ПСИХОЛОГИЯ И МАГИЯ
«У нас больше знаний, чем у наших предков, но понимаем мы не больше, чем они» [1]
Израэль Регарди отстаивал идею о том, что психология и магия были двумя сторонами одной монеты во времена, когда мало кто осмеливался на это. Одно не является полноценным без другого. В действительности, большое количество древних магических знаний было заново открыто и переименовано современными психологами в наше время. Регарди считал, что самопознание и принятие себя, достигнутые с помощью аналитической психологии, являются важными вступительными частями перед божественным самопознанием и духовной реализацией, которые достигаются с помощью магии. На момент написания Срединного столпа немногие поддерживали эти идеи. Однако, сегодня всё большее количество психологов смело идут им на встречу и принимают их. А многие маги уже используют жаргон, который, по мнению психологов, является только их [психологов] профессиональным языком.
В наши дни цивилизованный мир ждёт от науки решений большинства проблем человечества. В ранние времена, когда психология была молодой наукой, её последователи полагали, что они стояли на пороге нового возрождения, и их усилия приведут к «радости, наслаждению и полноте жизни» человеческих существ, то есть психическое здоровье среднестатистического горожанина будет постоянно улучшаться. Но этого не произошло. Все усилия психологов направлены на понимание человеческой психики и попытку ответить на вопрос, за чем мы совершаем поступки, которые не помогают нам положить конец насилию, войне, страданию, глобальному загрязнению или перенаселённости – всем тем вещам, источником которых является человеческое мышление и поведение. Как заметил один современный психолог: «Существует широко распространённое мнение, что психология настолько утратила контакт с реальным человеческим опытом, что нет никаких оснований, обращаться к ней с запросом решить большую часть человеческих проблем». [2]
После того, как на сцене появился Зигмунд Фрейд и его коллеги, клиническая модель современной психологии систематически отбросывала любое упоминание о том, что человеческая душа была по своей природе духовна. [3] Тогда почему наука психология неполноценна без магии? Потому, что она заходит не слишком далеко: в психологии подвергают анализу мысли человека, мотивацию и поведение, но не человеческую душу. Она «бездушна» и бесплодна. В книге по психологии вы не найдёте самых интересных описаний состояния человека. Лучше обратитесь к литературе, художественному искусству, поэзии и к некоторым отрывкам из мировых священных книг:
Это мир литературы, а не психологическая наука, учит, как жить с людьми, как любить, как не завести врагов, понять, что делает с людьми горе, или стойкость, которая даёт возможность вынести боль, или как, если вам повезёт, вы можете умереть достойно, или насколько могут быть губительны последствия ревности, или как развращает или, наоборот, не развращает власть. Для того, чтобы это узнать и понять не смотрите мои книги по психологии…обратитесь к Лиру, Отелло или Гамлету. В качестве дополнения к Уильяму Джеймсу почитайте Генри Джеймса, Джейн Остин и Марка Твена. Эти люди рассказывают нам о вещах, которые не являются научными теориями. [4]
Мало того, что клиническая психология отделена от гуманитарных наук, она также отделена и от духовности. На протяжении истории люди утратили спокойствие, комфорт, а иногда и сам смысл существования ради духовных побуждений. Духовность важна для нашего здоровья и благополучия, она является настолько неотъемлемой частью нас, что пытаться понять человеческих существ, отрицая её, это то же самое, как и пытаться изучать рыб, отбрасывая тот факт, что они живут в воде. К сожалению, многие психотерапевты делают именно это, убеждая себя и своих клиентов, что эта духовная область либо не существует, либо не имеет отношения к делу.
Психология и духовность не должны быть отдельными областями. Настало время убрать искусственные стены, которые их разделяют. Разнообразные школы магии и их обширные учения содержали огромное количество мудрости, являясь предшественниками современной психологии. Древнее искусство магии может снова дать современной науке психологии то, чем она так неблагоразумно пренебрегла, систематическую практику, направленную на обращение к духовной стороне людей таким способом, который не противоречит принципам современной психологии. Один из отцов основателей психологии Карл Густав Юнг осознавал это, несмотря на то, что некоторые из современных психотерапевтов забыли об этом; табличка, висевшая над кабинетом Юнга, гласила: Avocatus Atque Non-Avocatus Deus Aderit («Зовёшь ты Бога или нет, он всё равно придёт») [5] Так как целью, как психологии, так и магии является достижение благополучия человека, совершенно естественно, сделать так, чтобы они заново познакомились друг с другом. Современная психология должна быть трансформирована таким образом, чтобы она стала использовать более холистический подход, при котором физические, психологические и трансперсональные аспекты человека рассматриваются как взаимосвязанные, а к человеческой потребности в исцелении, духовности и наставничестве относятся с уважением.
Если бы психологию можно было бы сравнить со словарём определённого языка (человеческой психики), то магию можно было бы сравнить с поэтической книгой, в которой эти слова оживают, отражая смысл и актуальность наших жизней (психологическую/духовную эволюцию).
Теперь, когда мы предъявили современной психологии все её недостатки, мы можем исследовать тот весомый вклад, который был ею внесён в понимание человеческого ума. С этой позиции мы рассмотрим, как психотерапия и магия могут идти рука об руку, значительно обогащая друг друга, и что ещё более важно, как это принесёт пользу и благополучие человеку.
Психотерапия
Психотерапия – это лечение психических расстройств с помощью методов, которые используют межличностные отношения терапевта и клиента. Большая их [методов] часть состоит в том, чтобы помочь клиентам исследовать их собственные представления о себе. Самая ранняя форма терапии, которая называлась психоанализ, была основана австрийским психологом Зигмундом Фрейдом (1856-1939). Фрейд обнаружил, что телесные симптомы пациентов, страдающих от истерии, часто проходили после того, как, по-видимому, забытый материал выносился в реальность сознания. Основываясь на этом, Фрейд предположил одну из самых фундаментальных теорий современной психологии: внутри человеческой психики существует мощная область, известная как подсознание, которая оказывает влияние на все наши поступки, и продолжает взаимодействовать с материалом или содержанием, который нельзя вывести на поверхность или вспомнить с помощью обычных средств. Он рассматривал подсознание как обширную область психики, которую населяют инстинктивные устремления и вытесненные остатки нежелательного жизненного опыта или мыслей. Фрейд назвал это «забывание» (или предотвращение появления в сознательном уме нежелательных мыслей) подавлением. Подавление является одним из нескольких механизмов защиты: [6] бессознательные реакции задействуются, чтобы удовлетворить эмоциональные потребности, сбалансировать противоположные устремления, понизить уровень тревожности, вызываемый нежелательными мыслями или изменять реальность, делая её более сносной. Краеугольным камнем фрейдистской психоаналитической терапии было сознательное вспоминание или распознавание подавленных воспоминаний и переживаний. Основными инструментами этой терапии являлись свободная ассоциация [7] и интерпретация сновидений.
В последние годы стали популярными другие формы психотерапии, включая поведенческую терапию, гипнотерапию и групповую терапию. Во многих случаях психотерапия применяется не только для лечения психических расстройств, но и для снятия острых проблем. Терапевты часто помогают людям бросить нежелательные или навязчивые привычки (курение, переедание и так далее).
Фрейдистская триада психики.
Согласно теории, созданной Фрейдом, сознательный ум является всего лишь небольшой частью нашей психической структуры, и по большей части наши мотивации являются следствием причин, которые мы не осознаём. Фрейд постулировал, что в психике содержатся три отдельные функции: ид, эго и суперэго. Согласно Фрейду, ид - это совершенно неосознанная часть психики, которая является источником происхождения инстинктивных импульсов и потребностей для необходимого удовлетворения изначальных нужд. Это резервуар бессознательных стремлений, которые управляются принципом удовольствия и незамедлительным удовлетворением. Эго – это часть психики, которая является сознательной, напрямую направляет мысли и поведение и больше всего связана с внешней реальностью. Эго является посредником между ид, суперэго и обусловленностями реальности или общества. Суперэго изначально неосознанно, является частью, которая создаётся интернализацией стандартов морали, взятых от родителей или общества, это совесть или идеал эго, способность к морализаторству, которая контролирует и цензурирует эго. Из-за общества, родительского воспитания и давления сверстников, человеческий опыт с самого рождения становится процессом подавления. Таким образом у большинства людей ид и суперэго обычно находятся в конфликте, так как Фрейд считал, что подавление было необходимостью для того, чтобы человечество могло жить в рамках цивилизации.
