...окунёмся в глубь Чаромутной Истоти, что заложена в самом Древнерусском слове, и прежде всего в слове «Артания», как одного из Русо-Арийских государств древности, и как колыбели Русского Духа, и как основы Словяно-Арийского Рода.
АРТАНИЯ – государство древней Словяно-Арийской Руси, территория которой раскинулась на обширном пространстве от Северного моря до Тьмутараканской земли (Великого Рязанского княжества), и от Брянских лесов до Заволжья (с запада на восток). Подтверждением подобных границ служит сама Русо-Арийская культура, выраженная в виде особого узора – Ярги. Эта «кривоногая» ярго-свастическая вязь имела свои особенности, отразившиеся в сплетении четырёхрожковых Ярг в ромб. Подобный узор встречается на полотенцах, нагрудниках, скатертях, понёвах, рушниках, рубахах и кичках, исключительно в областях: Рязанской, Тульской, Тамбовской, Пензенской, Воронежской, Брянской, Смоленской, Владимирской, Вологодской, Архангельской, Тобольской и частично, на северо-востоке Новгородской земли. То, что Артания на Востоке своими границами упиралась в «Каменный пояс» (Урал), говорят многие Арабо-Персидские источники: «Вывозят из Арсы чёрные соболя и свинец…». В Восточной Европе залежей свинца нет, разработки свинца археологи находят в Заволжье и на Урале. Правда, некоторые историки считают, что «Артания» располагалась исключительно на полуострове Тамань. По другим версиям, «Артанией» называлась территория от Тамани до Оки. Правы и те и другие. Все эти земли входили в состав «Арзании» (Арсании, Артании), одного из трёх Русских государств упоминаемых ранними Персидскими и Арабскими географами (начиная с IX века), наравне с двумя другими русскими государствами – Куявией и Славией. Первым, кто упомянул о стране Артании, как об «Острове Русов» был Арабский историк – Ибн-Русте. Это название произошло от одного из самых крупных ремесленных городов Артании – Арты (по данным некоторых исследователей Арта располагалась на стыке рек Оки и Пры). Арабские купцы, которые покупали товары у Русичей в Тьмутаракани и Куявии, интересовались, откуда такой хороший товар (особенно мечи), на что им отвечали – «Из Арты». А мечи из Артании действительно были одними из лучших в Мире (даже лучше Дамасских клинков). Весь секрет прочности и гибкости этой стали заключался в особой ковке и Мещёрской болотной руде, в которую Русичи добавляли сакральным способом заговорённые присадки. Выплавленный листами металл ковался в несколько слоёв, что придавало ему крепость и упругость. Эти кованные пластины назывались – Плака. Меч выкованный из такой стали можно было легко согнуть в дугу, после чего он принимал исходное положение. Пластины «Плака» хранились в тайных подвалах Арты, являясь стратегическим металлом для всей Артании. Помимо хороших мечей, в Артании делали и хороший квас из особой закваски. Эта закваска делалась из Квасного хлеба, который назывался – Артусъ. Когда этот Великолепный Русо-Арийский напиток Квас нашёл своих ценителей и почитателей на Балканах, то древние Эллины спрашивали: «Откуда эта закваска и как называется?». На что им отвечали: «Артус из Артании». Так в Древнегреческий язык эта закваска и пришла под именем – Артос. Позднее, в Христианской религии этот квасной хлеб, освещаемый на Пасху как Плоть Иисуса, так и именовался – Атра. Ибо именно этим хлебом на «Тайной Вечере» Иисус делился со своими товарищами. Кстати, именно из-за этого хлеба произошёл раскол в Христианской религии, между Востоком и Западом.
