Мономах Владимир Всеволодович родился в 1053 г. Автор одного из первых
выдающихся светских произведений Древней Руси — «Поучение детям». Его
дед со стороны матери — византийский император Константин Мономах, а
отец — сын великого киевского князя Ярослава Мудрого, переяславский
князь Всеволод Ярославич.
В 1078 г. отец Владимира Мономаха занял киевский великокняжеский
престол, а своему 25-летнему сыну дал в управление Чернигов, который в
1094 г. отнял у него князь Олег Святославич со своими союзниками —
половцами. После этого Владимир Мономах обосновался в Переяславском
княжестве, но половцы постоянно совершали набеги и на его новые
владения, поэтому он объединил на борьбу с ними многих русских князей.
Кроме воинов-профессионалов в войске Мономаха находились и ополченцы —
крестьяне и ремесленники из разных княжеств и городов Руси. Половцы,
потерпев несколько поражений, ушли в степи и надолго прекратили набеги.
После смерти великого киевского князя Святополка Изяславича (1113) его
трон занял Владимир Мономах. Он принял меры к централизации Киевской
Руси, дав сыновьям княжить в самых важных городах — Новгороде,
Смоленске, Переяславле, Суздале. Именно Мономах и адресовал свое
великолепное «Поучение детям» со множеством назиданий и советов,
приобретенных из собственного богатейшего жизненного опыта — отца,
великого князя и полководца. Умер в 1125 г.
«Приближаясь ко гробу,— пишет Великий князь Мономах,— благодарю Всевышнего за умножение дней моих: рука его довела меня до старости маститой. А вы, дети любезные, и всякий, кто будет читать сие писание, наблюдайте правила, в оном изображенные. Когда же сердце ваше неодобрит их, не осуждайте моего намерения; но скажите только: он говорит несправедливо!
Страх божий и любовь к человечеству есть основание добродетели. Велик господь; чудесны дела его!» Описав в главных чертах, и по большей части словами Давида, красоту творения и благость творца,Владимир продолжает:
«О дети мои! Хвалите Бога! Любите также человечество. Не пост, не уединение, не монашество спасет вас, но благодеяния. Не забывайте бедных; кормите их, и мыслите, что всякое достояние есть божие и поручено вам только на время. Не скрывайте богатства в недрах земли: сие противно христианству. Будьте отцами сирот: судите вдовиц сами; недавайте сильным губить слабых. Не убивайте ни правого, ни виновного: жизнь и душа христианина священна. Не призывайте всуе имени Бога; утвердив же клятву целованием крестным, не преступайте оной. Братья сказали мне: изгоним Ростиславичей и возьмем их область, или ты нам не союзник. Но я ответствовал:не могу забыть крестного целования; развернул Псалтырь и читал с умилением:векую печальна ecu, душе моя? Уповай на Бога,яко исповемся ему. Не ревнуй лукавнующим ниже завиди творящим беззаконие.— Неоставляйте больных; не страшитесь видеть мертвых: ибо все умрем. Принимайте с любовию благословение духовных; не удаляйтесь от них; творите им добро, да молятся за вас Всевышнему. Не имейте гордости ни в уме, ни в сердце, и думайте:мы тленны; ныне живы, а завтра во гробе.— Бойтесь всякой лжи, пиянства и любострастия, равно гибельного для тела и души.— Чтите старых людей как отцов,любите юных как братьев.— В хозяйстве сами прилежно за всем смотрите, неполагаясь на отроков и тиунов, да гости не осудят ни дому, ни обеда вашего.—На войне будьте деятельны; служите примером для воевод. Не время тогда думать о пиршествах и неге. Расставив ночную стражу, отдохните. Человек погибает внезапу: для того не слагайте с себя оружия, где может встретиться опасность,и рано садитесь на коней.— Путешествуя в своих областях, не давайте жителей в обиду княжеским отрокам; а где остановитесь, напойте, накормите хозяина. Всегоже более чтите гостя, и знаменитого и простого, и купца и посла; если неможете одарить его, то хотя брашном и питаем удовольствуйте: ибо гости распускают в чужих землях и добрую и худую об нас славу.— Приветствуйте всякого человека, когда идете мимо.— Любите жен своих, но не давайте им власти над собою.— Все хорошее, узнав, вы должны помнить: чего не знаете, томуучитесь. Отец мой, сидя дома, говорил пятью языками: за что хвалят нас чужестранцы. Леность — мать пороков: берегитесь ее. Человек должен всегда заниматься:в пути, на коне, не имея дела, вместо суетных мыслей читайте наизусть молитвы или повторяйте хотя самую краткую, но лучшую: Господи помилуй! Не засыпайте никогда без земного поклона; а когда чувствуете себя нездоровыми, то поклонитесь в землю три раза. Да не застанет вас солнце на ложе! Идите рано в церковь воздать Богу хвалу утреннюю: так делал отец мой; так делали все добрые мужи. Когда озаряло их солнце, они славили господа с радостию и говорили:Просвети очи мои, Христе Боже, и дал ми ecu свет твой красный. Потом садились думать с дружиною, или судить народ,или ездили на охоту; а в полдень спали: ибо не только человеку, но и зверям и птицам Бог присудил отдыхать в час полуденный.— Так жил и ваш отец. Я сам делал все, что мог бы велеть отроку: на охоте и войне, днем и ночью, в зной летний и холод зимний не знал покоя; не надеялся, на посадников и бирючей; недавал бедных и вдовиц в обиду сильным; сам назирал церковь и божественное служение, домашний распорядок, конюшню, охоту, ястребов и соколов».— Исчислив свои дела воинские, уже известные читателю, Владимир пишет далее: «Всех походов моих было 83; а других маловажных не упомню. Я заключил с половцами 19 мирныхдоговоров, взял в плен более ста лучших их князей и выпустил из неволи, а более двух сот казнил и потопил в реках.— Кто путешествовал скорее меня? Выехав рано из Чернигова, я бывал в Киеве у родителя прежде вечерен.— Любя охоту, мы часто ловили зверей с вашим дедом. Своими руками в густых лесах вязал я диких коней вдруг по нескольку. Два раза буйвол метал меня на рогах, олень бодал,лось топтала ногами; вепрь сорвал меч с бедры моей, медведь прокусил седло;лютый зверь однажды бросился и низвергнул коня подо мною. Сколько раз я падал с лошади! Дважды разбил себе голову, повреждал руки и ноги, не блюдя жизни в юности и не щадя головы своей. Но Господь хранил меня. И вы, дети мои, небойтесь смерти, ни битвы, ни зверей свирепых; но являйтесь мужами во всяком случае, посланном от Бога. Если провидение определит кому умереть, то не спасут его ни отец, ни мать, ни братья. Хранение Божие надежнее человеческого».
Не строили они хоромов заморских, лично благотворили бедным,не щадя живота своего укрепляли Русь,а не грабя ее богатства сваливали за рубеж детьми,девками и баксами.
СПАСИБО ЗА ИСТОРИЮ.