Психологическая адаптация военнослужащих к служебно-боевой деятельности
27.02.2018 00:21
Валерий Розанов and Сергей Разоренов
Психологическая адаптация военнослужащих к служебно-боевой деятельности в условиях вооруженного конфликта ВОПРОСЫ:
1. Приспособление военнослужащих к условиям боевой деятельности.
2. Психологическая адаптация ветеранов боевых действий. 
Деятельность многих командиров и начальников Вооруженных Сил РФ связана с обеспечением адаптации военнослужащих как к служебно-боевой деятельности в условиях вооруженного конфликта, так и их последующей реабилитации, что требует от них сбалансированной, целенаправленной и непрерывной работы.
 
1
 
Термин «адаптация» чрезвычайно широк и применяется в различных областях науки. В целом же адаптация проявляется в возникновении приспособленческих форм поведения человека, при переменах обстановки. Психологи употребляют этот термин как определение постоянного процесса активного приспособления индивида к социально-психологическим условиям существования. Другими словами адаптация понимается и как процесс, и как состояние. При этом различаются состояние устойчивой психологической адаптации и переадаптации.
Устойчивая психологическая адаптация - процесс приспособления всех психических функций человека к психологическому климату новых условий среды с целью получения максимального удовлетворения, самораскрытия, снижения эмоционального напряжения и т.д. Данное состояние военнослужащий испытывает в привычной для себя среде обитания и службы до участия в вооруженном конфликте.
Вооруженный конфликт является мощнейшим фактором дезорганизации психической деятельности, регулирующей поведение военнослужащего в привычных условиях. У него появляются новые психические реакции. Этот дезорганизующий импульс является сигналом, включающим механизмы регуляции и компенсации, в результате чего происходит организация нового уровня психической деятельности личности в соответствии с изменившимися условиями ее функционирования. Это состояние называется переадаптацией личности военнослужащего.
Психологическая переадаптация - это процесс перехода из состояния устойчивой адаптации в привычных условиях службы и быта в состояние относительно устойчивой адаптации в условиях служебно-боевой деятельности во время вооруженного конфликта. Этот процесс проходит несколько этапов.
Подготовительный этап адаптации имеет место, когда военнослужащий предполагает или знает о предстоящем убытии в зону вооруженного конфликта, а по временным рамкам он совпадает с подготовкой подразделений к участию в боевых действиях.
В содержательном плане этот этап носит познавательный характер. Военнослужащий накапливает информацию о среде предстоящего пребывания, условиях боевой деятельности. Важнейшим условием формирования адаптивного состояния на этом этапе является деятельность командиров и начальников, направленная на доведение до военнослужащих своевременной и достоверной информации о предстоящих событиях.
В зависимости от уровня мотивации на выполнение служебно-боевых задач в условиях вооруженного конфликта познавательное поведение военнослужащего может носить активно-целенаправленный или пассивный характер. При этом необходимым условием выбора военнослужащим того или иного типа познавательной стратегии являются его индивидуально-личностные качества.
Этапу стартового психического напряжения соответствует период служебно-боевой деятельности военнослужащего по прибытии в зону вооруженного конфликта, но перед участием в боевых столкновениях с противником (предбоевое возбуждение). Схожее состояние может испытывать спортсмен перед началом соревнований. Этот этап можно считать пусковым механизмом процесса переадаптации. В это время происходит внутренняя мобилизация психических ресурсов военнослужащего для их предстоящего использования в условиях боевых действий.
Психическая напряженность, однако, выполняет конструктивную, мобилизующую функцию лишь в том случае, когда у военнослужащего имеется чувство относительной уверенности в себе и в своих силах, сформированных в предбоевой период и соотнесенных с индивидуальными качествами личности. В противном случае напряженность нарастает на фоне повышенной тревожности, окрашенной негативными переживаниями, что впоследствии также негативным образом проявится на последующих стадиях адаптации.
Этап острых психических реакций входа - является стадией адаптационного процесса, на которой военнослужащий, выполняя служебно-боевые задачи в условиях вооруженного конфликта, непосредственно начинает испытывать на себе стресс-факторы боя. Временные параметры этого этапа, как правило, не превышают 2-3 месяцев. На данном этапе военнослужащий начинает испытывать состояние фрустрации и происходит активизация адаптационного механизма.
Далее, как показано на схеме, прохождение этапа острых психических реакций входа обусловливает два возможных пути развития адаптационных процессов:
1. Этап переадаптации или перехода в состояние относительно устойчивой адаптации к боевым условиям;
2. Этап неустойчивой психической деятельности, который в свою очередь может привести к глубоким психическим изменениям.
