Народный артист России Владимир Девятов - Грани таланта
Народный артист России
Владимир Девятов
и его дочь Марина
Участники Круглого стола:
НАРОДНЫЙ АРТИСТ Владимир Девятов
и журналисты информагентства СЕТИ РУ:
Светлана Булашова, Анна Андрианова, Антонина Смирнова,
Дарья Жигалина, Наталья Бабина, Екатерина Кобзева.
Круглый стол: Народный артист России Владимир Девятов - грани таланта
Детство
- Владимир Сергеевич, часто, сами того не подозревая, мы получаем подсказки судьбы. Было ли вам какое- то пророчество о том, как сложится ваша жизнь? О том, что станете известным исполнителем народных песен?
- Не было! Ничего! Артистом стал насильно, благодаря родителям!
- Свои первые музыкальные опыты помните?
- Я очень рано стал развиваться: говорить начал в восемь месяцев, жизнь помню приблизительно с двух лет. Поэтому помню и свой самый первый музыкальный опыт. Жили мы тогда с родителями в замечательном городе Вологда. Это был 1958 год. Мне было 3 года, и я ходил в детский сад. Вся наша группа из пятнадцати детей к Восьмому марта подготовила музыкальный номер на металлофонах. Меня посадили впереди всех, солистом. В тот момент я уже почувствовал адреналин, заразительность сцены. После выступления все родители меня хвалили, говорили, какой я молодец. Видимо, с этого момента все и началось. Сцена зацепила мою душу.
- Какую музыку вы слушали в детстве?
- В самом глубоком детстве, когда еще пешком под столом ходил, я слушал музыку, которую мне заводили родители: Козловский, Лемешев, Шаляпин, Шульженко. Это была тогда очень популярная музыка. Ставили песни Гурченко из «Карнавальной ночи». Мне они очень нравились. Я сам залезал, включал проигрыватель. Был очень аккуратным, не разбил ни одной пластинки.
А еще мой отец – он был военный – когда приходил с работы, играл мне на аккордеоне, как правило, немецкие мелодии. Это был 1958 год. Вот с таких послевоенных произведений и началось мое знакомство с музыкальным миром.
- Какие воспоминания у вас остались о музыкальной школе?
- О-о-о!.. Пожалуй, самые «страшные». Кому в детстве нравится ходить в музыкальную школу?! Ну и я, как все нормальные дети, тоже не любил туда ходить. Тем более, что привели меня туда в 6 лет. В класс аккордеона. У меня просто не было пианино, поэтому пришлось на аккордеоне играть. Посадили меня за этот немецкий «WELTMEISTER», а мне все это не нравилось и, вообще, казалось девичьей забавой - ноты учить, музыкальную литературу… Серьезными занятиями для меня тогда были: хоккей, футбол, драки во дворе...
Музыкальная школа была в семи трамвайных остановках от дома. Ездил сам, поэтому только и думал о том, как бы прогулять, в хоккей поиграть.
Когда я закончил «Детскую музыкальную школу №21» города Москвы, мне все сказали, что надо идти в училище. На что я ответил: «Ну, вас на фиг с этим училищем, мне это не интересно!» Но уже через два года увлекся другой музыкой. Знания, полученные в музыкальной школе, стали нужными и интересными. Именно в тот момент я был очень благодарен своим родителям за то, что заставляли меня ходить на занятия. Я осознал, что они были правы, и по сей день им очень благодарен.
- Как не отбить у ребенка желания заниматься музыкой?
- А что, есть такие дети, которые хотят заниматься в музыкальной школе?!
- Есть. И все же, что надо изменить в музыкальном образовании, чтобы появилось это желание?
В.С.: А что тут менять? Тут все нормально. У нас самое лучшее музыкальное образование в мире. Система нашего советского, российского музыкального образования, исходя из моего личного опыта, самая лучшая. Мы, почему-то, все время хотим перемен. Жили при царе, потом без царя, потом при Ельцине… Мы каждые двадцать лет меняем конституцию. Но зачем!? У нас лучшее в мире образование и лучшая система, дающая высочайших мастеров в области музыки. Например, пришел выпускник Московской Консерватории в тот или иной музыкальный театр на скрипке играть - его даже не слушают, потому что он - выпускник Московской консерватории. И этим все сказано. За рубежом музыкальных школ нет, есть только частные уроки, поэтому их музыкальная образовательная система менее профессиональна. У нас же она более правильная, дает знания в комплексе: музыкальное образование по специальности, музыкальная литература, теория музыки. Наши музыканты обладают более высоким профессионализмом, чем их. Поэтому ничего менять не надо. У нас лучшее в мире музыкальное образование.
Ваши дети ходили в музыкальную школу? Вы их заставляли?