Однако, вернёмся к древней Артании. Столицей этого Великого Русо-Арийского государства был красивейший город «АР-РЪШАНЬ» (Ръшань, Рашань, Расань, Резань, Рязань) стоявший на высоком берегу полноводной реки Оки, недалеко о места впадения в неё реки Прони. Сами иностранные авторы этого города не видели, так как, Русы-Ръшане в свою страну чужеземных купцов не пускали, а торговали только с сородичами из Куявии. Либо, сами осуществляли связи с чужеземцами через свой самый южный порт – Тьмутаракань. Кратчайшей дорогой из Арты в Тьмутаракань был водный путь по Оке, далее, через речку Пару к Волоку, а оттуда, через речки Пожва и Воронжец (Воронеж) в Дон. Однако, этот путь тщательно охранялся Белопоместными Казаками из полковых Городищ (как правило, такие Городища назывались – Шилово, а позднее, просто – Казачьи), и не один инородец не мог по нему пройти незамеченным (впоследствии эти «Казачьи Городища» стали «засечной линией» между «Диким полем» и Русью). Соответственно все те описания, которые есть в мировой истории касающиеся страны «Артании», были сделаны с чужих слов. Отсюда некоторые искажения в произношении этого названия, и в его месторасположении. Однако, даже сегодня, Русских во всём мире называют – «РАША» (РАСА) и «РАШАН» (Народ РАСЫ), что прописывается очень даже очевидно в более древних упоминаниях: Ръшань, Рашань, Ражань, Расань, Разань, Резань, Рязань. А выходцы из этой земли несли в себе её отражение в самоназвании – «РАСЕНЫ», как частички своей Родины. Именно Расены (по утверждению Италийских историков) пришли в Северную Италию с Востока, ведомые князем Разеной, получившие в последствии имя – Этрусски. (В Италии до сих пор распространена фамилия Разини). С Древнерусского, слово «Резань» можно перевести, как – Кусок Родной Земли. В этом смысле, именно «Великое Рязанское княжество» можно считать приемником Русо-Арийской традиции, где центром этой Арийской земли продолжал оставаться город Резань (в буквальном смысле – кусок Родной земли), сейчас это городище «Старой Рязани» на высоком берегу реки Оки. А недалеко от «Старой Рязани», в начале XXI века, археологи раскопали древнейшее Святилище, тут же назвав его – «Рязанский Стоунхендж». Ибо это сооружение имело почти туже форму и такое же предназначение, как и «Английский Стоунхендж», только рязанское Святилище более древнее. Что говорит нам о значимости Рязанской земли у всего Народа Белой Расы. Это утверждение базируется не только на вышеуказанных доводах, но и на древнерусских литературных источниках, в летописях которых, начиная с XI века, Рязанское княжество упоминается как – Великое. В Рязанской Мещере даже многие озёра имеют в названии приставку – Великие (и более чем где либо, в Мещёрском крае находится озёр с названием – Святое и Белое).
Думаю, что вы сами понимаете, что подобного статуса любому Княжеству за короткое время, без более древней исторической основы, добиться практически невозможно. Это слово «Великое» (Вятшее), должно было уже сидеть в традиции соседних племён, которые безоговорочно отдают пальму первенства, пусть даже и родственному, но другому княжеству или племени. Так вот, это племя, как раз и имело такой статус – Вятичи (Вятшие, Родовитые, Знатные). Кстати, возвращаясь к «засечной линии» южных рубежей Артании, хочу сослаться на археологов, которые дают нам её точную линию: Северский Донец, Ворскла, Оскол, среднее течение Дона. Всё это подтверждается наличием здесь самого большого количества «Белокаменных крепостей». Более 25 останков Русских замков имеют ещё Древнескифскую основу, а 11 из этих крепостей стоят плотным строем по правому берегу Северского Донца.
Ещё раз позволю себе напомнить читателю, что одним из подтверждений того, что именно Рязанская земля (Артания) является Духовной наследницей Рода Расы Великой (Древней Руси), служит Русо-Арийский свастический знак – Ярга. Этот Знак и Духовная традиция прослеживаются не только в устной мифологии, в древних преданиях, в литературе, но и находят своё отражение в среде широкого круга исследователей Русских народных традиций, которые, так же, считают средоточием Арийского Ярго-Свастического узора именно Мещеру и Рязанский край. Именно, как центр Арийской культуры и Древнерусской Духовной традиции. И не просто так бытует мнение и делаются выводы, что Русо-Арийская земля Волго-Окско-Донского бассейна является легендарной и загадочной Артанией. Тому есть множество современных культурных традиций доставшихся нам от наших Пращуров.
Так, на юге Рязаньщины есть небольшой город Скопин, который издревле славится своим гончарным производством, в особенности заливной посудой зеленоватого цвета, расписываемой белыми круговыми свастическими узорами с точками по краям. Подобные узоры археологи находят на керамике и статуэтках ещё времён Неолита. Эти Яргические знаки производят неизгладимое впечатление своими очертаниями и скрытым смысловым значением, являясь украшением в экспозиции Государственного Русского музея. Яргический орнамент Рязанщины представлен в Волго-Окско-Донском регионе и среди многочисленных образцов ткацкого производства, в особой вышивке, где присутствует широкий спектр замысловатых солярно-свастических узоров с применением, как левосторонних, так и правосторонних Яргических свастик. Помимо ткацкого и гончарного производства, в многочисленных городах Рязанского княжества издревле процветали и другие всевозможные ремёсла. Особо славились Рязанские плотники, которые ходили, засунув сбоку за пояс топор. Отсюда и прозвище – «Рязань косопузая».
