С 12 января 2017 в кино
Ла-Ла Ленд
La La Land (16+)
Мюзикл, драма, мелодрама, комедия, США, 2016, 128 мин.
Режиссёр и автор сценария: Дэмьен Шазелл
Продюсеры: Фред Бергер, Гари Гилберт, Джордан Хоровиц,
Продюсеры: Фред Бергер, Джордан Хоровитц, Гари Гилберт, Марк Э. Платт, Джеффри Харлэкер,
Исполнительные продюсеры: Майкл Бегг, Молли Смит, Трент Лакинбилл, Тэд Лакинбилл, Майк Джексон, Жасмин МакГлэйд, Ти Стиклориус
Оператор: Линус Сандгрен
Композитор: Джастин Гурвич
Художник-постановщик: Дэвид Уоско
Режиссер монтажа: Том Кросс
Художник по костюмам: Мэри Зофрис
Авторы текстов песен: Бендж Пасек и Джастин Пол
В фильме снимались: Райан Гослинг, Эмма Стоун, Джон Ледженд, Розмари ДеУитт, Финн Уиттрок, Калли Эрнандес, Соноя Мидзуно, Джессика Рот, Том Эверетт Скотт, Джош Пенс, Эмии Конн, Терри Уолтерс, Томас Джефферсон Шелтон, Синда Адамс и другие
Дата премьеры: 12 января 2017 года
История любви старлетки, которая между прослушиваниями подает кофе состоявшимся кинозвездам, и фанатичного джазового музыканта, вынужденного подрабатывать в заштатных барах. Но пришедший к влюбленным успех начинает подтачивать их отношения.
Парень встречает девушку в городе звезд; каждый из них мечтает об успехе – такова фабула этого современно-несовременного мюзикла, разрывающего и шаблоны, и границы повседневности. В фильме режиссера оскароносной «Одержимости» Дэмьена Шазелла вновь встретились Райан Гослинг и Эмма Стоун: «Ла-Ла Ленд» рассказывает о джазовом пианисте и начинающей актрисе, их роман навсегда изменит их судьбы. Однако это еще и двойное признание в любви: классическому кинематографу и Лос-Анджелесу.
Фильм начинается, как и все в Лос-Анджелесе – с шоссе. Именно там Себастьян знакомится с Мией – в автомобильной пробке, как бы символизирующей препятствия, с которыми приходится сталкиваться каждому из героев. У обоих почти несбыточные мечты, связанные с шоу-бизнесом, которым живет и дышит этот город. Себастьян в двадцать первом веке пытается увлечь людей традиционным джазом, Мия жаждет хотя бы одного удачного прослушивания. Они и не подозревают, чем обернется для них эта встреча.
В «Ла-Ла Ленде» Шазелл отдает дань легендарным кинообразам и в то же время с их помощью рисует очень личный, потаенный мир – мир человеческих взаимоотношений и сокровенных мечтаний.
«Я хотел сделать кино о мечтателях, о двух людях, чьи заветные мечты движут ими, сводят их вместе, но потом разводят в разные стороны, – говорит Шазелл. – «Ла-Ла Ленд» отличается от «Одержимости» по многим параметрам, однако оба этих фильма рассказывают об очень важной лично для меня вещи: о том, как сочетать жизнь и искусство, реальность и мечты и, что самое важное, отношения с искусством и отношения с окружающими. В «Ла-Ла Ленде» мне хотелось рассказать эту историю с помощью музыки, песен и танцев. На мой взгляд, мюзикл как жанр идеально подходит для того, чтобы отобразить шаткое равновесие между реальностью и мечтой».
По мнению продюсера картины, ветерана мюзиклов Марка Э. Платта, Шазелл новаторски использует классические элементы мюзикла, показывая с их помощью жизнь в современном Лос-Анджелесе новому поколению кинозрителей.
«Нам хотелось создать не просто мюзикл, а мюзикл о том, каково любить и мечтать в современном Лос-Анджелесе, – объясняет композитор картины Джастин Гурвич. – Мюзикл – это такая гипертрофированная форма, и нам это нравится, однако мы стремились показать в этом гипертрофированном мире реальные чувства».