Второй путь наиболее опасен для психики военнослужащего и характеризуется состоянием дезадаптивности, которое может выражаться в неадекватном реагировании и поведении военнослужащего, обусловленных функционированием его психики на пределе регуляторных и компенсирующих возможностей или же в запредельном режиме. В этом случае, как правило, военнослужащему требуется специализированная психологическая и медицинская помощь.
Таким образом, разделяясь на два противоположных по своему результату пути, адаптационный процесс определяет благополучие завершения служебно-боевой деятельности военнослужащего в условиях военного конфликта.
При развитии процесса переадаптации в благоприятном направлении военнослужащий вступает в этап завершающего психического напряжения. Характерным содержанием этого этапа является своеобразная подготовка психики военнослужащего к возвращению старых форм функционирования и реакций. Завершение участия военнослужащего в выполнении боевых задач, его подготовка к убытию из зоны вооруженного конфликта к месту постоянной дислокации сопровождаются симптомами тревожности и напряженности ожидания момента возвращения к мирной служебной деятельности.
Этап острых психических реакций выхода по своему функциональному значению в некоторой степени аналогичен этапу реакций входа. Возвращение военнослужащего к месту постоянной дислокации вновь предполагает перестройку его психических реакций и психической деятельности. Причиной тому является несовпадение ожидаемых военнослужащим и реально существующих условий, с которыми он сталкивается по прибытии из зоны вооруженного конфликта. Во многом это связано с посттравматическими изменениями в структуре личности самого военнослужащего, произошедшими после его участия в боевых действиях. Этот этап характеризуется широким спектром поведенческих реакций от возвращения к состоянию устойчивой реадаптации до дезадаптивного, асоциального поведения.
Индивидуальные возможности каждого военнослужащего к успешной переадаптации в условиях вооруженного конфликта различны. Их диапазон проходит от весьма высокой способности к быстрой и успешной реализации своего адаптационного потенциала до полной невозможности адаптироваться к служебно-боевой деятельности в данной среде (потенциальная склонность к дезадаптивным состояниям). Исходя из этого, необходимым этапом психологического обеспечения адаптационных процессов военнослужащих перед убытием в зону вооруженного конфликта является диагностика или оценка их адаптивных способностей.
 
2
 
Не менее важным этапом деятельности должностных лиц по психологическому сопровождению адаптационных процессов военнослужащих является их работа по психологической адаптации ветеранов вооруженных конфликтов после их прибытия в места постоянной дислокации. Успешность такого рода деятельности во многом зависит от строгого соблюдения общих принципов и правил по психологической адаптации военнослужащих, участвовавших в боевых действиях. Командирам и начальникам, занимающимся такой деятельностью, следует знать:
1. Перед началом работы необходимо уделить достаточное время для выработки собственного представления о психологической адаптации и прежде всего определить, на что необходимо опираться, преследуя цели адаптации - на внешнюю деятельность или на внутренние ресурсы.
Деятельность (как внешняя, так и внутренняя) сама по себе является уникальным способом адаптации и независимо от конечного результата создает предпосылки перестроек системы регуляции, то есть в процессе расходования собственных ресурсов параллельно вырабатывается механизм их пополнения.
2. Необходимо обратиться к анализу собственного жизненного и профессионально-служебного опыта. То, что помогало находить выход в новых, нестандартных ситуациях взаимодействия с людьми (умение выслушать, терпение, дар убеждения, доброжелательность, любопытство, умение разглядеть сильные стороны другого, побудить его к активным действиям и т.д.), - будет помогать и при работе с военнослужащими, принимавшими участие в боевых действиях.
3. Необходимо тщательно изучить нормативно-правовую базу, определяющую и регулирующую права ветеранов боевых действий, особенно дополнительные права и льготы данных военнослужащих. В силу того, что данные военнослужащие, как правило, высоко чувствительны к нарушению своих прав, а иногда даже склонны преувеличивать их, требуя к себе особого отношения, хорошее знание законодательных актов позволит предотвратить возможные конфликты и побудить ветеранов воспользоваться предоставленными льготами для повышения успешности адаптационных процессов.
4. Следует знать сущность и содержание основных психологических понятий в области адаптации военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях (стрессовое состояние, посттравматический синдром, стресс-факторы боя, диагностика проблем адаптации, реабилитация, профилактика стрессовых расстройств и т.д.). Это позволит разговаривать со специалистами по социальной работе, психотерапевтами, реабилитологами на одном языке, осуществлять необходимое взаимодействие в этой работе.
5. Необходимо также установить отношения конструктивного взаимодействия с организациями, занимающимися проблемами военнослужащих - ветеранов боевых действий (стационарными лечебными учреждениями, общественными организациями, социальными службами, центрами медико-социальной помощи и т.п.).
