С 24 августа 2017 в кино
Тюльпанная лихорадка
Tulip Fever (18+)
Драма, мелодрама, исторический роман, Великобритания, США, 2017, 107 мин.
Режиссёр: Джастин Чадвик («Еще одна из рода Болейн», «Долгая дорога к свободе»)
Сценаристы: Том Стоппард («Влюбленный Шекспир», «Ватель», «Анна Каренина»); Дебора Моггак («Гордость и предубеждение», т/с «Дневник Анны Франк»)
Продюсеры: Элисон Оуэн («Зомби по имени Шон», «Еще одна из рода Болейн», «Джейн Эйр»), Харви Вайнштейн («Король говорит!», «Джанго освобожденный», «Омерзительная восьмерка»), Мария Сестон, Молли Коннерс, Ричард Хьюит, Сара Е. Джонсон, Patrick Thompson, Кристофер Вудроу
Оператор: Эйгил Брилд
Композитор: Дэнни Элфман
Художники: Саймон Эллиотт, Роксана Александру, Уилл Кубро, Билл Кратчер, Ник Дент, Майкл О’Коннор, Ребекка Аллевей
Монтажер: Рик Расселл
В ролях: Алисия Викандер («Анна Каренина», «Девушка из Дании», «Шеф Адам Джонс»), Кара Делевинь («Пэн: Путешествие в Нетландию», «Отряд самоубийц»), Зак Галифианакис («Мальчишник в Вегасе», «Мальчишник 2: Из Вегаса в Бангкок», «Мальчишник: Часть III» и «Впритык»), Кристоф Вальц («Воды слонам!», «Бесславные ублюдки», «Джанго освобожденный»), Джек О’Коннелл, Дэйн ДеХаан («Новый Человек-паук: Высокое напряжение», «Лекарство от здоровья», «Валериан и город тысячи планет»), Холлидей Грейнджер, Том Холландер, Джуди Денч («Казино Рояль», «Квант милосердия», «Джейн Эйр»), Кевин МакКидд и другие
Дата премьеры: 24 августа 2017 года
Фильм основан на романе Деборы Моггак «Тюльпанная лихорадка»
Романтическая история любви на фоне тюльпанной лихорадки 17 века. Луковицы прекрасных цветов становятся причиной баснословного богатства или унизительной нищеты. Жители Амстердама готовы ради них на все: обман, подлог… и даже убийство. В атмосфере всеобщей тюльпаномании страсть бедного художника к молодой обольстительной жене стареющего богатого торговца может завести очень далеко.
Работа над фильмом началась в июне 2014 года. Несмотря на то, что действия фильма происходят в Амстердаме 17-го века, основными местами съемок стали: Кафедральный собор Нориджа и пляж Холкхэм (север графства Норфолк, восточная Англия). Именно эти локации видны уже в первых секундах трейлера: бескрайнее небо, бесконечные пески Холкхэма, интерьеры собора Нориджа и настоятельница монастыря, которую играет обладательница «Оскара» Джуди Денч, наставляющая свою подопечную: «Ты рискуешь остаться одна в открытом бушующем море. Брак – это безопасная гавань. Люби, почитай и слушайся».
Джуди Денч, актриса: «Съемки начались в Норфолке, так что я окунулась в самый центр съемочного процесса, в его организацию. Вокруг буйство зелени, множество животных – коров, гусей и свиней, лошадей, запряженных в кареты, прогуливается массовка из сестер монастыря, а мы общаемся со съемочной группой по рациям, как будто находимся на каком-то спецзадании (смеется). Мой первый съемочный день был поистине волшебным. Мы снимали в одном из моих любимых мест в городе. Я была окружена камерами, деревенскими животными и фланировала между ними в средневековом платье. Но эйфория длилась недолго, пришлось взяться за работу. Да, моя роль далеко не гламурная, но, тем не менее, значимая. Я встретилась с прекрасными людьми на площадке. Дэйн ДеХаан – один из самых вежливых актеров, которых я когда-либо встречала. Съемки проходили в напряженном режиме. Тяжелее, чем я могла себе представить. Например, на меня возложили обязанность следить за тем, чтобы в соборе в моменты, когда снималась сцена и двигались камеры, двери были плотно закрыты. И это при том, что Кафедральный собор Нориджа должен всегда оставаться открытым для посетителей, несмотря ни на какие съемки. Задача, скажу я вам, не из легких. Обычно мы начинали в 7 утра и порой продолжали и после 11 вечера, всего лишь с несколькими небольшими перерывами. К концу дня было сложно пошевелиться от усталости… Но еда на площадке всегда была высший класс».
