"С П И Р И Д О Н"
Артист Андрей Кочетков попросил меня посмотреть фильм, в котором он снялся. Андрей – артист особый, у него очень индивидуальное дарование, его актерское мастерство тесно приспособлено к особенностям его тела, особенностям звучания его голоса, к совершенно неповторимым жестам, улыбкам, ужимкам. Он не работает, точнее сказать, не служит ни в одном московском театре, живет более, чем скромно, но делает только то, что ему по душе. Фильм, о котором идет речь называется «Спиридон», в сущности, там всего одна роль, и эту роль исполняет Андрей Кочетков.
Спиридон живет в каком-то огромном заброшенном разваливающемся здании, расположенном в стороне от населенных пунктов - здесь по-видимому было когда-то какое-то производство. Спиридон выгородил себе на втором или третьем этаже достаточно примитивное, но просторное жилище - рядом, оставшаяся с былых времен, но вполне себе функционирующая печь для обжига, с помощью которой он производит всякого рода прелестную посуду: тарелки, блюдца, чашки, чайники и прочие привлекательной формы емкости, которые за полцены продает, выставляя свою продукцию у дороги, где обычно бабки, старики торгуют, кто чем, почти ничем. На вырученные гроши он покупает себе хлеб, кефир, чай, кофе. Видно, что живет он так уже давненько и собирается продолжать еще долго. Никаких женщин, никаких дружков – Спиридон живет в полном смысле один. Но при этом он совершенно доволен, каждый день с утра до вечера наслаждается своей жизнью, - это фильм о счастливом человеке.
Что такое человеческое счастье?
Это способность человека ощущать, воспринимать свою жизнь, все подробности своей жизни на этом свете, и сам этот свет, с его природой, с его погодой, с его людьми, как нечто совершенно чудесное, как непрерывное чудо, в сотворении которого ты вместе с Всевышним участвуешь.
Спиридон живет очень просто: работает, отдыхает, прогуливается по лесу, купается в соседнем озере, спит привольно на берегу этого озера, готовит себе еду, любит посидеть за рулем заброшенного, заржавевшего автомобиля без колес, кажется «москвича». А пока он все это делает/не делает, то дождь хлынет, то электричество погаснет в то время, когда он обжигал очередную порцию своих изделий из глины. Ничего бог знает чего, ничего потрясающего не происходит, фильм почти без сюжета, а смотрел я эту работу режиссера Константина Абаева и Андрея Кочеткова с неотрывным вниманием, Спиридон и меня заразил на час с чем-то своим неподдельным счастьем. И я уверен, чувство, которое осталось во мне после этой картины, душа моя не забудет.
Каким же качеством, какой особенностью должен обладать человек, что бы вот так, как герой Андрея Кочеткова , «из ничего» обретать повседневную радость? Лучше всего, конечно, задать этот вопрос артисту, который замечательно сыграл, изобразил, сотворил своего Спиридона.
Я же полагаю, что очень многое зависит от природных или обретенных особенностей внимания человека. От качества и глубины внимания, от его пристальной направленности зависит состояние души человека. Душа одновременно и направляет внимание и обретает благодаря вниманию характерные черты, особенности. Способность наблюдать за своим вниманием, за его динамикой, за его предпочтениями, как ничто другое содействует самосовершенствованию личности человека.
Константин Абаев точно угадал, кто должен играть Спиридона, а это важнейшее для режиссера свойство – способность выбирать таких артистов, которые словно родились для исполнения заданных ролей.
Я не знаю близко Андрея Кочеткова, как человека, но как артист он несомненно обладает необходимыми особенностями внимания для блестящего исполнения роли Спиридона. Глазам, ушам Кочеткова/Спиридона, его зрению и слуху интересно все, что происходит внутри и вокруг себя, он произносит в картине всего три-четыре слова, что не мешает ему создать полноценный живой образ личности своего героя.
Для Спиридона чудесность , это не что-то внешнее, крупномасштабное – он ощущает чудеснное в самом маленьком, даже в неприглядном. Вот проезжающей на своем автомобиле господин обратил внимание на посуду, которую продает Спиридон. Взял в руки тарелку, понравилась тарелка, спросил: «Сколько?». Спиридон назвал цену тарелки, одной тарелки. «За все?» - нагло спросил господин, угадав в Спиридоне человека со странностями, чудака. И Спиридон, чуть подумав, отдает ему все, что принес, несколько тарелок, чашки, получив от господина как за одну тарелку. Но уходит Спиридон не огорченный, а довольный, даже радостный от этой встречи с чудом человеческой наглости.
В сегодняшнем мире, переполненном, перенасыщенном чудесами наглой наглости, чудесами зла, появление такой картины, как «Спиридон» представляется мне своевременным и отважным.
Андрей Кочетков 2 марта, в четверг, в Музее-квартире Вс. Мейерхольда (Брюсов переулок, 12) будет киновечер, на котором будет показан СПИРИДОН. Начало в 19 часов.