Вопросы успешности психологической адаптации военнослужащих, участвовавших в боевых действиях, во многом зависят от согласованности действий широкого круга специалистов.
6. Работа по психологическому сопровождению процесса адаптации ветеранов должна носить целенаправленный, плановый и поэтапный характер. Для этого необходимо четко уяснить для себя содержание этапов адаптационных процессов.
7. Нужно адекватно оценить и при необходимости скорректировать свое личное отношение (социальную установку) и профессиональную позицию во взаимодействии с данной категорией военнослужащих. В случае необходимости следует провести коррекцию своей позиции, используя один из предлагаемых способов:
- познакомиться с достижениями ветеранов, успешно преодолевших травматический синдром, вызванный участием в боевых действиях;
- найти позитивные последствия участия данного военнослужащего в вооруженном конфликте;
- настроить себя на конструктивное взаимодействие;
- попытаться «разрушить» свои негативные ассоциации, связанные с восприятием военнослужащих - ветеранов боевых действий;
- представить военнослужащего, с которым вы работаете, успешно адаптированным, как результат своей профессиональной деятельности;
- проанализировать, как сформировались ваши актуальные установки на работу с военнослужащим и не являются ли они результатом усвоенных стереотипов мышления;
- убедиться в том, что вы профессионально можете отличить внешние атрибуты поведения ветерана от его внутренней позиции.
8- Необходимо установить доверительно-конструктивный контакт с военнослужащим - участником боевых действий, выбрать правильный стиль и способы взаимодействия. По возможности нужно исключить все препятствующие этому процессу моменты. Правильная оценка мимики, жестов собеседника, простые и понятные вопросы, задаваемые вами, будут побуждать его к полным и откровенным высказываниям. Не нужно торопить события и требовать от военнослужащего немедленных ответов на ваши вопросы. Не стоит опускать руки, если доверительный контакт с ветераном складывается не сразу - может существовать масса причин закрытости и недоверия со стороны собеседника.
Помните, что диалог позволяет точно определить источник и сущность проблемы, прояснить чувства и эмоциональное состояние военнослужащего-ветерана, повысить его самооценку и активность в разрешении проблем.
9. Следует вовлекать самих военнослужащих в деятельность по психологической адаптации. Необходимо помнить о том, что решение задач адаптации возможно только в том случае, если военнослужащий сам является активным участником адаптационного процесса и стремится к новой социально - служебной интеграции. Как правило, военнослужащий прилагает максимум усилий для реализации решения, которое он принял самостоятельно.
10. Важно изучить личностные психологические характеристики военнослужащего - участника боевых действий. Специфические жизненные и служебно-боевые обстоятельства, физические факторы накладывают отпечаток на личность человека, приводят к повышенной чувствительности, изменению самооценки, специфическим страхам и переживаниям, демобилизации сил и др. В каждом конкретном случае возможна встреча с индивидуальным характером, проявлением отношения к пережитым событиям, мотивам поведения. Разобраться в этих вопросах поможет знание общих характеристик поведения военнослужащих - ветеранов боевых действий, признаков проявления посттравматических расстройств. Знание психологических особенностей военнослужащего - участника боевых действий способствует ускорению установления с ним контакта и адекватному выбору эффективной стратегии и способов его психологической адаптации.
11. Организация и проведение профессиональной деятельности по психологической адаптации военнослужащих - участников боевых действий наиболее результативны только в том случае, когда специалистом строго соблюдаются ключевые принципы работы с военнослужащим.
Основными принципами психологического сопровождения адаптационных процессов выступают:
• Истинное физическое и душевное здоровье состоит не в том, чтобы соответствовать чьим-то стандартам, «быть как все», а в том, чтобы прийти к согласию с самим собой и реальными фактами своей жизни.
Военнослужащий, переживший в ходе служебно-боевой деятельности воздействие стресс-факторов боя, не может вычеркнуть из жизни эту часть своего опыта. Он не может за короткий промежуток времени перестать действовать, думать и чувствовать по-новому, исходя из полученного боевого опыта. Поэтому важно, чтобы военнослужащий с самого начала признал существование в себе особых чувств, Мигелей, образов и реакций.
Попытки посоветовать военнослужащему, чтобы он отвлекся, перестал думать о прошедших боевых действиях, могут натолкнуться на усиление чувства неполноценности и «ненормальности». Боевой опыт уникален, и тот, кто его имеет, безусловно, отличается в своем мироощущении от не воевавших сослуживцев. Этот опыт должен быть поднят из глубин памяти и осознан, что должно явиться первым реальным шагом на пути к устойчивой реадаптации в мирных условиях службы.