Эта часть Англии уже полюбилась режиссерам и продюсерам Голливуда. Так, интерьеры собора Нориджа ранее были задействованы в фильме «Джек – покоритель великанов». Некоторые завершающие сцены костюмированных драм «Влюбленный Шекспир» и «Герцогиня» так же были сняты именно здесь.
Кроме того, съемки «Тюльпанной лихорадки » проходили и в английских графствах Саффолк, Эссекс и Кент.
Некоторые первые сцены фильма также снимались в Амстердаме, но, по словам оператора картины Эйгила Брилда, для съемок в городе не было достаточно архитектуры 17-го века. «Какие-то сцены мы снимали в Германии, однако, основные локации были выбраны все же в Англии, а на знаменитой студии «Пайнвуд» были полностью воспроизведены интерьеры нужной нам эпохи – эпохи «тюльпанной лихорадки», включая сад и здание, в которых и разворачиваются ключевые сцены. Это настоящая находка для любого творческого человека поработать с таким историческим периодом. Я ходил по художественным галереям, отсматривал схожие по тематике фильмы, например, «Девушка с жемчужной сережкой». Мне хотелось избежать схожести с полотнами нидерландского художника-живописца Яна Вермеера, поэтому я сконцентрировался на работах голландских мастеров Габриеля Метсю и Питера де Хоха. Я также изучал голландскую архитектуру 17-го века: высоченные окна и свысока падающий свет, узкие улочки Амстердама – все это можно увидеть на картинах художников того столетия. Окна настолько высокие, что почти на всех картинах того периода, если ставни открыты, то лишь в нижней части проема немного видны головы людей».
Именно такие окна художник-постановщик «Тюльпанной лихорадки» Саймон Эллиотт использовал в картине как средство формирования правильного освещения, идентичного той эпохе. «Над освещением приходилось работать слишком тщательно: моей задачей было передать истинную таинственность 17 века. На протяжении всего съемочного процесса отдельно приходилось следить и за тем, как играет свет от огня свечей. Свечи были исключительно привилегией богатых домов, поэтому зачастую их использовали лишь как часть оформления интерьера. Думаете раньше люди ходили со свечами по улицам? Нет. Это миф. Представьте, если мы действительно окажемся в тех условиях, где единственным источником света в кромешной тьме будет свеча в руке, то мы не увидим ничего, кроме очертаний этой самой руки».
«Вся наша съемочная группа старалась максимально передать атмосферу эпохи: не только с помощью костюмов и локаций, но и художественного освещения картины. Ведь, когда художник использует краски, ему легче отразить все детали на холсте, а когда занимаешься постановкой живого света – почти нет средств, чтобы наиболее точно передать всю цветовую палитру. Еще одним ключевым местом в картине без сомнения можно назвать «биржу тюльпанов». Мы долго продумывали это место, где вершились судьбы людей и рушились их жизни. Нам просто было необходимо, чтобы оно выглядело как отдельный, внушающий беспокойство или даже устрашающий мир. С помощью «живых» факелов и все тех же свечей мы создавали постоянное движение теней, вращающуюся атмосферу в стенах биржи. После обсуждения концепции, мы пришли к выводу: простота – вот наш стиль. Если хочешь создать сложный образ, нужно начать с простых предпосылок. Это был очень интересный, но непростой проект», - говорит оператор Эйгил Брилд.