Вступая в мир «Ла-Ла Ленда»
История самого фильма началась с безумной мечты. Дэмьен Шазелл решил посмотреть, получится ли у него перенести магию романтических мюзиклов Америки и Франции золотой эры кино в наше сложное и циничное время. За последние полвека мир сильно изменился. В состоянии ли мы по-прежнему сопереживать случайным встречам и упущенным возможностям, разбитым и осуществившимся мечтам, безумной любви, столкновению жестокого мира и чистых помыслов? Шазеллу хотелось, чтобы история, рассказанная с помощью танцев и песен, вновь смогла подарить зрителям утешение и радость в мире, где фильмы стали гораздо мрачнее и жестче.
«В «Ла-Ла Ленде» я задумал и рассказать историю любви, и сделать мюзикл наподобие тех, что так восхищали меня в детстве, но с поправкой на современность, – говорит Шазелл. – Мне хотелось понять, как при помощи олдскульных цветов, декораций, костюмов и прочих выразительных элементов можно рассказать историю, действие которой происходит в наши дни».
Среди своих источников вдохновения Шазелл называет фильмы Жака Деми, разительно отличавшегося от других режиссеров французской «новой волны» шестидесятых своими дурманящими мюзиклами «Шербурские зонтики» и «Девушки из Рошфора». «Думаю, Деми, повлиял на меня больше всего – причем не только на мои фильмы, но и вообще на все, что я когда-либо делал или сделаю. Нет фильма, который подействовал бы на меня сильнее, чем «Шербурские зонтики». Это моя огромная любовь», – говорит режиссер.
Шазеллу пришла в голову идея соединить все, что ему так нравилось в мюзиклах сороковых, пятидесятых и шестидесятых годов – структуру музыки, яркие цвета, перепады настроения – со своим любимым городом – Лос-Анджелесом, который является таким же полноценным романтическим героем картины, как и двое влюбленных. Для Шазелла Лос-Анджелес – это находящийся в постоянном движении холст, сотканный из судьбоносных встреч, бесконечного потока машин и такого же бесконечного потока стремлений.
««Ла-Ла Ленд» – фильм о великом городе, поглощенном самим собой; широкоэкранном городе, – замечает Шазелл. – Поэтому я решил, что будет здорово снять его в широкоэкранном формате, чтобы получилось так же масштабно и зрелищно, как в классических голливудских мюзиклах».
Фильм неслучайно начинается с музыкального номера на шоссе. «В Лос-Анджелесе встречаются преимущественно машины, в которых сидит один или двое. Из подобных деталей складывается ощущение некоторого одиночества в этом городе. Но это также говорит о том, что Лос-Анджелес – рай для мечтателей, потому что чем можно заниматься в машине? Слушать музыку или мечтать. Каждый живет в своем мире-пузыре, в своем мюзикле. Именно потому этот момент так хорошо подходит для встречи таких мечтателей, как Себастьян и Мия», – объясняет режиссер.
Для Шазелла Лос-Анжелес – город невидимого миру томления, город маленьких джаз-клубов, «предбанников», где томятся ожидающие прослушивания, временных пристанищ и кофеен при киностудиях, в которых сталкиваются знаменитости и те, кто только мечтают ими стать. Но кроме этого Лос-Анджелес – это еще и город, готовый в любой момент прорвать ткань обыденности, обернувшись страной фантастических музыкальных грез.
Для Шазелла, известного, прежде всего, драмой «Одержимость», собравшей целый букет призов и номинаций, широкомасштабный мюзикл кажется не самым очевидным выбором. Однако немногие знают, что режиссер уже обращался к этому жанру – в своей дебютной картине “Guy and Madeline on a Park Bench” (2009). Фильм был снят при крайне ограниченном бюджете как дипломная работа Шазелла в Гарварде, так что «Ла-Ла Ленд» для него – не только шаг вперед, но и, в некотором смысле, возврат к корням.
