Не надо доверять никому, и особенно казахам!
07.08.2023 05:11
Валерий Розанов Федеральный Репортер ИА СЕТИ РУ

За спиной у России Казахстан реализует проект Транскаспийского международного транспортного коридора (ТМТК), также известного как Средний коридор.
Параллельно Астана наращивает экспорт нефти через Азербайджан в целях «диверсификации» вывоза энергоресурсов по нероссийским маршрутам. Казахстан, Азербайджан и Турция ведут двойную игру явно не в интересах России.
Дело серьёзное
Первые разговоры о реализации проекта Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), силами Казахстана, Азербайджана и Грузии, появились еще в 2014 году, после присоединения Крыма к России и последовавшими за этим санкциями со стороны Запада. Бывшие союзники по социалистическому блоку хотели навариться на европейских санкциях против Москвы, что у них успешно получилось. Транскаспийский путь действует уже более восьми лет, однако на 2022 год его загруженность, по данным казахстанских источников, составляет всего 20 процентов. После начала спецоперации и введения против России еще более серьезных ограничений Казахстан намерен нарастить транзит через свою территорию еще сильнее, претендуя и на долю РФ в перевозке китайских товаров.
План экономического развития Казахстана подразумевает не только развитие путей сообщения в Европу, но и увеличение объемов экспорта нефти на освободившиеся после санкций против России рынки. Астана находится на 12-м месте в мире по объему добычи нефти — за 2022 год показатель составил 84,2 миллиона тонн, а за 2021-й всего на полторы тонны больше. В рамках стратегии диверсификации Казахстан планирует увеличить объем продаваемого в Европу «черного золота» через нефтепровод Баку — Тбилиси — Джейхан, который ранее обеспечивал каспийской нефтью только Турцию, но теперь будет задействован и для поставок в другие части мира. Если раньше экспорт части казахстанской нефти в Европу осуществлялся через российскую инфраструктуру, то теперь эти пути закрылись.
Сейчас Казахстан имеет два главных плана экономического развития в обход или, скорее, в ущерб России. Первый — увеличение общего числа иностранных товаров, которые перевозят через территорию страны. Согласно заявлению президента Токаева, страна к 2030 году планирует выйти на 500 тысяч транспортированных контейнеров в год через ТМТМ. Это значит, что многие китайские товары, которые раньше шли через Россию, принося стране средства за их транспортировку, теперь будут двигаться в обход РФ, лишая ее этих денег. Второй — серьезное наращивание пропускной способности нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан, который работает сейчас не на полную мощность. Казахстан уже заключил соглашение с азербайджанской компанией SOCAR, что позволило экспортировать за первый квартал 2023 года более 10,3 миллионов тонн энергоресурсов — на полмиллиона больше, чем за аналогичный период 2022 года.
Москва ставит в этой игре на кон очень много
Несмотря на нечестную игру Казахстана, Азербайджана и Турции, которую страны ведут явно в ущерб Москве, у России, как мы уже отметили, всё-таки имеются свои козыри. И в первую очередь надо отметить, что  РФ, сотрудничая с Китаем, в будущем может полностью отказаться от параллельного импорта товаров через Казахстан. И тут Астане есть что терять. С введением западных санкций объём экспорта электроники из Казахстана в Россию вырос в 22 раза. С одной стороны, Казахстан не хочет навлечь на себя западные санкции, с другой – боится потерять сотрудничество с Россией.
В 2022 году объём двусторонней торговли между Россией и Казахстаном увеличился на 2 млрд долларов, достигнув 26 млрд. Экспорт из Казахстана в Россию в 2022 году вырос на 25% и составил 8,8 млрд долларов. В экспорте из России в Казахстан преобладают машины, оборудование и транспортные средства, каучук, продукты питания, химическая и сельхозпродукция.
Помимо укрепления сотрудничества с Китаем, Россия налаживает партнёрство с Ираном. Обсуждается развитие российско-иранского коридора из Каспийского моря к строящемуся транспортному терминалу Чобахар в Аравийском море. Один из советников Путина Игорь Левитин продолжает регулярно посещать Тегеран. Во время своего последнего визита Левитин встретился с высокопоставленными иранскими чиновниками, включая Мохаммада Мохбера, первого вице-президента и главного экономического координатора, и Али Шамхани, секретаря Высшего Совета нацбезопасности. Неоднократные визиты Левитина связаны с переговорами между Тегераном и Москвой о завершении строительства Международного транспортного коридора «Север-Юг» (INSTC), нового торгового маршрута, соединяющего Индийский океан с Россией через Иран.
По данным издания Foreign Policy, этот проект существенно сократит зависимость России от Турции, увеличив возможности РФ для экспорта зерна и углеводородов в обход Босфорского пролива. Развитие маршрута с высокой долей вероятности исключит участие Туркмении в проекте ТМТК, значительно ослабив позиции Казахстана в Центральной Азии.
Чего добиваются наши «закадычные друзья» и как надо им ответить
ТМТК интересен Анкаре, Баку и Нур-Султану в равной степени. Всем трём странам есть что предложить друг другу в гораздо больших объёмах, чем нынешние поставки. Благодаря ему казахстанского зерна больше пойдёт в Азербайджан и Турцию, азербайджанских фруктов и овощей — в Казахстан. Турция в своих торговых отношениях с Центрально-Азиатским регионом традиционно опирается на Казахстан, но с Баку у Анкары сегодня товарооборот более внушителен, чем с Нур-Султаном.
ТМТМ прокладывают в обход России. В принципе, этот факт вписывается в представления о Турции как о стране, которая старается любой проект использовать для усиления своего влияния и «пантюркистской идеи».
Транскаспийский путь имеет свои объективные преимущества перед российским Северным коридором, что делает борьбу за идущие через него товары еще более актуальной. Средний коридор (как еще называют ТМТМ) короче на две тысячи километров, что позволяет перевозить товары через Казахстан, Азербайджан, Турцию и Туркменистан на 15 суток быстрее. Очевидно, что Астана и Баку, при участии Турции, пытаются обойти интересы Москвы. В регионе уже подсчитывают прибыли, которые стороны могут получить в случае успешного развития Среднего коридора. Сумма выходит крайне приличная — 600 миллионов долларов каждый год. Ощутимая часть этих средств будет получена от России, на которую в немалой части ориентирован экспорт из Казахстана. За 2022 году объем двусторонней торговли между Россией и Казахстаном увеличился на 2 миллиарда долларов США, достигнув 26 млрд. Экспорт из Казахстана в Россию в 2022 году увеличился на 25%, принеся Казахстану 8,78 миллиардов долларов. Однако у России есть инструменты для воздействия на своего южного соседа. В этом, ещё раз укажем, как ожидается, поможет Китай.
Экономические связи Москвы и Пекина ставили ошеломляющие новые рекорды в 21-м и 22-м годах. Так, за 2022 год товарооборот составил 190 миллиардов долларов в год, а глава КНР Си Цзиньпин объявил, что в ближайшем будущем Россия и Китай достигнут цели в 250 миллиардов долларов годового товарооборота. Такие цифры позволяют отбросить сомнения в реальности отказа от параллельного импорта через Казахстан.
Добавить комментарий