Московский Художественный театр представляет вниманию заинтересованной публики режиссерскую лабораторию «Горький. Проза» (к предстоящему 150-летнему юбилею писателя). Она будет состоять из двух частей.
Традиционно представляют творческие заявки трех молодых режиссеров: двух дебютантов в МХТ - петербуржца Дмитрия Егорова и работающей в России итальянки Алессандры Джунтини, а также уже известного зрителям МХТ по спектаклю "Лёха..." Данила Чащина. Режиссеры ставят прозу Максима Горького - известную и не очень. Обычно театр в большей мере интересует огромное драматургическое наследие Горького, в этот раз Московский Художественный театр, во многом сформированный личностью и творчеством Горького, предоставляет свою площадку для попытки воплотить малую прозу крупнейшего писателя своей эпохи.
Вторая часть лаборатории будет не менее насыщенной. Это лекционный формат, который полюбился аудитории по предыдущим лабораториям. Четыре лекции-встречи - перед зрителями МХТ выступят филологи Павел Басинский, Дмитрий Бак, Николай Богомолов, а также философ Алексей Козырев. Темы их просветительских лекций - Горький и российская культура вокруг него, Горький поздний и ранний, существующий в контексте противоречивой разномастной эпохи.
Цель лабораторий МХТ - не только сформировать репертуар, но и познакомить театральную аудиторию с процессами, происходящими в смежных областях культуры, дать более широкий горизонт пытливому театральному зрителю.
Расписание лаборатории:
22 марта (в 15.00 и 19.30, Репзал на 6-м этаже) - «Карамора». Режиссер: Дмитрий Егоров (Санкт-Петербург), художник: Константин Соловьев (Санкт-Петербург). В ролях: Игорь Хрипунов, Виктор Кулюхин, Александр Ливанов, Софья Ардова, Алексей Кирсанов, Григорий Трапезников, Никита Беляков
Дмитрий Егоров: «Собрание сочинений Максима Горького у нас дома всегда почему-то стояло на самой верхней полке. И мне, ребенку, до книг было очень трудно добираться. Поэтому я мало читал прозу Горького. Когда я вырос, добираться до верхних полок стало проще, но Максим Горький в этом возрасте уже обычно мало кого интересует. Потом, в институте, единственный том, который снимался с полки - это драматургия, - до других все было недосуг. Ну и вот сейчас. И я очень рад, что в поисках материала для лаборатории наконец-то пришлось полезть на верхнюю полку, открыть один том, другой - и наконец-то, в возрасте 36 лет, открыть для себя очень острого и жестокого прозаика».
Дмитрий Егоров учился в Санкт-Петербургской академии театрального искусства (СПбГАТИ) на театроведческом факультете (не окончил), затем на актёрском факультете (2000—2005, мастерская Г. М. Козлова) и параллельно на режиссёрском факультете (2000—2006). С 2011 по 2013 годы — главный режиссёр петербургского «Этюд-театра», 2013—2014 годы — главный режиссёр Молодёжного театра Алтая. Под псевдонимом Данила Привалов написал пьесы «Пять-Двадцать пять» (2003), «Люди древнейших профессий» (2003), «Декабристы, или в поисках Шамбалы» (2004), «Прекрасное Далёко» (2006), «Чёрная» (2010). Важнейшие спектакли: «Ангелова кукла» Эдуарда Кочергина (Тбилиси, Русский театр им. А. С. Грибоедова; Санкт-Петербург, АБДТ им. Г. А. Товстоногова), «Прекрасное Далёко» Данилы Привалова (Барнаул, Алтайский молодежный театр), «Наташина мечта» Ярославы Пулинович (Саратов, ТЮЗ им. Ю. П. Киселева и Этюд-театр, Санкт-Петербург), «Прощание славянки» по роману Виктора Астафьева «Прокляты и убиты» (Барнаул, Алтайский молодежный театр), «Экспонаты» Вячеслава Дурненкова (Омский театр драмы), «Убийца» Александра Молчанова (Московский театр юного зрителя), «Безрукий из Спокана» Мартина МакДонаха (Омский театр драмы), «История города Глупова» по произведениям М. Салтыкова-Щедрина (Новосибирский театр драмы «Красный Факел»), «Развалины» Юрия Клавдиева (Петербургский «Этюд-театр» совместно с Лабораторией «ON.Театр»), «С любимыми не расставайтесь» Александра Володина (Алтайский молодежный театр), «Леди Макбет Мценского уезда» по прозе Н. Лескова и В. Дорошевича (Санкт-Петербург, «Приют Комедианта» совместно с «Этюд-театром»), «Довлатов. Анекдоты» по произведениям Сергея Довлатова (Новосибирский театр драмы «Красный Факел»), «Песни о Родине» (совместно с Алексеем Крикливым и Павлом Южаковым, Новосибирск, продюсерский центр «Гамма»), «Победители» по произведениям Светланы Алексиевич (Томский Театр юного зрителя), «Ак и человечество» Ефима Зозули (Воронеж, Камерный театр), «Молодая гвардия» (совместно с Максимом Диденко; Санкт-Петербург, театр «Мастерская»), «Личная жизнь» Михаила Зощенко (Ижевск, Русский драматический театр).