ВС..: Никто никого не заставлял. Дело в том, что я многоженец. Дети не подвергались насилию с моей стороны. Моя дочь Марина Девятова добровольно и с отличием закончила музыкальную школу и училище. Моя старшая дочка Екатерина тоже закончила музыкальную школу, а вот американский сын Никита не может закончить музыкальную школу, потому что их в США нет. Я хочу ему помочь: отсылаю инструменты, усилители, а ему учиться негде! Он берет частные уроки у педагогов, а это не то. Поэтому я никого не заставлял, дети сами ходили в музыкальную школу и после этого две мои дочери поступали в музыкальное училище. Но вот одна поступила, а другая нет, поэтому сказать, что у меня все блатные тоже нельзя. Да и вообще нельзя никого заставлять, надо порекомендовать, направить, а уже дальше дать возможность почувствовать интерес к этой профессии.
Почему вы думаете, моя дочь Марина захотела стать артисткой? Она изначально вообще хотела стать юристом или продавцом в «Рамсторе». Правда! Спросите у нее сами.
Марина Девятова: Да, я хотела стать продавцом в «Рамсторе». Мне тогда было 17 лет, и папа вел воспитательную работу - ограничивал меня в финансах… Я тогда поступила в училище и поняла, что музыканты получают мало и поэтому не хотела работать музыкантом. Сейчас-то я поняла, что они получают не мало. Просто надо много и хорошо работать.
В.С.: Получилось так, что я взял ее на съемки клипа…
М. Д.: Показал мне высший класс!
В.С.: Она уже музыкально была подготовлена. Я должен был сделать так, чтобы Марина почувствовала то, что когда-то почувствовал я в 3 года. Нужно было выпустить человека на сцену, показать высшую ступеньку профессии. Ведь я сам в возрасте 10 лет выступал в Кремлевском дворце в Москве в составе детского оркестра музыкальных школ Москвы. Почувствовать сцену очень важно для начинающего артиста, это как зараза. Поработав там несколько лет, ты уже никогда не уйдешь, а если уйдешь, то будешь мучаться всю жизнь. Главное, чтобы человек почувствовал вкус золотого яблока с древа успеха.
- Как получилось, что вы пришли к исполнению народных песен?
- Все началось в 1969 году прошлого века. Я учился в восьмом классе. Был двоечником, потому что все свое время отдавал не учебе, а музыке, конкретно рок-н-роллу. Ведь тогда начала появляться информация о западных музыкальных коллективах, которые исполняли именно эту музыку. С утра до вечера я занимался только одним: музыкой и изготовлением инструментов. Тогда мы играли в школе.
После школы я поступил в академию. Стоит отметить, что на последнем году обучении в школе, мне наняли репетиторов, и я взялся за учебу. Просто родители сказали, что если я буду продолжать так плохо учиться, меня побреют, и я буду чистить сортиры в армии. А мне этого не хотелось. Поэтому в десятом классе стал отличником и поступил в военную академию.
Там, в академии, был ансамбль, который пел модную в то время музыку. Мы репетировали в клубе на Бауманской, а там, помимо нас, репетировал профессиональный ансамбль «Добры молодцы», в котором солировала Жанна Бичевская. Они исполняли русские народные песни в современной на то время аранжировке. Честно говоря, мы им завидовали- это были настоящие профессиональные артисты. Всем коллективом сбегали с лекций, чтобы присутствовать на их репетициях.
И постепенно мы начали перенимать их репертуар, распределяли, кто что будет петь. Тут-то и выяснилось, что народные песни у меня получались лучше всего. Со временем мне стали сваливать весь народный репертуар нашего ансамбля, хотя я в то время на барабанах стучал. Так все и началось.
- Какая песня стала лейтмотивом всей вашей жизни?
- Не могу сказать, что одна песня стала лейтмотивом всей моей жизни. Тем не менее еще в детстве моим самым любимым исполнителем был Лемешев. «У зари-то у зореньки», «Хуторок» - вот эти песни в его исполнении меня заразили. К сожалению, живьем я его не слышал, только в записях. Но я настолько, что стал его копировать и, кстати, поступая в Гнесинку, исполнял именно его репертуар.
- Назовите песни и, по возможности, имена исполнителей, которые формируют нашу народную песенную культуру.
- Это люди всем известные, те с кем я учился в музыкальной академии: Надежда Кадышева, Надежда Бабкина, Людмила Рюмина.
А вообще я люблю фольклор в чистом виде, чтобы сам народ пел. Ведь когда поется от души, это совсем другое дело. Такое невозможно слушать в записи, это обязательно надо видеть своими глазами, слушать «живьем». Я считаю, что народ формирует нашу народную песенную культуру.
- На сегодня вы один из самых известных и титулованных исполнителей народной песни, назовите главные этапы восхождения на этот Олимп.
- Началось все в 1985 году. В Краснодаре проходил Ш Всероссийский конкурс исполнителей народной песни, где я стал лауреатом. В том же году я создал коллектив «Русские напевы». Этот период можно назвать первой вехой.
