бухареста. После театрального успеха друзья «буквально заставили» Корнела Жорже Попу написать сценарий и снять фильм, после долгих сомнений он все же решился на это. «Над сценарием я работал еще тщательнее, я его немного усложнил. Вот как пример: пьесу я писал 5 дней, а сценарий –3 месяца», – поделился режиссер. Корнел Попа снимал фильм про обычных людей, которые оказываются в необычной для себя ситуации. Ему было интересно проследить, как они себя поведут в таких обстоятельствах. «Я рад, что мой фильм дошел до российского зрителя. Это большая честь, что эксперты Московского Кинофестиваля оценили его», – заключил продюсер Александру Иклоза.
Литовскую картину «Анархия в Жирмунае» представляли режиссер Саулюс Друнга, продюсер Иева Норвилене, а также актрисы Тома Вашкявичюте и Северия Янушаускайт. История о молодых анархистах уже отмечена несколькими наградами – в том числе престижной каннской премией New Media Talent. «Так как у фильма был очень ограниченный бюджет, а у режиссера не было ни опыта, ни даже короткометражек за спиной, о прокате можно было и не задумываться. Но награда в Каннах помогла получить дополнительное финансирование. И вот теперь это просто удача, что мы представляем фильм в Москве на большом экране», – рассказала продюсер Иева Норвилене. «Анархия в Жирмунае» стал дебютом не только для режиссера Саулюса Друнга, который раньше был сценаристом, но также для присутствующих в «Художественном» актрис и многих других участников фильма. «Я много лет работала в театре, – рассказывает актриса Тома Вашкявичюте, – и до этого никогда в кино, потому что в Литве мало снимают. Но с этим фильмом мне повезло, и я, наконец, смогла попробовать себя на экране, и не на телевидении, а в настоящем полнометражном кино». Режиссер рассказал, что все события в фильме вымышленные, хотя и основаны на наблюдениях, которые он сделан в тот период жизни, когда был панком. Например, в «Анархии» есть сцена побега от полиции, она основана на реальных событиях, которые произошли с режиссером и продюсером картины. «Все эти заметки из жизни я попытался внедрить в сказку про Красную Шапочку, именно она стала основой моего сюжета», – признался режиссер.