Театр АпАРТе идет Дорогой цветов
28.02.2014 17:21
Светлана Сети.ру

ПРЕМЬЕРА В ТЕАТРЕ «АПАРТЕ»

Валентин Катаев

Юлий Ким

ДОРОГА ЦВЕТОВ

Музыкальная ретро-комедия в 2-х действиях

Постановка и режиссура – Татьяна Архипцова, сценография – Александр Петров, Татьяна Грознова; костюмы - Елена Станкеева, Алексей Камышов; композитор – Олег Трояновский, балетмейстер – Алишер Хасанов, музыкальный руководитель – Юлия Голубева.

3811892444be69f43989a520ff057d53108bb2e1f0e.jpg

В ролях: Сергей Климов (театр «Сатирикон»), Юлия Голубева, засл.арт. РФ Галина Виноградова, Ирина Кондакова, засл.арт. РФ Владимир Воробьев, Денис Лапега, Анастасия Зыкова, Ольга Додонова, Елена Старостина, Антон Долгов, Максим Михалёв, Мария Говорова, засл.арт. РФ Иван Сигорских.

Действие происходит в Москве, давным-давно…

«Лицо, как жар, горит от холода, Просторно, радостно в груди, Что все вокруг светло и молодо. Что столько счастья впереди!» - написал в 1915 году молодой одесский поэт Валентин Катаев. Впоследствии – классик советской литературы, автор десятков романов, повестей и рассказов, лауреат Сталинской премии и Герой Соцтруда, основатель журнала «Юность» и член Гонкуровской академии. Начав как поэт, он всю жизнь оставался тонким ценителем поэзии (в названиях его прозаических произведениях - строки из стихотворений русских поэтов: «Белеет парус одинокий», «Время, вперёд!», «Уже написан Вертер») – и истинным одесситом, сохранившим и неистребимый одесский акцент, и авантюристическую жилку вкупе с организаторскими способностями, и неподражаемую природную элегантность с жизнелюбием, эпикурейством и пристрастием к внешним эффектам. «За привычным насмешливым тоном он прятал романтичность и сентиментальность», - пишет литературовед Сергей Беляков, полагающий, что Катаев не только подарил своему брату Евгению Петрову сюжет «Двенадцати стульев», но и сам стал прототипом великолепного Остапа Бендера.

5732ece79e3047ac47b9a70570dc9853108d6cdd1a5.jpg 

Комедия «Дорога цветов» была написана в 1934 году и тогда же поставлена в Московском Современном театре, Ленинградском областном Малом драматическом театре, Театре им. Вахтангова, Театре Сатиры, Ленинградском Театре Комедии, где в роли Тани дебютировала на этой сцене Лидия Сухаревская…. Примечательно, что пьесу ставили даже в эмигрантской среде. Из «Хроники культурной и общественной жизни русской диаспоры в Финляндии. 1920-1930-е гг.»:


"Гельсингфорсская Студия русского театра побаловала нас 17. 2. 1936 г. прекрасным спектаклем. "Дорога цветов" Вал. Катаева - пьеса изумительно сценичная, живая и насыщенная здоровым смехом. Конечно, как и подобает пьесе советской, она обильно сдобрена тенденцией. Но…коммунистическая молодежь (Таня, Гусев), выведенная в этой пьесе, положительно мила - просто симпатичные и честные русские ребята; насыщенный "генеральной линией" монолог матери Тани проходит для публики незамеченным, и под личиной "активистки" мы видим простую русскую женщину».

(В скобках заметим, что катаевские «Растратчики» и «Квадратура круга» в 20-е годы с успехом шли на Бродвее, а в честь последней был даже назван театр).

В 1971 году в Русском драматическом театре им. А.С.Грибоедова (Тбилиси) «Дорогу цветов» поставил Петр Фоменко. Но в последние десятилетия пьеса оказалась незаслуженно забытой.

В спектакле театра «АпАРТе» пьеса обрела второе дыхание. Более двадцати песен для нынешней постановки «Дороги цветов» написал Юлий Ким. Характерно, что еще в середине 70-х он создал песни для телевизионного фильма Марка Захарова «12 стульев» с Андреем Мироновым в роли Бендера. И в «Песне Остапа» звучали такие слова:

1412439e9ba79e6fefb18653522b5953108d61ddda2.jpg

«Пусть бесится ветер жестокий В тумане житейских морей. Белеет мой парус такой одинокий На фоне стальных кораблей». Явно не случайно возникший в ней «парус» - творческий привет Валентину Катаеву – в конце концов привел блистательного барда к нынешнему соавторству с великолепным мастером художественной прозы, соединившим русскую классику XIX века и авангард века XX.

