На ВДНХ открываются три новые выставки
01.12.2016 23:49
Просто Мария

Новые выставки будут открыты для посетителей ВДНХ со 2 декабря 2016 года. В павильоне №59 «Зерно» представлена экспозиция «Непарадный портрет. Искусство ХХ века», выставка «Энциклопедия фотографии (1891–1991)» ждет посетителей в павильоне №15 «Радиоэлектроника», а в самолете Як-42 открывается мультимедийная инсталляция «Квартет на конец времени» в рамках конкурсного проекта «Взлет».

На Главной выставке страны в пятницу, 2 декабря 2016 года, открываются для посещения три новые экспозиции. Выставочный проект «Непарадный портрет. Искусство ХХ века» расскажет гостям об истории портретного жанра прошлого столетия. Экспозиция располагается в павильоне №59 «Зерно» и будет работать до 5 марта 2017 года.

На выставке будет представлено более 100 работ: от живописи и графики до скульптуры из собраний российских музеев, а также из частных собраний Москвы и Санкт-Петербурга.  Малоизвестные, незаконченные или работы вне выставочного формата часто дают более точное понимание художественного явления портрета, даже когда внешние требования оказываются на стороне больших форматов и жестких канонов внешности портретируемого.

969b6116fa910e9d342e7696fafe67584048d921e73.jpg

Экспозицию открывают работы художников объединения «Мир искусства» и те, с чьими именами в России традиционно связан рассказ об импрессионизме. Наблюдая за спонтанным, почти случайным, импрессионисты впервые ставят под сомнение иерархию художественных жанров. Художники «Мира Искусства» добавляют к этому самодостаточность некогда второстепенных графических техник, как и импрессионисты, доказывая ценность эскиза. Этот раздел иллюстрируют портреты работы Зинаиды Серебяковой,  Льва Бакста,  Константина Сомова, Мстислава Добужинского и других.

834529d12cdd449d65cdea3e561fa5584048e5a7ab7.jpg

Через новаторское искусство 1910—начала 1930-х гг. (в экспозиции этот период представлен школой Казимира Малевича,  Павла Филонова,  Владимира Татлина и других), стиравшее в живописи значение сюжета, рассказ о портрете останавливается на художниках, не входивших в круг официально одобренных мастеров.

От Давида Штеренберга и Роберта Фалька, за которыми советская критика признавала «прошлые заслуги» до членов объединения «Круг художников», существовавших на периферии не только художественного, но и человеческого пространства.

1960-е гг. открывают в экспозиции два раздела: живопись «левого МОСХА» и искусство нонконформистов. Двигаясь от расширения пластических возможностей начала ХХ века, рассказ о человеке проходит через искусство концептуалистов к раскрытию новых смыслов окружающего его пространства.

Включенные в экспозицию работы Виктора Пивоварова и Дмитрия Пригова предваряют иносказательность конца ХХ века. Герой здесь возникает через портрет среды, как часть многолюдного пространства, узнается за ироничным позированием.

«Непарадный портрет»— история о поисках возможностей в искусстве ХХ века, но прежде всего, выбранная организаторами камерная интонация выставки—попытка подсветить жизнь отдельного человека на фоне больших событий и перемен. Тема «непарадного» смещалась от пластических новаторств к форме параллельного социального существования, от поиска возможного изображения персонажа к рассказу о человеке от лица «мы». Подобное повествование станет первой экспозицией, прослеживающей движение от интимного жанра, как программы (художники «Мира искусства») до маргинальности, как основной характеристики портрета в конце ХХ—начале ХХI века.

02bdb234cf364f40f853528ed1c2a0584048f2e6f25.jpg

Экспозиция «Энциклопедия фотографии (1891–1991)» в павильоне №15 «Радиоэлектроника» включает 250 работ выдающихся российских фотографов от дореволюционных фотографий знаменитого летописца Сергея Прокудина-Горского до репортажных кадров Игоря Мухина эпохи перестройки. Выставка открыта для посещения до 12 марта 2017 года.

07f30db33a2d00aa5bc3d9b42976e5584048cbdbc7a.jpg

Выставочный проект «Энциклопедия фотографии» охватывает период с 1891 по 1991 год и одновременно представляет собой энциклопедию русской жизни этой эпохи.

3e7d6272c4c0416914face87f69bb358404875dcf34.jpg

Экспозиция выставки состоит из десяти разделов, в которые вошло 250 работ выдающихся представителей российской фотографии — как дореволюционной, так и советской. Почти все снимки представляют собой хрестоматийные образы, определяющие ту или иную эпоху—самые узнаваемые портреты литераторов, от Льва Толстого до Владимира Маяковского; знаковые вехи истории СССР, некогда запечатленные на обложках ведущих журналов, а сегодня составляющие золотую коллекцию советского фотоискусства. История их создания неотделима от истории нашей страны, которая представлена на выставке самыми знаменитыми фотоработами. Отобранная кураторами «азбука фотографии» будет интересна не только профессионалам, но и любителям.

