Рыба-мечта
06.12.2016 22:00
Просто Мария

С 22 декабря 2016 в кино

Рыба-мечта (18+)

Мелодрама,  комедия,  триллер,  Россия,  Эстония,  2016,  80 мин.

Производство:  Vita Aktiva Production,  Honey Films

Режиссёр:  Антон Бильжо

Сценаристы:  Евгений Керов,  Людмила Круглова,  Антон Бильжо

Продюсеры:  Юлия Мишкинене,  Андрей Бильжо,  Илья Медовый,  Эско Рипс,  Александр Плотников

Оператор:  Павел Емелин

Художники:  Нана Абдрашитова,  Павел Копаев

В ролях:  Владимир Мишуков ("Зимний путь",  "Дочь"),  Северия Янушаускайте ("Звезда"),  Максим Виторган ("День радио"),  Андрей Бильжо

Дата премьеры:  22 декабря 2016 года

Питерский интеллигент Роман искал на Балтийском побережье тишины и вдохновения. А нашёл загадочную Хелену и влюбился бесповоротно. Вот только кто она — ожившая фантазия Романа или наваждение, ведущее к гибели?

О чем не говорят мужчины? Куда приводят их мечты? «Рыба-мечта» — изысканная сказка для взрослых о губительной страсти. Фильм о борьбе двух начал, которые есть в каждом из нас — животном и человеческом.

На прошедшем кинофестивале российского кино в Онфлере, который возглавлял Фредерик Бегбедер, картина получила призы за лучшую мужскую и женскую роль (Владимир Мишуков и Северия Янушаускайте).

«Рыба-мечта»  — яркое самобытное кино, снятое на стыке жанров черной комедии,  сказки-фантазии и эротического триллера. Фильм снят без помощи господдержки  — на частные средства. Кроме того, средства на пост-продакшн были собраны с помощью краудфандинга.

«Рыба-мечта» — это первая полнометражная картина режиссера Антона Бильжо. До этого он снял несколько короткометражных фильмов, отмеченных фестивальными наградами, а еще раньше —придумал десятки рекламных роликов, работая копирайтером в агентстве McCann Erickson Moscow. Идея ленты появилась у режиссера во время отдыха с семьей в курортном городе Усть-Нарва. Все съемки прошли именно здесь.

Сценарий фильма получил грант питерского фонда «P.O.V.» и был отобран на питчинг Котбусского фестиваля. Но в итоге бюджет проекта составили исключительно средства частных лиц. Большую его долю вложил со-продюсер картины Андрей Бильжо (он также сыграл в небольшом эпизоде). Значительную сумму удалось собрать с помощью краудфандинга на Planeta.ru: в основном эти средства пошли на постпродакшн фильма и покупку прав на музыку.

В фильме звучит композиция знаменитого минималиста Филиппа Гласса Morning Passages и мелодии современных эстонских композиторов. В частности, песня Хелены написана специально для проекта эстонским композитором Стеном Шериповым.

По признанию режиссера, визуальный ряд картины отсылает к эстетике перестроечного эстонского телевидения. Не имея в своем распоряжении большого бюджета, вынужденные экономить практически на всем, создатели картины сделали это обстоятельство основой художественного приема. Так атмосфера интеллигентской резервации (здесь дамы носят шляпки, а на закаты принято наряжаться) встретилась с очарованием балтийского безвременья. Такое сочетание, по словам Антона Бильжо, дало волшебное ощущение «чего-то забытого, знакомого, наивного, чего-то из детства».

Главный герой «Рыбы-мечты» корректор Роман Сазанов — по замечанию некоторых критиков, в чем-то наследует образ интеллигента из комедий Эльдара Рязанова. Явная связь прослеживается и с героем «Утиной охоты» Валентина Вампилова. Ситуация, в которой герой оказывается —страстная любовь на гребне кризиса среднего возраста — бездонная и благодарная тема для исследования, в том числе средствами кинематографа.

Романа сыграл актер и фотохудожник Владимир Мишуков, по ходу съемок ставший полноценным соавтором фильма. За воплощение этого образа он был награжден призом за лучшую мужскую роль на сахалинском кинофестивале «Край света», который возглавлял Кшиштоф Занусси.

На роль то ли девушки, то ли русалки Хелены Антон Бильжо долго искал актрису, в которой скандинавская внешность соединялась бы с образом роковой женщины, и при этом достаточно раскрепощенную и открытую для откровенных съемок. Абсолютным попаданием в этот запрос стала Северия Янушаускайте, которой к тому же понравился сценарий. Работа над ролью в «Рыбе-мечте» попала между ее участием в фильме Анны Меликян «Звезда» и съемками у Алексея Попогребского и Тома Тыквера.

