В Рязанской области есть много укромных уголков, о которых мало кто знает. К ним также относится кладбище у с. Троицкого Захаровского района. У вас должен хороший проводник, чтобы найти его. Даже если вы найдете его, вы можете не найти спрятанные здесь действительно красивые или мистические места. Мы с друзьями давно ищем казачьи и языческие кладбища с уникальными народными надгробиями, которые много где сохранились на Рязанской земле. Самые красивые из них и в то же время наибольшее их количество сохранились в с. Троицком, где более 10 лет о них заботился казачий отряд атамана Петра Скойбеды.
Надгробие в с. Троицком до и после реставрации
Я не думаю, что люди вообще имеют об этом представление. Мы не афишируем эти места, чтоы они не стали туристическими достопримечательностями Рязани. И этому есть причины: печенье, магнит, туалет. В переводе на человеческий язык — когда турист приходит в определенное место, он должен иметь возможность перекусить, сходить в туалет и взять информацию или сувениры. А этого, конечно же, нет не то что в окрестностях, даже в центре Рязани я, местный житель, не знаю, где найти туалет. Потому что сюда никто не ходит, кроме посвященных и старожилов. Круг замкнулся.
Поэтому я решил просто рассказать об уникальных надгробиях — чтобы донести информацию об этих чудесных памятниках как можно большему количеству людей.
Мы взяли на себя труд заботиться о восстановлении каменных надгробий Рязанщины и Мещеры. Это очень интересное художественное выражение народных обычаев и традиций.
Одни видят в символике своеобразное выражение народного творчества, другие находят в символике своеобразную славянскую мифологию, другие языческую, третьи могут прочувствовать общую атмосферу места. На всех это влияет по-разному.
Мое любимое надгробие за последние десятилетия вросло в дерево.
Первоначально мы ищем в архивах самые древние поселения, с. Троицкому по нашим изысканиям более 800 лет.
В лесах у деревни Аксинино есть уникальное казачье и языческое кладбище, о котором почти никто не знает.
Здесь я вспоминаю строки советского писателя Ильи Эренбурга сказанные в 1928 году: Часто вокруг кладбищ нет заборов. Дети там гоняются, играют, коровы пасутся. После смерти все будут спасены.
Часто встречаются надгробия алтарного типаВсе время, пока мы работали с этим надгробием, я задавался вопросом, как им манипулировали сотни лет назад. Шестеро из нас вспотели, пока мы просто не подняли его лебедкой и не прислонили к дереву. Дальнейшие манипуляции с ним были нам совершенно не по силам. Хотя его как-то привезли на кладбище, как его грузили на телегу? А как они его несли к месту? Снимите шляпу перед этими парнями.
А вот еще фото для сравнения размеров с атаманом Петром Скойбеда ростом около 190 см. Это самый крупный из известных нам народных надгробий такого типа. На нем написано — атаман Кудеяр. Вес камня около 800 кг.
На подобных надгродбиях надписи часто написаны латинским буквами.
Иногда надгробия найти не очень просто
Вытащить их еще тяжелее
так выглядит после установки
Шесть уникальных памятников мы нашли в Гусь Железном
Наши предки делали кладбище рядом с домом, чтобы мертвые, вернувшись домой, не сильно уставали. И где живые были такие добрые, там даже мертвые не могут быть злыми. Они не отправляются в преследование живых потрясая костями, но они приходят, чтобы поговорить один на один, чтобы тем или иным образом установить справедливость, предупредить семьи или сообщество о какой-то большой опасности, катастрофе. И в таких отношениях, где и живые, и мертвые добрые, даже сама смерть отступает. Да, у наших предков мертвые возвращаются домой ночью…
Каменщик надгробий пытался заполнить массу камня украшениями, как он видел их на алтаре. В отличие от алтарей на надгробных плитах, украшение распространяется также на боковые поверхности, но часто в равной степени и на тыльную сторону надгробия. Я мог бы также описать эти надгробия как небольшие алтари, «посвященные» конкретному умершему.
Каждое из надгробий алтарного типа оригинально. Они чрезвычайно богаты художественным оформлением, настолько, что мы могли бы без преувеличения назвать набор этих надгробий каменной базой знаков и символов, которые использовались в народном искусстве. Эта «база данных» сосредоточена не на страницах каталога или лексикона, а непосредственно в стране, где использовались эти мотивы. В камне высечены различные формы солярных, звездных мотивов, космоса… Растительные и геометрический орнаменты…
Уникальное кладбище мы нашли в мещерских лесах под КасимовымПодобно тому, как есть фигуры или головы серафимов на алтарях, мы также находим их на надгробиях, но они изображены в возможностях народных каменщиков. Например, на одном был использован мотив циферблата, который является воплощением обычая, когда выжившие в бою или от сильных ран переставали вести счет лет и времени после своего второго рождения. Мы также находим в них попытку реалистично изобразить образ умершего.
Характерным элементом надгробий этого типа был их цвет. Многие из них имели мотивы украшения, дополненные цветовым декором. Некоторые все были цветными.
Текст контрастирует с тщательно продуманным декором. Это очень интересно. Он грубоват, и по нему видно, что каменщик не имел читать. Некоторые буквы являются зеркальными. Без всяких правил чередуются прописные и строчные буквы, а также разные шрифты. Где-то каменщик не мог вспомнить форму «буквы», поэтому он заменил ее формой, которая напомнила ему о забытой букве. На некоторых из этих надгробий появляется волшебный стих: Здесь лежит цветок, покинувший мир…
Кто-то находит в их символике что-то «исконно-славянское» — славянскую или языческую символику. Для других сочетание старых каменных надгробий и окружающей среды, в которой они расположены, интересно замечательной атмосферой старого кладбища, которое является большей частью природы, чем деревни от которой кладбище находится достаточно далеко, чтобы можно было побыть одному и погрузиться в атмосферу места и в собственные мысли.
Валерий Розанов, доктор психологии