Духовное завещание Великаго князя Мономаха
18.10.2010 16:56
Роман Благоустроев
Биография - МОНОМАХ ВЛАДИМИР ВСЕВОЛОДОВИЧ (1053-1125)


Мономах Владимир Всеволодович родился в 1053 г. Автор одного из первых выдающихся светских произведений Древней Руси — «Поучение детям». Его дед со стороны матери — византийский император Константин Мономах, а отец — сын великого киевского князя Ярослава Мудрого, переяславский князь Всеволод Ярославич.
  В 1078 г. отец Владимира Мономаха занял киевский великокняжеский престол, а своему 25-летнему сыну дал в управление Чернигов, который в 1094 г. отнял у него князь Олег Святославич со своими союзниками — половцами. После этого Владимир Мономах обосновался в Переяславском княжестве, но половцы постоянно совершали набеги и на его новые владения, поэтому он объединил на борьбу с ними многих русских князей.
  Кроме воинов-профессионалов в войске Мономаха находились и ополченцы — крестьяне и ремесленники из разных княжеств и городов Руси. Половцы, потерпев несколько поражений, ушли в степи и надолго прекратили набеги.
  После смерти великого киевского князя Святополка Изяславича (1113) его трон занял Владимир Мономах. Он принял меры к централизации Киевской Руси, дав сыновьям княжить в самых важных городах — Новгороде, Смоленске, Переяславле, Суздале. Именно Мономах и адресовал свое великолепное «Поучение детям» со множеством назиданий и советов, приобретенных из собственного богатейшего жизненного опыта — отца, великого князя и полководца. Умер в 1125 г.