Роль третьего ключевого персонажа — развязного капитана Марка, которого главный герой встречает на курорте — сыграл актер театра и кино Максим Виторган. По замечанию режиссера, оказавшись в одном кадре, Виторган и Мишуков воплотили некий человеческий дуализм, объединенный образ современного горожанина и его тени.

 

Режиссер Антон Бильжо о картине

 

Первый вопрос, собственно, - о чем кино? Какой, как говорится, твой режиссерский замысел. Это фильм - о тебе, о мужчинах, о женщинах? О мечте?

Это кино о мужчине. И о мужчине довольно конкретном. Роман приезжает в эстонский курортный город и создает собственную историю, частично основанную на реальном событии – его неожиданной встрече с местной девушкой, которую он не до конца понимает. Важные для него жизненные планы нарушены, им овладевает нечто, не поддающееся контролю, фундамент, который Роман мечтал обрести в жизни, буквально уплывает из-под ног.  Он оказывается в изменчивой среде - эмоций, страстей, - хотя воображал себя эдаким отстраненным ученым.

 

Почему женщина-мечта приходит в образе рыбы? Она скользкая и гладкая?

Для Романа Хелена – представительница другой среды. Ее жесты, слова имеют неведомую притягательную логику. Таким образом, в глазах впечатлительного корректора, к тому же работающего над рукописью энциклопедии «Рыбы балтийского моря», Хелена становится рыбой. Чтобы связать все воедино, Роман делает ее предметом своего исследования. Только так он может сохранить себя, собственные установки. Но, конечно, в результате, все равно мир раскалывается. Одно дело быть внутри, другое – снаружи.

 

Мужчина и женщина - они действительно с разных планет?

Мужчина для женщины, как и женщина для мужчины часто бывают предметом мучительного исследования. Мучительного, потому что, если любишь, не можешь не терять фундамент.  Мужчине, как и женщине, приходится попадать в подводные течения, всплывать на поверхность за глотком воздуха и снова идти ко дну. В этой буре случается много страшного – например, можно увидеть собственное ужасающее отражение, или разочароваться во всем, или съехать с катушек. На поверку оказывается, что глубоко внутри Роман - никакой не ученый. Он предпочитает, как говорят англичане, «упасть в любовь».

 

Какой жанр фильма - это комедия или драма? Смеяться зрителям или плакать?

Я-то уверен, что жанр фильма – комедия. Хотя любой анекдот, рассказанный с непривычной интонацией или чуть медленнее, чем полагается, – легко теряет юмор и становится, к примеру, страшным. Надеюсь, все-таки, что зрители улыбнутся.

 

Почему решил снимать свой фильм в Эстонии? Тебе близки эти места? Какую роль вообще в фильме играет этот эстонский колорит? Как вообще снимать в другой стране?

В детстве, пока не развалился Советский Союз, я проводил в Эстонии каждое лето с бабушкой и дедушкой. Потом стал приезжать в Усть-Нарву (Нарва-Йыэссуу) уже с собственной семьей.

«Рыба-мечта» была задумана как раз в Усть-Нарве. Это очень мощное место: много воздуха, большой просторный пляж, есть заброшенные советские санатории, на всем приятный налет безвременья и, хочешь не хочешь, приходится налаживать контакт с пустотой. Мне нужно было, чтобы Роман попал в такой мешок, чтобы его желание поработать в тишине обернулось против него.

Кроме того, хотелось передать ощущение интеллигентской резервации. Женщины в Усть-Нарве, действительно, ходят в шляпках, а на закаты прилично одеваются. Поскольку в этих местах отдыхало много знаменитых петербуржцев, есть тяготение к культуре. Большой эпизод фильма снят в настоящем краеведческом музее, который мы переделали в музей профессора ихтиологии Полянского, автора энциклопедии. Директор музея тоже настоящий, это моя знакомая, Любовь Никкарь. Поют романс в музее местные жительницы. С другой стороны, в фильме есть замечательные эстонские актеры – со своей неповторимой пластикой. Такое сочетание, по- моему, создает нужный колорит - чего-то забытого, наивного, знакомого, чего-то из детства.


Ты можешь назвать какие-то фильмы, которые тебе близки? Режиссеров, у которых ты учился?

Как мне говорили, в фильме улавливается влияние Аки Каурисмяки, Дэвида Линча и братьев Коэнов. Это произошло не специально. Видно, я, действительно, люблю этих режиссеров.

 

Расскажи про своего оператора Павла Емелина. Почему ты с ним снимаешь?