О производстве
Продюсер Элисон Оуэн прочла книгу «Тюльпанная лихорадка» еще до ее официального выхода в свет и сразу же выкупила права на экранизацию. Еще до этого, читая исторический обзор о тюльпанной лихорадке Амстердама 1630-х годов, она поражалась самой возможности существования подобной мании. «Это был первый пример фьючерсного рынка. Впервые в истории деньги были представлены метафорически, в виде сертификатов и тюльпанных луковиц. Мне показалось, что это удивительная и увлекательная тема, а будучи продюсером, я всегда ищу интересный фон для сюжета, — рассказывает Оуэн. — Через несколько месяцев я просматривала список книг, которые будут изданы в следующем году, и мне попался роман "Тюльпанная лихорадка" Деборы Моггак, который должен был выйти в мае. Это любовная история, действие которой разворачивается в Амстердаме. Мне стало любопытно, неужели кто-то уже сделал работу за меня и придумал историю с заинтересовавшими меня местом и временем действия... Когда я прочитала книгу, мне показалось, словно я (в сюжетном плане) только что открыла "Битлз". История оказалась потрясающей... В ней продумано абсолютно всё: великолепные персонажи, увлекательная историческая линия». В течение сорока восьми часов после того, как Оуэн выкупила права на экранизацию, к ней поступили предложения от Стивена Спилберга, Ридли Скотта и Харви Вайнштейна. Однако, в силу обстоятельств, Оуэн смогла приступить к производству фильма лишь через пятнадцать лет. Сейчас она считает, что эта отсрочка сказалась на картине лишь положительно: «Я была в отчаянии, когда пришлось отложить работу над фильмом. Мне казалось, он в то время был как нельзя более актуальным. Но я даже не подозревала, что с годами его актуальность только увеличится. Экономический кризис, который начался, когда я приобрела права на экранизацию, стал лишь началом череды финансовых последствий, которые весь мир переживает до сих пор. И поэтому сюжет картины сейчас еще ближе всем нам, чем тогда».
Спустя пятнадцать лет ее упорство и дальновидность наконец оправдались, и в мае 2014 начались съемки.
От книги к сценарию и к экранизации
Элисон Оуэн роман Деборы Моггак показался невероятно увлекательным: «У него столько слоев, что сжать их все, чтобы уместить в сценарий, довольно сложно. Это фантастическая любовная история, которая разворачивается на фоне удивительных событий. По сути, это метафора о любви, похоти и страсти. Самыми ценными тюльпанами считались те, на которых появлялись цветные полосы. В то время никто не знал, почему это происходит, но на самом деле, причиной тому вирус. Как ни парадоксально, самыми ценными были больные луковицы, которые были обречены на гибель и в результате гнили. И все это — великолепная метафора прелюбодеяния, о котором идет речь в романе. Это сильная любовь, огромная страсть, но ввиду своей запретности она обречена на гибель».
Алисия Викандер, которая играет Софию, слышала об этом проекте и очень хотела в нем участвовать. Она рассказывает: «Я знала, что сценарий написал Том Стоппард. Мы с ним работали над "Анной Карениной". Я слышала много хорошего об этом проекте, и когда прочла сценарий, просто влюбилась в него. Это историческая драма, но в ней столько остроумия и волнительных моментов, что она заставляла меня и плакать, и смеяться. Это далекое от фарса интеллектуальное произведение. Сильные женские роли попадаются довольно редко, а в этом фильме обе главные героини — очень сложные, многогранные персонажи». Алисия добавляет: «Сценарий Тома имеет глубокий подтекст и полон тонких нюансов. Это гениальное произведение».
Дэйна ДеХаана, который играет Яна Ван Лооса, в сценарии, прежде всего, привлекла его актуальность и связь с современным миром: «Это был первый крах фондовой биржи. Впервые в истории люди стали одержимы покупкой вещей, которые сами по себе ничего не стоили, и приданием им невероятно высокой стоимости, делая их практически бесценными».
Элисон Оуэн и режиссер Джастин Чадвик до этого вместе работали над его первым полнометражным фильмом «Еще одна из рода Болейн». Он рассказывает, что во время съемок «Долгой дороги к свободе» в Южной Африке продюсер Харви Вайнштейн показал ему сценарий, который вызвал у Джастина полный восторг: «Мне очень понравились повороты сюжета. Я прочитал книгу на одном дыхании. От нее совершенно невозможно оторваться. Готов поспорить, что никто не способен отложить эту книгу в сторону после того, как начал ее читать».
Он продолжает: «Я не собирался снимать еще один исторический фильм. Меня больше привлекали темы современности. Но этот проект казался очень актуальным, и я мог бы подойти к нему, как к современному, раскрывая самые насущные проблемы. Сюжет просто великолепный, и хотя действие разворачивается в прошлом, по сути, это романтический триллер, и именно это привлекло меня в первую очередь. Я начал думать, как можно снять нетрадиционный исторический фильм. Как добиться эффекта полного погружения, чтобы зритель почувствовал себя в самом центре событий. Как показать безумную идею, пришедшую в голову этим молодым людям, и продемонстрировать последствия и трагедию человеческих эмоций».