Согласно Фрейду, жизненно важные животные инстинкты являются мотивацией человеческих существ: в основном, половое влечение, которое он назвал либидо. Другие принципиальные элементы психологии, открытые Фрейдом, это идеи эдипова комплекса и инфантильной сексуальности. [8]
Фрейд исследовал человеческую психику с помощью таких инструментов, как гипноз, анализ сновидений и новой техники, которую он назвал «свободной ассоциацией». Целью фрейдистского анализа было высвободить подавленные воспоминания и повысить уровень самосознания, что могло бы привести к высвобождению подавленных энергий и сделает существование пациента более удовлетворительным.
Юнг и духовная психология
Работы швейцарского психолога К.Г. Юнга (1875-1961) можно рассматривать как верхушку возрождения оккультизма конца девятнадцатого столетия. Используя новый словарь, введённый Зигмундом Фрейдом, Юнг описал те знания человеческой психики, которые мистики и маги собирали с древних времён. То, что однажды было замаскировано оккультным жаргоном и символизмом, вследствие чего казалось широкой общественности суеверным и бессмысленным, теперь в первые было выражено таким способом, что психологи и другие интеллектуалы заинтересовались этим вопросом и приняли его во внимание. Исследование Юнгом психологии в сочетании с изучением сверхъестественного сделали его теории принципиальным звеном, связывающим психологию и магию. Однако, именно этот интерес стал одной из основных причин его окончательного разрыва с Фрейдом.
Разница между фрейдистским и юнгианским подходами к психологии состояла в том, что Юнг изначально видел человеческую психику, как целостный организм, а Фрейд считал, что это не так. Фрейд экстраполировал довольно беспорядочную картину психики, в которой независимые элементы психической реальности сражались за доминирующее положение. Юнг считал, что психика по своей природе являлась завершённой с самого рождения человека, различные её элементы пытались вместе работать гармонично, и по своей естественной наклонности они стремились к единению. В то же время они оба признавали две основные части психики (сознание и бессознательное), Юнг далее разделял бессознательное на два уровня: личное и коллективное, Фрейда же гораздо больше интересовало прошлое его пациентов, в то время как Юнг придавал важное значение их будущему развитию.
Фрейд именовал свой метод психоанализом, в то время как Юнг предпочитал название аналитическая психология.
Heilsweg
Психологию, которую так последовательно развивал Юнг, он обозначал словом Heilsweg, немецкое слово, означающее «священный путь» и «способ исцеления». Представление Юнга о психике базировалось на разделении сознательного и бессознательного, личное бессознательное – это малый приток великой реки коллективного бессознательного. Странствие «я» означало вынесение содержания бессознательного на свет сознания. Спасение (heilsweg) был способом дифференциации я от коллективного бессознательного, которое было отпечатком индивидуального опыта существования. Это был путь индивидуации или процесс, проходя через который, человек достигал самореализации, становился отдельным неделимым единством или «целостностью», где содержались все аспекты я. Это было радикальным отходом от точки зрения Фрейда, согласно которой люди порабощены побуждениями ид и суперэго, которые принуждают их соответствовать социально приемлемым моделям поведения. Согласно Юнгу, момент, когда эго формирует идентичность - это не только первое появление истинных качеств человека, но также и начало естественной полярности между общим и конкретным.
Можно отметить несколько этапов процесса heilsweg или индивидуации. Первая стадия – стадия конфронтация с тенью, теми бессознательными аспектами я, которые были похоронены или отвергнуты сознательным умом. Процесс начинается с растворения ложного я, маски или внешней персоны.
Персона – это сложная система отношений между индивидуальным сознанием и обществом, своего рода подогнанная маска, которая с одной стороны была создана, чтобы производить определённое впечатление на других, а с другой стороны – чтобы скрыть истинную природу личности. [9]
Далее человек сталкивается с «образом души», с анимой или анимусом. На последнем этапе в снах, видениях или фантазиях под влиянием соответствующих архетипов появляются изначальные образы, такие как старый мудрый мужчина или великая мать, образы, которые появляются в сюжетах в религии, мифологии или фольклоре.
В процессе индивидуации содержится много определённых аспектов, которые в совокупности можно было бы назвать «внешняя психология». К этой категории относится юнгианское деление на интровертный и экстравертный типы личности, также как и его формирование типов в соответствии с их сочетанием способностей к ощущению, мышлению, чувствованию и интуиции.
Все идеи Юнга были невероятно важны для современного понимания человеческой психики. Однако, наиболее весомым вкладом юнгианской психологии была концепция, что индвидуация была духовным путешествием, и невероятно важно, что этот первопроходец в психологии выразил свою идею в терминах, относящихся к области духовного. Таким образом, нет ничего удивительного в том, что система Юнга дополняет мистическую каббалу самыми различными способами.
Природа психики
В определение психики, данное Юнгом, входит не только то, что мы называем душой, но также и интеллект, дух и вся совокупность психических процессов. Психика реальна настолько же, насколько реально тело, все психические явления реальны, так как психика составляет единое целое со своими проявлениями. Она проявляется в образах, в которых содержатся смыслы и установки, она создаёт реальность каждый день. У неё есть своя собственная специфика и форма.
Психика неотделима от нашего физического существа, как в том, как она проявляется, так и в том, как мы её переживаем. Но это никоим образом не означает биологическую «зависимость». Психика заслуживает того, чтобы мы её приняли как самостоятельное явление, у нас совершенно нет оснований, чтобы относиться к ней как к эпифеномену, хотя возможно она зависит от работы мозга. Можно было бы рассматривать жизнь, как эпифеномен взаимоотношения атомов углерода. [10]
Психика состоит из многих частей, но есть две основные взаимосвязанные части: сознание и бессознательное.
Бессознательное
Бессознательное – это не просто отсутствие сознания. Это та часть психики, в которой содержатся элементы психической структуры, такие как воспоминания или подавленные желания, которые не подлежат восприятию сознанием или контролю, но часто влияют на сознательные мысли и поведение. Личное бессознательное - это та неизвестная часть индивидуального человеческого ума, которая является более старой, чем осознанная часть психики. Это та изначальная область, из которой появляется сознание. Это бессознательное (эквивалентное фрейдистскому суперэго) уникально для каждого человека, и в нём содержатся подавленные, забытые или воспринятые подсознанием переживания, имевшие место в жизни человека. Тогда как ум можно натренировать, с подсознанием это сделать невозможно. Это творческое и независимое психическое пространство, которое находится за пределом субъективного контроля.
Юнг заключил, что коллективное бессознательное не включает персональные черты, характерные для какого-то индивидуального эго, это сумма того, что унаследовано из биологических и психических систем, общих для человеческой расы. Это те действия и модели мышления, которые характерны для всего человечества. Первообразы коллективного бессознательного являются результатом тысячелетий человеческой борьбы и опыта.
Каждый важный опыт в жизни, каждый глубокий конфликт пробуждает накопленные сокровища этих образов и приводит к их внутренней констелляции. Но они становятся доступными для сознания только тогда, когда человек владеет таким высоким уровнем самосознания и возможностью понимания, что он также размышляет над тем, что он переживает, вместо того, чтобы просто пережить это вслепую. В последнем случае он фактически проживает миф и символ, не понимая их. [11]
Сознание
Сознание является той частью бодрствующей осознанности, которую человек воспринимает в любой момент. Это состояние, в котором он осознаёт мысли и может наблюдать, осознаёт окружающую среду, своё существование, ощущения и мысли. Следовательно, сознание – это функция, которая поддерживает взаимосвязь содержания психики и эго. Многие путают сознание с процессом просто «мышления», тогда как фактически сознание включает чувствование, волю, фантазии и все другие грани жизни в бодрствовании. Чувствительность – это одна из характерных человеческих черт, как утверждал Юнг: «Одна лишь способность человека осознавать делает его человеком». [12] В другом месте Юнг писал:
И всё же достижение осознанности стало наиболее ценным плодом древа знания, волшебным оружием, которое принесло человеку победу над землёй, и которое, будем надеяться, принесёт ему ещё большую победу над самим собой. [13]
По мнению Юнга, самая важная цель для любого человека – достижение гармонии между двумя половинами психики, между сознанием и бессознательным. Таким способом человек и одержал бы «ещё большую победу над самим собой». (См. рисунок 5, стр. 112).
