12 и 13 декабря в 19.00 -
«СОБРАНЬЕ ПЕСТРЫХ ГЛАВ…»
Театральный альманах в 9 сценах
По произведениям А.С.Пушкина
Режиссер-постановщик – Андрей Любимов
Художник – Николай Шаронов
Музыкальный руководитель – Андрей Зеленский
Хореограф – Алишер Хасанов
В ролях:
Александр Орловский, засл.арт. РФ Иван Сигорских, Денис Лапега, Виктор Степанян, Лилия Соловьева, Дмитрий Ефремов, Михаил Пярн, Антон Долгов, Антонина Комиссарова, Максим Михалев, Ирина Кондакова, Юлия Перкова.
Жанр спектакля необычен и не случаен. Это – альманах. В разные эпохи, у разных народов альманахи рассказывали о движении планет, генеалогии королевских домов, включали в себя анекдоты и короткие рассказы, непубликовавшиеся стихотворения («Musen-Almanach» Ф. Шиллера), составлялись по типу энциклопедий. Альманах, одно из древнейших изобретений читающего человечества, в пушкинскую пору играл ведущую роль в литературной жизни: «Альманахи сделались представителями нашей словесности. По ним со временем станут судить о ее движении и успехах», — писал Пушкин в начале 1827 года. Спектакль «Собранье пестрых глав..» собран из разных граней пушкинского гения. Тут и Пушкин, который, как писал А.Синявский, «вбежал в большую поэзию на тонких эротических ножках», и Пушкин-пророк, и «русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет» (Н.Гоголь). То есть – сейчас. Он – тот, «гуляя с которым сегодня, ты встретишь и себя самого» («Прогулки с Пушкиным»).
В «Собранье пестрых глав..» включены произведения поэта, написанные в разные периоды его творческой биографии: «Маленькие трагедии», «Монах» (самая ранняя поэма Пушкина из дошедших до нас), «Гавриилиада», «Сцена из Фауста», «Фавн и пастушка».
«Чуда искусства», «великие в целом и в частях» - так Белинский оценил «маленькие трагедии», которые сам поэт называл «опытом драматических изучений", - задумывались как цикл из десяти произведений. Но написаны были, как известно, лишь четыре драматических изучения, четыре наполненных кипением страстей и множеством автобиографических штрихов сюжета «маленьких трагедий», и неслучайно - те, в которых человек со всеми своими страстями противостоит таинственной, грозной и, может быть, бессмысленной стихии бытия.
Высочайшим авторитетом для Пушкина (хоть он и пародировал его, выступая в качестве того самого "фигляра", который возмущает Сальери) был отвергнутый классицизмом и просветительством, но заново открытый романтиками Данте. Спектакль сопровождается мультимедийными инсталляциями, в которых сменяют друг друга пышнотелое барокко и ужасающие образы современных войн и катастроф, заставляющие вспомнить девять кругов Дантова ада. И так же, как Вергилий у Данте, в спектакле существует проводник, или, если угодно, комментатор: каждый эпизод альманаха с экрана представляет сыгравший в свое время и Моцарта, и Сальери, и Барона великий Иннокентий Смоктуновский, читающий бессмертные пушкинские строки.
Спектакль начинается и заканчивается «Пиром во время чумы». В заключительной сцене «Пира», с ее Гимном чуме («Есть упоение в бою и бездны мрачной на краю…»), по замыслу режиссера собираются персонажи всех эпизодов альманаха, устроившие кощунственный пир на пустынной улице умирающего города. Собственно, все эпизоды – это попытка исследовать, что могло привести каждого из них на этот пир, и какова мера ответственности тех, кто бездумно или осознанно заигрывает со злом, легкомысленно – или цинично – шутит над сакральными вещами, преступает моральные нормы и пересматривает понятия греха, нарушая вековые табу, и тем самым ведет мир к разрушению. При любом отчаянии нельзя устраивать пир на кладбище, считает автор спектакля, озвучивая апокалиптические настроения последнего времени. Иначе – конец цивилизации неизбежен, и, возможно, на смену людям в качестве венца творения придут куда как более благоразумные дельфины.
Спектакль – о заблуждениях, искушениях и пороках человечества, приводящих к его духовному оскудению и физическому вымиранию. О механизмах саморазрушения, заложенных в человеке, в его слабости и в равной степени в его силе. Но также и о том, что в той же человеческой природе есть основания для оптимизма – в способности сострадать и любить.
И еще о том, что человечество, может быть, спасется, если вспомнит, что свобода – это осознанная необходимость, любовь – в первую очередь служение, и что Земля у нас одна.
Продолжительность спектакля 2 часа 40 минут с антрактом.
Адрес театра: Тверской бульвар, дом 8. Телефоны: 8 495 6974560, 8 495 6973346.
(С) Маргарита Белая