Для Чадвика важнее всего было то, что сюжет должен казаться актуальным, а зритель должен чувствовать себя участником событий. Он объясняет: «Я хотел, чтобы исторический фильм воспринимался зрителями на уровне эмоций и интуиции. Чтобы они чувствовали себя в самом центре происходящего. Это не исторический фильм, действие которого разворачивается в богатом поместье. Это картина о рабочем классе и среднем классе. В ту эпоху торговцы из рабочего и среднего класса могли сколотить серьезное состояние. Совсем недавно выяснилось, что Земля круглая. Корабли бороздили моря и океаны, доставляя товары из самых далеких уголков мира. Народ начал сомневаться в существовании Бога. Классовой системы в том виде, в котором мы ее знаем, тогда не было. Это была пьянящая эпоха, в которой балом правили деньги».
Дэйна ДеХаана привлек не только сценарий, но и возможность работать с режиссером Джастином Чадвиком: «В первом же нашем разговоре с Джастином он рассказал, что хочет избавиться от возвышенной речи в сценарии Тома Стоппарда и сделать язык современным, чего раньше еще никто не делал. Это позволило бы приблизить сюжет к современной действительности, и именно этого я стремлюсь достичь в своей работе. Кроме того, Джастин — очень увлеченный человек, и его энтузиазм заразителен. Если он чем-то увлекается, хочешь, не хочешь, тоже погружаешься в это с головой».
Алисия Викандер добавляет: «Джастин продумывает все до мелочей, посвящает нам много времени. С ним я всегда чувствовала себя в безопасности. Он строг, и это хорошо. Он дает актерам возможность развиваться. И с ним очень приятно работать».
Джуди Денч согласна, что Чадвик — страстная натура: «В нем столько сил, энергии и энтузиазма, что он заражает ими всех окружающих. Он говорит, что думает, и точно знает, чего хочет».
Персонажи
София Сандвоорт
Чадвик видел предыдущие работы Алисии Викандер и поразился ее таланту. Он рассказывает: «Она очень динамичная, сильная и при этом уязвимая. Она способна играть сложных персонажей и быть на сто процентов честной и открытой. И знаете, во всех фильмах она играла абсолютно искренне. Я поговорил с ней о фильме и понял, что у нас с ней одинаковый взгляд на многие аспекты картины. Ее персонаж проходит сложный путь, и я хотел, чтобы Софию в каком-то смысле играли как современную женщину. Это была эпоха просветления для Амстердама, эпоха равенства мужчин и женщин. И мне казалось, что для этой роли необходима сильная молодая актриса. Я был в восторге от ее предыдущих работ и в восторге от ее трудолюбия».
Викандер всеми силами старалась показать, что ее персонаж — сильная женщина, а не двухмерная интерпретация капризной жеманницы, готовой сбежать с первым попавшимся красавцем. Она поясняет: «Корнелис глубоко небезразличен Софии. Она разделила с ним жизнь и судьбу, и она сильно его любит. Когда в ее жизни появляется Ян, она не желает иметь с ним ничего общего. Она добропорядочная христианка, любит мужа и не готова ни на что променять свою жизнь. Любовный треугольник возникает, потому что она разрывается между жизнью, о которой мечтает с Яном, и жизнью, которая у нее уже есть. И хотя она любит Корнелиса, она все же молодая женщина, которой ни разу в жизни не довелось испытать страсть. Мне кажется, всем известно, что когда такие чувства впервые охватывают нас, их практически невозможно контролировать».
Продюсер Элисон Оуэн добавляет: «Я всегда была уверена, что София должна быть очень молодой, так как сам план несколько сумасброден и является, по сути, плодом воображения юной девушки. Если бы его придумала женщина старше, зритель бы решил, что она либо слишком глупа, либо слишком коварна. Очень важно было показать, что здесь имеет место наивность и богатое воображение юной девушки, которая искренне верит, что действует на благо всех».
По мнению Дэйна ДеХаана, персонаж Викандер способна околдовывать. Так он описывает первую встречу Яна и Софии: «София спускается с лестницы, и Ян очарован ее красотой с первого взгляда. Ему становится любопытно, почему она вышла замуж за человека настолько старше ее. У него возникает масса вопросов, но он теряет дар речи из-за ее красоты». ДеХаан добавляет: «Де Би [Кевин МакКидд] — очень богатый коллекционер, которому Ян надеется продать картину. Однако Де Би говорит Яну, что его работы полностью лишены одержимости. На самом деле, Ян вполне довольствовался бы тем, что целыми днями пил пиво и рисовал. С первой минуты их встречи София становится для него наваждением, и он впервые в жизни понимает, что такое быть одержимым. София становится предметом всех его картин, и он не может перестать о ней думать. И это только подпитывает его страстную любовь и желание быть с ней».