Тень
Если подавленные стремления, то есть тень, как я называю их, были бы безусловным злом, тогда вообще не было бы никаких проблем. Но тень является лишь чем-то подчинённым, примитивным, неадаптированным и неудобным, но не полностью плохим. В ней находятся детские или примитивные качества, которые каким-то образом могут даже оживить и украсить существование человека. [14]
Тень представляет собой сумму всех личных и коллективных психических элементов, которым из-за их несовместимости с сознательно отобранным способом поведения, было отказано в проявлении в пространстве жизни, в результате чего они объединились в некий независимый осколок личности (что-то типа альтер-эго), чьи неосознанные наклонности идут вразрез с сознанием. Это наш «тёмный брат», который является спрятанной, но бесспорно существующей частью нашей общей психики. Развитие тени совпадает с развитием эго; аспекты, отвергнутые эго, подавляются, и у них есть совсем небольшая возможность выйти в сознательную жизнь человека или вообще таковой нет. Проявление тени часто приводит к дисбалансу сознания, что может быть положительно, а может быть и негативно. [15]
Очень часто архитипическая фигура, тень личности символически появляется в снах и бывает одного пола со сновидцем. К тому же, человек иногда может проецировать свою тень, то есть свои нежелательные, подавленные в подсознании, качества на другого человека.
В соответствии со своими взглядами на бессознательное Юнг предположил, что фактически существуют две формы тени: личная тень, созданная личностью из своего отвергнутого психического материала, и коллективная тень, в которую включены все коллективные подавленные воспоминания человечества.
Встреча с тенью
У всех есть тень, и чем меньше она представлена в сознательной жизни человека, тем она темнее и непроницаемее. Если проблема находится в сознании, то у человека всегда есть возможность её исправить. Кроме того, она постоянно находится в контакте с другими интересами, так что она постоянно подвергается модификации. Но если она подавлена и изолирована от сознания, она никогда не будет исправлена. [16]
На протяжении нашей жизни мы постоянно подавляем те или иные характеристики. Таким образом, тень никогда не может быть полностью включена в сознание. Однако, существенно важно, чтобы наиболее очевидные аспекты тени были бы выведены в сознание. Вместо того, чтобы отвергать тень, его партнёр, эго будет получать от неё силу.
Если с тенью не считаются, то возникает риск, что она превратится в огромное, тёмное пространство, которое блокирует внутренние способности к созиданию, и они не будут полностью доступны для сознательного ума. Вот почему некоторые люди, прикладывая титанические усилия, пытаются плотно удерживать тень под крышкой, пряча своих личных «демонов» под тонким слоем нравственной безупречности. Духовная крепость, которую они сооружают вокруг себе, является ни чем иным, как искусственной опорой, удерживаемой на месте силой, которая находится постоянно под угрозой разрушения, если ветер изменит своё направление. «Простое подавление тени не более эффективный способ лечения, чем обезглавливание при головной боли». [17]
По этой причине в юнгианском методе индивидуации встреча с тенью является первым шагом. Чтобы это сделать, нужно посмотреть на природу человеческого существования решительным, критичным и объективным взглядом. Содержание бессознательного часто проживается в проекциях на нечто, что находится снаружи по отношению к нам. В случае, когда психика содержит нежелательный психический материал, некоторые люди с готовностью будут проецировать свою тень на кого-то другого. Таким образом, у нас есть склонность перенести вину на подходящего козла отпущения, «это сделал другой парень» или, как настаивал автор комедии: «Дьявол заставил меня сделать это!» Иногда некоторым людям, проходящим анализ, бывает чрезвычайно сложно принять, что у них действительно существует глубокая, тёмная сторона. Терапевты, которые пытаются вывести тень в сознание, часто встречаются с огромным сопротивлением, потому что клиент боится, что фальшивая структура, которую он так тщательно возводил, чтобы спроецировать своё эго, рухнет. Это, в действительности, тот момент, на котором многие аналитики терпят неудачу, а клиент, будучи не в состоянии посмотреть в лицо своему неосознанному я, бессознательно останавливает процесс и возвращается к своему комфортному самообману.
Все мы должны посмотреть в лицо нашей теневой стороне. В особенности это важно для магов, которые хотят углубиться во внутренние пространства человеческой психики, в разум микрокосма. Никакой духовный прогресс невозможен без этого. Мы должны ясно увидеть характеристики нашей тени (как находящиеся в оппозиции к другим частям нашей психики, таким как эго), распознать, что они из себя представляют; это естественные части нас и нам нечего стыдиться или чувствовать себя в чём-то виноватыми. Вина и стыд часто ведёт к одному: в первую очередь подавить тень, тем самым позволяя маленькой нежелательной черте превратиться в огромный неразрешённый конфликт, принуждение или невроз. Некоторым образом тень похожа на отверженного и обиженного ребёнка, который, если проявить к нему доброту и понимание, может научиться играть с другими детьми. Объективное понимание нас самих облегчит как нашу встречу с тенью, так и с другими частями психики.
РЕГРЕССИОННОЕ УПРАЖНЕНИЕ
Исследование событий чьего-то детства – это необходимая предпосылка, чтобы выявить, как развивается тень. Следующее регрессионное упражнение – это прекрасный метод для обращения к детским воспоминаниям. [18]
Выполните МИРП. Выполните дыхание на четыре счёта. (Вдохните на четыре счёта. Задержите дыхание на четыре счёта. Выдохните на четыре счёта. Держите лёгкие пустыми на четыре счёта).
Сядьте в удобное положение или лягте на пол с закрытыми глазами. В течение нескольких минут расслабляйтесь и погружайтесь в ритмичное дыхание. Визуализируйте себя, окружённым тем, что сейчас вокруг вас.
Продолжая дыхание на четыре счёта, наблюдайте, как вы возвращаетесь в прошлое. Вдохнув на счёт четыре, подумайте о последней весне. Задержите дыхание на четыре счёта, думая о прошлой зиме. Выдохните на четыре счёта и представьте себе прошлую осень. На задержке дыхания на четыре счёта подумайте о прошлом лете. Продолжайте делать упражнение подобным образом, возвращаясь назад во времени, от весны к зиме, осени и лету, ещё дальше, удерживая дыхание на четыре ритма.
Вы можете решить отправиться во времени на пять лет назад, на десять лет, пятнадцать лет, двадцать лет и так далее. В каком-нибудь из этих интервалов остановитесь и представьте себя в этот конкретный момент времени. Посмотрите, как вы выглядели, что вас окружало, люди, которые были вокруг вас в то время, как вы себя чувствовали, и как вы видели свой мир. Исследуйте важные события, которые случились и сформировали ваше мировосприятие и видение самого себя.
Когда вы будете готовы закончить упражнение, используя дыхание на четыре счёта, визуализируйте время, снова движущееся дальше. (Вдох – весна, полная задержка – лето, выдох – осень, пустая задержка – зима). Двигайтесь снова во времени, пока не достигните настоящего. В конце упражнения сделайте МИРП. Всегда записывайте свои наблюдения.
Вам следует выполнить это упражнение несколько раз, предварительно решив, какое время из прошлого вы хотите исследовать далее. Когда вы станете достаточно искусно выполнять эту технику, вы сможете за раз один раз проходить один год, исследовав весь путь до рождения.
УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ ТРАВМЫ
Иногда теневые части личности создаются из-за травматического опыта или воспоминаний. В этих случаях упражнение для избавления от травмы может помочь человеку, проходящему анализ, «отпустить» вредоносный опыт и начать исцеляться. Эта техника делается следующим образом:
Человек ложится на спину. Положите вашу правую руку ему на лоб, а левую руку - на заднюю часть его головы. (В этот момент будет полезна техника дыхания для дальнейшего расслабления).
Затем предложите пациенту медленно визуализировать случившееся травматическое событие в обратном порядке, пройдя до времени, когда оно ещё не случилось. Другими словами, пусть для клиента детали этого события будут казаться видео записью, которую прокручивают в обратном направлении на медленной скорости.
Далее предложите человеку прокрутить эту воображаемую запись в её естественном порядке, вперёд во времени, до тех пор, пока он не окажется в начальной точке, где это началось.
Пусть человек повторяет этот просмотр туда и обратно до тех пор, пока он не перестанет чувствовать эмоциональную связь с этим событием.
В заключение сессии, пусть пациент глубоко вдохнёт, размышляя над напряжением или беспокойствами, потом задержит дыхание на несколько секунд, потом отпустит его, позволяя уйти любым оставшимся напряжениям. Повторите это три раза.
(Рекомендуется, чтобы человек проделывал это упражнение несколько раз в течение периода в несколько недель, чтобы убедиться, что это эффективно. Если есть такое желание, упражнение можно делать совершенно одному).
