С 27 апреля 2017 в кино
Перестрелка
Free Fire (18+)
Боевик, драма, комедия, криминал, экшн, Франция, Великобритания, 2016, 90 мин.
Режиссёр: Бен Уитли («Высотка», сериал «Доктор Кто»)
Сценаристы: Эми Джамп («Высотка»), Бен Уитли
Продюсеры: Эндрю Старк, Майкл С. Констебл, Лиззи Франке, Джэй Газели, Дэвид Коссе, Сэм Лавендер, Дэнни Перкинс, Бен Робертс, Мартин Скорсезе («Волк с Уолл-Стрит», «Отступники», «Малавита»), Эмма Тиллинджер
Оператор: Лори Роуз («Острые козырьки», «Обед в пятницу вечером», «Дрянь»)
Композиторы: Джофф Барроу («Из машины», «Выход через сувенирную лавку», сериал «Черное зеркало»), Бен Салисбери («BBC: Величайшие явления природы», сериал «Черное зеркало», «Из машины»)
Художники: Паки Смит («Темный рыцарь: Возрождение легенды», Бэтмен: Начало»), Лиз Гриффитс, Эмма Фрайер, Пол Фрост, Найджел Поллок
Монтажеры: Эми Джамп, Бен Уитли
В ролях: Арми Хаммер («Агенты А.Н.К.Л.», «Одинокий рейнджер», «Социальная сеть»), Шарлто Копли («Хардкор», «Район 9», «Элизиум», «Команда А»), Киллиан Мерфи («Начало», «28 дней спустя», «В сердце моря», «Пекло», «Бэтмен: Начало»), Бри Ларсон («Игрок», «Комната», «Конг: Остров черепа», «Мачо и ботан»), Сэм Райли («Малефисента», «Контроль»), Ноа Тейлор («Грань будущего», «Игра престолов»), Энцо Чиленти, Майкл Смайли, Бабу Сизей, Джек Рейнор, Марк Монеро, Патрик Бергин, Сара Ди, Том Дэвис
Дата премьеры: 27 апреля 2017 года
События фильма разворачиваются в Бостоне в 1978 году. Встреча двух преступных группировок на заброшенном складе превращается в игру на выживание.
Фильм «Перестрелка» ознаменовал возвращение режиссера Бена Уитли домой, в лоно компании Rook Films, которую он ненадолго покидал ради съемок научно-фантастической драмы «Высотка» (High-Rise, 2015) - экранизации культовой книги Джеймса Балларда. Продюсером «Перестрелки» вновь выступил Эндрю Старк, спродюсировавший все предыдущие фильмы Уитли, кроме «Высотки». Новая картина станет самым масштабным на данный момент проектом Rook Films и пополнит довольно впечатляющий пакет компании, ранее выпустившей, помимо работ Уитли, фильмы «Герцог Бургундии» (The Duke of Burgundy, 2014, режиссер – Питер Стрикленд), «Aaaaaah!» (2015, режиссер – Стив Орам) и «Сальный душитель» (The Greasy Strangler, 2016, режиссер – Джим Хоскинг).
История создания
Давняя любовь Уитли к остросюжетному кино расцветает в «Перестрелке» полным цветом. «Экшн - это квинтэссенция кинематографа, - говорит он. – Мне хотелось сделать что-то динамичное, энергичное, где можно было бы поиграть, например, с монтажом – такие вещи я очень люблю. Нечто похожее можно увидеть и в «Списке смертников», и в тех сериях «Доктора Кто», которые я снимал. Я рос на фильмах Сэма Пекинпа и помню, с каким восторгом смотрел «Дикую банду», «Принесите мне голову Альфредо Гарсиа», «Пэт Гэрретт и Билли Кид», которые смонтированы просто потрясающе». Однако своим появлением на свет «Перестрелка» обязана не только этим классическим лентам: «Я прочел много описаний реальных инцидентов со стрельбой. Один из самых крупных, который мне хорошо запомнился, произошел в Майами с участием ФБР - совершенно безумное зрелище. В сети выложена его запись, от которой прямо дух захватывает».
