«Анна Каренина» глазами художника Александра Алексеева
25.01.2017 19:37
Государственный музей Л.Н. Толстого приглашает на открытие выставки «"Анна Каренина". 120 акватинт Александра Алексеева»
Дорогие друзья! 9 февраля в 18.30 Государственный музей Л.Н. Толстого приглашает на открытие выставки «"Анна Каренина" 120 акватинт Александра Алексеева». Приглашаем взглянуть на роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина» глазами удивительного художника Александра Алексеева.
«Безвестный русский – знаменитый француз», – так называли его современники. Замечательный художник-иллюстратор, художник-график, кинорежиссер и аниматор, он был эмигрантом первой волны. Почти всю жизнь провел за пределами страны, но душой всегда оставался связанным с родиной. Его новаторский подход к графике и анимации восхищал его современников – А.Н. Бенуа, Сальвадора Дали и Орсона Уэллса. Его талант преодолел границы времени и пространства. В XXI веке оригинальность его мышления и мастерство по-прежнему востребованы.
Особое место в творчестве А. Алексеева занимает цикл иллюстраций к роману Л.Н. Толстого «Анна Каренина», над которым он работал с 1951 по 1957 г. Им было создано 120 акватинт. Полутона офортов создают эффект динамично меняющихся цветов. Игра света и тени, горящие и потухшие свечи... Алексеев увидел в романе Толстого огромную психологическую разработку «души человеческой». При жизни художника издание этих иллюстраций не состоялось.
Сегодня, через 50 лет, этот цикл будет в полном объеме представлен на выставке и в каталоге, подготовленном частным коллекционером Ириной Стежка (Германия).
А. Алексеев оформил более пятидесяти книг, в числе которых русские народные сказки, «Слово о полку Игореве», произведения А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, Б.Л. Пастернака, Э.-Т.-А. Гофмана, Э. По.
А. Алексеева считают прародителем компьютерной графики: он изобрел знаменитый «игольчатый экран», с помощью которого создавал уникальную графику, а затем «оживлял» ее, снимая анимационные фильмы. «Игольчатый экран» позволяет достигать зыбкости, призрачности изображения, а также многих других графических и светотеневых эффектов, немыслимых ранее в анимации. Шедеврами анимационного кино признаны фильмы Алексеева: «Ночь на Лысой горе» (1933), «Нос» (1963), «Картинки с выставки» (1972), «Три темы» (1980).
Выставка в Толстовском центре – попытка рассказать через 120 акватинт Александра Алексеева из коллекции коллекционера Ирины Стежка (Германия) и ее каталог, подготовленный к выставке, через фондовые материалы Государственного музея Л.Н. Толстого, умевшем потрясающе передавать игру света и тени, удивлять своим оригинальным видением всего сущего.
Хроника жизни А.А. Алексеева (1901–1982 гг.)
Первые годы своей жизни Александр Алексеев провел в Константинополе, где его отец в то время служил военным атташе. Семья маленького Саши переехала в Санкт-Петербург после внезапного исчезновения отца во время командировки в Германию. Обучаясь в кадетском корпусе (1912–1917), мальчик увлекся рисованием. Когда началась революция, Александр перебрался в Уфу к родственникам, а через два года сбежал во Владивосток. В 1920 году будущий художник нанялся матросом на корабль и покинул родную страну. Путь Алексеева во Францию, где он поселился в 1921 году, был тернист – через Китай, Индию, Японию, Египет и Англию. В Париже Александр продолжил обучаться живописи в студии С. Судейкина. В 1922 году он начал работать декоратором в местных театрах. В 1923 году Алексеев женился на актрисе Александре Гриневской и стал отцом.