• Устойчивая реадаптация наступает в том случае, когда все, что произошло с военнослужащим в условиях выполнения служебно-боевых задач в зоне вооруженного конфликта, интегрируется в опыт, которым можно пользоваться в мирных условиях службы.
Боевой опыт приводит не только к негативным, но и к позитивным последствиям в постбоевой период, к которым можно отнести переживания военного братства, переосмысление ценности собственной жизни, отношений с близкими людьми, расширение границ возможностей ветерана и т. д.
Следующим шагом на пути к устойчивой реадаптации может послужить проработка такого вопроса, как «Чему меня научила война?». Совместные со специалистом размышления ветерана приводят к получению доступа к собственным психологическим и физическим ресурсам, сильным сторонам своего боевого опыта.
• Каждая поведенческая реакция, каждый симптом, «ненормальное поведение» имели жизненно важное значение, были изначально эффективными способами достижения конкретной цели (например предвосхитить удар, отвлечься от боли, максимально мобилизовать психофизиологические ресурсы и в конечном итоге уничтожить противника и выжить).
Необходимо исходить из того, что все, чему военнослужащий научился на войне, в экстремальной обстановке может пригодиться. Нельзя полностью отбрасывать выбранную военнослужащим программу поведения только потому, что в мирной служебной деятельности ее проявление может выглядеть неадекватно и нелепо (например немотивированная обстановкой бдительность и настороженность в безобидных, с точки зрения окружающих условий, ситуациях). Самим ветераном эти поведенческие реакции могут рассматриваться как «ненормальные».
Восстанавливая смысл «ненормального поведения», можно научить военнослужащего распознавать первичные сигналы, предшествующие возникновению подобных реакций, а затем и выработать навык их контроля.
12. Следует научиться поддерживать собственное психологическое равновесие и работоспособность. Многие ветераны, испытывая в процессе общения неуверенность, беспокойство и другие негативные чувства, могут проявлять их внешне, поэтому специалист, вовремя не выстроивший психологическую защиту, подвергается прямому негативному эмоциональному заражению. В связи с этим необходимо не только знать сигналы проявления негативных эмоций, но и уметь выстроить способы защиты от них.
Необходимо помнить о том, что наибольшего успеха в решении задач психологической адаптации военнослужащих можно добиться, находясь в спокойном состоянии духа. Поддержание собственного равновесия - это не только забота о собственном психическом здоровье, но и необходимое условие эффективности работы, важное профессиональное качество.
13. Необходимо проявлять наряду с настойчивостью и изобретательностью терпение в достижении конечной цели - психологической реадаптации.
14. Помните, что всегда можно найти свой собственный, нестандартный способ решения возникшей проблемы.
 
Методические рекомендации
1. Во вступительном слове необходимо раскрыть актуальность изучаемой темы занятий, ее место в системе знаний о психологической адаптации военнослужащих к служебно-боевой деятельности и особенностях работы с ветеранами боевых действий, определить ее цель и подчеркнуть востребованность в ходе предстоящего после нее семинарского занятия.
2. При рассмотрении первого вопроса необходимо дать определение понятиям адаптации, переадаптации, реадаптации, обратить внимание на важность этапов протекания адаптационных процессов у военнослужащих в ходе их служебно-боевой деятельности в районе вооруженного конфликта и уяснения каждого из этапов.
3. В ходе рассмотрения второго вопроса необходимо добиться понимания слушателями сущности, принципов и правил профессиональной деятельности должностных лиц по проведению психологического сопровождения реадаптационных процессов, нацелить их на строгое и точное их исполнение.
4. В заключение занятия рекомендуется сделать краткие выводы по теме, ответить на вопросы слушателей, дать рекомендации по подготовке к семинарскому занятию.
5. В ходе проведения семинарского занятия рекомендуется рассмотреть и обсудить два основных вопроса:
- Деятельность командиров и начальников по выявлению признаков дезадаптированности военнослужащих - участников боевых действий.
- Формы и методы диагностики дезадаптивных состояний военнослужащих в предбоевой и постбоевой периоды.
 
Рекомендуемая литература:
1. Высоцкий В. Влияние современного боя на психику воина // Ориентир. - 2001. -
№3.
2. Данилов В. Психологическая готовность воина к бою // Ориентир. - 1999. - № 1.
3. Дохолян С, Степанов А. Психологическая готовность к выполнению поставленных задач // Ориентир. - 2002. -№ 6.
4. Жмурим И. Воспитать готовность к бою // Ориентир. - 2002. - № 3.
5. Психологическая поддержка военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы / И.А. Волошина, Л.Г. Жидунова и др.; Под ред. И.А. Волошиной и М.В. Бубнова. - М.: Логос, 2001.
6. Соловьев И. Посттравматический стрессовый синдром: причины, условия, последствия. Оказание психологической помощи и реабилитация. - М., 2000.
