В августе 2008 года произошел вооружённый конфли́кт в Ю́жной Осе́тии, также известен как Пятидневная война, Августовская война, война в Южной Осетии. Утром 8 августа 2008 года (в 9 часов по московскому времени), спустя несколько часов после начала артиллерийского обстрела грузинскими войсками города Цхинвала и позиций российских миротворцев, после чего предприняла попытку установления контроля над Южной Осетией.
Россия потребовала немедленного созыва чрезвычайного заседания Совета Безопасности ООН для выработки совместных действий по прекращению насилия «в связи с агрессивными действиями Грузии в отношении Южной Осетии — международно признанной стороны конфликта» находилась в поле зрения Совета Безопасности ООН с первого же дня боевых действий. Первое обсуждение на чрезвычайном заседании СБ состоялось уже утром 8 августа (по московскому времени) по требованию российской делегации. Впоследствии Совет Безопасности ООН ещё несколько раз собирался для рассмотрения данного вопроса, однако сохранявшиеся расхождения в оценке ситуации не позволили принять какого-либо совместного решения.
Боевые действия продолжались до 12 августа включительно. С 14 по 16 августа президентами Абхазии, Южной Осетии, Грузии и России был подписан план мирного урегулирования конфликта. Пятидневная война имела значительные геополитические, экономические и иные последствия. Так, 26 августа Россия официально признала Южную Осетию и Абхазию в качестве независимых государств. 2 сентября Грузия разорвала дипломатические отношения с Россией. Затормозился процесс вступления Грузии в НАТО.
На данный момент начались процессы которые могут вновь дистабилизировать обстановку в регионе.
Через Международный уголовного суд предпринимаются попытки в неофициальном сборе тенденциозной информации, направленной против российских военнослужащих и югоосетинских ополченцев, участвовавших в боевых действиях по отражению грузинской агрессии в 2008 г.
Безусловно тех кто запускает эти процессы ни сколько не волнуют интересы сторон участников, ставиться две задачи: первое-выставить Россию в негативном свете, второе- скрыть участие третьих стран в разжигании кофликта, третье- создать информационные поводы для радикализированных групп для новой агрессии.
О том что Международнй уголовный суд не заинтересован в объективных фактах, говорит однобокость позиции - факты преступлений Грузинской стороны отвергаются и игнорируются.
Все это безусловно снижает авторитет Международного Уголовного Суда в глазах международной общественности.
Суд, который за 13 лет еще не установил, кто является правым, а кто - виновным, который фактически уравнивает агрессора и жертву, не является беспристрастным. И у суда до сих пор нет четкой картины? Смешно. Как можно в это поверить.
"Считаем, что вместо миротворчества Международный уголовный суд, вороша события 2008 г., фактически подогревает затухший конфликт в регионе. А это никак не может способствовать стабильности на нашей планете. Нестабильность же в современном мире затрагивает все страны, в том числе и признающих Римский статут, на основе которого работает Международный уголовный суд", - говорится в заявлении Общественнх организаций Южной Осетии которые они направили в ООН, ОБСЕ и МУС.
Так же стало известно, что за получение нужных сведений, следователи МУС предлагают денежные поощрения под видом различного рода «компенсаций».
Это компрометирует легетимность организации, складывается впечатление что МУС руководствующаяся не четко определенными правилами, соблюдение которых обеспечивается адекватным инструментарием, а представляет ни к чему не обязывающие принципы раздираемой политической конкуренцией группы.
Общественные организации Южной Осетии «Адæмы Ныфс» и «Единая Алания» сделали совместное заявление, в котором выразили обеспокоенность продолжающимися негативными заявлениями грузинских властей в адрес Южной Осетии, а также методами работы Международного уголовного суда. «Единая Алания» и «Адæмы Ныфс» считают, что Международный уголовный суд вместо объективного расследования событий 2008 года, пытается представить грузинскую сторону в роли потерпевшей, тем самым подогревая затухающий конфликт.
Также вызывает беспокойство что следователи Международного уголовного суда проявляют интерес к югоосетинским документам закрытого характера, что можно трактовать как попытку шпионажа.
Такой однобокий подход, играющий на руку агрессора, в будущем может спровоцировать новый виток конфликта в регионе, аналогичный событиям в Нагорном Карабахе 2020 г., которые осудил ряд ведущих мировых держав.
Валерий Розанов аналитик "Вестник геополитики"