В древних летописях, описывающих «Гардары Роусьские», есть упоминание и о Старом граде Львове-Рязанском и о более позднем – Львове-Волынском (современный Львов на Карпатах был основан Рязанскими воинами как крепость, на пути своих передвижений на Запад, и построен он гораздо позднее Старого Рязанского Львова). Так же есть упоминания в русских летописях и о древних городах – Переяславль-Залесский, Переяславль-Роусьский (под Киевом) и Переяславль-Рязанский (современная Рязань). Все эти города упоминаются историками как – Русские.
И не Киев, а Черниговщина всегда ассоциировалась в летописях, как – Русь. Даже было такое выражение – «Пойти княжить на Русь, в Чернигов». И именно в Чернигов приходили княжить из Мурома и Рязани, как в свою Дедину, князья Роусьские. Даже сам Путь из Арты на Запад и обратно, как главная водная артерия Русичей-Расенов именовался – АртаРус. В Английском языке это понятие сохранилось в слове «Artery» – водная артерия, транспортная магистраль, главный путь. На Испанском языке «Artery» – искусство, творчество, ремесло, мастерство. А в Немецком языке слово «Artend» означает – быть похожим, унаследовать черты. Стало быть «Артания», когда-то давно, была общей ПраРодиной для всех Словяно-Ариев, и это отразилось в Европейских языках не только упомянутыми выше словами, неся в своём названии: и путь, по которому двигались Арии, и расположенность их к ремёслам и творчеству, а самое главное, в унаследовании черт Рода Расы Великой.
ПоОкская земля, являющаяся Первоистоком расселения Рода Великой Расы, и на всех древних Восточных картах, имеет название – «Земли Рипских племён» (как обширная территория Волго-Окско-Донского региона). На научном языке – это Костёнковско-Стрелецкая археологическая культура (30-40 тысяч лет до нашей эры), у Западных специалистов имеет название – Виллендорф-Костёнковская культура (верхний палеолит). Учитывая тот факт, что Русо-Арийский народ пришёл в эти земли, в период последнего оледенения, с Урала (Рипских или Репейских гор), то всё встаёт на свои исторические места, и в вопросе определения Артании, как Арийской Державы, и Арты, как Духовного центра Древнерусской Ведической культуры. Ведь Репей – это ещё один Ярго-Свастический знак в Арийской традиции. Знак Репей очень хорошо вписывается в замысловатый узор называемый – Репейки. Подобные узоры «Репейки» издревле вышивались особым способом исключительно на княжеских и царских одеждах (неся в своём переплетении некий сакральный смысл), ткани с таким символичный орнаментом назывались – Репейчатыми.
Так же, о том, что землями Артании, являются территории от Урала до Днепра, говорит тот факт, что этот обширный район просто изобилует топонимами и гидронимами с чисто Арийской корневой основой «АР» и «РА». Однако, упоминания об Артании, как о древнем государстве, есть не только в Арабских, но и во многих Византийских источниках (которых очень мало сохранилось или просто спрятаны). Константинопольский патриарх Никифор, в своей краткой истории, за 764 год, упоминает о кровавой междоусобице в Дунайской Болгарии. Так, вследствии этих кровавых раздоров, земли Задунавья покинуло 208 000 Словян, Аланов, Гуннов и Болгар, которые, по утверждению святейшего Никифора, переселились в родственную Артану, чьи южные земли были до этого опустошены нашествием Арабского полководца Мервана в 737 году. Эти Словяно-Арийские переселенцы с Балкан расположились между Доном и Северским Донцом, заняв освободившиеся земли и войдя в состав Артании, как равноправные члены Рода Великой Расы, пополнив ряды Белопоместных Казаков на «засечной линии». Теперь вернёмся к самому названию – Артания или Арсания, как Священному названию. Ещё у древних Шумеров Бог Воды (Водяной) именовался – Арсанис. А вот у Тюркских племён «Артана» – это земля за Таном (За Доном).
