Арса или свещенный можжевельник
АРСА – можжевельник. Отсюда слово – «Арташъ» (казацкий можжевельник), а есть ещё слово – «Аршанъ» (донской можжевельник). Как тут не провести параллель с Мещёрским краем, где можжевельник растёт повсеместно.
От слов: «Арса», «Аршанъ», «Арташъ» происходят слова: Арсава, Аршания, Артания, Ар-Ръшань, Ръшань, Рашань, Расань, Резань, Рязань. Слово «Ар-Ръшань» можно охарактеризовать, как – Родная Земля поросшая Можжевельником (Можжевеловый край). А ведь когда-то давно Мещёрские купцы именовались – КадАрши или Кадаши.
В буквальном смысле слово «КАД-АРШИ» можно перевести, как – Мера Удачи и Изобилия, а можно и как – Можжевеловый Оберег. Ибо торговля – это всегда Удача. А какая Удача без Оберега. Сюда уже можно отнести слово «Руны-Резы», которые наносили на Можжевеловые палочки-обереги, используя технику тайнописи, как надпись-орнамент (что-то в виде Магического Жезла), который использовался в определённых действах, а в сакральном значении назывался – «Руновь Колъ».
В среде купцов подобные «палочки с рунами» применялись и для передачи секретной информации. Отсюда же и слово – «Резьба» (Художественные Резы по дереву, а изначально как Тайнопись).
На Испанском языке «Cada» – можжевельник. На Латыни слово «Juniperus» (Юниперус) означает – можжевельник (вечно юный). Это слово, как определение «вечной молодости», попало к Римлянам от Этруссков. В буквальном смысле с Древнерусского «ЮнАрус» означает – вечно Юная и Живая услада (как символ молодости и вечно зелёного растения можжевельник). У Персов можжевельник именовался – «Аперус», а вот в Белуджистане можжевельник назывался – «Апурс».
В разных традициях Старого и Нового света Можжевельник используется как сакрально-магическое средство для окуривания помещений, дым которого отгоняет «злых духов». Ещё ветки этого растения приносили к Священному Огню, как подношение Духу Предков, в виде ароматного Можжевелового дыма. В быту запрещалось использовать ветки Можжевельника для разведения простого огня, ибо это растение относится к разряду Священных. Очень часто в западной и южной мифологиях народов Европы, Божественность Можжевельника сравнивалась с Кедром и Кипарисом. По словам писателя Павсания Богиня Артемида получила своё имя в честь этого Вечнозелёного и Священного растения. А вот в Христианских поверьях всё изменилось с точностью до наоборот. Римские попы стали считать, что в кустах Можжевельника живут – злые духи или черти. Соответственно Словяно-Арии (Ар-Ръшане), в определении Христианских попов, превратились в – «РаРашекъ» (злых духов, чертей). Однако в изначальном ортодоксальном Христианстве считалось, что веточка «Арусы-Арсы-Аршана» является эмблемой самого Христа, как символа – постоянства, здоровья, бессмертия и величия (по поздней Библейской версии это уже веточка Кедра, хотя и это не противоречит образности Арийской традиции, ведь Кедр имел почти такое же сакральное значение, как и Можжевельник).
В этом смысле, согласно Библейских канонов, своё логичное объяснение получает и явление Ангела к Илии, заснувшего именно под кустом Можжевельника, где Ангел объявляет Илие Божью Волю. У южных Словян и Греков Можжевельник ассоциируется с Кипарисом или Туей, которые имеют в своей сакральной основе, одновременно и отрицательные и положительные сравнительные эпитеты: скорби, отчаяния, горя, возрождения, радости, здоровья и бессмертия души. Из ствола Кипариса были сделаны стрелы Купидона, палица Геракла и скипетр Юпитера.
