Успешный ретейлер в прошлом и успешный интернейнер в настоящем Александр Донской, человек нетривиальной судьбы (знакомы ему и пост мэра, и «сырая пещера»), своим примером иллюстрирует максимы бизнеса.
Предприниматель по необходимости
Я никогда не планировал стать предпринимателем — всё вышло случайно. Был обычным парнем, искал работу. Первый начальник меня обманул — не выдал зарплату в полном объёме. Так он мне дал путёвку в жизнь. На второй работе не платили зарплату — пришлось что-то продавать. Это самый простой способ заработать, не имея своих активов, — взять у кого-то что-то и продать подороже.
Так я продавал индийские сигареты Capstan, которые по 10 штук фасуются в пачку. Однажды додумался выставить их в комиссионке. Это как валенки в Африке: они, может, там не нужны, а может быть огромный спрос. Дело пошло — сигареты там стали улетать.
В Архангельске был переизбыток дорогих сигарет — люди хотели дешёвые, в Москве — наоборот. Так я возил дешевые сигареты в Архангельск («Прима», «Стюардесса»), дорогие — в Москву («Мальборо»).
Сначала появился один киоск, потом второй — они стояли на одной площади в центре Архангельска. Продукты питания, напитки — самый популярный товар. Через два года уже было 18 киосков и один магазин. На момент продажи компании там работало 800 человек, оборот был больше миллиарда.
WOW-эффект
Потом я занялся музеями и аттракционами. Открываю какой-то проект, дальше это становится работой инвесторов и других людей, которые управляют этим проектом. Моя задача — найти какую-нибудь тему, интересную для инвесторов и помещения.
Хотелось сделать что-то прикольное — самый большой сексшоп в мире. Открыть его непременно в Москве — это прикольно для «колхозника», человека из провинции, сделать что-то в столице. Ключевой момент магазина для взрослых — самообслуживание. Люди зашли, как в магазин за булочками, колбасой, а купили себе фаллоимитатор. Бизнес интересный, но не такой экономически привлекательный, как производство «Кока-колы», которую любят все. Зайти в сексшоп многим просто страшно. Так появился наш первый развлекательный проект, который мы открыли, — Музей эротики «Точка Джи».
Музей эротики — это в первую очередь культурное заведение, в которое зайти не стыдно. Живопись, карикатуры, скульптуры — знакомство с предметами искусства. Проходя через музей, люди попадают в магазин, в котором уже, не стесняясь, могут что-то приобрести.
2.0
Выявление новых ниш
Когда, спустя время, спрос в сексшопе начал падать, мы открыли вокруг другие популярные проекты, которые вызывают эмоции. Что сейчас показывают телевизору? Секс, насилие и мистику — самые популярные темы. Пример первого — Музей эротики, второго — Лабиринт страха. Символизируют третье — Зеркальный и Ленточный лабиринты. Посетители непременно заходят в сексшоп — уже точно не боятся и не смущаются.
Многие идеи можно открыть, наблюдая за работами современных художников, потому что они пытаются выйти за рамки. Они не рисуют картины — делают инсталляции. Инсталляцию можно переделать в аттракцион. Задача при этом — максимально удешевить. Подписанное художником произведение искусства может стоить 30 млн долларов, а если это сделают таджики — выйдет в 30 000 рублей. Если на современное искусство не пойдёт обычная масса — к нам придут. Однажды я увидел инсталляцию какого-то современного автора: два квадратных метра ленточек. Они висели, болтались — красиво. Увеличили их количество, сделали большую площадь — так появился Ленточный лабиринт без стен. Аттракцион не имеет аналогов в мире.
Я увидел, что люди хотят фотографироваться. Сегодня у каждого есть камера в телефоне, все делают максимум снимков и выкладывают их в интернет. Не все могут выложить фотографии из Музея эротики: стесняются, думают, что их неправильно поймут, некоторые вообще не могут признаться, что туда ходили. В конце июля 2014 года в Москве мы открыли Музей иллюзий — совершенно новый для России формат музея. Это в чистом виде фотопроект, огромная фотостудия. Отправиться в космос, оказаться в одном кадре с любимыми героями или спастись от зомби — посетители здесь из простых зрителей превращаются в полноправных участников картин.