«“Guy and Madeline” был лишь пробой пера, упражнением в жанре мюзикла, – говорит Шазелл. – Я продолжил экспериментировать со сценариями, чтобы понять, как сделать гораздо более масштабный мюзикл о реальной жизни, но при этом в духе эффектных мюзиклов пятидесятых, с их Синемаскопом и Техниколором».
Шазелл начал работать над этой историей с композитором Гурвичем, своим однокашником по Гарварду, еще до их совместной работы над “Guy and Madeline” и «Одержимостью». Он надеется, что Гурвич и дальше будет писать музыку для его картин, поскольку они говорят на одном языке и вдохновляются одними и теми же вещами. Работа над сценарием и музыкой к фильму шла параллельно, и режиссер с композитором, знающие друг друга с 18 лет, очень помогали друг другу.
Благодаря кредиту доверия, полученному Шазеллом после «Одержимости», он смог снять «Ла-Ла Ленд» именно таким, каким задумывал его в 2006 году, не поступившись ни одной идеей.
Райан Гослинг. История Себастьяна
Джазовый пианист Себастьян чуть было не упускает любовь всей своей жизни. Бескомпромиссный в творчестве и до мозга костей преданный старому джазу, поначалу он отмахивается от Мии, считая, что и ей не суждено его понять – но все идет не так, как он планировал.
Для суперзвезды Райана Гослинга роль Себастьяна – пожалуй, самая неожиданная в его и без того разноплановой кинокарьере. «Фанатик», «Полу-Нельсон», «Ларс и воображаемая девушка», «Дневник памяти», «Драйв», «Мартовские иды», «Валентинка» – практически каждая работа актера становится событием. Ему уже неоднократно доводилось играть эмоциональных, непредсказуемых героев, однако на этот раз ему предстояло соединить эту эмоциональность с классическим обаянием звезды мюзикла.
Сам Гослинг, как, оказалось, давно мечтал сняться в настоящем мюзикле; кроме того, ему было интересно сыграть человека, преданного умирающему жанру искусства в условиях безжалостной и быстро меняющейся поп-культуры.
«Его герои родились семьдесят лет назад, а в наше время великий пианист, играющий настоящий джаз, обречен работать в барах, где люди даже не удосуживаются прервать беседу, чтобы послушать музыку, – говорит актер. – Вопрос в том, чем ты готов поступиться, чтобы стать тем, кем хочешь?» Гослинг признает, что грань между принципиальностью и упрямством очень тонка – равно как и между пуристом и снобом. «В конце концов, Себастьян сталкивается с дилеммой, знакомой многим творческим людям: продолжить ли заниматься тем, что по-настоящему важно, или смириться, что это просто работа, и оплаты счетов никто не отменял?», – рассуждает Гослинг.
У этого уравнения появляются новые неизвестные, когда Себастьян встречает Мию. Практически сразу он понимает, что у ее мечты больше шансов сбыться, поэтому он хочет поддержать ее. «По мнению Себастьяна, Мие нужно самой создавать возможности, а не ждать от других позволения делать то, что она так любит», – говорит Гослинг.
Готовясь к роли, Гослинг в течение нескольких месяцев брал уроки джазового фортепиано и учился танцевать. Все в один голос восхищаются его трудолюбием и упорством. По словам Дэмиана Шазелла, на крупных планах мы видим руки самого Гослинга, играющего на фортепиано.
Все время, остававшееся от занятий музыкой, Гослинг с Эммой Стоун посвящали занятиям с хореографом Мэнди Мур. Стоун, которая уже снималась с Гослингом в картинах «Эта дурацкая любовь» и «Охотники на гангстеров», с радостью воссоединилась со своим любимым партнером. «Райан так много вложил в эту роль: он научился потрясающе играть на фортепиано и стал отличным танцором, – говорит актриса. – Однако больше всего меня потрясло, насколько он в этом фильме смешной. В смысле, я всегда знала, что Райан смешной, но в этом фильме он просто очень, очень смешной. Он прямо перевоплотился в Себастьяна».