Анима и анимус
Второй этап на пути индивидуации характеризуется встречей с анимусом или анимой. Анима – это воплощение рефлекторной природы женственности в подсознании мужчины, в то время как анимус – это персонификация творческой мужской природы подсознания женщины. Оба являются «образами души», которые обычно проявляются в антропоморфной форме как «воображаемые любовники» во снах или воображении. Анима или анимус напрямую связаны с персоной или маской, если персона эмоциональная, образ души будет рациональным и наоборот. Они являются двумя наиболее важными архетипами, часто влияя на то, как мы реагируем на людей противоположного пола. Люди часто ищут и притягиваются к кому-то, кто символизирует аспекты их собственной психики.
Каждый мужчина несёт внутри себя извечный образ женщины, не образ этой или той конкретной женщины, а безусловный женский образ. Этот образ принципиально бессознателен, это наследственный фактор, первобытного происхождения, запечатлённый в живой органической системе мужчины, импринт или «архетип» всех прообразов переживания женственного, как будто это хранилище всех тех впечатлений, которые когда-либо производили женщины…Так как этот образ бессознателен, он всегда проецировался на человека, которого любили, и это является одной из главных причин страстного притяжения и отталкивания [19]
Нам нужно научиться различать внутренние и внешние проявления анимы и анимуса, также как мы должны отличать нас самих от нашей тени. В то время, как сознательное признание тени порождает знание о собственной тёмной стороне человека, то в отношении пола, распознание анимуса или анимы даёт способы понимания части психики противоположного пола человека. Это именно то неумение различать, которое толкает человека повторно искать во вне определённый тип партнёра: «плохой парень» или «испорченная девчонка», тип, который будет неизбежно к ним плохо относиться. Именно так некоторые люди, не умеющие отличить их собственный образ души (и тайные внутренние желания) от предполагаемого партнёра, проецируют внутренний образ во вне и в результате заводят неудачные отношения снова и снова. Иногда анима или анимус могут быть символизированы родительскими фигурами, что приводит к тому, что некоторые люди пытаются найти партнёра, который будет каким-то образом напоминать им отца или мать. Пока человек пытается найти «идеального партнёра», проецирование наружу образа души приводит некоторых к поиску во вне совершенства и красоты, которые находятся внутри. Это является истиной для большинства людей, которые выбирают человека, который представляет неосознанную часть психики. А так как ни одно человеческое существо не может абсолютно соответствовать перенесённому образу, то через некоторое время носитель проекции проявляет свои собственные, характерные ему или ей, черты, что ведёт к фрустрации и разладу в отношениях. Если человек мог бы только распознать образ души внутри, как часть своего собственного внутреннего я, то он бы перестал приписывать свои собственные недостатки своим партнёрам и снял бы проекцию. Любая психическая энергия, которая заключена в проекции, была бы высвобождена для других, более прогрессивных устремлений.
Встреча с образом души обычно происходит на склоне лет, после того, как была насыщена активностью юность, выполнена репродуктивная функция, и удовлетворены приоритеты внешней жизни. Встреча лицом к лицу с образом души является знаком того, что начинается вторая половина жизни человека. Раз образ души противоположного пола проявился в сознании, то теперь может быть невозможно «полностью потерять себя», влюбившись в другого, потому что мы обнаружили объект этой любви внутри нас. Вместе с этим приходит реализация, которую мы в действительности завершаем внутри нас, и нам не нужна рабская любовь, спроецированная на иллюзию, чтобы чувствовать опору. Вместо этого мы имеем возможность развить более глубокую любовь и сознательную преданность нашему партнёру.
Роль, присущая образу души, это психопомпа, выводящая душу из тупика на её пути по направлению к духовной трансформации. Это посредник, связывающий сознание и бессознательное. Тогда как персона примиряет эго и внешний мир, образ души связывает эго и внутренний мир. Будучи однажды полностью осознанным и интегрированным, образ души может принести невероятное богатство в сознание и жизненно важное раскрытие для истинного я.
Архетипы
Третий шаг процесса индивидуации знаменуется проявлением архетипов. Архетип – это идея, образ мышления или божественная форма, проявляющаяся из унаследованного человечеством опыта, из коллективного бессознательного.
Понятие архетипа…происходит из повторяющихся наблюдений, это могут быть, например, мифы и сказки мировой литературы, которые содержат определённые мотивы, возникающие повсюду. Мы встречаем те же самые мотивы в фантазиях, снах, бреду и иллюзиях людей живущих сегодня. Эти символические образы и ассоциации я и называю архетипическими идеями. Чем более ясно они представлены, тем больше они будут окрашены определёнными сильными оттенками чувств... Они впечатляют нас, оказывают влияние и очаровывают. Они происходят из архетипа, который сам по себе не представлен в сознании, является пред существующей формой, которая, как кажется, является частью унаследованной структуры психики, и может, таким образом, проявлять себя спонтанно где угодно и в любое время. [20]
Согласно представлениям Юнга, после того, как образ души интегрирован, следует стадия проявления главных архетипов духа и материи. Они включают «мудрого старца», как принцип духа мужчины и «великую мать», как принцип материи (или природы) в женщине. Здесь мы имеем дело с изначальными основами психики обоих полов, следуя к их истокам происхождения и древним образам богов. Как «мудрый старец», так и «великая мать» могут проявляться через огромное количество персонажей во всех мировых мифологиях. Это боги неба, матери земли, герои, героини, волшебники, жрецы, жрицы, предсказательницы, боги урожая и богини плодородия из всех пантеонов. Эти древние архетипы являются трансцендентными энергиями, которые несут глубокую мудрость и ведут к духовному росту.
Юнг относился к архетипическим фигурам психики как к «мана [21] личностям». Это определённые архетипы или группа архетипов, которые наиболее явно представлены или проявлены в индивидуальной психике. Считается, что человек, у которого есть мана, имеет власть и влияние на других, но также ему угрожает риск стать эгоцентричным, страдающим манией величия человеком. Это происходит из-за того, что эти универсальные архетипы имеют могущественное притяжение, которое в некоторых случаях приводит к тому, что человек идентифицируется с архетипом, создавая определенного типа само возвеличивание или инфляцию эго. Таков путь многих современных мессий, самоназначенных гуру и одержимых жаждой власти духовных лидеров.
Раздутое сознание всегда эгоцентрично и не осознаёт ничего, кроме своего собственного существования. Оно не в состоянии извлекать уроки из прошлого, не может понимать событий настоящего и не имеет возможности принимать правильные решения относительно будущего. Оно загипнотизировано самим собой, поэтому ему ничего не докажешь. Оно неизбежно обрекает себя на беды, которые доводят до смерти. [22]
Все мы, проходя процесс индивидуации, погружаемся в подобную самонадеянность, однако, созидающие энергии, которые порождают в психике проявление архетипов, могут оказаться полностью в нашем распоряжении только после того, как человек смиренно приобрёл способность различать разницу между своей или своим я и ими. Проходя наш собственный путь саморазвития, мы не должны путать наши озарения в процессе нашей внутренней работы с посланиями Бога, обращёнными к его новоизбранному пророку. Мы должны прояснять наши отношения с духом и природой и понимать, их, как проявления богов/архетипов. Эти могущественные и неизменные силы являются той частью нашей психики, целью которой является дать нам силу и вдохновение. Маги считают, что архетипы – это разнообразные формы или образы божественности, с помощью которых мы познаём самих себя и наше место в божественной вселенной. Сознательное распознавание психических элементов, которые включают в себя архетип мана-личности, приносят первое реальное чувство подлинной индивидуальности.
Доступ к архетипам
Учебники по психологии дают читателю некоторые примеры для исследования архетипов, что касается магии, в разнообразных руководствах достаточно часто представлены прообразы подобных фигур. Многих из них можно без труда увидеть на картах таро. Медитация на эти образы, также как и множество практик с таро, которые можно найти и в таких книгах, как “Archetypes on the Tree of Life” Мадонны Комптон, “Tarot and Magic” Гарета Найта, “Book of Tokens” Пола Фостера Кейса или нашей собственной книге “The New Golden Ritual Tarot”, могут быть использованы для идентификации и установления связи с разными архетипами, которые населяют психику.
Согласно своей природе и характерным чертам, некоторые архетипы в образах богов или богинь соотносятся со сферами на древе жизни. Боги войны и огня приписаны гебуре, богини любви и удовольствия – нецах и так далее. В десятой главе приведён короткий список имён божеств из нескольких пантеонов. Медитация на эти образы может привести к пониманию архетипических существ, с которыми человек может столкнуться на пути, который ведёт к истинному самоосознанию.