 
Психологическая адаптация военнослужащих к служебно-боевой деятельности в условиях вооруженного конфликта ВОПРОСЫ:
1. Приспособление военнослужащих к условиям боевой деятельности.
2. Психологическая адаптация ветеранов боевых действий. 
Деятельность многих командиров и начальников Вооруженных Сил РФ связана с обеспечением адаптации военнослужащих как к служебно-боевой деятельности в условиях вооруженного конфликта, так и их последующей реабилитации, что требует от них сбалансированной, целенаправленной и непрерывной работы.
 
1
 
Термин «адаптация» чрезвычайно широк и применяется в различных областях науки. В целом же адаптация проявляется в возникновении приспособленческих форм поведения человека, при переменах обстановки. Психологи употребляют этот термин как определение постоянного процесса активного приспособления индивида к социально-психологическим условиям существования. Другими словами адаптация понимается и как процесс, и как состояние. При этом различаются состояние устойчивой психологической адаптации и переадаптации.
Устойчивая психологическая адаптация - процесс приспособления всех психических функций человека к психологическому климату новых условий среды с целью получения максимального удовлетворения, самораскрытия, снижения эмоционального напряжения и т.д. Данное состояние военнослужащий испытывает в привычной для себя среде обитания и службы до участия в вооруженном конфликте.
Вооруженный конфликт является мощнейшим фактором дезорганизации психической деятельности, регулирующей поведение военнослужащего в привычных условиях. У него появляются новые психические реакции. Этот дезорганизующий импульс является сигналом, включающим механизмы регуляции и компенсации, в результате чего происходит организация нового уровня психической деятельности личности в соответствии с изменившимися условиями ее функционирования. Это состояние называется переадаптацией личности военнослужащего.
Психологическая переадаптация - это процесс перехода из состояния устойчивой адаптации в привычных условиях службы и быта в состояние относительно устойчивой адаптации в условиях служебно-боевой деятельности во время вооруженного конфликта. Этот процесс проходит несколько этапов.
Подготовительный этап адаптации имеет место, когда военнослужащий предполагает или знает о предстоящем убытии в зону вооруженного конфликта, а по временным рамкам он совпадает с подготовкой подразделений к участию в боевых действиях.
В содержательном плане этот этап носит познавательный характер. Военнослужащий накапливает информацию о среде предстоящего пребывания, условиях боевой деятельности. Важнейшим условием формирования адаптивного состояния на этом этапе является деятельность командиров и начальников, направленная на доведение до военнослужащих своевременной и достоверной информации о предстоящих событиях.
В зависимости от уровня мотивации на выполнение служебно-боевых задач в условиях вооруженного конфликта познавательное поведение военнослужащего может носить активно-целенаправленный или пассивный характер. При этом необходимым условием выбора военнослужащим того или иного типа познавательной стратегии являются его индивидуально-личностные качества.
Этапу стартового психического напряжения соответствует период служебно-боевой деятельности военнослужащего по прибытии в зону вооруженного конфликта, но перед участием в боевых столкновениях с противником (предбоевое возбуждение). Схожее состояние может испытывать спортсмен перед началом соревнований. Этот этап можно считать пусковым механизмом процесса переадаптации. В это время происходит внутренняя мобилизация психических ресурсов военнослужащего для их предстоящего использования в условиях боевых действий.
Психическая напряженность, однако, выполняет конструктивную, мобилизующую функцию лишь в том случае, когда у военнослужащего имеется чувство относительной уверенности в себе и в своих силах, сформированных в предбоевой период и соотнесенных с индивидуальными качествами личности. В противном случае напряженность нарастает на фоне повышенной тревожности, окрашенной негативными переживаниями, что впоследствии также негативным образом проявится на последующих стадиях адаптации.
Этап острых психических реакций входа - является стадией адаптационного процесса, на которой военнослужащий, выполняя служебно-боевые задачи в условиях вооруженного конфликта, непосредственно начинает испытывать на себе стресс-факторы боя. Временные параметры этого этапа, как правило, не превышают 2-3 месяцев. На данном этапе военнослужащий начинает испытывать состояние фрустрации и происходит активизация адаптационного механизма.
Далее, как показано на схеме, прохождение этапа острых психических реакций входа обусловливает два возможных пути развития адаптационных процессов:
1. Этап переадаптации или перехода в состояние относительно устойчивой адаптации к боевым условиям;
2. Этап неустойчивой психической деятельности, который в свою очередь может привести к глубоким психическим изменениям.