Эмма Стоун. История Мии
Начинающая актриса Мия мечется между бесконечными безрезультатными прослушиваниями и своей унылой работой в кофейне. В какой-то момент она обнаруживает, что постоянно сталкивается с невоспитанным пианистом в кабриолете – и именно ему удается разорвать этот порочный круг.
Номинантка на «Оскар» Эмма Стоун успела сыграть в самых разных фильмах – от «Отличницы легкого поведения» до «Бердмэна» и «Прислуги». На этот раз перед ней стояла задача перевоплотиться в героиню, которая, с одной стороны, твердо стоит на ногах и знает, чего хочет, а с другой – способна в одно мгновение перенестись в мир музыкальных фантазий. Убедительно показать это актрисе помог не только экранный опыт, но и опыт участия в бродвейских постановках, включая роль Салли Боулз в мюзикле «Кабаре». По словам Гослинга, его партнерша потрясающе танцует, и он многому научился у нее за время совместных репетиций.
Стоун сочетает, в хорошем смысле, звездность, с очень земным, живым обаянием. Шазелл считает ее одной из величайших актрис нашего времени, отмечая, что она может выразить эмоции без слов, одним лишь лицом и языком тела, что бесценно для мюзикла. «Мия хочет быть актрисой в городе, где огромное количество людей кажутся абсолютно такими же, как она, – рассуждает актриса. – Она чувствует в себе что-то особенное, но не очень понимает, в чем оно заключается. Мне это очень близко как актрисе, которая периодически ходит на прослушивания. Кроме того, было так здорово оказаться в мире мюзикла, где ты можешь внезапно запеть или броситься бежать по улице!».
Хотя у Стоун было больше опыта в музыкальном театре, чем у Гослинга, ей тоже пришлось много репетировать. «Я когда-то занималась танцами, но тут мы учили чечетку, джаз, бальные танцы – совершенно новые для меня танцевальные языки», – рассказывает она.
Для Шазелла соединение Гослинга и Стоун в пару было настоящим алхимическим актом, чистой магией. «В фильме им приходится решать очень трудную задачу: «заземлять» самый неприспособленный для этого жанр, – рассказывает режиссер. – Только такие актеры как Райан и Эмма способны «очеловечить» такую историю, поместить ее внутрь реальной жизни. Мало кто из актеров может быть живым и естественным, производя при этом впечатление настоящих звезд экрана, – а именно это и требовалось для фильма».
Первая большая роль Джона Ледженда
Одну из важных ролей в картине сыграл десятикратный обладатель премии «Грэмми» и лауреат «Оскара», автор и исполнитель Джон Ледженд. В своей первой большой роли он перевоплощается в Кита – музыканта, который берет Себастьяна в свой быстро набирающий популярность ансамбль, тем самым отдаляя его от Мии. Ледженд также стал соавтором песни “Start A Fire”, которая в фильме приводит его ансамбль к славе. По словам музыканта, для него одним из ключевых моментов фильма стал конфликт между Китом и Себастьяном, придерживающимися разных взглядов на искусство. Кит стремится развивать музыку пятидесятилетней давности и идти вперед, в то время как ревнитель чистоты традиции Себастьян предпочитает держаться корней. Именно замечательная песня “Start A Fire”, при этом отличающаяся от другой музыки в фильме, служит одним из смысловых узлов этого конфликта, еще больше осложняя дилемму Себастьяна.
Мелодия и стихи
Фильм построен на песнях, которые исполняют в нем ту же функцию, что и диалоги с монологами в обычном кино. Чтобы найти слова, идеально ложащиеся на придуманную Гурвичем музыку, к работе над фильмом привлекли известных либреттистов Бенджа Пасека и Джастина Пола, которые обрадовались такой интересной, хотя и непростой задаче.