И здесь важно, чтобы студент не попал в ловушку психологизации магии [23], что может произойти вследствие неправильного понимания юнгианских теорий. Для современных «психолого-оккультистов» архетипы, божества и символы являются всего лишь реалиями, созданными человеческим умом, они не существуют за пределами индивидуального человеческого существа. При содействии популярной психологии иногда создаётся такое впечатление, что люди создают, взаимодействуют и избавляются от архетипов также легко, как и от старой пары обуви, как будто это своего рода поверхностная ролевая игра ума. Подобная точка зрения не придаёт вес теории Юнга, поскольку архетипы существуют неизменно и независимо от какого-либо индивида. Чтобы действительно это понять, у человека должно быть желание принять духовную (магическую) сторону человеческого существования, согласиться с тем, что мы являемся частью космической экосистемы.
Самореализация
В процессе индивидуализации бессознательный материал постепенно выходит в сознание. Совместно с растворением персоны и уменьшением верховной власти сознательного ума, эта новая осознанность привносит с собой состояние психического дисбаланса. Маги называют этот период «тёмной стороной души». Этот намеренно созданный дисбаланс нужен, чтобы убрать любые умственные препятствия, которые стоят на пути дальнейшего психического развития. Если сознательный ум в состоянии вобрать и развить психический материал, поднимающийся из подсознания, тогда подобное состояние баланса стимулирует независимость, интуитивное действие бессознательного, направленное на создание нового равновесия, и результатом будет, как считает Юнг, «победа над коллективной психэ». И это произойдёт только в том случае, когда будет достигнуто равновесие между сознательным и бессознательным. Это архетипический образ самости и самореализации, как заключительного шага на пути индивидуации.
Возникновение самости происходит в результате трансформации психики, что включает появление совершенно нового взгляда на жизнь. Это нелёгкий процесс. Примитивные импульсы будут продолжать атаковать нас из подсознания, но мы больше не будем полностью отождествляться с ними или убегать от них. Мы должны приложить все усилия, чтобы их понять, и нам не следует позволять напряжению, возникающему в результате взаимодействия бодрствующего сознания и бессознательного процесса, как бы то ни было мешать нашей повседневной жизни. Наша возможность быть с этим напряжением и проживать состояние психического дисбаланса приведёт нас к состоянию нового психического равновесия.
Сознательное и бессознательное дополняют друг друга в процессе формирования более глубокого принципа самости. И не только самость является центром этих двух половин психики, но и периферия сознания играет не менее важную роль. Согласно Юнгу, единственное содержание самости, доступное нашему познанию, это индивидуализированное эго. Стремясь познать больше, мы врезаемся в границы нашего собственного знания. Самость сама по себе трансцендентна. Её можно только почувствовать или пережить на опыте, но понять с помощью рационального ума невозможно никогда.
Это так странно, и вместе с тем так близко, целостные мы и всё же непознаваемые, виртуальный центр таинственного устройства…Кажется, что изначальные корни нашей собственной психической жизни запутанны в этой точке, и все наши высшие и предельные усилия прилагаются в этом направлении. Этот парадокс неизбежен тогда, когда мы пытаемся дать определение тому, что находится за пределами границ нашего понимания…[24]
Очевидно, что Юнг граничит здесь с мистикой. Юнгианская психология тем отличается от других систем, что она представляет собой этические стремления, у которых есть много общего с целями магии. Открытие понятия самости можно сравнить с завершением Великой работы или создание философского камня. Расширения сознания через поднятие прежде неосознанного материала, является своего рода формой духовного просвещения. Это не означает, что человек, который переживает просвещение или самореализацию проведёт остаток своих дней в блаженной медитации, скорее речь идёт о том, что постепенно у него будет возникать более истинное понимание себя и своей связи с божественным.
Целью юнгианской психологии является создание психической целостности. Этот подход не ограничивается лечением умственных расстройств. В наши дни лечение часто сводится к исцелению от ощущения бессмысленности или нахождению новой цели и направления в жизни. По мере приближения к двадцать первому веку, человечество осаждают коллективные неврозы и духовное обесценивание. Но мы не найдём исцеления, следуя жёстким церковным догматам или безжизненным, отстранённым методам психологии. Чтобы противостоять дезориентации, современному человечеству потребуется сочетание духовной осознанности, мистического опыта, базовой этики и подходящих методов психотерапии. Метод самореализации, который включает в себя магию и психологию, подобный упражнениям Срединного столпа, является частью ответа на запрос.
Символ единства
Польза от достижения психикой самореализации проявляется в символе, который называется объединяющим символом. Это символ, отображающий объединение всех частей психики и, в тоже самое время этот синтез превосходит все её отдельные компоненты. Он представляет собой восстановленное равновесие сознательного и бессознательного. Объединяющий символ отображает сбалансированное психологическое состояние, которого нам бы хотелось достигнуть. В восточных сообществах объединяющий символ зачастую имеет форму, которая называется мандала или «магический круг», считается, что это сбалансированный образ космоса. Наиболее важным объединяющим символом запада является каббалистическое древо жизни.
Райх и его теории
Вильгельм Райх (1897-1957) изучал медицину и фрейдистский анализ в Венском университете. Два года он работал над диссертацией под руководством профессора Вагнера-Яурегга. Именно в это время он сформулировал две свои наиболее признанные теории. Первой концепцией была идея «психологической брони» - мышечного напряжения или физической ригидности, которая оказывает то же воздействие, что и неврозы, иными словами, служит механизмом подавления нежелательного психического материала. Вторая идея состоит в том, что шизофрения является «закупоренной» энергией внутри автономной нервной системы.
Райх считал, что психические проблемы являются причиной напряжения мышц, и любая успешная терапия должна работать с двумя сторонами нарушения баланса: как с умом, так и с телом. В качестве исцеляющего средства он предлагал развивать психо-аналитический подход, соединённый с глубоким, зачастую болезненным массажем, который разрушит физическую броню и в свою очередь освободит психику от неврозов. [25] Это представляет собой атаку психических проблем с помощью физических манипуляциё. Он называл свой метод лечения вегетотерапией или, как она ещё иногда известна, «невербальная терапия». Целью подобного лечения является не только расслабление мышц, но важно также обойти все вербальные или интеллектуальные защитные механизмы, чтобы воссоединить внешнее эго с внутренней реальностью и высвободить тот материал, который был подавлен.
В 1936 году Райх начал серию экспериментов, в результате которых он создал теорию об энергии оргона. Это была определённого рода сила энергии жизни, которая, по мнению Райха, была чрезвычайно важна для хорошего здоровья и пронизывала всю жизнь. Райх считал, что мышечное напряжение блокировало свободный поток оргонной энергии в человеческих существах, и его вегетотерапия освобождала поток оргона.
Его исследования закончились для него проблемами, как с нацистской Германией, так и позже с США, где он построил машину, которая, как считалось, извлекала оргон из атмосферы и переносила его в человеческое тело. Несмотря на это, многие люди считают, что теории Райха были важным соединением на стыке психотерапии и магии.
Трансперсональная психология
В наши дни наряду с интересом к магии, внимание также притягивает трансперсональная или глубинная психология, направление, инициированное Юнгом, которое далее исследовали такие психологи, как, например, Роберто Ассаджиоли (1888-1975). Слово трансперсональный означает нечто, что превосходит персональное или индивидуальное. Трансперсональная психология использует более духовный подход к человеческой дилемме и не отрицает идею о существовании человеческой души, напротив, включает её. Истинный метод трансперсональной психологии должен исследовать высшие аспекты бессознательного и использовать для понимания эволюции человека как философский, так и прагматический подходы.
Видя, что психоанализ был неполной системой, Ассаджиоли разработал свою собственную форму терапии и назвал её психосинтез. Психосинтез принимает идею души, либидо и воображения, как важные аспекты человеческого существа. Он также включает использование символизма и аллегории, чтобы инициировать алхимическое изменение и психическую интеграцию.
Я хочу подчеркнуть тот факт, что элементы и функции, исходящие из сверхсознательного, такие как эстетические, этические, религиозные переживания, интуиция, вдохновение, мистические состояния сознания фактически существуют, являются реальными в прагматическом смысле…потому что они эффективны…способствуя изменениям, как во внутреннем, так и во внешнем мире. Следовательно, они подлежат наблюдению и экспериментированию с использованием научного метода способами, которые подходят их природе; на них можно также воздействовать и утилизировать их психо-духовными техниками. [26]
Ассаджиоли выделил следующие части психики (см. рис. 6, стр. 126):
1. Коллективное бессознательное – это окружающая психическая «мембрана», которая способствует постоянному и энергичному обмену всех частей психики с общим психическим окружением. Это общие изначальные символы, образы и метафоры, свойственные всему человечеству, часть души, которую мы все разделяем. Архетипы коллективного бессознательного включают наиболее первородные образы богов, такие как месопотамский Апсу и греческий хаос.
