Валерий Розанов
Арабская национальная революция и идеология Братьев-мусульман
Братья-мусульмане победили в 2011 году в свободных выборах в трех арабских странах: Тунисе, Марокко и Египте. Мухаммад Мурси недавно победил на президентских выборах в Египте. В любом из этих случаев, однако, СМИ и международное сообщество выглядели удивленным.
Электоральный успех Братьев-мусульман
В Тунисе победило в Октябре 2011 Возрожденое движение (Эннахда) и Хамад аль-Džibálí. В Марокко, выиграла в ноябре 2011 Партия справедливости и развития и Abdelílah Benkírán. В Египте в выборах в ноябре 2011 и Январе 2012 победили представители Партии свободы и Мохамед Мурси. На выборах в Ливии закончившихся в июле 2012 года, хотя Партия справедливости и развития заняла второе место, она, вероятно, будет самой большой партией в парламенте.
Это были, однако, не первые успехи Братьев-мусульман. Уже в январе 2006 года, они выиграли в Палестине (в израильской оккупации!) Движения исламского сопротивления (ХАМАС) и Исмаил Хания стал премьер-министром. И даже в декабре 2005 года в части суннитского Ирака (под американской оккупацией!) Выиграла партия согласия иракского фронта (Tawafuq) и Тарик аль-Хашеми является вице-президентом Ирака сегодня.
Даже в несвободных условиях, Братья-мусульмане действуют очень хорошо. В Сирии, несмотря что формальным лидером оппозиции Сирийского национального совета (ВНС) является курд Abdulbaset, 270 из 350 членов SNC являются членами или сторонниками мусульманского братства и де-факто лидер SNC из Мохамед Фарук Tajfúr Братьями-мусульманами. В Йемене аль-Исла с 1993 года была крупнейшей оппозиционной партией, и скорее всего, победит на первых свободных выборах в 2014 году, даже после распада семьи аль-Amhara ведущих шиитских хасидских племен
В Алжире с 1995 года фактически правит ХАМАС. Благодаря бойкоту шиитскиой партии в Бахрейне (шииты составляют большинство населения) в годы 2002-06 правит исламская партия (Al Menbar) . В Иордании, с 2003 года исламисты так же являются крупнейшей парламентской партией.
И в конце концов, правящая военная хунта Омара аль-Башира в Судане была основана в 1989 году Национальным исламским фронтом и ее лидер Хасан аль-Тураби был в 1996-99 годы спикером парламента.
Это типичный парадокс нашего времени, что для успеха Братья-мусульмане арендуют экономику и цивилизацию Запада.
Как успешно догнать Запад?
С одной стороны, экономические успехи Запада в девятнадцатом. и XX в. веке и его экономическое и политическое господство над остальным миром вызывают ревность у арабов. В XX в. века они создали несколько философий, целью которых было внедриться в западную идеологию.
К ним относятся идеологии либерально-светского толка, сельских землевладельцев, которые отвечают интересам свободной торговли с миром, а также создание националистических и социалистических кругов в городах, которые пытались защитить свой рынок от зарубежных стран. Либералам были в состоянии обеспечить поддержку масс- основном сельские жители, в то время как националистов и социалистов поддерживали в основном городские рабочие и интеллигенция. Обе группы идеологии пропагандировали выгоду от западного мышления и пытались добиться экономического развития, внедряясь в западную цивилизацию, культуру и ценности.
Ответ исламу
С другой стороны, есть и политические течения, которые стремятся ответить на вызов Запада и проблемы ислама.
В отличие от мусульманской Центральной Азии и Западной Африки, территория арабских государств в XX в. традиционного ислама - очень ограничена, за исключением, возможно Chatmíje в Судане. В XIX в., они приобрели некоторое влияние в реформаторских движениях, продвижения политического исламизма. Кроме того, движениям регионального значения, в основном, близки националистические идеи как и в Sanusiyya Cyrenajke (например, в восточной части Ливии) и Mahdisti движения- Судан.
Wahábistom удалось создать консервативное движение Салафитов, которое распространилась по всему арабскому миру и за его пределами. Управляемое первоначально египетскими лидерами Братьев-мусульман.
Фундаменталисты салафитов требовали возвращения к традициям ислама.
Мусульманские братья провозгласили идеологию модернизации мусульманского мира ислама. Для того чтобы компенсировать западный мир, у них считается желательным применение технических инноваций и национальной концепции, но не либеральной социальной модели.
Экспорт исламистскими джихадистами
После подавления восстания в Мекке Wahábitov в ноябре 1979 года королевское правительство отстранено от монопольной власти в Саудовской Аравии и создало систему баланса между салафитами и мусульманским братьям, который позволил и начаться бурной модернизации страны. После исламской революции в Иране в январе 1979 года и египетского мирного договора с Израилем в марте 1979 года, Саудовская Аравия была единственной мощной державой на Ближнем Востоке. Его мощность будет поддерживать, прежде всего, экспорт идеологии – Salafizmu и Братьев-мусульман по всему арабскому миру, а также в Афганистане, Пакистане и других мусульманских регионах.