Почти все свои фильмы я снял с оператором Павлом Емелиным. Это мой друг, мы достигли взаимопонимания, для меня это ценно. Паша не стремится снимать «красиво». Ради замысла он готов нарушать каноны. Несмотря на огромную насмотренность, Емелин ни на кого не ориентируется, ищет свой путь. У него есть собственный взгляд и в каждом фильме, включая «Рыбу-мечту», он был полноценным соавтором.

 

Каков художественный стиль картины. Расскажи про своего художника-постановщика

Художниками картины стали тоже мои друзья и соратники по прошлым работам – Нана Абдрашитова и Павел Копаев. Мы нашли, по-моему, правильный визуальный ключ к истории.  Минималистично, романтично, бедно, немного в стиле старого эстонского телевидения. Решили не скрывать маленький бюджет, а наоборот максимально «выпятить» его. Снимать сцену с привязанной Хеленой в бассейне, а не в номере гостиницы, предложила Нана. Прекрасное изящное решение, за которое я ей благодарен.

 

У тебя снимаются Володя Мишуков, Северия Янушаускайте, Максим Виторган. Почему ты их выбрал?

Кастинг был долгим и обширным. Я счастлив, что выбрал именно этих актеров. Ни разу об этом не пожалел.  Володя Мишуков оказался единственным, кто серьезно воспринял деятельность персонажа – корректирование энциклопедии. Это меня сразу покорило. Для остальных подобный труд не мог стать по- настоящему весомой причиной, чтобы оставить девушку. Володя учился у Владимира Наумовича Левертова, обладает потрясающей актерской школой – очень ясной, построенной на логике. Мы хотели создать маленького человека, а когда начали его выстраивать изнутри, поняли, что он совсем не маленький, а очень даже огромный. Этот скромный, интеллигентный Роман, который поначалу в своем мешковатом пиджаке выглядит, как Акакий Акакиевич, превращается с течением фильма в героя-любовника, в единственного мужчину на планете, в великого ученого. И в том, что это превращение произошло, – заслуга Володи.

Отдельно хочу сказать о его личных качествах. Мишуков долго был фотографом, добился больших высот и сейчас, вернувшись в кино, в лучшем смысле слова является «молодым» артистом с огромным запасом знаний, жизненного опыта, с энергией, которой многие могли бы позавидовать. Это самоотверженный человек, страстно любящий кино и заражающий своей любовью всех вокруг. Все сцены под водой с ним мы снимали без дублеров. Мишуков раз за разом уходил на шестиметровую глубину, при этом продолжая выполнять поставленные задачи.

Любой малобюджетный проект держится на фанатизме и любви к своему делу. Володя в этом смысле всем нам дал фору, всех нас поддержал, я ему за это безмерно благодарен.  Большой проблемой оказался выбор главной героини. Нужна была роковая женщина, но при этом холодная, скандинавского типа. В то же время нужна была не зажатая актриса, в фильме много откровенных сцен, в которых приходится сниматься без одежды. Наконец, нужен был особый способ существования – c нераспознаваемым главным героем. В какой-то момент, когда я уже почти отчаялся, появилась Северия Янушаускайте, которой понравился сценарий и которая была готова с головой окунуться в непредсказуемый процесс малобюджетных съемок. Раскованная, умная, обладающая европейским сознанием, Северия мгновенно уловила задачу.

Мы пришли к интересному способу существования – любое слово, любой поступок Хелены можно трактовать так или иначе. Она как бы интуитивно проплывает в промежутках между тем, что можно внятно объяснить. И Северия сделала это, на мой взгляд, так органично, как никто бы не сумел.

Третьим героем этого любовного треугольника стал Максим Виторган, играющий роль Марка. Когда он сел напротив Володи, и мы с Пашей Емелиным посмотрели на два их профиля, стало понятно, что это прекрасное, единственно возможное сочетание. У Максима очень сложная роль. Он играет мающегося человека, у которого вроде бы все есть, но которому при этом не за что зацепиться, не во что поверить. Если Роман романтичен, то Марк – уставший циник, тип деградировавшего в провинции героя нашего времени. Марк заражается любовью к Хелене от Романа. На самом деле, его многое связывает с Романом. Роман Марка безумно раздражает и в то же время, вызывает зависть. Витогран прекрасно справился с задачей.

 

У тебя в фильме много интересных эпизодических персонажей. Расскажи про них. 