Ян Ван Лоос
Чадвик был очень рад возможности работать с Дэйном ДеХааном: «Я видел Дэйна в независимом кино и поразился напористости и одновременно романтичности его персонажей. Он еще ни разу не исполнял главную роль, и мы оба были рады, что он, наконец, получил такую возможность. Я сразу понял, что Дэйн способен передать дух и чувственность художника, а также страсть и опасность человека, который готов пойти на все ради любимой».
Элисон Оуэн добавляет: «Дэйн невероятно харизматичен. Когда он улыбается в кадре, кажется, будто солнце вышло из-за туч, и не хочется даже взгляд от него отводить. Кроме того, у него достаточно европейская внешность, и он отлично вписывается в эту эпоху, играя своего персонажа с максимальной грацией и элегантностью».
ДеХаан рассказывает, чем его так заинтересовал персонаж Яна: «Ян, по сути, — истинный герой. Он ничем не обременен. Он готов на всё во имя любви. Я еще ни разу не играл такого персонажа».
Убедительно сыграть художника непросто. Тем не менее, для ДеХаана это всегда было важно. С этой целью он брал уроки живописи у художника Джейми Роутли, чьи портреты выставлялись, помимо прочего, в Национальной портретной галерее в рамках выставки BP Portrait Award. Именно Джейми создал все портреты, используемые на съемках фильма. ДеХаан поясняет: «Я далеко не художник. Я рисовал на уровне третьеклассника. А затем я познакомился с Джейми, который изучал во Флоренции искусство живописи семнадцатого века. Он сам готовит краски и рисует так, как рисовал бы Ян. Джейми стал для меня незаменимым помощником. Он давал мне уроки живописи и помог достоверно сыграть эту роль».
Алисия Викандер отмечает, что работа с ДеХааном принесла ей истинное удовольствие: «В нем всегда кипит энергия. Он гениальный актер, и я очень обрадовалась, когда узнала, что нам предстоит сниматься вместе. Эту энергию, которую я видела в других его работах, он привнес и в роль Яна. И это очень сексуально».
Корнелис Сандвоорт
Джастин Чадвиг объясняет выбор Кристофа Вальца на роль Корнелиса: «Кристоф одним из первых пришел нам на ум, когда речь пошла о кастинге. В книге есть намеки на зрелый возраст Корнелиса, а в сценарии он изображен намного старше. Однако мне показалось, что этот персонаж должен быть чуть моложе. Это влиятельный человек, торговец, сколотивший большое состояние. Он все еще способен наслаждаться жизнью и привносит динамику в очень непростые отношения с женой. Некоторые зрители могут встать на сторону Корнелиса, и это показалось мне важным. Именно это стало отправной точкой при развитии этого персонажа. Кристоф помог нам сделать Корнелиса сильным влиятельным человеком, а не слабоумным стариком, каким он мог показаться в первой версии сценария. Это решение на кастинге позволило усилить чувство опасности и обострить эмоциональный эффект того, что София с ним делала. Кристоф — истинный мастер своего дела. Работать с ним — одно удовольствие. Нам очень повезло, что ему удалось выделить время на съемки, ведь его персонаж играет ключевую роль в фильме. Одно его присутствие на площадке создавало нужное настроение. Актерский состав оказался не совсем таким, какой зрители обычно ожидают от британской исторической драмы. Это гораздо более энергичный, динамичный и разноплановый состав актеров, чем тот, что мы представляли себе изначально».
По мнению Деборы Моггак, автора романа «Тюльпанная лихорадка», по мотивам которого снят фильм, кастинг Кристофа Вальца добавил сюжету новое измерение, которое она искренне оценила: «Корнелиса играет совершенно потрясающий актер, который привнес новую динамику в этот брак. Их отношения стали намного интереснее благодаря тому, что Кристоф одной мимикой способен передавать скорбь и глубину эмоций. Он очень талантливый актер. И в силу того, что он настолько привлекателен и гораздо моложе, чем я себе представляла Корнелиса, в его отношениях с Софией появляются новые и очень интересные грани».