Исламисты обеспечивается с помощью Запада
Арабские националистические диктатуры начались в 60-е и 70 годы. Между неистовой индустриализацией и урбанизацией, которая привела к бедным пригородным районам Каира, Kasablanky, Багдада, Дамаска, Хомаса, сектора Газа и Туниса- огромное количество сельских жителей. Они внезапно оказались отрезанными от своих корней и разочарованными в несбывшихся надеждах в городах, где уровень безработицы вырос очень сильно . Отчужденные и разочарованные жителей пригородных городов стали желанным мишенями для агитации Братьями-мусульманами и салафитов.
Эта тенденция еще более укрепилась, когда в 80-х и 90 годы неолиберальные арабские диктаторы, взяли курс под давлением Международного валютного фонда, на продвижение реформ в сфере образования, здравоохранения и пенсионного обеспечения и сельского хозяйства. направленные на выращивание экспортно-ориентированных культур и недорогой рабочей силы.
Это был вклад Запада и международных финансовых учреждений, которые внесли свою лепту в рост популярности мусульманских братьев в арабском мире, основой огромной популярности Братьев-мусульман, заложили религиозные основы, дающие людям возможность создания государства- всеобщего благосостояния.
Турецкая модель исламской демократии в качестве модели
Известно, что арабские революционеры впечатлены экономическими и демократическими успехами турецкой правящей Партией справедливости и развития (ПСР).
Турция является самой быстрорастущей экономикой в ОЭСР. Она стала региональной державой, которая не только уменьшает влияния России на Кавказе, в Центральной Азии, на Балканах, Иране, Сирии, Ираке, Ливии и влияния США в Персидском заливе, но он становится уверенным в себе партнером и противником Израиля и США в этой области и набирает влияние среди Балканских государств-членов Европейского Союза. Турецкие исламисты стали образцом не только для сторонников Братьев-мусульман, но и для арабских националистов в Египте, Ливии, Йемене и Сирии, даже националистов в Иране и Пакистане.
Это долгосрочный успех Братьев-мусульман?
Вполне возможно, что в первых свободных выборах многие избиратели отдали свои голоса в пользу консервативных религиозных партий в страхе перед неопределенностью, но на следующих выборах, возможно, это использовать не удастся. На выборах в 1990 году в Словакии почти победила консервативная KDH, но его избирательная власть никогда уже не повторится. Кроме того, так же было в венгерских MDF (1990) и Польской католической Избирательная акции (1991).
Вспомните, что после дополнительных выборов в Ираке в 2010 году, Братья-мусульмане стали периферической политической силой. С другой стороны, турецкая ПСР смогла убедить избирателей в ее успешной внешней политике и выиграла убедительно в 2002 году в 2007 и 2011 годах.
В настоящее время ситуация арабских государствах, даже не сопоставима со странами Восточной Европы в 1989-90 годах, даже с Турцией в 2002 году, потому что она является началом долгой национальной революции. Братья-мусульмане имеют огромные возможности для движения вперед, но и огромную ответственность. Арабские государства только и ждут новой концепции, и взаимного сближения и постепенной унификации правовых систем, в частности- гражданское право, которое есть сегодня в любой арабской стране- является смесью англо-саксонского, наполеоновского и исламского права.
Именно в этой области можно рассматривать идеологию Братьев-мусульман- как смесь арабского национализма и идеологии современного исламизма и историческую возможность определиться арабской политической нации. Важно отметить слова, выбранные президентом Египта на площади Тахрир в Каире : "Вы единственный источник легитимности. ... не существует никакой власти над этой властью, нет власти над вашей волей. ... Вы владельцы этой власти. ... Ты единственная официальная власть. «Это заявление националиста, очень далекого от фундаменталистских салафитов.
Движение Братья-мусульмане, скорее всего, возглавит разработку новых арабских конституций и определений в начале становления современной арабской политической нации, но никто не знает, какие политические силы будут использоваться в последующие периоды выборов.
Валерий Розанов
Доктор психологии, аналитик
«Глобальное политическое пробуждение исторически является антиимперским, политически антизападным и эмоционально все более антиамериканским.
Именно в сцепке американизма и исламизма, той сцепке, которая триумвирате с Китаем некогда похоронила СССР, и коренится и залог успеха Америки, ее «второго шанса» стать глобальным лидером «прогрессивного человечества». … Не вызывает никакого сомнения, что очередной жертвой предлагаемого союза США с исламом во всех его формах и ответвлениях предназначено быть России. - Ариэл Коэн