4 апреля (в 19.30, Мастерские МХТ) - Лекция филолога Павла Басинского "Горький. Драматургия судьбы"
Горький - единственный человек, который мог общаться с В.И. Лениным и В.В. Розановым, Л.Н. Толстым и И.В. Сталиным, оставаясь при этом самим собой. В чем загадка этой необъятной личности? Как удалось самоучке из Нижнего Новгорода стать ключевой фигурой Серебряного века и первых десятилетий советской эпохи?
Павел Басинский — российский писатель, литературовед и литературный критик. Член Союза российских писателей, академик Академии русской современной словесности. Входит в постоянное жюри премии А. Солженицына. Автор наиболее полной неподцензурной биографии Максима Горького, изданной в 2005 году в серии ЖЗЛ. Учился на отделении иностранных языков Саратовского университета, окончил Литературный институт имени А.М. Горького (1986; семинар критики В.А. Сурганова) и аспирантуру при нём, защитил кандидатскую диссертацию по теме «Горький и Ницше». Работает в Литинституте. С 1981 года печатается как критик в «Литературной газете», журналах «Новый мир», «Октябрь», «Знамя», «Дружба народов», «Наш современник», интернет-журнале «Русский переплёт». Редактор отдела культуры «Российской газеты». Член жюри литературной премии «Ясная Поляна». Составил сборники произведений Максима Горького, Леонида Андреева, Осипа Мандельштама, Михаила Кузмина; антологии «Деревенская проза», «Русская проза 1950—1980 гг.», «Проза второй половины XX века», «Русская лирика ХIХ века». В 1993 году вышла первая книга П. Басинского: сборник статей и рецензий «Сюжеты и лица». В соавторстве с Сергеем Федякиным написал книгу: «Русская литература конца ХIX — начала XX века и первой эмиграции». Лауреат премии «Антибукер» в номинации «Луч света». Автор книги «Русский роман, или Жизнь и приключения Джона Половинкина». 23 ноября 2010 года книга «Лев Толстой: бегство из рая» была отмечена первым местом в Национальной литературной премии «Большая книга». Автор книг "Максим Горький. Миф и биография", "Лев Толстой: Бегство из рая", "Страсти по Максиму. Горький: девять дней после смерти", "Святой против Льва. Иоанн Кронштадтский и Лев Толстой: История одной вражды", "Лев в тени Льва", "Лев Толстой — свободный человек" и других.
11 апреля (в 19.30, Мастерские МХТ) - Лекция филолога Николая Богомолова "Человек Серебряного века"
Серебряный век русской культуры стал особым явлением культуры не потому, что с ним были связаны судьбы выдающихся творцов, а, прежде всего, потому, что породил своего «сочувственника», человека серебряного века. Создалась особая субкультура, в которой слова наполнялись особым смыслом и по-особенному резонировали. В лекции эти особенности эпохи будут показаны на примерах человеческих судеб, как счастливых, так и трагических.
Николай Богомолов — российский литературовед, профессор, доктор филологических наук. Окончил филологический факультет МГУ (1973) и аспирантуру там же (1978). С 1978 года преподает на факультете журналистики. Заведующий кафедрой литературно-художественной критики и публицистики. Лауреат Ломоносовской премии 1996 года. Член редколлегий журналов и альманахов «Новое литературное обозрение», «Сборник матицы сербской за славистику», «Русская литература» (Санкт-Петербург), «Wiener slavistisches Jahrbuch», «Slavica Revalensia», «Литературный факт», книжных серий «Новая библиотека поэта» и «Литературное наследство». Читает лекции и ведёт семинары на факультете журналистики МГУ по курсу «Основы теории литературы» («Введение в литературоведение»), читает курсы «Основы информационного поиска в сфере художественной культуры», «Литературный процесс: русский опыт», «Динамика трансформаций русской культуры», а также спецкурсы, ведет спецсеминары. Преподавал в Гарварде, Принстоне, Калифорнийском университете в Беркли, университете Сан-Паулу, в Хельсинки, Таллине, Тарту. Основные работы посвящены русской литературе начала XX века, стиховедению и текстологии. Автор полутора десятков книг, составитель научно подготовленных сборников произведений русских поэтов: Н. Гумилёва, Г. Иванова, В. Ходасевича, И. Анненского, З. Гиппиус, М. Кузмина, Андрея Белого, В. Брюсова, Вяч. Иванова и других, многочисленных альманахов и антологий.
