КАРАЧУН – жестокий Бог подземного мира в Словянской мифологии,
повелитель смерти, владыка тьмы и стужи. А так же, Карачун –
это злой дух, демон или внезапная странная смерть (Карачун
забрал). Ещё, Карачуном наши Предки называли «Зимний
Солнцеворот», день Зимнего Солнцестояния 21 декабря (самый
короткий световой день в году). Считалось что именно Бог
Карачун ворует у людей Солнце, а в день Солнцестояния
наступает переломный момент, когда Солнце начинает вырываться из
лап властелина Тьмы. И в ночь на 25 декабря, наступает
Солнечное Рождество – «Будна», после чего празднуют «Коляду»
(Новый Солнце-Коловорот, зарождение молодого Коло).
Затем шли Святки, с 1 по 6 января (сеченя), так как, в это
время была Сеча Карачуна с Велесом, поэтому, это время ещё
называли «Велесова неделя», в честь победы Света над Тьмой
(Велеса над Карачуном), так как, световой день начинал
прибавляться. Весь день перед «Будной» люди пытались всячески
умилостивить Карачуна, совершали разные обряды, катали колобки с
особыми заговорами, пекли пироги и караваи, преподнося божеству
подарки в виде – каш, киселей и прочих съестных припасов.
А вот уже на Коляду, жгли костры и водили вокруг них
хороводы, олицетворяя тем самым возрождение Духа Света (Рождение
Нового Солнца-Коло). Молодёжь состязалась в удали и силе,
устраивая различные состязания, а когда костёр немного прогорал,
то прыгали через огонь. По вечерам, брали старое колесо от
телеги, смазывали его смолой и поджигали, спустив с самого
высокого косогора, тем самым, как бы, изображая движение
«Солнечного Колеса» (Коловорота), который своим Светом разрезает
Тьму Карачуна. У Карпатских Словян «Карачуном» назывался –
Рождественский пирог, а у Балканских Словян «Крачунец» – это
Рождественский день. Первое упоминание о Карачуне, как дне
Зимнего Солнцестояния, мы находим в Новгородской летописи под
6651 годом от Сотворения Мира (или 1143 год от Рождества
Христова):
«Стояша вся осенина дождева, от Госпожина дни до Корочуна,
тепло, дождь, и бе вода велика вельми в Волхове и всюде сено
и дрова разнесе».
В примечании к летописи есть уточнение, что Корочун – это
день Рождества Христова, после которого начинаются Колядки.
Исходя из Юлианского календаря, данное сообщение следует
понимать так – что от Успения (15 августа) и до Корочуна (15
декабря) вся осень была дождливой. Уже несколько позднее,
праздник Зимнего Солнцеворота сдвинулся на 12 декабря (по
новому стилю – 25 декабря). В Колядную неделю, как и на
Святки, люди веселились, жгли костры и катали с горок огненные
колёса, приговаривая:
«Покатилось Коло с Новагорода, с Новагорода и до Киева, со
Киева ко Чёрному морю, к Черноморью ко широкому, к
широкому-ли, глубокому. Колесо гори-катись, с Весной красной
вернись…».
В Древнеримскую традицию Праздник Коляды вошёл под названием –
«Kalendae» (Календа). В Индии, с древних Арийских времён,
Коляда именуется – Кала. А в Египте, этот древнейший Праздник,
связывали с Возрождением Бога Осириса, отмечая его и как
Новый Год. В этот день Египетские Жрецы надевали на себя
личины и костюмы различных Божеств и ходили по улицам городов
Колядовать. Барельефы и надписи в храмах Мемфиса и Фив говорят
нам о том, что этот Маскарад совершался в Новолетие-Коло и
считался самым Священным Обрядом. Подобный Обряд совершался и у
Персов в день Рождения Митры (как Рождения Нового Солнца-Коло
– тот же Праздник Святки).