Песни Юлия Кима – образный стержень спектакля, его эмоциональная арматура. Историю незадачливого лектора Завьялова, проповедующего свободные отношения между полами и безнадежно запутавшегося в собственных отношениях сразу с тремя женщинами – мягкой и женственной Машей, наивно-восторженной комсомолкой Таней и бархатной тигрицей Верой Газгольдер, - мастерски комментирует Хор Людей Будущего в авиаторских шлемах и очках, напоминающий супрематических персонажей Казимира Малевича. Не просто комментирует – угрожающе марширует, уморительно выглядывает из форточек в декорациях, грозно (или сочувственно) озвучивает каждую перипетию фабулы, изображает поезд, море и чаек, словом, действует как полноправный персонаж. Хор здесь – и загадочный древнегреческий «идеальный зритель», и фанат каждого из героев попеременно, и коллективный разум уровня современного интернет-сообщества:

«Ах, друзья, в мире общества нашего

Один шаг от смешного до страшного!

Только шаг от смешного до страшного

И наоборот!».

Главный же герой в блестящем исполнении Сергея Климова – искреннее и обаятельное создание своего времени, инфантильный Дон Жуан, с прелестной безответственностью подверставший теорию о сверхчеловеке «высокого интеллекта и широких горизонтов», идущем по «дороге цветов», - к собственным амбициям и слабостям. Этакий естествоиспытатель, апробирующий свои теории на чувствах других людей без малейшей ответственности за результат сомнительных экспериментов.

Неожиданно и метко «стреляют» стихотворные переложения катаевских диалогов, также созданные Юлием Кимом, в сценах, где градус выяснения отношений между героями приближается к точке кипения.

Режиссер-постановщик спектакля Татьяна Архипцова, в 2008 году снявшая художественный фильм «Мой муж гений», основанный на книге воспоминаний вдовы Льва Ландау, в «Дороге цветов» продолжила тему, поднятую ею в драме о великом физике: «Главное в Ландау – это быть свободным от стереотипов и говорить правду. Представьте себе: приходит человек домой и говорит: «Я был в командировке, я был в кино». А в этот момент он должен просчитать, допустим, теорию охлаждения жидкого гелия. У него в голове невозможно уместить это враньё про командировку и кино. Он говорит правду, экономя энергию. И он договорился об этом с женой. Это была система честного договора. Пакт о ненападении. Человек должен быть счастлив. Счастье состоит из: работа, любовь, общение. И в жизни этой не должно быть лжи. Это очень важно, потому что не лгать - это значит экономить энергию. В спектакле мы хотели поговорить и о том, что в нашем обществе отсутствует договор между мужчиной и женщиной, вполне привычный на Западе. Там, в частности, есть даже передачи из цикла не «давай поженимся», а «давай оформим отношения».

На сцене герои говорят «о чём-то трансцендентном» и тут же соревнуются в эгоизме и мелочности, любят, ревнуют и интригуют, предают и возвращаются… А главный итог, как и положено, подводит заключительный Хор:

« Всякий раз

Обожая родное Отечество,

Будем помнить, что есть человечество

Кроме нас!

Пребывая в своей повседневности

Не забудь про всеобщие ценности

И не жди,

А ходи и в себе их накапливай

И к тому остальных приспосабливай

По пути!».

«Дорога цветов» на сегодняшний день является самым необычным спектаклем театра «АпАРТе». В нем множество остроумных находок, исторических и литературных аллюзий. Мастерски сыгранный Денисом Лапегой Кот, говорящий по телефону, - это практически младший брат булгаковского Бегемота. Сценография ненавязчиво цитирует монументальную скульптуру довоенной эпохи, а костюмы персонажей заставляют ностальгически, с замиранием сердца, вздохнуть о временах, когда в метро, где только и делают, что отрывают каблуки и помпоны, прекрасно мечталось о том, как «высокотехническая мысль устроит изумительную жизнь».

В музыке к спектаклю, созданной Олегом Трояновским, отчетливо слышны катаевская стройность стиля, уверенный размах и тонкая ирония, элегантно и лукаво вплетенная в мощный контрапункт. На счету Олега Трояновского, выпускника Московской государственной консерватории по классу композиции, которого Тихон Хренников называл своим любимым учеником, - саундтреки к 50 кинофильмам, многочисленным телевизионным и арт-проектам, радиоспектаклям.

Балетмейстер спектакля – известный хореограф и режиссер по пластике Алишер Хасанов, создатель пластического театра «Мим-оркестр», дипломант международного конкурса хореографов, работавший над спектаклями в Израиле, Китае и более чем в 50 театрах России.

c70046fc4feca12a56587df7c3e05153108bb9573b1.jpg

Юлий Ким:

«Спектакль прекрасный. Для меня несколько неожиданна музыка, но она совершенно совпала с общим стилем, и неожиданность оказалась приятной, так что спасибо Олегу Трояновскому. Много юмора, и самое главное – соблюдена его мера и в клоунаду это не переросло.

Желаю успеха театру и буду рад, если появится возможность нового сотрудничества».

(С) МАРГАРИТА БЕЛАЯ


Продолжительность спектакля 3 часа с одним антрактом.

Дата премьеры – 30 марта

Предпоказ – 5 марта

Адрес: Филипповский переулок 11, Театральный дом «Старый Арбат». Справки по телефонам: 8495 6974560, 8495 6973346.

Добавить комментарий