Хореография Мэнди Мур
Песни в мюзикле стали основой для целой череды музыкальных номеров, изящно вплетенных в ткань повествования. Дэмьену Шазеллу хотелось, чтобы они были сделаны с такой же фантазией, изобретательностью и свободой, что и в мюзиклах середины прошлого века – однако сочетая все это с энергетикой и ритмом, привычными для зрителей эпохи айфонов и YouTube.
В этом ему помогла хореограф Мэнди Мур, дважды лауреатка премии «Эмми», также известная по работе в знаменитом реалити-шоу “So You Think You Can Dance”. Кроме того, она ставила танцы в фильме Дэвида О. Расселла «Мой парень – псих», поэтому не понаслышке знала, что сочинение хореографии для театра и кино существенно различается. Мур была поражена эрудированностью Шазелла в плане танцевальных эпизодов из разных мюзиклов. Режиссер, в свою очередь, был восхищен ее приверженностью классическим формам в сочетании с умением создавать вещи, которых еще не было на экране. «Я сказал Мэнди, что в этом фильме танцы, пение и актерская игра – одно целое. Очень хорошо, что Мэнди и тренировала Райана с Эммой, и ставила хореографию в фильме, поскольку их танец является производной их отношений».
Шазелл и Мур стремились вплести танцы в фильм так, чтобы разрушить «четвертую стену» и вывести зрителей из состояния пассивных наблюдателей, – но сделать это, не разрывая нить повествования. «Нам хотелось, чтобы зритель почувствовал, что Себастьян и Мия – обычные люди, которые на мгновение вырываются за рамки повседневности», – рассказывает Мур.
Более того, Шазелл решил снимать все номера по старинке, одним дублем, для чего понадобилась крайне тщательная подготовка (особенно если учесть, что Гослинг и Стоун не являются профессиональными танцорами). Самым сложным в этом плане оказался открывающий фильм номер – с затором и кордебалетом из автомобилей – потребовавший сложнейших логистических построений. Права на ошибку у съемочной группы не было (шоссе перекрывали на крайне ограниченное время), поэтому они три месяца репетировали его, не переставая.
Для Мур сердцем фильма является бросающий вызов гравитации танец в планетарии, где Гослинг и Стоун вальсируют на тросах. Наконец, финальный номер фильма – «Эпилог» – оказался самым масштабным: он переносит нас из Лос-Анджелеса в Париж и обратно. Для него выложились все – и художники, придумавшие фантастические декорации, и тридцать танцоров массовки, и, конечно же, Гослинг и Стоун, для чьих героев это последний момент вместе.
Свет, цвет, камера: оператор Линус Сандгрен
Визуальное решение «Ла-Ла Ленда» было вдохновлено великими мюзиклами прошлого с их широкоэкранным изображением, Синемаскопом и роскошными, практически осязаемыми цветами. Однако самое интересное началось, когда пришло время пропустить все эти особенности через восприятие человека двадцать первого века, используя при этом современные технологии. В некотором смысле, плавный, воздушный «Ла-Ла Ленд» является противоположностью «Одержимости» с ее резкими углами и рваным монтажом. Шазелл ориентировался на работу с камерой Макса Офюльса – чтобы она сама была как танцор, двигаясь плавно, изящно и легко. Экспрессионистская манера, в которой снимался «Бешеный бык» Мартина Скорсезе также повлияла на режиссера: если у Скорсезе камера как бы внутри боксерского ринга, то Шазелл помещает ее внутрь танца, чтобы зрителю казалось, будто танцуют вокруг него. В этом ему помог оператор, снимавший фильмы Дэвида О. Расселла «Афера по-американски» и «Джой» – Линус Сандгрен. Используя анаморфические линзы и 35-миллиметровую пленку как дань прошлому, он не отказался и от современных технологических достижений. По словам Сандгрена, идеи Шазелла были настолько красивы, что только впоследствии он понимал, насколько сложно будет воплотить их в жизнь. К примеру, при избранном типе съемки камеру приходилось перезаряжать каждые десять минут, а большие музыкальные номера, как уже говорилось, Шазелл стремился снимать одним дублем. Кроме того, режиссер не хотел добавлять спецэффекты при постпродакшне, добиваясь, чтобы вся магия происходила перед камерой, «здесь и сейчас». Еще Сандгрену пришлось поэкспериментировать с цветными фильтрами, чтобы усилить палитру фильма с его голубыми, зелеными и розовыми тонами.