20 и 21 апреля (в 19.00, Новая сцена МХТ) - "Мальва" (инсценировка Юлии Поспеловой), режиссер: Данил Чащин, художник: Дмитрий Горбас. В ролях: Светлана Устинова, Андрей Кузичев, Олег Гаас, Артем Быстров
Клочок земли, окруженный водой. Три мужчины и одна женщина. Можно всё, так как Бог ушел. Это история о дисгармоничной природе человека на фоне гармоничной природы.
«Ветер ласково гладил атласную грудь моря, солнце грело ее своими горячими лучами, и море, дремотно вздыхая под нежной силой этих ласк, насыщало жаркий воздух соленым ароматом испарений. Зеленоватые волны, взбегая на желтый песок, сбрасывали на него белую пену, она с тихим звуком таяла на горячем песке, увлажняя его» - парадоксальным образом райские пейзажи становятся фоном, на котором рушатся человеческие судьбы. Рвутся все человеческие связи: между мужчиной и женщиной, отцом и сыном, друзьями.
Главная героиня истории Мальва – роковая красавица, потерявшая интерес ко всему. «Мне всегда хочется чего-то. А чего?.. не знаю. Иной раз села бы в лодку - и в море! Далеко-о! И чтобы никогда больше людей не видать. А иной раз так бы каждого человека завертела да и пустила волчком вокруг себя. Смотрела бы на него и смеялась».
Имитируя жизнь, она пытается от нее защититься. Все исчезает со своей скоростью отмирания. Витальность покидает этот мир. Природа в этот час особенно прекрасна.
Данил Чащин окончил Тюменскую академию культуры, искусств и социальных технологий (кафедра режиссуры, мастерская М. В. Жабровец) в 2006 году. С 2006 по 2011 год работал там же ассистентом и педагогом по актерскому мастерству, был членом организационного комитета всероссийского театрального фестиваля «Живые лица». С 2013 по 2014 годы являлся руководителем театрального направления на молодежной платформе «Самый центр». В 2015 г. — один из сорежиссеров фестиваля искусств «Midsummer Night’s Dream». В 2016 окончил магистратуру Школы-студии МХАТ (мастерская В. А. Рыжакова) при Центре имени Вс. Мейерхольда. Поставил спектакли: «Леха…» (МХТ им. Чехова), «Хорошие новости» (Прокопьевский драматический театр), «В чаще», «Альма и Брут», «Жена гения» (Центр имени Вс. Э. Мейерхольда), «Пацанские рассказы» (Канский драматический театр), «Убийца» (Челябинский театр драмы).
26 апреля (в 19.30, Мастерские МХТ) - Лекция филолога Дмитрия Бака «Инженеры мертвых душ: повесть Максима Горького «Жизнь Клима Самгина» и путь к Первому съезду писателей"
Дмитрий Бак — российский филолог, литературный критик, журналист, переводчик; кандидат филологических наук, профессор РГГУ, директор Государственного литературного музея. В 1983 г. с отличием окончил филологический факультет Черновицкого университета. В 1983—1984 гг. преподавал на кафедре теории литературы и зарубежных литератур Черновицкого университета, был научным редактором университетского издательства. В 1984—1990 гг. преподавал на кафедре теории литературы и истории зарубежных литератур Кемеровского университета (ассистент, старший преподаватель). С 1991 года — в Российском гуманитарном университете: старший преподаватель кафедры истории и теории культуры факультета музеологии. С 1992 г. — на кафедре истории русской литературы историко-филологического факультета. С 2003 г. — директор Центра новейшей русской литературы. В 2001—2003 гг. работал в составе Группы по изучению Болонского процесса при Министерстве образования Российской Федерации. С марта 2006 по февраль 2013 г. — проректор университета по научной работе. С 2008 г. заведует кафедрой истории русской литературы новейшего времени Института филологии и истории РГГУ. Одновременно с 2006 г. — профессор кафедры искусствоведения Школы-студии (вуз) им. Вл. И. Немировича-Данченко при МХАТ им. А. П. Чехова, преподаёт историю русской литературы на факультете актёрского мастерства; автор проекта встреч студентов Школы-студии с поэтами и прозаиками «Современная русская литература: лица и голоса». С 11 февраля 2013 года — директор Государственного литературного музея в Москве. Автор многочисленных публикаций и книг по истории классической русской литературы и современной русской прозы и поэзии.