2. Высшее я [27] или истинное трансперсональное я, которое находится за пределами и не может подвергаться воздействию потока мыслей ума или ощущений тела. Это то чистое сознание, сердцевина я, которое также лежит в основе всех других аспектов и функций психики. Вся личная энергия и сознательные вопросы исходят из этого источника. Архетипы высшего я включают всемогущих небесных богов, таких как вавилонский Мардук, греческий Зевс и еврейский Яхве.
3. Сознательное я или «Я» - это эго или точка самосознания. Это точка личной идентичности, вокруг которой мы организуем область осознания. Его функция состоит в координации огромного количества внутренней и внешней информации, которую мы приобретаем, оно работает посредником между нашими внутренней и внешней реальностями. Эго проживает этот опыт при помощи различных функций, таких как эмоции, ощущения, интеллект и воображение. Чтобы выполнять эти обязанности, эго использует различение, рассудок и определённые защитные механизмы, которые часто конфликтуют с другими аспектами психики, иногда ставя препятствия для развития и исцеления. Архетипы эго включают все божества, которые «странствуют между мирами» жизни и смерти (сознательные и бессознательные), такие как шумерская Инанна и египетский Озирис.
4. Область сознательного представляет собой непрерывный поток наблюдаемых образов, чувств, мыслей, ощущений и импульсов. Архетипы этой области включают несколько групп божеств с различной атрибутикой: мудрость (Энки, Тот, Гермес), любовь (Хатор, Афродита), война (Хорус, Арес), удовольствие (Бес, Пан) и т. д.
5. Высшее сознание или сверхсознание – это трансперсональный уровень бессознательного, который включает высшую интуицию, вдохновения, латентные психические функции и духовные энергии. Именно здесь высшее я проявляет себя в различных формах через архетипы. Средний человек обычно не осознаёт эти силы и архетипы до тех пор, пока они не выйдут на свет в процессе самореализации. Архетипы сверхсознания включают первых богов пантеона, таких как греческие титаны или норвежские великаны.
6. Среднее бессознательное является внутренней областью, которая схожа и доступна подобному же пробуждённому сознательному. Здесь содержится всё, находящееся в сфере осознанности, что мы привычно не осознаём, но можем осознать. Это бессознательная модель, лежащая в основе сознательного ума, где умственная активность «вынашивается» перед тем, как родиться в сознательном уме. В архетипы среднего бессознательного входят все божества, которые ассоциируются с предсказанием и оракулами, такие как греческие божества Аполлон и Гея.
7. В низшем бессознательном находятся основополагающие драйвы, примитивные побуждения, низшие мечты и комплексы. Это личное бессознательное, которое является складом спрятанных воспоминаний, подавленного психического материала и теневой личности. Эта часть психики доступна для работы с помощью гипноза, транса и воображения. Архетипы низшего бессознательного включают все божества нижних миров, таких как шумерская богиня Эрешкигаль и греческие божества Гадес и Персефона.
Если бы мы добавили что-то к модели Ассоджиоли, то это было бы тело или проявленная психика, которую нужно учитывать в целостном психологическом подходе. Ум и тело являются взаимосвязанными друг с другом измерениями. Как физический дискомфорт может отражаться на состоянии ума, также и ум с помощью направленной визуализации может воздействовать на тело. Архетипы проявленной психики включают всех земных божеств, таких как египетский Геб, вавилонская Нинхурсаг и греческая Деметра.
Деление психики, предложенное Ассоджиоли, значительно напоминает каббалистическую модель души. Как и Юнг, он считает, что давление нужно любому человеческому существу, чтоб достичь баланса внутренней интеграции и истинной самореализации, и в системе достижения этой цели он выделил четыре ступени :
1. С помощью познания личности. Это включает откровенный анализ всех частей психики, как сознательных, так и бессознательных, включая тень. Психоанализ – это метод, используемый терапевтами для этой цели. (В магии и алхимии это первая половина уравнения: solve et coagula – растворить и сгустить).
2. Руководство разнообразными элементами личности. После того, как выявлены все части психики, мы должны начать ими управлять. Согласно Ассаджиоли, одним из самых эффективных способов для достижения этого является метод, названный дезидентификацией, [28] которая помогает растворять вредоносные комплексы, чьи заново высвобождённые энергии можно взять под контроль и использовать более позитивным образом. Растворение этих комплексов требует методов объективизации, критического анализа и проницательности. (В магии теневые аспекты психики собирательно называется злая персона, их нужно распознать и подчинить высшей духовной воле мага, а энергии преобразовать и поставить на служение свершению Великой работы).
3. Реализация истинного я личности: обнаружение или создание объединяющего центра. Взаимосвязь, которая, если на ней сконцентрироваться и идентифицироваться с ней, позволяет интегрировать,/объединить нижние и высшие я, освободиться от эгоистичных интересов и личных ограничений. Точка взаимосвязи личного и божественного я, отражается в этой точке и является её символом. [29]
4. Психосинтез: формирование или воссоздание личности вокруг нового центра. Как только объединяющий центр обнаружен, следующий шаг – постепенно и систематически выстраивать вокруг него новую «идеальную» личность организованным, целеустремлённым способом с ясными, достижимыми целями в уме. [30]
Практический психосинтез начинается с построения этой новой личности. Этот процесс включает в себя использование всех доступных энергий и преобразование бессознательных и прежде латентных сил, развитие тех аспектов личности, которые являются слабыми или неэффективными. Это делается с помощью техник самовнушения, аффирмации, визуализации и систематической тренировки менее развитых способностей воображения, воли и памяти. В конечном итоге все разнообразные психологические энергии и функции должны быть скоординированы по мере того, как новая личность обретёт стабильно организованную форму.
Существует много уровней в этом процессе преобразования и самореализации, и, как утверждалось выше, прохождение их не всегда доставляет удовольствие. Это многогранный процесс, включающий несколько ступеней: устранение препятствий, которые блокируют поток энергий между сверхсознанием и нижними сферами сознания, развитие латентных или дремлющих высших функций (память, воля, воображение и т.д.), и стадии, когда высшее я работает с эго, которое должно выдержать стресс и неизбежный дискомфорт, приносимый этим процессом.
В магии это духовная дисциплина Великой работы и реинтеграция, вторая половина формулы solve etcoagula алхимии. Она отражает нашу цель «стать больше, чем человек» или, выражаясь менее мистическими терминами, стать лучшим человеческим существом, насколько это возможно, развиваясь в направлении раскрытия нашего полного потенциала.
В психосинтезе используются разнообразные методы и инструменты, также как и в других подходах в трансперсональной психологии. При лечении этим методом фокус внимания всегда сосредоточен на целостном подходе, и все используемые техники способствуют здоровью, благосостоянию и психической интеграции личности. Ведение дневника, анализ сновидений, свободная ассоциация, гипноз, групповой анализ, психодрама, расслабление, медитация, терапия и использованием музыки, самовнушение, смехотерапия, фототерапия, дезидентификация, визуализация, развитие воли, использование символов и метафор, преобразование и очищение сексуальных энергий, развитие воображения – вот некоторые методы, которые используют для достижения самореализации.
Одной из целей психосинтеза является интеграция сверхсознания настолько, насколько это возможно, в области сознательного и бессознательного. Большое количество метафор, описывающих этот процесс самореализации и самоинтеграции можно найти в языке алхимиков. То, что духовная алхимия понимает под превращением свинца в золото, всего лишь просто другой способ описания преобразования мирского в духовное, дисгармонии в гармонию и личное в трансцендентное.
Воображение и транссознательное я
По мере того, как граница между психологией и магией становится всё более прозрачной, мы подходим к новой более трансцендентной интерпретации сознания. Транссознательное я [31] является связующим звеном между всеми частями я. Будучи частью большинства количества процессов воображения, связанных с интуицией и волей, транссознание приводит в соответствие интеллект и уникальную природу. У него есть способность взаимодействовать, проходить сквозь все уровни психики и вызывать их изменения, ему доступнен широкий выбор сил, имеющий дело с передачей информации и трансформацией. Существенным аспектом транссознательного я является воображение. Это мощное средство, нужное для процессов вдохновения, преобразования, интеграции и трансценденции. Транссознательное воображение работает как отдельно организованный механизм, целенаправленно двигаясь между всеми частями психики, устремляясь к их объединению. Его обширные источники творчества оказывают основное влияние на развитие музыки, танца, литературы и других видов искусства.