Лос-Анджелес: натура и декорации
«Ла-Ла Ленд» – это не просто роман двух людей, но, как уже говорилось, признание в любви Лос-Анджелесу, красоту которого создателям картины нужно было успеть запечатлеть за сорокадневный съемочный период. Съемки проходили как в легендарных местах вроде Обсерватории Гриффита, так и в менее известных, но не менее прекрасных уголках – таких как джаз-клуб Lighthouse Café, существующий с 1949 года. Декорациями занимались художник-постановщик Дэвид Уоско и декоратор Сэнди Рейнольдс-Уоско, в чьем послужном списке «Бешеные псы», «Криминальное чтиво», «Семейка Тененбаум», «Убить Билла» и многие другие картины.
Сам город как нельзя лучше подходит для того, чтобы выразить столкновение прошлого и современности. «Посмотришь в одну сторону – покажется, что ты в Голливуде сороковых, повернешься в другую – и ты в 2016», – говорит Дэвид Уоско. Кроме того, там все пронизано историей кино, поэтому логично, что Себастьян и Мия с просмотра «Бунтаря без причины» в историческом Rialto Theatre отправляются в Обсерваторию Гриффита – место кульминационной сцены «Бунтаря».
Художники окружили Себастьяна фотографиями его любимых джазовых музыкантов, в то время как у Мии висит портрет ее любимой Ингрид Бергман. При работе Дэвид и Сэнди вдохновлялись произведениями Эда Рушея и Дэвида Хокни, экспериментировавшими с образностью Лос-Анджелеса, а также творчеством французского фовиста Рауля Дюфи, известного благодаря экстатическому использованию цвета.
Самому Шазеллу работа над фильмом помогла заново открыть для себя город. «Я живу в Лос-Анджелесе уже девять лет, и одна из вещей, за которые я его обожаю – это то, что в нем постоянно открываешь новые места».
Магия цвета: костюмы Мэри Зофрис
Костюмами в картине занималась оскаровская номинантка Мэри Зофрис, среди ее работ, например, «Старикам тут не место» и «Интерстеллар». Для «Ла-Ла Ленда» ей пришлось придумать огромное количество костюмов: одни только Миа и Себастьян переодеваются более пятидесяти раз каждый.
Зофрис и Шазелл решили, что ключом к эмоциям персонажей является цвет. Они изучили множество мюзиклов – от «Шербурских зонтиков» до «Театрального фургона» и «Времени свинга», но, по словам Зофрис, не имитировали их, а, скорее, отталкивались, делая главный акцент на отображении внутреннего мира героев.
Зофрис отмечает, что ей было особенно приятно одевать Стоун, оказавшуюся идеальным «холстом» для ее работы. «В начале фильма Эмма носит яркие цвета; потом, когда он становится взрослее и сосредотачивается на своей работе, ее палитра становится чуть более приглушенной – вплоть до того, что на своем концерте она в черном и белом», – рассказывает художница. – Затем мы видим ее пять лет спустя, и это та же самая девушка, однако гораздо более утонченная».
Многие наряды Мии вдохновлены винтажными образцами: к примеру, блузка, в которой она работает в кофейне, напоминает блузку с фотографии Ингрид Бергман сороковых годов.
Для героя Гослинга практически все костюмы были сшиты специально. Главное в его облике – особая элегантность (не исключающая некоторой эксцентричности). В любом случае, в футболке его не увидишь. Зофрис особенно нравится, что он носит двухцветные туфли, популярные в сороковых: они отражают любовь героя к прошлому.
«Я считаю, что «Ла-Ла Ленд» – это кино о страсти – о страстном отношении к искусству, к любви, – говорит Шазелл. – Наш фильм мы делали тоже со страстью, и я очень надеюсь, что вы ее почувствуете».