Дэйна ДеХаана заинтересовало противопоставление Корнелиса с его собственным персонажем. Он объясняет: «На мой взгляд, Корнелис и Ян — люди прямо противоположные. Корнелис — деловой человек, ориентированный на получение прибыли и стремящийся заработать на том, что в то время происходило в Амстердаме, а также на торговле специями. Его главная цель — личная выгода. Ян преследует противоположные цели. Он жаждет возможности самовыражаться, мечтает творить и стать отличным художником. Его не волнуют богатства. Главное для него — возможность продолжать творить. Корнелис и Ян не поладили с самого начала, так как первый ищет ответов, а второй хочет, чтобы процесс написания портрета проходил естественно».
По словам Викандер, сниматься с Вальцем было особенно приятно, так как он сумел очень деликатно и тактично работать с эмоционально тяжелым материалом. Она объясняет: «Он умеет смешить не только на экране, но и в жизни. С ним было очень приятно работать. Его ждал другой проект, поэтому мы сняли все сцены с его участием за первые три недели, и нам пришлось много работать над проработкой своих персонажей».
Мария и Уиллем
Чадвик отмечает: «Душой фильма лично для меня стали Уиллем и Мария — рабочие, благодаря труду которых и вертится мир. Он — торговец рыбой, а она — горничная. Было очень важно отобразить практически осязаемое влечение, которое они испытывают друг к другу. Холлидей Грейнджер и Джек О'Коннелл бесподобно сыграли. С того момента, как их видишь на экране, влюбляешься в эту идеальную пару. Они стали сердцем и душой картины».
Холлидей Грейнджер описывает любовь своего персонажа к Уиллему: «Мария — юная горничная Софии и Корнелиса. К тому же, она наперсница Софии, так как они почти одного возраста. Она по уши влюблена в Уиллема, и их отношения показаны в сценарии с положительной стороны, так как это честная открытая любовь, в отличие от лихорадочной страсти Яна и Софии или сдержанного брака Корнелиса и Софии. Их отношения настолько искренни, что выглядят вполне современными. Они пропитаны нежностью, но и похоть в них присутствует. В конце концов, она горничная, а он торговец рыбой, им обоим хочется покувыркаться». Джек О'Коннел, играющий Уиллема, добавляет о их любви следующее: «Уиллема и Марию связывает спонтанная, искренняя, сильнейшая любовь. Их мечты настолько близки каждому из нас, что практически осязаемы».
По словам Джека О'Коннелла, Уиллем привнес в общую атмосферу фильма очень важный аспект. Он объясняет: «Уиллем — простой работяга. Штампы диктуют, что он должен быть эдаким героем из рабочего класса, но это далеко от реальности. Мы хотели, чтобы Уиллем вызывал симпатию у зрителей. Чтобы они полюбили его достаточно, чтобы время от времени его прощать. Тем не менее, в этой истории он вместе с Марией символизирует более низкие слои общества по сравнению с Яном, Корнелисом и Софией». Он добавляет: «Он трудяга. Никогда не ставит себя на первое место. Он бескорыстен. И эти качества я очень уважаю в людях. Я смог изобразить их на экране благодаря Тому [Стоппарду]. Он создал отличную основу для персонажа. Для того чтобы изобразить Амстердам, нам пришлось заглянуть на самое дно. Уиллем по собственной инициативе делает ставку на тюльпаны, и никаких гарантий для него нет. Всё или ничего. Это серьезный риск, и решение явно было принято не за одну ночь».
Тюльпаномания
«В то время тюльпаны были в Голландии в новинку. Они были редкостью. У нас они неразрывно ассоциируются с Голландией, но в 1630-х эти хрупкие изменчивые цветы были символом новизны, непредсказуемости и волнений — частицей экзотического Востока, объектом коллекционирования для любознательных и богатых. Этот образ был очень далек от простого, незамысловатого цветка в вазе на кухонном столе», — пишет Энн Голдгар, автор книги «Тюльпаномания».
Тюльпан прибыл в Республику Соединенных провинций Нидерландов из Константинополя в начале семнадцатого века. В то время он считался символом богатства и изящества. Благодаря новым торговым путям, связывающим Восток с Европой, в обществе появился привилегированный слой, представители которого могли себе позволить демонстративно тратить немалые деньги на предметы роскоши, включая сады и редкие цветы, такие как тюльпаны. Кроме того, достаточно большое количество людей теперь могли себе позволить более высокий уровень жизни по сравнению с другими странами в ту эпоху.
Время шло, и восхищение более редкими сортами тюльпанов переросло в Голландии в одержимость. К 1636 году цветы стали предметом торговли на амстердамской бирже.
