Гениально написано
02.03.2013 21:51
ПОРТРЕТ МОЕЙ МАТЕРИ
---------------------
Портрет матери долго кочевал по стенам квартиры, там, на "Аэропорте", пока не утвердился окончательно в комнате, которая служила одновременно гостиной и спальней, над супружеским ложем. Матерью владела страсть к перемещению предметов, и она не успокаивалась, пока не достигала одной ей известной гармонии между ними.
На портрете ей под тридцать, а мне, выходит что, лет девять-десять, и я где-то за пределами изображения провожу своё дурацкое детство. Портрет выполнен пастелью, чуть уже облетевшей, и принадлежит работе Петра Эмильевича Бенделя. Как портретист Пётр Эмильевич значительно усовершенствовал своё искусство в плену, во время войны, в немецком концлагере, успешно, надо полагать, создавая портреты лагерного начальства, что помогло ему дотянуть до освобождения, и продолжал оттачивать мастерство потом, уже на Колыме, куда попал после недолгого промежутка между двумя лагерями. По иронии судьбы …ремесло художника послужило, как гласит молва, причиной второй отсидки, а именно - огромный портрет Сталина, сработанный на заказ для всенародного праздника и призванный украсить одну из центральных улиц. Пётр Эмильевич воспроизводил облик вождя в известной технике - "по квадратам", изо всех сил стараясь передать его во всём величии, да, видно, чего-то не учёл: после дождя квадраты проступили, и Сталин оказался символически за решёткой, а Пётр Эмильевич в очередной раз и вполне конкретно за колючей проволокой. Но это было задолго до портрета моей матери.
С годами мать всё меньше становилась похожа на свой портрет, или портрет на неё, и когда окончательно оба они утратили сходство между собой, оставила сей бренный мир. В последние месяцы болезни сознание у неё мутилось, и она теряла представление о том, где находится. Тогда она звонила Людмиле, сестре моего покойного отчима и спрашивала:
- Люся! Ты случайно не знаешь, где я?
И та ей отвечала:
- Посмотри! Если твой портрет на месте, значит, ты - дома.
Теперь портрет моей матери находится в нашем с Мариной жилье. Время от времени, когда я начинаю сомневаться, на каком же я, собственно говоря, свете, я отыскиваю его глазами, чтобы убедиться, что я дома, определённо дома.
---------------------
Портрет матери долго кочевал по стенам квартиры, там, на "Аэропорте", пока не утвердился окончательно в комнате, которая служила одновременно гостиной и спальней, над супружеским ложем. Матерью владела страсть к перемещению предметов, и она не успокаивалась, пока не достигала одной ей известной гармонии между ними.
На портрете ей под тридцать, а мне, выходит что, лет девять-десять, и я где-то за пределами изображения провожу своё дурацкое детство. Портрет выполнен пастелью, чуть уже облетевшей, и принадлежит работе Петра Эмильевича Бенделя. Как портретист Пётр Эмильевич значительно усовершенствовал своё искусство в плену, во время войны, в немецком концлагере, успешно, надо полагать, создавая портреты лагерного начальства, что помогло ему дотянуть до освобождения, и продолжал оттачивать мастерство потом, уже на Колыме, куда попал после недолгого промежутка между двумя лагерями. По иронии судьбы …ремесло художника послужило, как гласит молва, причиной второй отсидки, а именно - огромный портрет Сталина, сработанный на заказ для всенародного праздника и призванный украсить одну из центральных улиц. Пётр Эмильевич воспроизводил облик вождя в известной технике - "по квадратам", изо всех сил стараясь передать его во всём величии, да, видно, чего-то не учёл: после дождя квадраты проступили, и Сталин оказался символически за решёткой, а Пётр Эмильевич в очередной раз и вполне конкретно за колючей проволокой. Но это было задолго до портрета моей матери.
С годами мать всё меньше становилась похожа на свой портрет, или портрет на неё, и когда окончательно оба они утратили сходство между собой, оставила сей бренный мир. В последние месяцы болезни сознание у неё мутилось, и она теряла представление о том, где находится. Тогда она звонила Людмиле, сестре моего покойного отчима и спрашивала:
- Люся! Ты случайно не знаешь, где я?
И та ей отвечала:
- Посмотри! Если твой портрет на месте, значит, ты - дома.
Теперь портрет моей матери находится в нашем с Мариной жилье. Время от времени, когда я начинаю сомневаться, на каком же я, собственно говоря, свете, я отыскиваю его глазами, чтобы убедиться, что я дома, определённо дома.