Второй путь наиболее опасен для психики военнослужащего и характеризуется состоянием дезадаптивности, которое может выражаться в неадекватном реагировании и поведении военнослужащего, обусловленных функционированием его психики на пределе регуляторных и компенсирующих возможностей или же в запредельном режиме. В этом случае, как правило, военнослужащему требуется специализированная психологическая и медицинская помощь.
Таким образом, разделяясь на два противоположных по своему результату пути, адаптационный процесс определяет благополучие завершения служебно-боевой деятельности военнослужащего в условиях военного конфликта.
При развитии процесса переадаптации в благоприятном направлении военнослужащий вступает в этап завершающего психического напряжения. Характерным содержанием этого этапа является своеобразная подготовка психики военнослужащего к возвращению старых форм функционирования и реакций. Завершение участия военнослужащего в выполнении боевых задач, его подготовка к убытию из зоны вооруженного конфликта к месту постоянной дислокации сопровождаются симптомами тревожности и напряженности ожидания момента возвращения к мирной служебной деятельности.
Этап острых психических реакций выхода по своему функциональному значению в некоторой степени аналогичен этапу реакций входа. Возвращение военнослужащего к месту постоянной дислокации вновь предполагает перестройку его психических реакций и психической деятельности. Причиной тому является несовпадение ожидаемых военнослужащим и реально существующих условий, с которыми он сталкивается по прибытии из зоны вооруженного конфликта. Во многом это связано с посттравматическими изменениями в структуре личности самого военнослужащего, произошедшими после его участия в боевых действиях. Этот этап характеризуется широким спектром поведенческих реакций от возвращения к состоянию устойчивой реадаптации до дезадаптивного, асоциального поведения.
Индивидуальные возможности каждого военнослужащего к успешной переадаптации в условиях вооруженного конфликта различны. Их диапазон проходит от весьма высокой способности к быстрой и успешной реализации своего адаптационного потенциала до полной невозможности адаптироваться к служебно-боевой деятельности в данной среде (потенциальная склонность к дезадаптивным состояниям). Исходя из этого, необходимым этапом психологического обеспечения адаптационных процессов военнослужащих перед убытием в зону вооруженного конфликта является диагностика или оценка их адаптивных способностей.
 
2
 
Не менее важным этапом деятельности должностных лиц по психологическому сопровождению адаптационных процессов военнослужащих является их работа по психологической адаптации ветеранов вооруженных конфликтов после их прибытия в места постоянной дислокации. Успешность такого рода деятельности во многом зависит от строгого соблюдения общих принципов и правил по психологической адаптации военнослужащих, участвовавших в боевых действиях. Командирам и начальникам, занимающимся такой деятельностью, следует знать:
1. Перед началом работы необходимо уделить достаточное время для выработки собственного представления о психологической адаптации и прежде всего определить, на что необходимо опираться, преследуя цели адаптации - на внешнюю деятельность или на внутренние ресурсы.
Деятельность (как внешняя, так и внутренняя) сама по себе является уникальным способом адаптации и независимо от конечного результата создает предпосылки перестроек системы регуляции, то есть в процессе расходования собственных ресурсов параллельно вырабатывается механизм их пополнения.
2. Необходимо обратиться к анализу собственного жизненного и профессионально-служебного опыта. То, что помогало находить выход в новых, нестандартных ситуациях взаимодействия с людьми (умение выслушать, терпение, дар убеждения, доброжелательность, любопытство, умение разглядеть сильные стороны другого, побудить его к активным действиям и т.д.), - будет помогать и при работе с военнослужащими, принимавшими участие в боевых действиях.
3. Необходимо тщательно изучить нормативно-правовую базу, определяющую и регулирующую права ветеранов боевых действий, особенно дополнительные права и льготы данных военнослужащих. В силу того, что данные военнослужащие, как правило, высоко чувствительны к нарушению своих прав, а иногда даже склонны преувеличивать их, требуя к себе особого отношения, хорошее знание законодательных актов позволит предотвратить возможные конфликты и побудить ветеранов воспользоваться предоставленными льготами для повышения успешности адаптационных процессов.
4. Следует знать сущность и содержание основных психологических понятий в области адаптации военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях (стрессовое состояние, посттравматический синдром, стресс-факторы боя, диагностика проблем адаптации, реабилитация, профилактика стрессовых расстройств и т.д.). Это позволит разговаривать со специалистами по социальной работе, психотерапевтами, реабилитологами на одном языке, осуществлять необходимое взаимодействие в этой работе.
5. Необходимо также установить отношения конструктивного взаимодействия с организациями, занимающимися проблемами военнослужащих - ветеранов боевых действий (стационарными лечебными учреждениями, общественными организациями, социальными службами, центрами медико-социальной помощи и т.п.).
Вопросы успешности психологической адаптации военнослужащих, участвовавших в боевых действиях, во многом зависят от согласованности действий широкого круга специалистов.