Транссознательное воображение проявляется двумя способами: интуитивное воображение и творческое воображение, которые соответственно относятся к природе рефлективной анимы и творческого анимуса. Вместе эти два архетипа срастаются в отчасти андрогинный архетип Гермеса, [32] бога-посланника, который символизирует транссознательное воображение, будучи псхопомпом, проводником, целителем и защитником души. Язык души (и воображение) проявляется в символе, образе и аллегории. Поэтому многие фигуры, места и ситуации во всех мифологиях являются метафорами различных архетипов, так же как и разные аспекты психики, и трансформирующие опыты. Это совершает Гермес, представая проводником души в транссознательном я, взаимодействуя со всеми уровнями психики с помощью символа и мифа.
Воображение является одним из самых важных инструментов в магии. Направленное воображение используется магами для всего: от освящения талисманов до целительства. Концентрация на визуализируемом образе или символе является ключом к работе этого типа. В целительстве источник инфекции или травмы часто визуализировали как растворившийся, или больного человека «воображали» свободным от болезни. Исследование бессознательных областей обычно начинается с «образа» нисхождения в подвал, пещеру или подземелье. Для контакта с уровнями сверхсознания часто используют образ подъёма на крутую гору, или как восхождение по ветвям мистического дерева.
Правильно используемые способности к воображению транссознательного я могут быть полезными для активации дремлющих способностей психики, восстанавливая здоровье и благополучие целостной системы ум/тело.
Древо жизни
Каббала – это мистическая система евреев средневековья; её истинные источники происхождения похоронены в веках. Говорят, что основной символ, древо жизни, является символическим знаком сущности Бога, происхождения космоса, души человека и моделью способа жить в согласии с божественным измерением. Это также наиболее важный символ, использовавшийся магами и другими практиками западной эзотерической традиции. Для наших целей мы сфокусируемся на древе жизни, как на «объединяющем символе», образе индивидуации психики.
Само по себе древо состоит из 10 сефирот (сфер или эманаций), изображённых на рис. 2 во второй главе, стр., список по порядку: кетер – корона, хокма – мудрость, бина – понимание, хесед – милосердие, гебура – сила, тиферет – красота, нецах – победа, ход – великолепие, йесод – основание и малкут – королевство.
Части души
Для каббалистов душа человека разделена на три основные части, которые иногда в чём-то перекрывают друг друга. (см. рис 7 стр. 132). Речь идёт о нешаме, руах и нефеш. Величайшая из них, нешама, включает в себя кетер, хокму и бину. Она соотносится с высшими устремлениями души и, тем, что Ассаджиоли описывал как высшее бессознательное или сверхсознательное. Величайшая нешама далее делится на три части: ехида, шиа и нешама.
Ехида, центр которой расположен в кетер, является нашим истинным божественным я (сравнимо с высшим я Ассаджиоли), это основа сущности нашей духовной природы. Та часть нас, которая расположена наиболее близко к Богу, наиболее совершенный уровень я. Ехида является высочайшим недифференцированным качеством ума, который чист, это неразвёрнутое сознание. Это просто «Я есть, что я есть».
Шиа или сила жизни, расположена в хокме, она является высшим активным принципом души человека. Это наша божественная воля, наше любознательное устремление стать больше, чем человек. Символ шиа – мужской образ души анимус или фигура божественного Отца, шиа является источником наших сил действия.
Эта составная часть души нишамы (в отличие от великой нешамы) является интуитивной душой, расположенной в бине, однако, она одалживает своё имя другим высшим сущностям, она наиболее наглядно выражает самые сильные устремления души. Это также самая легко достижимая часть из трёх божественных частей души. Нешама в бине символизируется образом женской души анимы, также как шекина, божественная мать или гностическая София. Это источник человеческого восприятия, постижение и духовное понимание.
Нешама в бине инициирует установленные пути, по которым можно определить я, как нечто уникальное для человека, также как и безграничность в архетипическом проявлении. Это понимание того, как проявляется божественность через множество архетипических форм, и как она может более полно проявлять себя, как процесс самореализации, который продолжает разворачиваться. Внутри нешамы заложен инстинкт и план, ведущий к самореализации.
В целом нешама представляет собой наше истинное желание или глубинное состояние сознания, силу интуиции, которая соединяет человечество с Всевышним – это наше сверхсознание, инуитивный ум. [33] Согласно древним каббалистам, часть души остаётся в спящем состоянии до тех пор, пока человек не пробудится к своему духовному существованию. Нешама (божественное я, высшая душа или высший гений) включает аспекты коллективного бессознательного, способствующие развитию, эту божественную искру, которая одинакова для всего человечества.
Между нешамой и средней частью души находится великий предел, известный как бездна. Это линия пересечения между смертным и бессмертным, персональным и трансперсональным, разобщённостью и единством. То, что находится над пропастью бессмертно и одинаково для всех нас. А то, что находится внизу бездны временно и индивидуально. Скрытая сефира (или даже несуществующая сефира) расположена в пространстве бездны. Её функция – создать мост между высшей и средней частями души (нешама и руах) таким образом, чтобы эманации нешамы могли «снизойти» и войти в контакт с сознательным умом, и, дать возможность достичь некоторого понимания природы духа и божественного.
Средняя часть души или разумное я, руах, расположена в пяти сфирах, начиная от хесед до йесод, хотя центр её расположен в тиферет. Она также перекрывает в меньшей степени даат и йесод. Это сознательный ум и силы мышления, сознательная часть нашего существа, неизменное обиталище нашего эго. Это место, где расположено «внешнее» сознание, в пространстве которого человечество осознаёт мысли-образы и имеет возможность переводить мысли в действия. Это именно то место, где люди используют свои возможности распознавать, так как ум непрерывно перемещается между двумя функциями: мирской и трансцендентной.
Пятёрке этих сфирот приписываются пять способностей: память (хесед), воля (гебура), воображение (тиферет), эмоциональность (нецах) и интеллект (ход). Две нижние из этих функций, соответствующие нецах и ход, достаточно легки для понимания среднего индивида. Три высшие функции руах, принадлежащие сфирам от четвёртой до шестой, несколько более сложны в этом смысле. Это происходит из-за разграничения, называемое завесой Парокет, которая расположена на древе между тиферет и двумя нижними сфирами нецах и ход. Следовательно, функции высшей части руах такие как память, воля и воображения некоторым образом абстрактны и зачастую менее доступны для человека, в отличие от нижних способностей мышления и чувствования.
Руах содержит как среднее бессознательное и область сознания по системе Ассаджиоли, так же и его концепцию сознательного я или эго.
Высшее я или низший гений (иногда его называют Augoeides), который объединяет высшее я нешамы и низшее я, расположен в руах, главным образом в тиферет. [34] Это также место расположения персонального эго, которое действует между божественным сверхсознанием и низшим я и постоянно пытается структурировать и проинтерпретировать личный опыт человека, как внешний, так и внутренний. Персона, имеющая сознание, но искусственная маска, которую мы предъявляем внешнему миру, также находится в руах.
Нефеш или низшее я, расположена в йесод. Её можно сравнить с низшим сознанием согласно системе Ассаджиоли, и она является низшим уровнем осознанности, который отвечает за изначальные инстинкты, основные побуждения и животную жизнеспособность, которые берут своё начало в нашем доисторическом прошлом. В нефеш содержатся низшие области коллективного бессознательного, те базовые аспекты, которые относятся к выживанию, сексу и к рептильному мозгу. Это также местонахождение нашего личного бессознательного. Иногда нефеш сравнивают с аурой и эфирным телом, определённого типа энергетической оболочкой, которая формирует физическое тело. Для многих аспектов магии важно правильное использование жизненно важной энергии нефеш, но она всегда должна оставаться под устойчивым контролем руах, то есть сознательного ума.