Потом я стоял перед выбором: оставаться ли мне председателем профсоюзного комитета почтового ящика, где я работал с хорошей зарплатой и возможностями (а было это было в 1987 году и у меня все было хорошо) или пойти в «Москонцерт», не получать никакой зарплаты. И я сделал правильный выбор. Понял, что лучше самому зарабатывать деньги, чем получать зарплату. Я освободил себя от председательства в профсоюзе и ушел в «Москонцерт», где мне не платили ни копейки. Но уже очень скоро с моим коллективом мы стали самостоятельно зарабатывать на жизнь. Стали ездить по заграницу. Из профкома я ушел весной, а летом мы уже поехали в Копенгаген и «чесали» по 5-7 поездок в год. Получали очень приличные деньги. На них можно было купить где-то 5-7 автомобилей в год. Жили, как в малине, вроде ничего не делаешь, только занимаешься любимым делом: репетируешь с коллективом, а тебе еще и платят… Никаких тебе забот, никаких налогов. В те времена, 1987 году, только-только рухнул «Железный занавес» , поэтому за границей нас ждали и разрывали.
- Как известно, в творчестве нет предела совершенству. Как вы совершенствуетесь ?
- Я себя не совершенствую, я просто делаю то, что хочу. Начал с русской народной песни, потом перешел на романс, затем и на классический романс. Поработал у Колобова шесть лет в театре «Новая опера». Попел попсу с Олегом Молчановым в 90-е годы. А сейчас работаю с Кимом Брейтбургом.
В моем творчестве присутствует многонаправленность, мне интересно все пробовать. Конечно, не все получается, например, джаз я петь не могу, потому что у меня строение голосового аппарата не то. Таким образом, я получил хорошую школу, ведь я работал с хорошими музыкантами с Колобовым, Гараняном, Саульским, Пахмутовой. Вот так и совершенствовался.
- Народное творчество у исполнителей считается музыкой «второго плана» (либо на свадьбах, либо на разогреве), почему у «попсы» сложилось такое пренебрежительное отношение к народникам?
- Мне кажется, что это не совсем объективное мнение. Я с попсой в хороших отношениях. И поверьте мне, они ко мне относятся уважительно. Почему? Да потому что стать народным артистом для них – высший пилотаж. Они понимают, что я музыкант хорошего уровня. Поэтому я не могу сказать, что у попсы плохое отношение к народникам.
Как определяете, талантливый ученик, к вам приходит или нет?
- Я просто его слушаю.
- Иными словами, никаких других критериев нет, например, умный, красивый и артистичный?
- Это лишь компоненты. В первую очередь, мы учим петь, и даже если он некрасивый, страдает косоглазием - это не значит, что плохо поет. Уже потом, в процессе учебы выявляются те или иные направления, на которые следует обратить внимание. Например, кому- то надо больше заниматься актерским мастерством, кому-то имиджем. Некоторым следует показать, как двигаться на сцене, но мы занимаемся пением, поэтому самое важное - хорошо петь.
- Каким "наукам" обучаются в вашей детской музыкальной школе?
- В школе нашего Центра три направления пения: оперное, народное и эстрадное. К нам, в основном, приходят эстрадники.
Система музыкального образования имеет непосредственно несколько разделов, как в обычной детской музыкальной школе: обучение сольфеджио, музыкальной литературе, пение. Но у нас есть и народный танец. Наша детская музыкальная школа основывается преимущественно на фольклоре.
- И много настоящих талантов - самородков приходит учиться в институт Центра Русской культуры Владимира Девятова?
-За семь лет было два человека. У нас небольшие группы студентов и самородков среди них немного. Как правило, к нам приходят учиться для того, чтобы стать звездами. Дети вместе с родителями насмотрятся «Фабрику звезд» и думают, что вот сейчас станут Пугачевыми и Киркоровыми. Такая задача, конечно, ставится, иначе у людей не будет стимула. Часто к нам приезжают жены бизнесменов, тоже хотят стать звездами. Снимают клипы, записывают песни, в общем, делают всё, чтобы прославиться, но есть одно «НО», у них нет ТАЛАНТА. Есть деньги, желание, красивая внешность, а таланта нет… Так что мы учим петь, а всё остальное - дело пиара и бизнеса.
- Что такое талант с точки зрения исполнителя?
- Талантлив тот, кто может заразить аудиторию – вот главное. Если исполнитель может это сделать, значит, он, как минимум, талант.
-Что значит заразить?
- Это значит суметь задеть глубинные струны человеческой души. Задеть не просто ритмикой или красотой движения, а именно своим пением. Кто может сделать так, чтобы душа отозвалась, тот поистине талантлив, тому «пять».
- А что нужно, чтобы развить талант народного пения?
Продолжение здесь
А ТАКЖЕ МОЖНО ПОЧИТАТЬ О ВЛАДИМИРЕ ДЕВЯТОВЕМНЕНИЕ ЕГО КОЛЛЕГ
эксклюзивные интервью Владимир Девятов: Артистом стал насильно, благодаря родителям