6. Работа по психологическому сопровождению процесса адаптации ветеранов должна носить целенаправленный, плановый и поэтапный характер. Для этого необходимо четко уяснить для себя содержание этапов адаптационных процессов.
7. Нужно адекватно оценить и при необходимости скорректировать свое личное отношение (социальную установку) и профессиональную позицию во взаимодействии с данной категорией военнослужащих. В случае необходимости следует провести коррекцию своей позиции, используя один из предлагаемых способов:
- познакомиться с достижениями ветеранов, успешно преодолевших травматический синдром, вызванный участием в боевых действиях;
- найти позитивные последствия участия данного военнослужащего в вооруженном конфликте;
- настроить себя на конструктивное взаимодействие;
- попытаться «разрушить» свои негативные ассоциации, связанные с восприятием военнослужащих - ветеранов боевых действий;
- представить военнослужащего, с которым вы работаете, успешно адаптированным, как результат своей профессиональной деятельности;
- проанализировать, как сформировались ваши актуальные установки на работу с военнослужащим и не являются ли они результатом усвоенных стереотипов мышления;
- убедиться в том, что вы профессионально можете отличить внешние атрибуты поведения ветерана от его внутренней позиции.
8- Необходимо установить доверительно-конструктивный контакт с военнослужащим - участником боевых действий, выбрать правильный стиль и способы взаимодействия. По возможности нужно исключить все препятствующие этому процессу моменты. Правильная оценка мимики, жестов собеседника, простые и понятные вопросы, задаваемые вами, будут побуждать его к полным и откровенным высказываниям. Не нужно торопить события и требовать от военнослужащего немедленных ответов на ваши вопросы. Не стоит опускать руки, если доверительный контакт с ветераном складывается не сразу - может существовать масса причин закрытости и недоверия со стороны собеседника.
Помните, что диалог позволяет точно определить источник и сущность проблемы, прояснить чувства и эмоциональное состояние военнослужащего-ветерана, повысить его самооценку и активность в разрешении проблем.
9. Следует вовлекать самих военнослужащих в деятельность по психологической адаптации. Необходимо помнить о том, что решение задач адаптации возможно только в том случае, если военнослужащий сам является активным участником адаптационного процесса и стремится к новой социально - служебной интеграции. Как правило, военнослужащий прилагает максимум усилий для реализации решения, которое он принял самостоятельно.
10. Важно изучить личностные психологические характеристики военнослужащего - участника боевых действий. Специфические жизненные и служебно-боевые обстоятельства, физические факторы накладывают отпечаток на личность человека, приводят к повышенной чувствительности, изменению самооценки, специфическим страхам и переживаниям, демобилизации сил и др. В каждом конкретном случае возможна встреча с индивидуальным характером, проявлением отношения к пережитым событиям, мотивам поведения. Разобраться в этих вопросах поможет знание общих характеристик поведения военнослужащих - ветеранов боевых действий, признаков проявления посттравматических расстройств. Знание психологических особенностей военнослужащего - участника боевых действий способствует ускорению установления с ним контакта и адекватному выбору эффективной стратегии и способов его психологической адаптации.
11. Организация и проведение профессиональной деятельности по психологической адаптации военнослужащих - участников боевых действий наиболее результативны только в том случае, когда специалистом строго соблюдаются ключевые принципы работы с военнослужащим.
Основными принципами психологического сопровождения адаптационных процессов выступают:
• Истинное физическое и душевное здоровье состоит не в том, чтобы соответствовать чьим-то стандартам, «быть как все», а в том, чтобы прийти к согласию с самим собой и реальными фактами своей жизни.
Военнослужащий, переживший в ходе служебно-боевой деятельности воздействие стресс-факторов боя, не может вычеркнуть из жизни эту часть своего опыта. Он не может за короткий промежуток времени перестать действовать, думать и чувствовать по-новому, исходя из полученного боевого опыта. Поэтому важно, чтобы военнослужащий с самого начала признал существование в себе особых чувств, Мигелей, образов и реакций.
Попытки посоветовать военнослужащему, чтобы он отвлекся, перестал думать о прошедших боевых действиях, могут натолкнуться на усиление чувства неполноценности и «ненормальности». Боевой опыт уникален, и тот, кто его имеет, безусловно, отличается в своем мироощущении от не воевавших сослуживцев. Этот опыт должен быть поднят из глубин памяти и осознан, что должно явиться первым реальным шагом на пути к устойчивой реадаптации в мирных условиях службы.
• Устойчивая реадаптация наступает в том случае, когда все, что произошло с военнослужащим в условиях выполнения служебно-боевых задач в зоне вооруженного конфликта, интегрируется в опыт, которым можно пользоваться в мирных условиях службы.
