В кинотеатре «Каро 9 Атриум» 5 апреля начнется завершающий цикл мини-ретроспектив отечественной киноклассики, организованный совместно сетью кинотеатров «Каро» и Московской школой кино. В рамках проекта зрители уже познакомились со знаковыми работами величайших советских режиссеров Сергея Эйзенштейна и Михаила Ромма.
Третий цикл будет посвящен творчеству одного из самых известных учеников Михаила Ромма — Андрею Тарковскому. В рамках мини-ретроспективы, приуроченной к 85-летию режиссера, будут показаны четыре выдающиеся работы Тарковского: историческая кинодрама «Андрей Рублев» (1966), драма «Солярис» (1972), биографическая драма «Зеркало» (1974) и фантастический фильм «Сталкер» (1979).
Специальные показы культовых картин великого режиссера помогут зрителям понять, почему именно эти фильмы стали киношедеврами и уже много лет не теряют своей актуальности
Каждый из этих фильмов можно назвать шедевром отечественной киноклассики. Высочайший профессионализм и непревзойденное мастерство режиссера погружают зрителя в особое состояние, которое не поддается описанию. Все картины Тарковского невероятно гармоничны и человечны – неудивительно, что его фильмы получили всемирное признание и сделали его одним из самых известных и любимых режиссеров, как в России, так и за рубежом.
Показы будут сопровождаться обсуждением с участием экспертов. Известный киновед, куратор курса «Современное кино» Московской школы кино Всеволод Коршунов вместе с приглашенным специалистом проведут анализ картин с точки зрения культурно-исторического контекста, разберут особенности киноязыка и почерка режиссера и других создателей фильмов, а также расскажут о значении работ и их влиянии на дальнейший кинопроцесс.
Экспертами цикла выступят: киновед, ведущий научный сотрудник НИИ киноискусства, телеведущий Андрей Шемякин; кинокритик Антон Долин; режиссер, куратор программы «Режиссура» Московской школы кино Алексей Попогребский; эксперт в психологии кино Татьяна Салахиева-Талал.
Показы будут в равной степени интересны как студентам профильных вузов, так и широкому кругу зрителей — это редкая возможность увидеть лучшие образцы отечественного кино на большом экране и узнать, почему именно эти фильмы вошли в историю как шедевры кинематографа.
Биографическая драма «Андрей Рублев» состоит из 8-ми новелл-эпизодов, описывающих средневековую Русь глазами монаха-иконописца Андрея Рублёва. Впервые в советском кино был представлен эпический взгляд на духовную, религиозную сторону Руси. Картина стала настоящим событием в мире кинематографа, хотя у нее была непростая прокатная судьба – широкая премьера состоялась только в 1987 году, через 20 лет после окончания съемок. Среди наград картины приз ФИПРЕССИ на Международном Каннском кинофестивале 1969 года и премия французской критики «Приз Леона Муссинака» как лучшему иностранному фильму, демонстрировавшемуся на экранах Франции в 1969 году. Соавтором сценария к фильму выступил режиссер Андрей Кончаловский.
Драма «Солярис» снята по мотивам одноимённого фантастического романа Станислава Лема об этических проблемах человечества через призму контактов с внеземным разумом. Фильм стал обладателем специального гран-при жюри Каннского кинофестиваля в 1972 году. По результатам некоторых опросов «Солярис» входит в число величайших фантастических фильмов в истории кинематографа. Сам режиссер так говорил о своем фильме: «Я хотел доказать своей картиной, что проблема нравственной стойкости, нравственной чистоты пронизывает все наше существование, проявляясь даже в таких областях, которые на первый взгляд не связаны с моралью, например, таких как проникновение в космос, изучение объективного мира и т.д.».
Драма «Зеркало» во многом автобиографична для режиссера. Фильм состоит из воспоминаний и сновидений главного героя, связанных с историческими событиями и личными переживаниями героя. В картине снялись: Маргарита Терехова, Олег Янковский, Алла Демидова. Текст от автора читает Иннокентий Смоктуновский. Фильм сопровождается звучащими за кадром стихами Арсения Тарковского, отца режиссера, в исполнении автора. В 1980 году фильму «Зеркало» был присуждён приз «Давид ди Донателло» за лучший иностранный фильм, показанный в Италии.