В начале тюльпаны продавались по одной луковице и только летом, но начиная с осени 1635 года все изменилось, и торговать начали тюльпанами, которые все еще находились в земле. Сама луковица перестала быть валютной единицей и уступила место расписке с обещанием передать луковицу покупателю. Такие расписки означали, что торговлю тюльпанами можно вести и зимой, и предметом торговли были уже не луковицы, а документы на луковицы, которые могли даже не существовать. Это был первый фьючерсный рынок.
С декабря 1636 года по январь 1637 года тюльпанная лихорадка достигла своего пика и, можно сказать, превратилась в манию. Однако к первой неделе февраля рынок рухнул, и торговцев охватила паника, когда они поняли, что нужно как можно скорее всё продавать.
Несмотря на все попытки сдерживать рынок, ввиду того, что все пытались продать товар, которого у них нет и никогда не было, многие торговцы тюльпанами так и не смогли оправиться после пережитого краха.
Тюльпаноманию можно считать одним из первых экономических пузырей. Она была предшественником пузыря Компании Южных морей и всех остальных финансовых схем, которые начинаются с безудержной спекуляции и заканчиваются крахом колоссальных масштабов.
Голландское искусство: вдохновение и исполнение
Дебора Моггак, автор романа «Тюльпанная лихорадка», который лег в основу фильма, описывает, как интерес к голландскому искусству вдохновил ее на книгу: «Двадцать лет назад я была на аукционе в "Кристис", так как меня заинтересовала одна из выставляемых картин. Я была от нее без ума и приобрела ее. Она была написана, кажется в 1630 году, и на ней изображена женщина, которая готовится к выходу в свет. На ней отороченный мехом бархатный жакет, который в то время был очень моден, и она взирает на нас с холста с очень загадочным выражением лица. Служанка подает ей жемчужное ожерелье, а слуга — бокал вина. Она явно избалована, довольно богата, но ее выражение лица заставило меня задуматься: "Она явно что-то замышляет. Интересно, куда она собралась? Быть может туда, где ей не следовало бы находиться". Я повесила картину у себя в гостиной. Я все смотрела и смотрела на нее, пока ко мне не пришел этот сюжет».
Источниками вдохновения для художника-постановщика Саймона Эллиотта стали работы Питера де Хоха и Габриеля Метсю, которые, по его словам, «намного богаче и мрачнее, чем те, что обычно ассоциируются у людей с этой эпохой. Большинству на ум сразу приходит Вермеер. У него очень светлые картины, в помещениях очень светлые стены, но мы хотели создать более темные и тенистые интерьеры».
Визуальная стилистика фильма
«Хотя мы снимаем исторический фильм, мы подошли к нему с современной точки зрения. Для меня очень важно было поместить зрителей и актеров в самый центр событий и создать полноценный мир. Я не хотел зацикливаться на том факте, что это историческая картина, поэтому стремился создать достоверный, живой, реальный мир, в котором разве что запахи не различить, — говорит режиссер Джастин Чадвик. — Сохранились лишь крошечные фрагменты улиц, не испорченные технологиями XXI века или современными строениями. А значит, нам пришлось построить совершенно новый полноценный мир, потому что я не хотел, чтобы камера хоть на мгновение останавливалась. Я хотел, чтобы камера постоянно двигалась, была на улицах, следовала за персонажами. На мой взгляд, это важно, чтобы понять столь динамичную любовную историю, которую создала Дебора [Моггак] и которую потом переписал Том [Стоппард]. Поэтому мы создали этот мир. Это было очень непросто сделать в таком масштабе».
Чадвик, который работал с художником-постановщиком Саймоном Эллиоттом несколько лет назад над сериалом «Холодный дом», объясняет: «Саймон — талантливый художник, и у него потрясающая команда, способная воссоздавать великолепные пейзажи. Они построили целый мир для фильма, включая даже канал. Благодаря этому зритель полностью погружается в сюжет, когда камера беспрепятственно перемещается по мирам, созданными командой художников».
Амстердам 1630-х был не таким уж большим. Саймон Эллиотт объясняет: «Действие происходит до того, как город претерпел серьезные изменения. Тогда это было болото, зловонная выгребная яма. Топь на краю света. Сохранилось множество описаний того, каким грязным был город, сколько заразы в нем было. Прошло всего восемь лет после вспышки чумы. Целый ряд факторов объясняет, почему в ту эпоху город был таким тесным и грязным. Хотя голландские домохозяйки всегда славились тем, что поддерживают дома безупречную чистоту, за порогом каждого дома начиналось гнилое болото».