Начиная с 1925 года он пробует себя в качестве иллюстратора книг. Его творениями оформлены французские переводы книг А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, Н.В. Гоголя и др. Александр Алексеев был впечатлен экспериментальными немецкими фильмами («Идея» Б. Барташа и «Механический балет» Ф. Леже) и решил найти свой путь в кинематографическом искусстве. Вместе со своей ассистенткой Клер Паркер он изобрел уникальный способ анимации с помощью «игольчатого экрана». В 1933 году с помощью своего изобретения Александр снял получившую восторженные отзывы картину «Ночь на лысой горе» под музыкальное сопровождение М.П. Мусоргского. Одновременно Алексеев создавал собственную студию анимационных фильмов. В 1940 году он вместе с А. Гриневской эмигрировал в США. Уже через год он получил развод и женился на помощнице Клер Паркер. Александр Алексеев продолжал работать в сфере рекламы, но не бросал и собственные эксперименты. В 1943 году с помощью «игольчатого экрана» он создал фильм «Мимоходом».
В 1946 году Александр вернулся в Париж и продолжил создавать рекламные ролики и книжные иллюстрации. Творческий гений вместе с супругой смог изобрести еще одну необычную технику анимации, названную «тотализацией иллюзорных твердых тел». Ее суть заключается в покадровой съемке источника света, двигающегося в заданном направлении с помощью системы маятников. При этом получались сложные эффекты, похожие на компьютерную графику, еще до ее появления. С использованием этой техники был создан рекламный ролик «Дым», отмеченный призом на Венецианском биеннале в 1952 году. Авторитет Александра в кинематографическом мире достиг таких высот, что он смог позволить себе снять еще несколько фильмов на «игольчатом экране», впоследствии снискавших славу во многих странах: «Нос» (по повести Н. В. Гоголя), «Три темы», «Картинки с выставки». До глубокой старости Александр Алексеев не оставлял свое творчество.
В 2010 году Никита Михалков выпустил документальную картину, посвященную жизни и творчеству анимационного новатора, который по праву считается крупным и влиятельным деятелем культуры во Франции, но в России, о нем известно гораздо меньше.
Ждем вас в Толстовском центре на Пятницкой-12!
Адрес: г. Москва, ул. Пятницкая, 12 (метро «Новокузнецкая»).
Церемония открытия состоится 9 февраля (четверг) в 18.30. Вход по пригласительным билетам.
С 9 февраля по 3 апреля 2017 г.
9 февраля – 3 апреля 2017, церемония открытия 9 февраля в 18.30 Толстовский центр на Пятницкой-12
Дорогие друзья! 9 февраля в 18.30 Государственный музей Л.Н. Толстого приглашает на открытие выставки «"Анна Каренина" 120 акватинт Александра Алексеева». Приглашаем взглянуть на роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина» глазами удивительного художника Александра Алексеева.
«Безвестный русский – знаменитый француз», – так называли его современники. Замечательный художник-иллюстратор, художник-график, кинорежиссер и аниматор, он был эмигрантом первой волны. Почти всю жизнь провел за пределами страны, но душой всегда оставался связанным с родиной. Его новаторский подход к графике и анимации восхищал его современников – А.Н. Бенуа, Сальвадора Дали и Орсона Уэллса. Его талант преодолел границы времени и пространства. В XXI веке оригинальность его мышления и мастерство по-прежнему востребованы.
Особое место в творчестве А. Алексеева занимает цикл иллюстраций к роману Л.Н. Толстого «Анна Каренина», над которым он работал с 1951 по 1957 г. Им было создано 120 акватинт. Полутона офортов создают эффект динамично меняющихся цветов. Игра света и тени, горящие и потухшие свечи... Алексеев увидел в романе Толстого огромную психологическую разработку «души человеческой». При жизни художника издание этих иллюстраций не состоялось.
Сегодня, через 50 лет, этот цикл будет в полном объеме представлен на выставке и в каталоге, подготовленном частным коллекционером Ириной Стежка (Германия).
А. Алексеев оформил более пятидесяти книг, в числе которых русские народные сказки, «Слово о полку Игореве», произведения А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, Б.Л. Пастернака, Э.-Т.-А. Гофмана, Э. По.