Фантастический фильм «Сталкер» снят по мотивам повести братьев Стругацких «Пикник на обочине». Действие фильма происходит в вымышленном времени и пространстве, сюжет концентрируется вокруг трёх главных героев, их споров и действий. Это одно из наиболее значимых произведений в творчестве Андрея Тарковского, который говорил, что в нём он «легально коснулся трансцендентного». Фильм достаточно долго не выпускали в прокат, однако, в отличие от большинства других фильмов режиссера, «Сталкер» практически не подвергся цензурной правке и имел достаточно успешную прокатную судьбу в СССР. Критики писали, что фильм суммирует всё накопленное режиссёром мастерство. Фильм в значительной степени повлиял на европейский и мировой кинематограф. Как признают критики, атмосфера и влияние картины Тарковского ощущается в таких фильмах как «Элемент преступления» Ларса фон Триера и известном фантастическом фильме Мамору Осии «Авалон». «Сталкер» получил Приз экуменического жюри на Каннском кинофестивале 1980 года.
Расписание показов мини-ретроспективы Андрея Тарковского в кинотеатре «Каро 9 Атриум» (ул. Земляной Вал, д.33):
5 апреля, 19.00, «Андрей Рублев» (1966). Эксперты: киновед, ведущий научный сотрудник НИИ киноискусства, телеведущий Андрей Шемякин, киновед Всеволод Коршунов
12 апреля, 19.00, «Солярис» (1972). Эксперты: кинокритик Антон Долин, киновед Всеволод Коршунов
19 апреля, 19.00, «Зеркало» (1974). Эксперты: режиссер, куратор программы "Режиссура" Московской школы кино Алексей Попогребский, киновед Всеволод Коршунов
26 апреля, 19.00, «Сталкер» (1979). Эксперты: эксперт в психологии кино Татьяна Салахиева-Талал, киновед Всеволод Коршунов
Всеволод Коршунов — сценарист, редактор, киновед, куратор курса «Современное кино» Московской школы кино, шеф-редактор отдела документальных фильмов и сериалов телеканала «Россия – Культура». Кандидат искусствоведения. Автор сценариев к двум десяткам документальных фильмов («Первый», «Россия», «Культура») и пяти сотням телепрограмм («Россия», «Культура», ТВЦ и др.). Научные интересы: теория кинодраматургии, нарративные модели современного кинематографа, итальянское кино, документальное кино.
Андрея Шемякин — филолог, культуролог, киновед, кинокритик, автор и ведущий телевизионных программ, специалист по современному отечественному документальному кино, по истории отечественного кино 50-90-х годов, специалист по теории и методологии разработки оригинальных фестивальных концепций.
Антон Долин — российский кинокритик, радиоведущий и журналист. Кинообозреватель радиостанций «Маяк», «Вести ФМ» и телепередачи «Вечерний Ургант» («Первый канал»).
Алексей Попогребский — российский кинорежиссёр и сценарист. Его фильм «Коктебель» получил призы ФИПРЕССИ и российской критики за дебют на 25-ом ММКФ в 2003 году. В 2007 году фильм Попогребского «Простые вещи» завоевал главный приз на XVIII открытом российском кинофестивале «Кинотавр», а в 2010 году его картина «Как я провел этим летом» вошла в основной конкурс юбилейного шестидесятого Берлинского кинофестиваля. Алексей — автор сценариев ко всем своим картинам. Был членом жюри МКФ в Карловых Варах и Пусане, фестиваля независимого кино Sundance в США.
Татьяна Салахиева-Талал — эксперт в психологии кино, спикер киноконференций, сценарный консультант на сериалах и полных метрах, практикующий психолог, гештальт-терапевт,супервизор, рекомендованный терапевт МИГТиК, коуч и тренер. Преподает свой авторский курс «Психология для сценаристов» в Московской школе кино.