«Если внимательно изучить эти репортажи и почитать баллистические отчеты, то становится ясно, что тот, кто оказался задет в подобной перестрелке, совершенно не обязательно скончается прямо на месте – если только у него не затронуты жизненно важные органы, - продолжает режиссер. – Еще одна деталь, на которую обычно не обращают внимания, - это то, что большинство участников таких заварух совсем не такие уж выдающиеся стрелки. Я попытался представить, как это могло бы выглядеть в реальности – правда, постаравшись при этом остаться в рамках развлекательного жанра. Ведь подобное вы нечасто видите в кино».
Одним из ключевых элементов при создании фильма, безусловно, стал подбор актеров. По словам Уитли, «как это всегда бывает, все пришли к нам разными путями». Киллиан Мерфи стал первым, чьим согласием на участие в проекте удалось заручиться. «Я давно хотел поработать с Мерфи и старался представить, какая роль может ему подойти, - рассказывает режиссер. – Агент Киллиана позвонил моему агенту, сказал, что Мерфи хочет встретиться; мы встретились, подробно поговорили, и я написал для него роль Криса. С другими актерами все было несколько иначе». Как только стало ясно, что Мерфи будет сниматься в «Перестрелке», подбирать остальных участников съемок стало проще. По мере того, как разрастался актерский ансамбль, сценарий фильма также обретал все более определенную форму – каждый новый участник сообщал своему персонажу дополнительные черты и особенности.
«Персонаж Майкла Смайли был написан специально для него, потому что кого же еще можно представить в этой роли, как не Смайли? – риторически вопрошает Уитли. – Арми Хаммер попал к нам так: нам с Эми Джамп очень нравится «Одинокий рейнджер», и мы, больше в порядке бреда, задались вопросом: «А что, может, связаться с Хаммером?» Мы связались с ним, и он дал согласие, так что все получилось просто замечательно. В ходе съемок Эми немного дорабатывала его образ, чтобы тот лучше соотносился с личностью Арми. Шарлто – я всегда был его большим поклонником – присоединился к нам позже остальных, когда работа уже шла вовсю. Но мы опять-таки слегка переписали его роль и сделали его героя южноафриканцем. Сэм Райли связался с нами через агентов. Мы коротко поговорили по Скайпу, но сразу было ясно, что он великолепный актер – как молодой Джон Херт». В какой-то миг к тесной мужской компании присоединилась и новоиспеченная обладательница «Оскара» Бри Ларсон. «Участие Бри стало для нас большой удачей, - говорит Уитли. – С ней я познакомился опять же благодаря агентам, которые хвалили ее на все лады и настойчиво рекомендовали с ней встретиться. Безусловно, я согласился, потому что до этого видел Ларсон в нескольких картинах и считаю ее отличной актрисой. И, конечно, мы много слышали про «Комнату», про то, насколько она хороша, хотя самого фильма не видели».
Когда актерский ансамбль оказался полностью укомплектован, создатели фильма, наконец, были готовы к работе. «У каждого из нас есть набор определенных представлений о себе, но крайне редко людям выпадает возможность проверить, верны ли они, - рассказывает Уитли. – Можно думать, что ты великий герой, а потом обнаружить, что на самом деле ты последний трус. Или считать себя хорошим человеком, в то время как в реальности ты злобная сволочь. Было очень любопытно наблюдать за тем, как характер героев был вынужден проявляться в каких-то их крошечных действиях, например: а что, если подползти вот сюда? Что будет, если подняться по этим ступенькам? Что случится, если я доберусь до телефона? Именно такова была моя задумка – показать, как совершенно ничтожные решения приводят к ужасным, сокрушительным последствиям».
Примечательно также то, что никто из персонажей фильма не остается невредим - практически все они оказываются ранены. «Всех действующих нужно было поместить в одни и те же условия, - поясняет режиссер, - а также не дать им покинуть место действия. Как показывает нам история, поразить живую цель в ходе перестрелки можно, но мгновенно убить ее наповал труднее, чем может показаться».