Пожалуй, с пониманием нефеш существует самое большое количество неправильных толкований. Из-за расположения и связи с руах над ней и гуф (G’uph) под ней, нефеш также является местом, где находится тень, тёмная сторона подсознания сознательного эго. Тень представляет собой те основные желания, которые идут вразрез с моралью общества и с нашими собственными идеалами поведения и личности. Личные конфликты и неврозы, которые образовываются в психике на протяжении жизни, изгоняются в пространство нефеш путём отрицания и подавления. Это ведёт к своего рода дуализму, который в свою очередь порождает тень и всё, что с ней связано. Подобный дуализм проявляется в том, что с одной стороны в нефеш содержатся живая изначальная энергия, которая совершенно необходима для магической работы, но с другой стороны тут же присутствуют бессознательные импульсы, которые зачастую идут вразрез с духовным развитием. Эти импульсы можно соотнести с фрейдистским ид, с его требованием незамедлительного удовлетворения. Таким образом, нефеш и бессознательный ум вместе с тенью бесцеремонно отвергались на протяжении истории и использовались в качестве козлов отпущения для проблем, которые возникали в сознательном уме (когда неврозы вместо того, чтобы исследовать, сознательно подавлялись). Таким образом, нефеш стала хранилищем для многих эмоционально заряженных комплексов, фобий, навязчивых идей, иллюзий и непреодолимых влечений.
За пределами этой группы из пяти сфир, отражающих строение человеческой души, расположена ещё одна часть, которая иногда остаётся незамеченной. Речь идёт о самой нижней части, которая называется гуф (G’uph). Её центр расположен в малкут, и она плотно привязана к физическому телу и связана со всем разнообразием психо-физических функций. Это низший уровень подсознательного разума, который передаёт мозгу информацию о текущем состоянии человеческого тела.
Работа трансперсональных психотерапевтов и заслуживающих уважения систем магии направлена на исследование и интеграцию тени, расположенной в нефеш. Эта интеграция является необходимым условием для дальнейшей духовной/магической работы и самореализации. В магических орденах, подобных Золотой заре, это происходит с помощью инициирующих ритуалов, которые повышают уровень осознанности студента, совместно с ними передаётся интеллектуальное знание, личные медитации, ритуалы, визуализации, инициирования и такие упражнения, как Срединный столп. [35] С момента встречи с тенью лицом к лицу, распознанием и установлением её связи с психикой, огромные энергетические ресурсы и богатая символика тени может быть использована и освоена сознательным умом, что в свою очередь может стимулировать связь с нешамой. Магическая дисциплина направлена на открытие канала, который может связать нешаму и низшие части души, давая человеку возможность сознательно распознать божественное я. Высшие способности руах, включая воображение, волю и память также становятся осознанными.
Однако, чтобы это произошло, совершенно необходимо, чтобы современный читатель, который ищет нового понимания цели жизни в дополнение к пониманию его или её внутренней работы, уникальности и месту в великом замысле божественной вселенной, имел бы возможность перейти сужающееся ущелье, которое разделило психологию и магию. Должны быть исследованы обе системы и их соответствующие совокупности знаний собраны, чтобы люди могли бы обнаружить в них жемчужины мудрости. Этот процесс восстановления связи между современной наукой и древним искусством станет актом исцеления на обоих уровнях, как на персональном, так и коллективном, что свидетельствует о том, что вся реальность объединена интегрирующим принципом духа.
Не следует никого убеждать, что процесс самореализации, достигнутый ли с помощью аналитической психологии, техник магии или комбинацией обеих систем, является простым делом. Но даже малейшее достижение на этом пути, будет монументальным шагом для личного внутреннего роста человека. Если ум открыт как для новых, так и для старых путей изучения человеческого развития, человек обнаружит, что стремление психологов к здоровой, интегрированной психике человека, алхимический поиск философского камня и устремлённость магов к совершению Великой работы являются естественными дополнениями друг для друга.
Духовное развитие человека является длинным и трудным путешествием, приключением в чужеродных землях, где много сюрпризов, сложностей и даже опасностей. Оно включает в себя радикальное преобразование «нормальных» частей личности, пробуждение потенциальных возможностей, которые до этого момента бездействовали, повышение осознанности, которое открывает новые области и даёт возможность функционировать в новых внутренних измерениях. [36]
Примечание
1. Арнольд Тойнби, Perspectives and Patterns: Discourses on History,73
2. LeShan, The Dilemma of Psychology, xiii.
3. Кто-то может сказать, что магия и духовность стали подавленной тенью сознательного эго психологии.
4. Hebb, "What Psychology Is About," American Psychologist 29, 74.
5. Leshan, The Dilemma ofPsychology, 88.
6. В дополнении к подавлению, другие защитные механизмы включают вытеснение, когда опасные импульсы высвобождаются в замещающей ситуации или в замаскированной деятельности и сублимации или переключение инстинктивной сексуальной энергии на другую активность. Сублимация может иногда быть сознательно выбранным процессом, в этом случае она может стать конструктивной, а не быть защитным механизмом.
7. При терапии методом свободных ассоциаций человек выражает свои мысли незамедлительно, как только они возникают.
8. Регарди часто считал, что он наблюдал комплекс Эдипа у своих собственных пациентов, наряду с комплексами мазохизма и опасением быть кастрированным. Он был склонен соглашаться с Фрейдом (в противовес Юнгу) в отношении утверждения, что сексуальное устремление является основополагающей мотивацией людей. Однако, Регарди не был согласен с идеей Фрейда, что подавление является требованием цивилизованной жизни. Для Регарди подавление было источником большинства проблем человека. Он также не соглашался с отрицанием Фрейдом оккультизма, здесь он был солидарен с Юнгом.
9. Юнг «Отношения между эго и бессознательным» Собрание работ К.Г.Юнга.
10. Якоби, цитируя Юнга, The Psychology of C.G. Jung, 8-9
11. Jung, The Collected Works of C. G. lung
12. Jung, "On the Nature of the Psyche," The Collected Works of C. G. Jung, #8,412
13. Jung “The Meaning oh Psychology for Morden Man”
14. Jung, "Psychology and Religion," The Collected Works ofC. G. Jung, #11,131
15. Если внешняя личность человека эгоцентрична и любит спорить, характерными чертами его тени может быть позитивность и альтруизм, которые подавляются эго. Выдуманный персонаж Скрудж был бы хорошим примером личности негативного типа, который повернулся лицом к своей тени и был способен вывести на свет свои положительные качества.
16. Ibid., 131
17. Ibid., 131
18. Из нашей книги Self-Initiation into the Golden Dawn Tradition, 661
19. Jung, The Collected Works ofC. G. lung, #17, 198
20. Jung, The Collected Works ofC. G. lung, #lo, 847.
21. Мана означает «великую силу». Полинезийский термин, обозначающий магическую силу природы. Можно сравнить с праной или чи.
22. Jung, The Collected Works of C. G, Jung, #12,563.
23. См. статью Donald Michael Kraig "Do the Gods Exist?" в “The Magical Pantheons” 260-261.
24. Jacobi quoting Jung, The Psychology of C. G. Jz~ng, 131.
25. Рейхианской терапии определённые области массироваись приблизительно в соответствии с расположением сфир на срединном столпе. Легко понять, почему Регарди был так увлечён этим типом терапии.
26. Assagioli, Psychosynthesis, 6.
27. То, что Ассаджиоли назвал «высшим я» в церемониальной магии часто называется «божественное я».
28. Вместо того, чтобы идентифицировать себя со слабостью, ограниченностью или навязчивой идеей («я в депрессии»), дезидентифицируйте себя с источником проблемы («волна депрессии пытается поглотить меня»).
29. Ассаджиоли считал, что эта точка была внешней проекцией, но маги относили её к внутренней реальности, расположенной в сфире тиферет, местонахождении священного ангела хранителя.
30. В магии это можно сравнить с работой 27 Path of Peh (известной как «Башня»), когда разрушается старая отжившая личность, и новая личность выстраивается.
31. Транссознательное – это термин, который разработал психолог/маг William Stoltz для описания творческого и интуитивного воображения психики.
32. Хотя Гермес мужского рода, иногда он бывает изображён андрогинном или гермафродитом. В действительности, слово гермафродит состоит из двух имён: Гермес и Афродита – это союз анимы и анимуса.
33. Иногда путали с фрейдистским супер-эго, которое было искусственной конструкцией, состоящей из внешних влияний, возникших в процессе, который называется интроекция, что означает включение характеристик человека или объекта внутрь чьей-либо психики, причём происходит это бессознательно.
34. Нисхождение нешамы в область сознания индивидуальности происходит через «священный союз» «короля» и «королевы», высшего и низшего я, которые символизируют тиферет и малкут.
35. Определённое учение Золотой зари, такое как символизм Эдемского сада до и после падения, определённо направленно на интеграцию тени с помощью использования мифа и метафоры, которые могут быть поняты на многих уровнях. См. нашу книгу Self-lnitiation into the Golden Dawn Tradition, 367-371 and 554-556.
36. Ассаджиоли, Психосинтез, 39.
>Перевод Анфиса Мелкумова