С школьной скамьи - в Эйнштейны!
08.12.2013 10:02
Светлана Сети.ру

Будущее науки рождается здесь

Что такое наука сегодня? Для большинства людей это что-то сложное и непонятное. Сознание сразу рисует убеленных сединами профессоров в белых халатах. В то время как Эйнштейн опубликовал специальную теорию относительности в 26 лет, Ньютон открыл закон всемирного тяготения в 23. Абсолютное большинство великих открытий было сделано учеными в возрасте до 30 лет.

Есть ли сегодня место в науке для молодых? Конечно, есть. Исследовательские институты, оснащенные современным лабораторным оборудованием, могут предоставить возможности для решения актуальных задач современной физики, математики, химии. А вот хотят ли сами молодые в науку? Сегодня многие предпочитают экономические специальности, нежели посвятить годы на научные поиски и исследования. Будущему ученому необходимо показать еще в школе, что наука – это перспективно и интересно. Именно поэтому Министерство образования Нижегородской области совместно с корпорацией Intel и некоммерческим партнерством «Лифт в будущее» уже второй год реализуют в Приволжском федеральном округе (ПФО) проект «STEM- центры». STEM- центры - это сеть лабораторий, в которых школьники могут работать над своими научными проектами под руководством молодых преподавателей, сотрудников научных организаций.


27 ноября в рамках конференции в Нижегородском научно-информационном центре был объявлен старт подготовительного этапа проекта на 2014г. В течение декабря школьники будут выбирать направление деятельности и лабораторию, в которой им хотелось бы работать.

STEM-центры действуют на базе учреждений Российской академии наук и вузов ПФО. Все они оснащены необходимым оборудованием для исследовательской деятельности. С его помощью школьники смогут проводить опыты и эксперименты, необходимые для решения научных задач. Но самое главное, что здесь начинается общение молодых научных руководителей и старшеклассников, которые только приходят в науку. В рамках проекта они знакомятся, находят общие темы для общения, определяют проекты для работы, которые интересны и актуальны не только самим участникам проекта, но и современной науке в целом. Как заметил Александр Рейман, к.ф.-м.н., с.н.с. ИПФ РАН, именно актуальность является одной из основных составляющих успешной научной работы.

Особенно важно, что научные руководители могут предложить школьникам на выбор научные области, которые в дальнейшем станут основой их научной деятельности. Так, выступавший на конференции Всеволод Фомин, ученик 40-го лицея Нижнего Новгорода, рассказал о том, что проект визуализации кровеносной системы, над которым он со своим преподавателем начал работать еще в 8 классе, сейчас, три года спустя, развивается и выходит на новый уровень, позволяя осуществлять визуализацию быстрее и точнее. Школьники учатся не просто решать задачи, но и ставить их, не просто обрабатывать чужие научные работы, превращая их в рефераты, но проводить самостоятельные исследования, проверять свои идеи. 

Каждый из участников проекта может подать заявку на участие в Приволжском конкурсе научно-технических работ РОСТ, победители которого будут представлять Россию на международном конкурсе Intel® ISEF. В 2013 году Александр Макарычев (г. Саров), с проектом «Битва за скорость: троичная логика против двоичной» в секции «Компьютерные науки» занял четвертое место в международном финале, прошедшем в Фениксе (США), и получил специальный приз Китайской ассоциации по науке и технике.

 

Подготовительный этап проекта продлится до января 2014 года. В январе будущих ученых ждут экскурсии по STEM-центрам и формирование исследовательских команд, а с февраля начнется полноценная работа над проектами. Конечно, не все участники смогут поехать в США и занять там призовые места. Но ведь и не это главная задача проекта. Основная его цель – показать сегодняшним школьникам , что наука – это перспективно и совсем не скучно, чтобы завтра молодые российские ученые смогли формировать будущее мировой науки.

Добавить комментарий