Время действия
Семидесятые годы были выбраны Беном Уитли не только из стремления снять оммаж прославленным режиссерам экшн-фильмов, вышедших в эти годы, но и по очень простой причине: в то время напрочь отсутствовало подавляющее большинство современных технологий, которые так осложняют сейчас жизнь создателям триллеров. «Это эра до мобильных телефонов, в чем и фишка – героям неоткуда попросить помощи, - говорит Уитли. – Кроме того, тут есть некоторые довольно интересные детали социополитического толка. Они не выпячиваются, но внимательный зритель обратит на них внимание». Режиссер подчеркивает, что также хотел избежать предвзятости при изображении криминальных дельцов: «Это не карикатурные мафиози и не тупые бандиты – образ, который был так растиражирован кинематографом. Никто из наших героев не является примитивным головорезом – все они либо бизнесмены, либо переговорщики международного класса. Я не хотел задействовать какие-то жанровые клише».
Как снимали «Перестрелку»
Съемки фильма заняли полтора месяца и проходили на складе в Брайтоне. Специально для этих целей чистое и абсолютно пустое пространство было высокохудожественно захламлено и приобрело весьма зловещий вид. Несмотря на то, что большая часть валяющегося там и сям мусора была реквизитом, актерам все равно приходилось нелегко, пробираясь через эти нагромождения. Учитывая общий реализм ситуации, кинематографисты решили по максимуму отказаться от использования компьютерной графики и задействовать ее лишь тогда, когда обойтись без нее было сложно – например, при съемках пистолетных вспышек, которые очень трудно уловить камерой, или если по сюжету выстрелы раздавались совсем близко к действующим лицам, что было небезопасно для актеров. «Я сказал бы, что в девяноста девяти процентах это было очень практичным решением», - резюмирует Уитли. На вопрос, не мешали ли непрестанные звуки взрывов и стрельбы посетителям и сотрудникам расположенного рядом со складом супермаркета, продюсер Эндрю Старк дает загадочный ответ: «В первый месяц – нет».
Съемки сцен со стрельбой требовали тщательного планирования. «Когда имеешь дело с подобными фильмами, всегда приходится много вычислять, прикидывать, делить… - поясняет режиссер. – Абсолютно для всех сцен у нас были сториборды. Мы делали макеты площадки, с помощью картонных коробок размечали место действия, чтобы указать направление взгляда, ну и так далее. В целом же почти весь фильм мы сняли в хронологическом порядке».
Музыка
К работе над саундтреком Бен Уитли привлек творческий дуэт, состоящий из участника Portishead Джоффа Барроу и Бена Салисбери – ранее они сообща написали музыку к фильму Алекса Гарленда «Из машины» (Ex Machina, 2015) и приложили руку к созданию саундтрека картины «Судья Дредд» (Dredd, 2012). «Portishead уже участвовали в съемках «Высотки», а их работа в фильме «Из машины» вообще бесподобна, - рассказывает Уитли. – Музыку к «Перестрелке» они написали еще до того, как начались съемки, и в дальнейшем это очень нам пригодилось: на рабочих совещаниях мы включали фрагменты оттуда, чтобы обозначить настроение и тональность той или иной сцены. По большей части в картине нет музыки, поэтому, когда она начинает звучать, тут же обращает на себя внимание – очень эффективный прием».
Скорсезе
Еще одной приятной неожиданностью для создателей «Перестрелки» стало участие в проекте Мартина Скорсезе: вместе со своим деловым партнером Эммой Тиллингер Коскофф он стал одним из исполнительных продюсеров фильма. «Это поразительная история, - говорит Бен Уитли. – Когда Скорсезе снимал «Хранителя времени», он посмотрел много британских фильмов, в том числе «Список смертников». Наши агенты связались друг с другом, и я отправился в Нью-Йорк на встречу с Мартином. Он оказался совершенно таким, каким я его представлял – бурлящий энергией человек, который знает о кино все. По-моему, он просто бог кино и величайший режиссер из ныне живущих. Когда мы готовились к работе над «Перестрелкой», то переслали ему сценарий; он прочел его и согласился поучаствовать в проекте. Во время съемок он периодически помогал нам ценными советами. Что могу сказать? Он всегда бывает прав».