Боевой опыт приводит не только к негативным, но и к позитивным последствиям в постбоевой период, к которым можно отнести переживания военного братства, переосмысление ценности собственной жизни, отношений с близкими людьми, расширение границ возможностей ветерана и т. д.
Следующим шагом на пути к устойчивой реадаптации может послужить проработка такого вопроса, как «Чему меня научила война?». Совместные со специалистом размышления ветерана приводят к получению доступа к собственным психологическим и физическим ресурсам, сильным сторонам своего боевого опыта.
• Каждая поведенческая реакция, каждый симптом, «ненормальное поведение» имели жизненно важное значение, были изначально эффективными способами достижения конкретной цели (например предвосхитить удар, отвлечься от боли, максимально мобилизовать психофизиологические ресурсы и в конечном итоге уничтожить противника и выжить).
Необходимо исходить из того, что все, чему военнослужащий научился на войне, в экстремальной обстановке может пригодиться. Нельзя полностью отбрасывать выбранную военнослужащим программу поведения только потому, что в мирной служебной деятельности ее проявление может выглядеть неадекватно и нелепо (например немотивированная обстановкой бдительность и настороженность в безобидных, с точки зрения окружающих условий, ситуациях). Самим ветераном эти поведенческие реакции могут рассматриваться как «ненормальные».
Восстанавливая смысл «ненормального поведения», можно научить военнослужащего распознавать первичные сигналы, предшествующие возникновению подобных реакций, а затем и выработать навык их контроля.
12. Следует научиться поддерживать собственное психологическое равновесие и работоспособность. Многие ветераны, испытывая в процессе общения неуверенность, беспокойство и другие негативные чувства, могут проявлять их внешне, поэтому специалист, вовремя не выстроивший психологическую защиту, подвергается прямому негативному эмоциональному заражению. В связи с этим необходимо не только знать сигналы проявления негативных эмоций, но и уметь выстроить способы защиты от них.
Необходимо помнить о том, что наибольшего успеха в решении задач психологической адаптации военнослужащих можно добиться, находясь в спокойном состоянии духа. Поддержание собственного равновесия - это не только забота о собственном психическом здоровье, но и необходимое условие эффективности работы, важное профессиональное качество.
13. Необходимо проявлять наряду с настойчивостью и изобретательностью терпение в достижении конечной цели - психологической реадаптации.
14. Помните, что всегда можно найти свой собственный, нестандартный способ решения возникшей проблемы.
 
Методические рекомендации
1. Во вступительном слове необходимо раскрыть актуальность изучаемой темы занятий, ее место в системе знаний о психологической адаптации военнослужащих к служебно-боевой деятельности и особенностях работы с ветеранами боевых действий, определить ее цель и подчеркнуть востребованность в ходе предстоящего после нее семинарского занятия.
2. При рассмотрении первого вопроса необходимо дать определение понятиям адаптации, переадаптации, реадаптации, обратить внимание на важность этапов протекания адаптационных процессов у военнослужащих в ходе их служебно-боевой деятельности в районе вооруженного конфликта и уяснения каждого из этапов.
3. В ходе рассмотрения второго вопроса необходимо добиться понимания слушателями сущности, принципов и правил профессиональной деятельности должностных лиц по проведению психологического сопровождения реадаптационных процессов, нацелить их на строгое и точное их исполнение.
4. В заключение занятия рекомендуется сделать краткие выводы по теме, ответить на вопросы слушателей, дать рекомендации по подготовке к семинарскому занятию.
5. В ходе проведения семинарского занятия рекомендуется рассмотреть и обсудить два основных вопроса:
- Деятельность командиров и начальников по выявлению признаков дезадаптированности военнослужащих - участников боевых действий.
- Формы и методы диагностики дезадаптивных состояний военнослужащих в предбоевой и постбоевой периоды.
 
Рекомендуемая литература:
1. Высоцкий В. Влияние современного боя на психику воина // Ориентир. - 2001. -
№3.
2. Данилов В. Психологическая готовность воина к бою // Ориентир. - 1999. - № 1.
3. Дохолян С, Степанов А. Психологическая готовность к выполнению поставленных задач // Ориентир. - 2002. -№ 6.
4. Жмурим И. Воспитать готовность к бою // Ориентир. - 2002. - № 3.
5. Психологическая поддержка военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы / И.А. Волошина, Л.Г. Жидунова и др.; Под ред. И.А. Волошиной и М.В. Бубнова. - М.: Логос, 2001.
6. Соловьев И. Посттравматический стрессовый синдром: причины, условия, последствия. Оказание психологической помощи и реабилитация. - М., 2000.
 

Добавить комментарий