«Приближаясь ко гробу,— пишет Великий князь Мономах,— благодарю Всевышнего за умножение дней моих: рука его довела меня до старости маститой. А вы, дети любезные, и всякий, кто будет читать сие писание, на­блюдайте правила, в оном изображенные. Когда же сердце ваше неодобрит их, не осуждайте моего наме­рения; но скажите только: он говорит несправедливо!
Страх божий и любовь к человечеству есть основа­ние добродетели. Велик господь; чудесны дела его!» Описав в главных чертах, и по большей части словами Давида, красоту творения и благость творца,Владимир продолжает:
«О дети мои! Хвалите Бога! Любите также человече­ство. Не пост, не уединение, не монашество спасет вас, но благодеяния. Не забывайте бедных; кормите их, и мыслите, что всякое достояние есть божие и поручено вам только на время. Не скрывайте богатства в недрах земли: сие противно христианству. Будьте отцами си­рот: судите вдовиц сами; недавайте сильным губить слабых. Не убивайте ни правого, ни виновного: жизнь и душа христианина священна. Не призывайте всуе име­ни Бога; утвердив же клятву целованием крестным, не преступайте оной. Братья сказали мне: изгоним Ростиславичей и возьмем их область, или ты нам не союзник. Но я ответствовал:не могу забыть крестного целова­ния; развернул Псалтырь и читал с умилением:векую печальна ecu, душе моя? Уповай на Бога,яко исповемся ему. Не ревнуй лукавнующим ниже завиди творящим беззаконие.— Неоставляйте больных; не страшитесь видеть мертвых: ибо все умрем. Принимайте с любовию благословение духовных; не удаляйтесь от них; твори­те им добро, да молятся за вас Всевышнему. Не имейте гордости ни в уме, ни в сердце, и думайте:мы тленны; ныне живы, а завтра во гробе.— Бойтесь всякой лжи, пиянства и любострастия, равно гибельного для тела и души.— Чтите старых людей как отцов,любите юных как братьев.— В хозяйстве сами прилежно за всем смот­рите, неполагаясь на отроков и тиунов, да гости не осу­дят ни дому, ни обеда вашего.—На войне будьте дея­тельны; служите примером для воевод. Не время тогда думать о пиршествах и неге. Расставив ночную стражу, отдохните. Человек погибает  внезапу: для того не сла­гайте с себя оружия, где может встретиться опасность,и рано садитесь на коней.— Путешествуя в своих обла­стях, не давайте жителей в обиду княжеским отрокам; а где остановитесь, напойте, накормите хозяина. Всегоже более чтите гостя, и знаменитого и простого, и куп­ца и посла; если неможете одарить его, то хотя брашном и питаем удовольствуйте: ибо гости распускают в чужих землях и добрую и худую об нас славу.— При­ветствуйте всякого человека, когда идете мимо.— Люби­те жен своих, но не давайте им власти над собою.— Все хорошее, узнав, вы должны помнить: чего не знаете, то­муучитесь. Отец мой, сидя дома, говорил пятью язы­ками: за что хвалят нас чужестранцы. Леность — мать пороков: берегитесь ее. Человек должен всегда зани­маться:в пути, на коне, не имея дела, вместо суетных мыслей читайте наизусть молитвы или повторяйте хо­тя самую краткую, но лучшую: Господи помилуй! Не засыпайте никогда без земного поклона; а когда чувствуете себя нездоровыми, то поклонитесь в землю три раза. Да не застанет вас солнце на ложе! Идите рано в церковь воздать Богу хвалу утреннюю: так делал отец мой; так делали все добрые мужи. Когда озаряло их солнце, они славили господа с радостию и говорили:Просвети очи мои, Христе Боже, и дал ми ecu свет твой красный. Потом садились думать с дружиною, или су­дить народ,или ездили на охоту; а в полдень спали: ибо не только человеку, но и зверям и птицам Бог при­судил отдыхать в час полуденный.— Так жил и ваш отец. Я сам делал все, что мог бы велеть отроку: на охо­те и войне, днем и ночью, в зной летний и холод зим­ний не знал покоя; не надеялся, на посадников и бирючей; недавал бедных и вдовиц в обиду сильным; сам назирал церковь и божественное служение, домашний распорядок, конюшню, охоту, ястребов и соколов».— Исчислив свои дела воинские, уже известные читателю, Владимир пишет далее: «Всех походов моих было 83; а других маловажных не упомню. Я заключил с полов­цами 19 мирныхдоговоров, взял в плен более ста луч­ших их князей и выпустил из неволи, а более двух сот казнил и потопил в реках.— Кто путешествовал скорее меня? Выехав рано из Чернигова, я бывал в Киеве у родителя прежде вечерен.— Любя охоту, мы часто ло­вили зверей с вашим дедом. Своими руками в густых лесах вязал я диких коней вдруг по нескольку. Два ра­за буйвол метал меня на рогах, олень бодал,лось топ­тала ногами; вепрь сорвал меч с бедры моей, медведь прокусил седло;лютый зверь однажды бросился и низ­вергнул коня подо мною. Сколько раз я падал с лошади! Дважды разбил себе голову, повреждал руки и ноги, не блюдя жизни в юности и не щадя головы своей. Но Гос­подь хранил меня. И вы, дети мои, небойтесь смерти, ни битвы, ни зверей свирепых; но являйтесь мужами во всяком случае, посланном от Бога. Если провидение оп­ределит кому умереть, то не спасут его ни отец, ни мать, ни братья. Хранение Божие надежнее человече­ского».



Добавить комментарий
18.10.2010 17:03
Роман Благоустроев
Почаще бы читать нашим современным правителям,завещание своих древних коллег,которые своими потом и кровью соделали Русь Великой!
Не строили они хоромов заморских, лично благотворили бедным,не щадя живота своего укрепляли Русь,а не грабя ее богатства сваливали за рубеж детьми,девками и баксами.
18.10.2010 17:18
Светлана Булашова
КАК ИЗ ЖИВОНОСНОГО ИСТОЧНИКА НАПИЛАСЬ...
СПАСИБО ЗА ИСТОРИЮ.
18.10.2010 17:34
Роман Благоустроев
Душа страждет
03.01.2015 01:30
Анонимно
Великолепная вещь,мудрость древних да в наши просветленные ,непонятно чем, головы.Вот и приходят на ум слова АС Грибоедова - где укажите нам отечества отцы, которых мы должны принять за образцы!
Добавить комментарий