Театр АпАРТе как зеркало жизни
21.02.2013 13:43
Светлана Сети.ру
Театр «АпАРТе» - к нему не зарастет народная тропа


aparte6.jpg

Рискну заметить: все счастливые театры – счастливы одинаково... Они успешны, богаты, обласканы властями и зрителями…
А вот все несчастные театры, которых в столице немало, несчастливы по-своему. Зачастую, это и несчастьем не назовешь. Они вроде бы и успешны, и замечены зрителем, но при этом у них много всяких «нет», «не до» и прочих не…

Театр «АпАРТе» я наблюдаю уже в течение семи лет… Что касается репертуара, любви зрителей, игры актеров – тут полная чаша… Я видела практически все постановки этого коллектива. Многое рекомендовала коллегам – опытным журналистам. Многое – ученикам, молодым журналистам, для душевного просмотра и понимания жизни.

С чего бы вдруг такие откровенные рекомендации? Отвечу!

Про спектакли этого театра можно сказать, что они живые! Про них легко писать «живые» рецензии, реплики, колонки – то есть мысли от души, от сердца. Это вам не священная корова, где слуг Мельпомены обижает каждое слово – тут, наоборот, каждому умному слову рады, к нему прислушиваются…

Здесь живо работают со зрителем. Порой случается, что спектакль живет и играется в тандеме: артисты-зрители. Да, да, зрители здесь тоже работают. Они вовлечены в действо! Во-первых, сидят в непосредственной близости от сцены. А в некоторых спектаклях, так просто на сцене. При таком раскладе не заскучаешь. Ощущаешь, что ты вовлечен, поскольку на тебя смотрят другие зрители. И можно подыграть взглядом, аплодисментами, моментальной реакцией… Как в соцсетях Интернета здесь тесно, интересно, весело… И хочется моментально поделиться «комментами» с другими участниками процесса. Поскольку понимаешь, что им тоже будет интересно.

Взять одну из недавних премьер «Агата Кристи. Детектив» (рецензия тут)
aparte7.jpg

Приведу выдержку:
«Интрига, заданная писательницей и усиленная режиссером Андреем Любимовым, сохраняется до последних секунд спектакля. Конкретную развязку разглядеть непросто. Нужна исключительная проницательность. Есть над чем поломать голову, поупражняться в анализе… И как у всякого хорошего детектива, у этого существует второе дно.
Второе дно чемодана. Как известно, у Агаты Кристи всегда присутствует второй план взаимоотношений между героями, что чувствуется с первых же минут спектакля. Всё оказывается не так очевидно, как кажется на первый взгляд. Можно ли, являясь другом, любить его жену? И даже предлагать замужество? Зачем прятать доказательство своей невиновности, если преступления не совершал? Никакой ясности, а сюжет продолжает развиваться и подкидывать новые подробности и ощущения». (автор Светлана Бактаева)
О чем говорит этот спектакль. С моей точки зрения о том, что если талантливый коллектив берется за что-то, то делает это особенно. Открывает в своих постановках второе, третье дно… И постоянно дает зрителю пищу для ума.

Директор театра Иван Афанасьевич Сигорских

aparte9.jpg сформулировал для себя и коллектива три главных постулата развития коллектива: «Чтобы театр был нескучный, чтобы в нем работали талантливые люди и чтобы люди эти были увлеченными своим театром!» Коллектив в его понимании - это главное. Если он сложился, получился, если есть взаимопонимание, значит, будет успех у публики. Если артисты хотят слышать друг друга, видеть, встречаться – то можно сделать что-то приличное и для зрителя. И все это называется одним словом – душевность! Так возникли ключевые слова:

Душевность и духовность – главные особенности данного театра.
В чем они выражаются? Прежде всего - в репертуаре. С самого начала, когда театр был еще студией, назывался «Группа граждан» и прославился постановками булгаковского «Собачьего сердца» и «Приглашением на казнь» В.Набокова, к репертуару здесь относятся суперответственно. Об этом заботятся все: и руководство, и литчасть, и актеры. Но главный - художественный руководитель Андрей Любимов. Он не выпустит спектакль, пока не вдохнет в него ЖИЗНЬ! То есть душу! Свою, чужую, мистически-театральную душу!

И вот свежий пример. В постановке «Про Любовь Раневскую» всё происходит на высокой ноте! Одна сплошная ноющая душа! Две актрисы, Евгения Добровольская и Ольга Остроумова-Гутшмидт, играют Раневскую и обе играют великолепно! И весь коллектив бесподобен! Настоящий ансамбль талантов. В результате возникает ощущение вечности времени, нетленности ценностей жизни и поразительной душевной красоты… (Фрагмент спектакля можно посмотреть тут

Еще одно достоинство "АпАРТе" - МНОГО НЕСКУЧНОЙ КЛАССИКИ. ОПЯТЬ ЖЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМА И СЕРДЦА. Это ПУШКИН, ДОСТОЕВСКИЙ, ГОГОЛЬ, ШЕКСПИР…
Сюда могут придти школьники и многое почерпнуть. И искушенный зритель, которому надоел весь театр в целом, но… кое-что он бы посмотрел. Такому зрителю особо стоит посмотреть постановку Уильяма Шекспира – «Гамлет». Такого необычного Принца Датского (И.Косичкин), его отца (А.Орловский) и Полония (И.Сигорских), зрители нигде больше не увидят и не услышат. Душа убиенного короля бродит по сцене, всех пугает, смешит, наводит на глубокие размышления… Думаю, сам Шекспир на небесах это оценил!!!

Как известно, русский драматический театр априори является духовным и народным… А значит,помогает НАЙТИ ОТВЕТЫ НА МНОГИЕ ФИЛОСОФСКИЕ И ЖИТЕЙСКИЕ ВОПРОСЫ.
Какие?
Гоголь извечно актуален, а нынче особенно. В «АпАРТе» он в который раз спрашивает публику со сцены, что происходит в России. И мы получаем все тот же нескончаемый ответ: ВРУТ И ВОРУЮТ!!! Да, еще как! В театре создали своего современного и вдохновенного «Ревизора». Хорош Хлестаков - всех очаровывает своим враньем. Городничий с его ненавязчивой, такой мягкой, «домашней» интонацией, - вечный дух российской провинции, неистребимый и незыблемый. А вопрос – над кем смеетесь? – вознесся до космических масштабов... Коррупция и воровство живут и процветают!
aparte3.jpg
Ревизор - заслуженный артист РФ Иван Сигорских.
Хлестаков - Иван Косичкин.

Или взять Гончарова – в стенах театра поселился свой, совершенно очаровательный Обломов. Еще раз подтвердил нашу национальную истину: лучше быть добрым, безобидным лентяем, чем изощренным удачливым дельцом!

Но вернемся к началу: куда же зачислить «АпАРТе» – к счастливым или несчастливым театрам?
Думаю, тут каждый ответит по-своему! Лично для меня – это счастливый театр с артистами-фанатами, работающими «из любви к искусству»… С талантливыми руководителями, не дающими театру упасть на колени…С великими авторами, дающими зрителю ответы на многие важные вопросы. Мне с такими личностями интересно. И судя по всему остальным зрителям тоже. Они голосуют за «АпАРТе»!
Театр всегда полон - зрителями и их любовью!

Светлана Булашова, главный редактор ИА СЕТИ.РУ

Другие рецензии на спектакли можно почитать здесь!

Видеоэпизод из спектакля Про Раневскую. Вы, Петя, недотепа!

Добавить комментарий