Если брать более ранние источники отождествления земель ЗаДонья (от Дона до Оки) с каким-либо народом, то у Древнегреческих историков эти земли ассоциировались, с так называемыми – Аорсами и Будинами, коих, Эллинский странствующий философ и поэт Ксенофан, ещё в VI веке до нашей эры, описывал, как – высокий, голубоглазый, рыжеватый и открытый народ. А Геродот говорил, что Будины – это очень древний и многочисленный Род, проживавший севернее Гелонов, на западе граничащий с Неврами, а на востоке с Савроматами. На Санскрите «Буддхи» – интеллект, мышление. По Шумеро-Аккадским клинописям известны – «Будии», родственные Мидянам (живущим к югу от Каспия). Учёными древняя культура Будинов, относится к Фатьяновской археологической культуре (бронзовый век), которая своими корнями близка со Среднеземноморской и Тибетской культурами, на что указывает Мифологически-Космогонический взгляд Образного видения структуры Мироздания родственных традиций, проявившихся в ярго-свастических орнаментах и почитании одних и тех же Солярных Богов. Схожий орнамент и культурные традиции прослеживаются и в Микенской культуре, где присутствует всё тот же ярго-свастический узор.
Упоминания о переселенцах Расенах из Артании до сих пор сохранились в топонимике, по всему Средиземноморью, на Ближнем Востока, в Северной Африке, в Южной Европе. Всё это благодаря культуре древних Расенов из Арты, Этрурии и Троады. Даже сегодня в Западной Европе сохранились «участки памяти» древней Прародины. В частности, в современной Испании, в провинции Кастельон есть очень старое автономное общество – Артана. Точно такое же общество (коммуна) существует и во Франции, и с таким же названием – Артана. В древней Греции такая община-коммуна называлась когда-то – Спа-Арта (Спартания или Спарта). И неспроста, именно династия Спартакидов очень долго главенствовала над Греческими колониями почти по всему побережью Русского моря. В Древнерусской Ведической традиции есть слово «Ю-РЕЗАНЬ», которое имеет очень сакральное значение для Русо-Арийского народа, где буквица «Ю» обозначает – Принадлежность Рода Расы Великой к высшему Божественному состоянию Духа, как неведомой Силы струящейся в его Крови, в виде – Родовой Памяти. О том, что Рязанская земля (Артания) является Духовным центром Русо-Арийского Народа, так или иначе, говорится практически во всех Ведах. В частности, в эпосах: Махабхарата и Ригведа, упоминается Великая страна Арьянам (Артания), как земля Священного Брахмы, и располагается она между реками Ранха-Ганга (Волга) и Ямуной (Ока), а на Курукшетре (Курском поле) находился святой Алтарь Брахмы (Камень-Алатырь), куда приходили Мудрые Брахманы (Буддхины, Буддины). В Авесте страна Артьяна-Ваэджа располагалась между морем Ворукаша (Варяжское море) и морем, в которое впадала река Ранха (Волга). Ещё, в этих Ведических эпосах есть и название реки Синдху (Дон), берущей своё начало недалеко от истока реки Ямуны (Оки) и впадающей в Чёрмное (Красное) море, на берегу которого стоит город – Синд (Анапа), и где живёт славный народ Синды. После всего этого повествования, думаю стоит лишь перечислить, взятые из Махабхараты, названия рек, упоминающихся в разделе «Хождение по криницам», где описывается более 200 названий водоёмов Волго-Окско-Донского бассейна.
Вот лишь несколько этих рек ПоОчья, над наименованием коих не властно время тысячелетий: Акша (Акша), Апага (Апака), Асита (Асата), Ахалья (Ахаленка), Арчика (Арчиков), Ванша (Ванша), Вадава (Вад), Вамана (Вамна), Вараха (Варах), Варадана (Варадуна), Кавери (Каверка), Кушика (Кушка), Курша (Курша), Кумара (Кумарёвка), Ламша (Ламша), Париплава (Плава), Плакша (Плакса), Сутиртха (Сутертки), Сома (Сомь), Сита (Сить), Тушни (Тушина), Ушанас (Ушанес), Шона (Шана), Шива (Шивская), Якшини (Якшина) и т. д.
Так же, в Махабхарате упоминается река Правени (Пра), которая вытекает из священного леса Камьяка (Мещеры) и впадает в Ямуну (Оку), где совсем рядом расположено Священное озеро – Годовари (Святой круг). Сегодня это круглое озеро называется просто – Святое, а неподалёку находится почти такое же по размерам озеро – Е-Рус. Далее в Махабхарате говориться о мудреце Куашика, который сумел в засуху обводнить реку Пару, правда взамен потребовав от людей назвать эту реку его именем. Однако, река Пара и сегодня впадает в Оку, неподалёку от города Шилово, всё с тем же названием.
