Рискну заметить: все счастливые театры – счастливы
одинаково... Они успешны, богаты, обласканы властями и зрителями…
А вот все несчастные театры, которых в столице немало,
несчастливы по-своему. Зачастую, это и несчастьем не назовешь. Они вроде бы и
успешны, и замечены зрителем, но при этом у них много всяких «нет», «не до» и
прочих не…
Театр «АпАРТе» я наблюдаю уже в течение семи лет… Что касается репертуара, любви зрителей, игры актеров – тут полная чаша… Я видела практически все постановки этого коллектива. Многое рекомендовала коллегам – опытным журналистам. Многое – ученикам, молодым журналистам, для душевного просмотра и понимания жизни.
С чего бы вдруг такие откровенные рекомендации? Отвечу!
Про спектакли этого театра можно сказать, что они живые! Про них легко писать «живые» рецензии, реплики, колонки – то есть мысли от души, от сердца. Это вам не священная корова, где слуг Мельпомены обижает каждое слово – тут, наоборот, каждому умному слову рады, к нему прислушиваются…
Здесь живо работают со зрителем. Порой случается, что спектакль живет и играется в тандеме: артисты-зрители. Да, да, зрители здесь тоже работают. Они вовлечены в действо! Во-первых, сидят в непосредственной близости от сцены. А в некоторых спектаклях, так просто на сцене. При таком раскладе не заскучаешь. Ощущаешь, что ты вовлечен, поскольку на тебя смотрят другие зрители. И можно подыграть взглядом, аплодисментами, моментальной реакцией… Как в соцсетях Интернета здесь тесно, интересно, весело… И хочется моментально поделиться «комментами» с другими участниками процесса. Поскольку понимаешь, что им тоже будет интересно.
Взять одну из недавних премьер «Агата Кристи. Детектив»
(рецензия
Приведу выдержку:
«Интрига,
заданная писательницей и усиленная режиссером Андреем Любимовым, сохраняется до
последних секунд спектакля. Конкретную развязку разглядеть непросто. Нужна
исключительная проницательность. Есть над чем поломать голову, поупражняться в
анализе… И как у всякого хорошего детектива, у этого существует второе
дно.
Второе дно чемодана. Как известно, у Агаты
Кристи всегда присутствует второй план взаимоотношений между героями, что
чувствуется с первых же минут спектакля. Всё оказывается не так очевидно, как
кажется на первый взгляд. Можно ли, являясь другом, любить его жену? И даже
предлагать замужество? Зачем прятать доказательство своей невиновности, если
преступления не совершал? Никакой ясности, а сюжет продолжает развиваться и
подкидывать новые подробности и ощущения». (автор Светлана Бактаева)
О чем говорит этот спектакль. С моей точки зрения о том,
что если талантливый коллектив берется за что-то, то делает это особенно.
Открывает в своих постановках второе, третье дно… И постоянно дает зрителю пищу
для ума.
Директор театра Иван Афанасьевич Сигорских
сформулировал для себя и коллектива три главных постулата развития коллектива: «Чтобы театр был нескучный, чтобы в нем работали талантливые люди и чтобы люди эти были увлеченными своим театром!» Коллектив в его понимании - это главное. Если он сложился, получился, если есть взаимопонимание, значит, будет успех у публики. Если артисты хотят слышать друг друга, видеть, встречаться – то можно сделать что-то приличное и для зрителя. И все это называется одним словом – душевность! Так возникли ключевые слова:
Душевность и духовность – главные особенности данного
театра.
В чем они выражаются? Прежде всего - в
репертуаре. С самого начала, когда театр был еще студией, назывался «Группа
граждан» и прославился постановками булгаковского «Собачьего сердца» и
«Приглашением на казнь» В.Набокова, к репертуару здесь относятся
суперответственно. Об этом заботятся все: и руководство, и литчасть, и актеры.
Но главный - художественный руководитель Андрей Любимов. Он не выпустит
спектакль, пока не вдохнет в него ЖИЗНЬ! То есть душу! Свою, чужую,
мистически-театральную душу!
И вот свежий пример. В постановке «Про Любовь
Раневскую» всё происходит на высокой ноте! Одна сплошная ноющая душа! Две
актрисы, Евгения Добровольская и Ольга Остроумова-Гутшмидт, играют Раневскую и
обе играют великолепно! И весь коллектив бесподобен! Настоящий ансамбль
талантов. В результате возникает ощущение вечности времени, нетленности
ценностей жизни и поразительной душевной красоты… (Фрагмент спектакля можно
посмотреть
Еще одно достоинство "АпАРТе" - МНОГО НЕСКУЧНОЙ КЛАССИКИ.
ОПЯТЬ ЖЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМА И СЕРДЦА. Это ПУШКИН, ДОСТОЕВСКИЙ, ГОГОЛЬ,
ШЕКСПИР…
Сюда могут придти школьники и многое
почерпнуть. И искушенный зритель, которому надоел весь театр в целом, но…
кое-что он бы посмотрел. Такому зрителю особо стоит посмотреть постановку
Уильяма Шекспира – «Гамлет». Такого необычного Принца Датского (И.Косичкин), его
отца (А.Орловский) и Полония (И.Сигорских), зрители нигде больше не увидят и
не услышат. Душа убиенного короля бродит по сцене, всех пугает, смешит, наводит
на глубокие размышления… Думаю, сам Шекспир на небесах это оценил!!!
Как известно, русский драматический театр априори
является духовным и народным… А значит,помогает НАЙТИ ОТВЕТЫ НА МНОГИЕ
ФИЛОСОФСКИЕ И ЖИТЕЙСКИЕ ВОПРОСЫ.
Какие?
Гоголь извечно актуален, а
нынче особенно. В «АпАРТе» он в который раз спрашивает публику со сцены, что
происходит в России. И мы получаем все тот же нескончаемый ответ: ВРУТ И
ВОРУЮТ!!! Да, еще как! В театре создали своего современного и вдохновенного
«Ревизора». Хорош Хлестаков - всех очаровывает своим враньем. Городничий с его
ненавязчивой, такой мягкой, «домашней» интонацией, - вечный дух российской
провинции, неистребимый и незыблемый. А вопрос – над кем смеетесь? – вознесся до
космических масштабов... Коррупция и воровство живут и процветают!
Ревизор - заслуженный артист РФ Иван
Сигорских.
Хлестаков - Иван
Косичкин.
Или взять Гончарова – в стенах театра поселился свой, совершенно очаровательный Обломов. Еще раз подтвердил нашу национальную истину: лучше быть добрым, безобидным лентяем, чем изощренным удачливым дельцом!
Но вернемся к началу: куда же зачислить «АпАРТе» – к
счастливым или несчастливым театрам?
Думаю, тут
каждый ответит по-своему! Лично для меня – это счастливый театр с
артистами-фанатами, работающими «из любви к искусству»… С талантливыми
руководителями, не дающими театру упасть на колени…С великими авторами, дающими
зрителю ответы на многие важные вопросы. Мне с такими личностями интересно. И
судя по всему остальным зрителям тоже. Они голосуют за «АпАРТе»!
Театр всегда полон - зрителями и их любовью!
Светлана Булашова, главный редактор ИА СЕТИ.РУ
Другие рецензии на спектакли можно почитать
Видеоэпизод из спектакля Про