911f3c8a64be9ba7aef2b24b6ce50858404885d2cc3.jpg

К концу XIX века благодаря стремительному развитию фототехники на смену громоздкой камере пришли легкие, портативные устройства, по качеству не уступавшие современной профессиональной аппаратуре. Человек с фотоаппаратом в руках получил возможность фиксировать события и героев современной истории. Наряду с открывшимися возможностями репортажной съемки фотографы ХХ века оценили потенциал нового искусства, обладающего собственными выразительными средствами и богатым художественным языком.

Открывает экспозицию раздел, посвященный наиболее ярким и растиражированным кадрам, созданным представителями русского конструктивизма, прежде всего—Александру Родченко и его последователям. Им противостоят выдающиеся мастера русской пикториальной школы, стремившиеся приблизить фотографию к живописному произведению:  Александр Гринберг,  Юрий Еремин,  Николай Свищов-Паола,  Николай Андреев и другие.

29fc648fa2a7e3cc83b2e5fe24ec1558404894cb58f.jpg

Один из основных разделов выставки—дореволюционные произведения Максима Дмитриева, Сергея Прокудина-Горского,  Карла и Виктора Булла и многих других художников.

Работы Евгения Халдея,  Самария Гурария,  Анатолия Гаранина,  Эммануила Евзерихина и других известных военных корреспондентов составляют экспозицию, посвященную фотолетописи Великой Отечественной войны.

Послевоенный период представлен творчеством знаменитых фотографов-шестидесятников: Всеволода Тарасевича,  Дмитрия Бальтерманца,  Александра Абазы,  Льва Бородулина и Владимира Лагранжа, а также произведениями ведущих авторов 1970-1980-х годов: Александра Лапина,  Виктора Ершова,  Юрия Рыбчинского,  Владимира Соколаева и Владимира Воробьева.

Заключительный раздел проекта, посвященный важной исторической вехе—распаду Советского Союза и рождению современной России, вошли произведения Игоря Мухина,  Андрея Безукладникова,  Сергея Борисова и Сергея Чиликова.

ffbb89aad28d88b1a8eaafa117964958404902a841e.jpg

Пятая выставка в рамках конкурсного проекта «Взлет» «Квартет на конец времени» в самолете Як-42 представляет собой визуально-звуковую импровизацию на тему одноименного произведения Оливье Мессиана (1908–1992) — французского композитора, музыковеда и орнитолога. Автор мультимедийной инсталляции — художник Елена Скрипкина. Экспозиция открыта до 10 января 2017 года.

 «Квартет на конец Времени» для кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано (1940–1941) был написан Мессианом в концентрационном лагере и впервые исполнен в «образцовом» гетто – Терезине, 15 января 1941 года перед военнопленными.

1426db5d77fcb466d7a4e7d8a7f5c2584048a38d245.jpg

«Мне хотелось, чтобы моя музыка помогла подняться этим бедным, измученным людям подняться над земными бедами и ощутить это особое состояние конца времени, отмены прошлого, будущего и радость пребывания в вечности, в золотом льющемся свете и в великой тишине» - Оливье Мессиан.

Куратор проекта Ольга Шишко отмечает: «Самолет Як-42 подобно птице становится метафорой жизни и смерти, свободы и заточения. Автор проекта – человек вдохновленный - пришла в современное искусство из музыки и кино, а это значит, что ей под силу создание собственной гармонии и сложение нового языка. Оливье Мессиан, вдохновленный книгой Апокалипсиса, перекладывает текст на музыку, а Лена Скрипкина создает бесконечную визуальную поэму и музыкальную импровизацию одновременно, для нее звук и музыка – это в первую очередь структура, которая раскрывает взаимоотношения людей в социуме».

1da41ba34ce504c234fd5a33ab373e584048b190019.jpg

Мультимедийный проект Елены Скрипкиной визуализирует методы музыкальной композиции Мессиана, который разработал свою систему ладовых формул и ритмических конструкций, основанных на пристальном изучении древних музыкальных источников, а также голосов различных представителей царства пернатых. «Я записываю птиц карандашом на нотной бумаге, как если бы я писал музыкальный диктант», - признавался композитор.

e8c9e0cea7766edccee8a6d5a4103c584048bed204a.jpg

Размещенная в салоне самолета инсталляция организуется согласно ключевому принципу музыки Мессиана – тотальному сериализму. При помощи метрономов, видео и аудиозаписей, фотографий, различных органических и искусственных материалов и фактур, а также световых эффектов пространство самолета превращается в пространство экзистенциального приобщения к мироощущению и идеям композитора.

Центральными образами инсталляции станут птицы – демиурги музыки Мессиана, и святой Франциск Ассизский (1181/1182–1226), с особой нежностью относившийся к животному и пернатому миру.

Выставки работают для посетителей ежедневно, кроме понедельника,  с 11:00 до 22:00.

Добавить комментарий