В древнем Иране Кипарис так же почитался как Священное дерево, в силу того, что на нём было вырезано слово Бога Ахура-Мазды. На Тюркском языке «Арша» – можжевельник, а «Аршан» – ключ, родник, источник чистой воды. На Французском языке «Arcanе» – тайна. На Английском языке «Arcanе» – тайный, тёмный, загадочный, скрытый, секретный, сокровенный. У Хеттов «Араш» – дерево, а «Аршания» – завидовать. У Сербов «Смрека» – можжевельник. У Этруссков-Расенов слово «Арса» определяло – сокровенный, хранимый в тайне край, где господствует безмолвие и таинственность. У Римлян это слово превратилось в – «Arcanus» (скрытый, тайный, замкнутый, молчаливый, безмолвный). В Этрурии был Арсийский лес, который назывался – «Arsia Silva». Так же в Латыни слова «Arte» и «Ars» имеют одинаковое значение – ремесло, искусство, мастерство, наука, система правил, умение воплощать идеи в жизнь, моральное качество (все эти определения остались в памяти Римлян от Арсов или Расенов). И все эти значения достались Римлянам от Этруссков. Есть у Римлян и более древнее Этрусское слово «Artus», в значении – сила, мощь. Которое Латиняне в одном из своих значений почему-то вдруг превратили в – болезнь суставов (Артрит).
Божественная Суть определения Можжевельника «Арса», «Аршанъ», «Арташъ» происходит от слова – «Арта».
АРТА – это Божественность (как Луч Божественного Света, определяющий принадлежность к Божественному Роду). Отсюда благославление на добрые дела – «Арга». Отсюда же и название Арийских Духовных Родовых центров – «Аргаимы». Отсюда же и такое понятие, как – «Артатъ» (Сварга Небесная). Имя Священного Древнерусского города «Арта» так и переводится – «Божественный». Отсюда же и слова: Арда (Орда), Артый (верховнейший, главнейший, иногда произносилось и как Ардый). В древней Авесте упоминаются «Миры доброй Арты». У Персов и Ассирийцев «Арте» – остроконечие, верх всему, самая высокая степень значимости. В книге «Яшна» (Гаты Заратуштры) говорится следующее:
«Доброму, исполненному блага Ахура Мазде я приписываю всё хорошее, и всё лучшее – ему, носителю Арты, сияющему…».
Слово «Арта» у Парсов (основного Арийского Рода в Персии) определяло – Божественную истину, наивысший порядок, справедливость. Именно эти эпитеты подходят древнему Светилищу «АРТА» – Божественному месту Хранителей Справедливости и Истотной Правды, центру Духовной Силы Русо-Арийской культуры. По разным эпосам, мифам и сказаниям «Божественная Арта» находилась на берегу Славной реки – Оки (она же – Око Ра, Руса (Священная), Артвисура, Ямуна).
В Русо-Арийской традиции словом «Арта» определялся и некий – магический обряд, ограждающий человека от воздействия «негативной энергии» извне, а так же от порчи и сглаза. В Индо-Арийской традиции «Арти» – это молитва и обряд очищения Ауры Человека от сглаза, который совершали девушки, путём обнесения вокруг головы очищаемого открытого огня.
Интересно то, что корень «АРТ» имеет соответствие с суффиксом – «Истый» (истинный, истотный), как бы выражая определение – сходства, в соответствии с истоками Божественной Сути. Отсюда такие слова, как: Чистый, Лучистый, Разухабистый, Раскидистый, Вечистый, Водянистый, Смекалистый, Задиристый, Породистый, Увесистый, Душистый и т. д.
В Немецком языке суффикс «Artig» имеет точно такие же определения что и в Русском языке – «Арт» (АртИст, АртИстизм). На Немецком языке «Art» – вид, род, порода, характер, «MarchenArtig» – это сказочный, волшебный, «WellenArtig» – волнообразный, вибрация волн (энергия духа), а «AnderArtig» – другого рода, иной, отличный от оригинала (истоти, истотности, ибо не истый). На Английском и Французском языках «Art» – это искусство, умение, мастерство. На Французском языке «Artificiеl» – искусственный, ненатурльный, притворный. На Тюркском языке «Арт» – увеличиваться, возвышаться, «Арта» – величественный, «Арти» – высокогорный перевал, а «Артил» – возвеличиваться. На Английском и Испанском языках «Artificial» – искусственный, ненатурльный.
В древней Латии было Этрусское племя «Rutuli» (Рутулы) с главным городом – «Арда» (Арта). На Латыни слово «Rutatus» определяло что-то, что – украшено яргическими знаками, приправленный Рутой, а слово «Ruteni» определяло – племя Рутены (Русское племя жившее в Аквитании, благодаря которому, впоследствии, Римляне и Римское папство всех Русских стало называть – Рутены).
(Ульянов Юрий Александрович)