Дом великана из той же серии. Человек здесь чувствует себя крохотным рядом с огромной банкой сгущёнки или в тапочках «не по размеру». При этом получаются действительно необычные фотографии. Люди любят всё нестандартное — так в семи городах работает Дом вверх дном, в котором пол и потолок поменялись местами. Такие места одинаково приводят в восторг и детей и взрослых — отлично подходят для семейного досуга или весёлой группы друзей.
Люди любят фотографироваться со зверьками — у нас на Арбате появился Контактный зоопарк. Здесь реализуется ещё одна потребность человека — дать кому-то свою любовь: животных можно погладить, покормить. Думал, что также будет с Садом бабочек, но бабочку погладить нельзя. Она красивая, но можно только смотреть. Отсюда разница в посещаемости.
Сегментирование рынка
Мы не парк аттракционов, в который приезжают специально, — в основном в музеи и аттракционы приходят незапланированно. Арбат, ВДНХ, Невский в Питере, Баумана в Казани — это места, где люди гуляют без чёткого плана. Получили листовку и потом уже думают: «пойдём — не пойдём».
Делать бизнес нужно или для бедных, или для богатых. Бизнес, рассчитанный на средний класс, скорей всего, не пойдёт. Я «колхозник», чем бы ни занимался и как бы я ни развивался. В детстве я жил среди простых людей в аварийном доме с туалетом прямого падения на улице. Из развлечений рядом было капустное поле с одной стороны и река с другой. Моя первая работа — пастух, вторая — грузчик, третья — укладчик досок, четвёртая — плотник низшего разряда. Потом, оттого что неоднократно оставался без зарплаты, благодаря руководителям, я вынужденно стал предпринимателем: надо было кормить семью.
Я очень хорошо понимаю таких же простых людей, как я сам, и могу продавать им что-то. Я не могу открыть пафосный салон красоты, ресторан или какой-то элитный аттракцион, куда можно попасть только по записи. Я понимаю, как организовать развлечение типа «гулял — зашёл — прогулялся — ушёл», и стараюсь делать так, чтобы человек получил удовольствия больше, чем потратил денег.
Бизнес должен развиваться
Сейчас в постоянном поиске новых проектов. Разрабатываем развлекательно-познавательный проект, ведь люди хотят узнавать новое. Для этого существуют передачи типа «Галилео», есть музей «Экспериментариум» — тема интересная, ниша очень большая.
Как-то в шутку я сказал, что если у меня не получается сделать хорошее кафе, я сделаю плохое кафе — заведение, в котором официанты будут хамить. Рабочее название «Чё надо?» — таким вопросом будут встречать посетителей.
- Чё надо?
- Я хочу есть.
- Пожрать здесь. Садись сюда — пожрёшь.
Тут надо всё правильно продумать: чтобы люди понимали, куда идут, чтобы не было неадекватных реакций, драк. Кажется, есть такая потребность: чтобы в шутку пообзывали. Это забавно. Единственное, что должно быть хорошего в этом кафе, — еда. Всё остальное — трешёвым и странным, не таким как всё.
Постоянно смотрю, что есть нового в плане музеев и аттракционов. Есть идея самого большого лабиринта в помещении. Она будет в любом случае реализована, правда это достаточно сложно и затратно. Хочется, чтобы лабиринт был в хорошем месте в центре. Сам при этом должен быть настолько интересным, чтобы люди смогли провести там больше времени — полдня, например.
Бизнесом успешно могут заниматься менее 5 % населения. Это не какие-то особенные люди, просто они верят в свои силы. Эти люди могут делать что угодно, могут быть успешны и неуспешны в своих начинаниях. Единственное, что их отличает от остальных, — они никогда не останавливаются.
Главное пробовать, всё в копилку опыта. Лучше сделать и пожалеть, чем не сделать и пожалеть. Даже если не получилось, не отчаиваться. И оставаться самим собой!
Источник