Выставка достижений народного хозяйства стала лауреатом престижного конкурса Правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия «Московская реставрация — 2016». Сразу два исторических объекта на ВДНХ — горельеф Вучетича и павильон «Республика Беларусь» — отмечены в номинациях конкурса. Торжественная церемония награждения прошла в столичном театре имени Моссовета вечером 8 декабря 2016 года при участии Мэра Москвы Сергея Собянина.
Сергей Собянин на вручении наград отметил: «За последние шесть лет в Москве были отреставрированы 719 памятников архитектуры, а важной приметой уходящего года стали рекордные реставрационные работы, которые велись на 370 объектах культурного наследия». «Мы в 6,5 раза сократили количество памятников, которые находятся в ненадлежащем состоянии», — подчеркнул столичный градоначальник.
АО «ВДНХ» получило приз «За лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ» в разделе конкурса «Объекты монументального искусства». Экспертное жюри, в число которого вошли известные российские реставраторы и архитекторы, высоко оценило усилия Выставки в восстановлении горельефа работы скульптора Евгения Вучетича «Знаменосцу мира, Советскому народу — слава!», который расположен в павильоне №1 (Центральный). Также за реставрацию горельефа награждены художник-реставратор высшей категории Инна Павловна Пчелова в номинации «За лучший проект реставрации/приспособления» и ООО «Реставрационная мастерская «Наследие» в номинации «За научно-методическое руководство и высокое качество ремонтно-реставрационных работ».
Второй объект ВДНХ — павильон №18 «Республика Беларусь» — был упомянут в разделе «Объекты гражданской архитектуры». «За лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ» здания почетную премию получило Правительство Республики Беларусь.
Ежегодный конкурс Правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия «Московская реставрация» проводится Департаментом культурного наследия с 2011 года. За это время участие в нем приняло более 300 реставрационных компаний и проектных организаций, главных архитекторов проектов и реставраторов, участников и организаторов реставрационных работ.
В этом году на конкурс подали 73 заявки по 33 объектам культурного наследия. Экспертная комиссия рассматривала их в шести разделах: «Объекты гражданской архитектуры», «Городские усадьбы», «Объекты промышленной архитектуры», «Объекты культового зодчества», «Объекты монументального искусства», «Объекты археологического наследия». По итогам были определены 40 лауреатов конкурса по 25 отреставрированным объектам культурного наследия.
Горельеф «Знаменосцу мира, Советскому народу — слава!» был создан коллективом из 8 скульпторов во главе с народным художником СССР Евгением Викторовичем Вучетичем к послевоенному открытию ВДНХ в 1954 году. Создание горельефа заняло три года. Он расположен в павильоне №1 «Центральный» в зале №9, который ранее носил название «СССР в борьбе за мир во всем мире», и является одним из выдающихся произведений Вучетича, в котором полностью раскрылся его талант скульптора и художника.
В 1960-е годы творение Вучетича было признано не соответствующим новым требованиям советской эстетики и скрыто от глаз публики. В 1990-е годы, после превращения павильона №1 в торговую площадку, его дополнительно зашили листами фанеры. При этом произошли серьезные повреждения гипсовых фигур и основы горельефа (4 элемента были утрачены полностью и 8 элементов — частично). Обнаружен горельеф был лишь в 2014 году в ходе ремонтных работ в павильоне. По решению Мэра Москвы Сергея Собянина его реставрация была проведена за счет городского бюджета. В рамках реставрационных работ АО «ВДНХ» были восстановлены отбитые фрагменты скульптур, удалены загрязнения, пятна и поздние тонировки, обмазки, инородные записи, укреплены склейки отдельных частей и фрагментов, а также авторское защитно-декоративное покрытие, заделаны трещины и технологические стыковочные швы, воссоздана живопись в авторском цвете и тоне, проведено бронзирование поверхности.
Горельеф был открыт после реставрации 10 марта 2016 года непосредственно Мэром Москвы Сергеем Собяниным. Тогда градоначальник особо подчеркнул, что «творчество Евгения Вучетича относится к золотому фонду отечественного искусства». «Горельеф на ВДНХ, посвященный советскому народу, долгое время считался утраченным. Но, к счастью, это оказалось не так. Больше 40 лет он простоял, зашитый листами фанеры. Когда два года назад Главный павильон ВДНХ был освобожден от «дикой» торговли, выяснилось, что горельеф Вучетича находится все-таки в достаточно хорошем состоянии. Поэтому реставрация заняла немногим более года. Сегодня это уникальное произведение вновь могут увидеть москвичи и гости столицы», — заключил Мэр Москвы.
Павильон №18 «Республика Беларусь» является одним из 50 объектов культурного наследия федерального значения, которые сейчас расположены на территории Главной выставки страны. Он был построен в 1954 году скульпторами Г.А. Захаровым, З.С. Чернышевой, после того как Правительством Белорусской ССР был рассмотрен проект строительства нового здания из камня. Ранее на этом месте располагалось деревянное строение, возведённое к Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в 1937 году и реконструированное в 1938 году под экспозицию Белорусской ССР.
В 1963 году Управление эксплуатации ВДНХ СССР разработало проект пристройки к павильону, поскольку в самом здании демонстрировались лучшие образцы передового опыта производства, льноводства и даже животноводства республики.
С начала 1990-х годов строение утратило свое историческое предназначение и до ноября 2006 года использовалось как торговая площадка. В октябре 2002 года Советом глав государств СНГ было принято решение о создании на территории Всероссийского выставочного центра постоянно действующих выставок государств-участников СНГ. Тогда павильон №18 и был передан белорусской стороне в долгосрочную аренду.
Ремонтно-реставрационные работы павильона №18 начались в 2007 году. За почти 10 лет специалисты не только полностью возвратили первозданный облик здания, но и восстановили его исторические интерьеры, а также отреставрировали фасад со скульптурой «Мать–Белоруссия» авторства известного белорусского скульптора Андрея Бембеля.
Завершающим этапом ремонтно-реставрационных работ стала установка на фронтоне здания скульптурной композиции «Труженики Белоруссии» в октябре 2016 года. Статуи — точная копия исторических двухметровых бетонных скульптур 1954 года — «Доярка», «Агроном», «Колхозница», «Охотник» и «Механизатор», которые со временем, из-за сильных ветровых нагрузок, а также естественных процессов старения, пришли в аварийное состояние и не подлежали восстановлению. Копии выполнены из погодостойких композитных материалов специалистами ОАО «Белреставрация» по заказу и за счёт белорусской стороны.