Дэйн ДеХаан добавляет: «Чем реалистичнее выглядят декорации, тем легче работать, потому что лично я всегда полностью вживаюсь в роль. Для этого фильма создали совершенно невероятные декорации, которые потом заполнили массовкой, угрями, свиньями. Получился самый настоящий, живой мир, что намного облегчило мне задачу».
Дом Сандвоортов в Pinewood Studios построили в виде отдельно стоящего двухэтажного здания. Оператор Эйгил Брилд объясняет: «Мы решили построить каждую комнату отдельно, чтобы можно было убрать стены, но с самого начала мы хотели предусмотреть возможность перемещаться из комнаты в комнату. Мы хотели беспрепятственно переходить из экстерьера в интерьер без необходимости монтажа. Это создало определенные трудности, так как не каждую стену можно передвинуть, если за ней есть другая комната. Кроме того, дом двухэтажный, и персонажи могут подниматься и спускаться по лестнице. В плане логистики пришлось поломать голову, но мне кажется, нам удалось еще больше усилить ощущение, будто находишься в центре событий и можешь совершенно свободно перемещаться по этому миру». Он добавляет: «Дизайн Саймона Эллиотта многослоен. Это гармоничное сочетание текстур и разных свойств света. Благодаря этому образы на экране оживают и перестают быть просто красивой картинкой».
Эйгил Брилд комментирует: «Мы хотели попытаться реалистично отобразить жизнь той эпохи. Свечи стоили дорого, поэтому их старались экономить. Поэтому, если надо было днем сделать что-то, для чего необходим свет, это делалось у окна. Разумеется, мы снимаем не документальный фильм, но подобные детали помогают актерам определиться, как перемещаться в помещениях, и делают фильм правдоподобнее».
Локации
Почти все интерьеры в фильме, включая дом Сандвоортов, таверну и студию Яна, снимались в Pinewood Studios. Хотя действие картины происходит в Амстердаме, художник-постановщик Саймон Эллиотт объясняет, почему уличные сцены тоже снимались в Великобритании: «При съемках подобных фильмов всегда стоит учитывать финансовые издержки. Кроме того, от Амстердама XVII века до нас дошло не так уж много. Сохранились некоторые фрагменты, но современный Амстердам состоит из множества исторических слоев. Убрать всё лишнее и восстановить эпоху, в которую разворачивается действие фильма, было бы невозможно».
Режиссер Джастин Чадвик и художник-постановщик Саймон Эллиотт работали вместе в Кобхэм-Холле в Кенте на съемках телесериала «Холодный дом». Эллиотт объясняет, почему он вернулся сюда: «Я изучил каждый особняк из красного кирпича эпохи Тюдоров во всей стране. У меня была безумная идея, будто декорации необходимо встроить в существующее здание, чтобы удвоить съемочную площадку. Кобхэм любопытен тем, что длина одного из его участков составляет более 75 метров, и я решил, что это идеально подойдет для канала. Именно так и родился наш канал. Я получил идеальный фасад благодаря природе архитектуры. Речь идет о высоком первом этаже с насыпью, на основе которой я и смог создать канал». Он продолжает: «На самом деле, нам удалось найти довольно простое решение проблемы. Вместо того чтобы выкапывать тонны грунта, мы стали строить вверх. Всё это — леса и гипсовый кирпич».
Алисия Викандер получила истинное удовольствие, работая на площадке в Кобхэме: «Был построен целый канал с тремя мостами. Появились лодки, коптильни угрей, причем самые настоящие, и мясная лавка. Всё, что продавалось на рынке, было настоящим. Настоящие свиные головы и мясо. Огромная массовка: дети, музыканты. Я была потрясена. Я могла часами просто стоять и смотреть на всё это. Я была так счастлива, что мне не пришлось сниматься в первых сценах, потому что это позволило мне просто прогуливаться по площадке и проникнуться атмосферой».
Сцены на рыночной площади также снимались в Кобхэм-Холле.
Съемочная группа также посетила Норфолк, где было отснято несколько сцен, включая побережье в Холкхеме. Сцены в монастыре святой Урсулы снимались в Нориджском соборе.
Экстерьер студии Яна был создан на Чартерхаус-сквер в Лондонском Сити, а экстерьер и часть интерьера таверны снимались в Кентвелл-Холле в графстве Суффолк.
Съемки фильма велись на протяжении девяти недель в Кенте, Эссексе, Норфолке, Суффолке и Pinewood Studios летом 2014 года.