Всего одна ночь пути от Москвы, и каждый при желании может оказаться в самом сердце Чечни- Грозном. Кто-то, чтоб совершить путешествие садиться на поезд или автомобиль, некоторые могут совершать виртуальные путешествия, другим- говорят, доступны, даже астральные… Главное движение, движенье и цель. Я давно собирался сделать этот репортаж и начало лета, хорошая погода, сопутствовали этому. В попутчики позвал журналистов из ИнформАгенства СЕТИ.РУ , те- кто не смогли свершить это путешествие помогли советами и темами вопросов. Банальных вопросов не хотелось, хотелось увидеть Рамзана Кадырова, с другой стороны, так сказать –ментальной.
Однажды, несколько лет назад, я спросил отца Рамзана, что он мог бы сказать о своих главных достижениях за прошедшие годы как общественный деятель, как президент Чечни. Он суммировал прошлое и настоящее, намерения и цели, в одной фразе: «Я думаю, что это- формирование тенденций на пути к обновлению…»
Казалось, он видел успех не в самих достижениях, а в правильности найденного направления, не в их сущности, а в акцентах, не в отклонении от прошлого, а в ожидании будущего. Мы могли с ним с одинаковой компетентностью говорить о древних нартских сказаниях и экономических проблемах современного века, легко и свободно переходя от проблем современной политики к сложным концепциям исламской морали. Он глубоко понимал ритуал, но не настаивал на соблюдении ритуалистики. Исповедовал Коран, но не ограничивал себя его условностям.
Может быть поэтому, в разговоре уже с его сыном Рамзаном, меня не удивило, что достигнув вершины в социальной лестнице чеченского общества, он тем не менее, не колеблясь заявил, что стоит на стороне тех, кто лишен самых элементарных прав и возможностей в обществе.
Судьбе Рамзана Кадырова, было предопределенно судьбой начать свою работу там, где завершилась деятельность его отца. Если он не соглашался в чем-то с отцом, то главным образом в характере подходов и путей, а в отнюдь не в целях, к которым следует стремиться . В беседе он сказал мне, что признает тот факт что, по всей вероятности, их стиль с отцом различен, потому что исторические императивы предопределили им играть различную роль; «Он должен был заложить основу, а я строить на ней».
Хотелось бы сказать, что наш визит не был согласован заранее и поэтому час общения с Рамзмном Кадыровым, это час, сложенный из минут его свободного времени, наблюдений и вопросов на протяжении дня.
-Рамзан, некоторые называют Вас «диктатором», новым «императором» Чечни, любой ценой стремящимся удержаться у власти?
«-Это не соответствует истине. Я ставлю перед собой другую цель - укрепить процесс стабилизации экономики, чтобы упрочить и создать условия жизни нынешним и следующим поколениям. «Советчики» с Запада стремились убедить нас отказаться от усилий построения современных отраслей промышленности, и вместо этого развивать экономику, основанную на мелкой и кустарной промышленности. Мы понимали что это дорога в тупик…Насчет диктаторства - я думаю, что каждый человек подвержен влиянию других в той или иной степени, когда он с этим людьми сталкивается. Я бы не сказал что , что важные люди оказывают больше влияние чем менее важные. Я всегда открыт тому, что происходит вокруг меня, поэтому всегда себя хорошо чувствую в любой компании, где бы я ни был, в атмосфере любой культуры».
Рамзан- какие к вас есть симпатии в мире природы?
-Знаешь, я люблю деревья, растительность и цветы, но если бы мне пришлось выбирать между деревьями и цветами, я бы выбрал деревья, так как в горах они очень приятно смотрятся. Возможно это потому , что из-за специфического климата у них здесь особый цвет. Дикие цветы мне нравятся больше, чем садовые, почему - не знаю. Если что-то очень красиво, то человеку это нравится. Вообще трудно сказать, что человеку нравится. Это зависит от предмета и тех обстоятельств, в которых вы видите его. Но мне кажется . что я люблю дикие цветы за те качества, которые я ценю в людях, за то, что они растут в тяжелых условиях. Вы видите. Как растет цветок там, где дуют ужасные ветры и все остальное препятствует его росту. И все же он цветет. Это особенно заметно у нас в горах».
Я намеренно в репортаже не искал ответов на «острые» вопросы, ибо все они заданны до меня, да и надо сказать, ментальный диалог не так прост, чтоб быть длинным. Это был один час с Рамзаном Кадыровым.
Д-р психологии Валерий Розанов специально для СЕТИ.РУ