А. Алексеева считают прародителем компьютерной графики: он изобрел знаменитый «игольчатый экран», с помощью которого создавал уникальную графику, а затем «оживлял» ее, снимая анимационные фильмы. «Игольчатый экран» позволяет достигать зыбкости, призрачности изображения, а также многих других графических и светотеневых эффектов, немыслимых ранее в анимации. Шедеврами анимационного кино признаны фильмы Алексеева: «Ночь на Лысой горе» (1933), «Нос» (1963), «Картинки с выставки» (1972), «Три темы» (1980).
Выставка в Толстовском центре – попытка рассказать через 120 акватинт Александра Алексеева из коллекции коллекционера Ирины Стежка (Германия) и ее каталог, подготовленный к выставке, через фондовые материалы Государственного музея Л.Н. Толстого, умевшем потрясающе передавать игру света и тени, удивлять своим оригинальным видением всего сущего.
Хроника жизни А.А. Алексеева (1901–1982 гг.)
Первые годы своей жизни Александр Алексеев провел в Константинополе, где его отец в то время служил военным атташе. Семья маленького Саши переехала в Санкт-Петербург после внезапного исчезновения отца во время командировки в Германию. Обучаясь в кадетском корпусе (1912–1917), мальчик увлекся рисованием. Когда началась революция, Александр перебрался в Уфу к родственникам, а через два года сбежал во Владивосток. В 1920 году будущий художник нанялся матросом на корабль и покинул родную страну. Путь Алексеева во Францию, где он поселился в 1921 году, был тернист – через Китай, Индию, Японию, Египет и Англию. В Париже Александр продолжил обучаться живописи в студии С. Судейкина. В 1922 году он начал работать декоратором в местных театрах. В 1923 году Алексеев женился на актрисе Александре Гриневской и стал отцом.
Начиная с 1925 года он пробует себя в качестве иллюстратора книг. Его творениями оформлены французские переводы книг А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, Н.В. Гоголя и др. Александр Алексеев был впечатлен экспериментальными немецкими фильмами («Идея» Б. Барташа и «Механический балет» Ф. Леже) и решил найти свой путь в кинематографическом искусстве. Вместе со своей ассистенткой Клер Паркер он изобрел уникальный способ анимации с помощью «игольчатого экрана». В 1933 году с помощью своего изобретения Александр снял получившую восторженные отзывы картину «Ночь на лысой горе» под музыкальное сопровождение М.П. Мусоргского. Одновременно Алексеев создавал собственную студию анимационных фильмов. В 1940 году он вместе с А. Гриневской эмигрировал в США. Уже через год он получил развод и женился на помощнице Клер Паркер. Александр Алексеев продолжал работать в сфере рекламы, но не бросал и собственные эксперименты. В 1943 году с помощью «игольчатого экрана» он создал фильм «Мимоходом».
В 1946 году Александр вернулся в Париж и продолжил создавать рекламные ролики и книжные иллюстрации. Творческий гений вместе с супругой смог изобрести еще одну необычную технику анимации, названную «тотализацией иллюзорных твердых тел». Ее суть заключается в покадровой съемке источника света, двигающегося в заданном направлении с помощью системы маятников. При этом получались сложные эффекты, похожие на компьютерную графику, еще до ее появления. С использованием этой техники был создан рекламный ролик «Дым», отмеченный призом на Венецианском биеннале в 1952 году. Авторитет Александра в кинематографическом мире достиг таких высот, что он смог позволить себе снять еще несколько фильмов на «игольчатом экране», впоследствии снискавших славу во многих странах: «Нос» (по повести Н. В. Гоголя), «Три темы», «Картинки с выставки». До глубокой старости Александр Алексеев не оставлял свое творчество.
В 2010 году Никита Михалков выпустил документальную картину, посвященную жизни и творчеству анимационного новатора, который по праву считается крупным и влиятельным деятелем культуры во Франции, но в России, о нем известно гораздо меньше.
Ждем вас в Толстовском центре на Пятницкой-12!
Адрес: г. Москва, ул. Пятницкая, 12 (метро «Новокузнецкая»).
Церемония открытия состоится 9 февраля (четверг) в 18.30. Вход по пригласительным билетам.
С 9 февраля по 3 апреля 2017 г.