В фильме задействованы удивительные эстонские персонажи. Райна Толка, например, я увидел в короткометражке «Пустынный берег» эстонского режиссера Вейко Ыунпуу. Фильм мне очень понравился. В «Рыбе-мечте» каждый второстепенный персонаж должен был произносить монолог. Я попросил Райна рассказывать историю о том, что несколько лет назад он приехал в Усть-Нарву с женой и ее любовником, хотел, чтобы отношения наладились, но не наладились, теперь любовник с женой живут вместе, а он сдает в аренду лодки, созерцает... Это должно было стать как бы продолжением истории главного героя из фильма «Пустынный берег». Мне хотелось, чтобы Райн перекочевал из эстонского фильма в мой. Но монологи, к сожалению, пришлось вырезать, они тормозили действие.

Андрес Пустусмаа, как и Райн Толк, не только актер, но и режиссер. Как-то раз мы с ним оказались вместе в купе поезда Москва-Таллинн, я еще тогда работал копирайтером, ехал в Эстонию к семье. Мы выпили, разговорились. Андрес рассказал, что закончил ВКСР. Мне это почему-то запало в душу, я вернулся в Москву и тоже поступил на курсы. С этого началась моя режиссерская судьба. Так что участие Андреса в дебютном фильме как бы закольцовывает мой личный жизненный эпизод. Он талантливо сыграл очень строгого следователя с очень несчастной личной жизнью.

Роль одной из сестер Хелены в фильме исполняет звезда эстонского кино и театра Тийна Таурайте, я видел ее фильмах Ыунпуу, она мне очень понравилась. Вторую сестру играет молодая актриса Катарийна Тамм с незабываемыми глазами. Это совсем небольшие, но очень важные для фильма роли. Сестры Хелены принадлежат к тому же, неизвестному для Романа миру, что и она сама. Они представители водной стихии, носители другого сознания.

Ресепшионистку гостиницы, в которой живет Роман, сыграла обаятельная Диана Клас, не только актриса, но и певица. Роль ее любовника исполняет Энрике Фабрегас - кубинец, женатый на эстонке, ди-джей, танцор, крутильщик сигар, человек-солнце. Очень яркая роль получилась у замечательного эстонского актера Тарво Вридолина – он играет финна, который приехал в Усть-Нарву за любовью и сбежал в море с одной из сестер Хелены. Наконец, важнейший человек для фильма – Юри Влассов, актер и певец. Он исполняет роль местной знаменитости, музыканта, играющего на синтезаторе в баре. Все эстонские песни в фильме звучат в его оригинальном исполнении.

Общей чертой для эстонских актеров является самоирония. Они не боятся показаться чудаковатыми: замечательное свойство, которого иногда не хватает российским актерам.

Среди русскоязычных эпизодических актеров есть только один профессионал – Екатерина Новоселова, сыгравшая Катю, одну из двух девушек с которыми заигрывает Марк. Все остальные роли исполнили местные жители.

Исключение составляет Андрей Бильжо, который традиционно сыграл роль врача: гинеколога для русалки и психиатра для корректора.

 

Расскажи про музыкальное оформление. Про эстонских музыкантов

Готовясь к фильму, я заехал в супермаркет и купил диски с самой разной эстонской музыкой. Среди них был тяжелый рок, который звучал очень ласково, напевно. Мне это показалось милым. Я подумал, что фильм без эстонской музыки много потеряет. При любых обстоятельствах, она всегда мелодична, нетороплива и очаровательна. Эстонский композитор Стен Шерипов помог найти и аранжировать с юмором несколько известных эстонских песен, которые перепел Юри Влассов. Стен написал и затягивающую завораживающую магическую песню русалок, которую Хелена с сестрами поют для Романа в баре.

 

Как вообще снимать фильм без денег. Ты бы повторил такой опыт?

Фильм стал возможен благодаря финансовой поддержке моего отца, Андрея Бильжо. Конечно, взять деньги в семье было вынужденной мерой. Нам хватило всего на 18 смен. Очень повезло, что мы нашли коллег в Эстонии – Илью Медового и Эско Рипса, которые взялись помочь в производстве фильма с таким бюджетом. Часть суммы дал эстонский фонд уезда Ида-Вирумаа, в котором находится город Усть-Нарва.

Каждый член команды совершил личный подвиг. Актерам приходилось часами сидеть в холодной воде, мы утопили камеру, все выбивались из сил, не спали сутками, толкали лодки по песку. Честно говоря, я бы предпочел более нормальный режим. Но, поскольку мне очень хочется снимать, не могу гарантировать, что подобного не повторится.

После окончания съемок я отнес материал к продюсеру Юлии Мишкинене, потом сам не заметил, как начал часами сидеть у нее в монтажке. Так прошел год и незаметно начался постпродакшн. Спасибо Юлии, Vita Aktiva, Марианне Морговской, Анастасии Луковниковой и всем, кто помогал доделывать фильм.

Добавить комментарий