27 и 28 апреля (в 19.30, Мастерские МХТ) - «Исповедь», реж. Алессандра Джунтини (Италия-Россия), художник: Анна Федорова
Алессандра Джунтини: «Так последнее время получается, что не я ищу материал, а материал ищет меня. “Исповедь” пришла ко мне сама. Это тема в моем творчестве абсолютно новая, но как раз теперь я нахожусь в ту пору жизни, когда эта тема очень звонко во мне звенит: “Что такое вера и где Бог”. Меня поразила схожесть биографий главного героя и его автора. Очень пугает и завораживает то пророчество, которое скрыто в повести: поиск, путь главного героя. Хочется понять, что происходит с сегодняшним Матвеем, хочу его искать в современной России».
Алессандра Джунтини - режиссер. Родилась в Италии. Окончила Санкт-Петербургскую академию театрального искусства в 2011 г (мастерская В.М. Фильштинского). С 2011 года является актрисой Этюд-театра (Санкт-Петербург). В ее арсенале множество постановок, включая "Тирамису" (Ростовский молодежный театр), "Укрощение строптивой" (Курганский театр драмы), "Наш класс" (Кемеровский театр драмы), "Голубая комната" (Пермский Театр-театр).
11 мая (в 19.30, Мастерские МХТ) - Лекция Алексея Козырева «Я и Другой в русской философии»
Проблема Другого - одна из центральных в философии ХХ века. По своему она раскрывается в русской мысли, где личность Другого открывается в преодолении собственного эгоизма, в любви, следуя Владимиру Соловьеву, "Смысл любви" которого оказал большое влияние на жизнестроительство поэтов и философов Серебряного века - Александра Блока, Андрея Белого, Михаила Пришвина, Сергея Дурылина, Павла Флоренского, Сергея Булгакова, Алексея Ухтомского и других. Какие модели отношения к Другому предлагает нам русская философия? Чем различается отношение к лицу и отношение к вещи? В чем опасность двойника и ситуации человека "перед зеркалом"? Что лучше - "вчувствование" или сохранение своего "единого и единственного" места в мире для "эстетического спасения" Другого? Что означает поговорка "Не по хорошу мил, но по милу хорош" в философии диалога Михаила Бахтина? Кто такой "заслуженный собеседник"? Другие - они лучше или хуже меня? Почему начинающий актер не знает, куда девать руки?
Алексей Козырев - философ, специалист по истории философии, кандидат философских наук. Заместитель декана философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова по научной работе. В 1992 году окончил философский факультет МГУ имени М. В. Ломоносова. В 1997 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме «Гностические влияния в философии Владимира Соловьёва». Основные работы посвящены истории русской философии конца XIX — начала XX в. (Владимир Соловьёв, Сергий Булгаков, Константин Леонтьев и др.). Автор монографии «Соловьев и гностики» (2007). Участвует в издании Собрания сочинений В. С. Соловьёва. Член Синодальной библейско-богословской комиссии Русской православной церкви.
Билеты на эскизы и лекции продаваться не будут. Стать зрителем показов и слушателем лекций можно, прислав запрос на zritel@mxat.ru. В письме необходимо указать свою фамилию и даты. Количество мест ограничено. Убедительно просим ответственно подходить к заказам мест и отменять их, если в ваших планах что-то меняется: возможно, из-за вашего билета, который окажется невостребованным, мы напрасно откажем в посещении кому-то еще.
Представленные работы не являются полноценными спектаклями, это эскизы будущих постановок. В рамках лаборатории мы пытаемся увидеть зрительскую реакцию, услышать отзывы, чтобы понять, нужен ли такой спектакль в репертуаре. Поэтому, прежде всего, мы приглашаем пытливых, опытных, профессиональных зрителей, к чьему суждению будем готовы прислушаться.