В описании этих событий пятитысячелетней давности присутствует и название реки Пандья (Панда) которая впадает в Варуну, крупный приток Синдху. Так оно и есть, Панда и сегодня впадает в Ворону, которая в свою очередь впадает в Дон (Синдх). Здесь же говориться и о реке Упаджала, которая впадает в Ямуну, и действительно, до сих пор река Упа впадает в Оку, так же, как и река Джала (Жала-Таруса). Именно в Махабхарате впервые упомянут и Великий Днепр, как река Саданапру, берущая своё начало недалеко от истока Ганги (Волги). А древнее название Саданапру отразилось в одном из крутых порогов Днепра.
В Ригведе упоминаются народы – Куру (Куряне) и Криви (Кривичи), как Знатные воины, внуки Вивасвата (Дождьбога – Бога Солнца). Кстати, имя Ямуна-Ока носила дочь Вивасвата, сестра-близнец Ямы-Камы. И в Древнерусских сказаниях Ока и Кама, так же, являются братом и сестрой. А в Ригведе и Авесте земли Волго-Окско-Донского бассейна называются – Священными, или Светлой землёй Русай (Расьяна), а народ проживающий там, именуется – либо Русьяне или Расьяне. На Санскрите слово «Расьяна» – Светлая Раса, «Руса» – Священная или Светлая. Кстати, озеро «Е-РУСА», расположенное недалеко от города Арта, имеет в своём названии значение – «Священный Триглав», где буквица «Е» несёт в себе не только основы Триединства (Триглава, Троицы), выраженные в понятиях: Навь, Явь и Правь, но так же, в букве «Е» заложена ещё и Сила Пяти Элементов планетарного Бытия – Земли, Огня, Воды, Воздуха и Времени.
Подобные определения мы находим у Тибетских, Арабских и Персидских авторов. А вот, что касается Северных границ Руси-Артании, то ещё Араб Аль-Идриси утверждал, что этими границами страна Ар-Русийа примыкают к некоему Морю Мрака. А в произведении, анонимного Персидского географа, «Худуд аль-алам мин аль-машрик ила-л-магриб» (Пределы Мира от Востока к Западу), есть описание трёх рек (Атиля, Русы и Руты), вытекающих из срединных земель Русов: «Другая река – Рус, которая вытекает из глубены страны Славян и течёт на Восток, пока не достигнет границ Русов… Там она меняет направление и течёт на Юг, к пределам Печенегов, и впадает в Атиль… Другая река – Рута, которая течёт с горы, находящейся на границе между Печенегами, Мадьярами и Русами, потом она достигает пределов Русов и течёт к Славянам, используется на их полях и лугах…».
Вывод напрашивается сам собой, это реки – Ока и Дон, особенно учитывая тот факт, что обе эти реки берут свои истоки с возвышенности «Курское поле» или из земли «Русай» (Священной земли). Исходя из Древнерусской традиции, название «РУС» – это Священная река, а вот название реки «РУ-ТА» можно перевести, как – Руса Тана (Русский Танаис), ибо течёт эта река по землям Русов и Словян, являясь ещё и водоразделом между Мадьярами и Печенегами, в своём нижнем течении. Река Атиль в особом переводе не нуждается, это – Итиль (Волга).
Об Артании и землях Словян упоминает ещё один Арабский путешественник – Абу Хамид Ал-Гармати, один из немногих мусульман сумевший совершить, в 1150 году, переход через эту территорию из Булгар в Киев, а до того 15 лет живший в Саксине (бывший Итиль). Вот что он пишет: «Расстояние между Саксином и Булгаром составляет 40 дней пути по реке. Булгар – очень большой город, дома в нём построены из сосны, а стены из дуба… Здесь длинный день и короткая ночь, а жара более сильная чем где-либо в мире, но ночи прохладны, здесь надобно иметь много одежды… Булгары хорошо переносят жару и холод, видно потому, что много употребляют в пищу мёда, который у них очень дёшев… Здесь я услышал об области Арсу, где охотятся на бобров, горностаев и белок… Я видел жителей этой Арской земли – они краснощёки, голубоглазы и белокуры, одеты в льняные одежды и меховые шкуры… Когда я поехал в страну Славян (Киев), то выехал из Булгара и плыл на корабле по реке Славян (Оке), а вода её чёрная, как вода моря Мраков, она будто чернила, но притом она сладкая, хорошая, чистая. В ней нет рыбы, а есть большие чёрные змеи, одна на другой, их больше чем рыб, но они не причиняют никому вреда. И есть в ней животное вроде маленькой кошки с чёрной шкуркой, зовут его водяным соболем. Его шкуры вывозят в Булгар и Саксин… Когда я прибыл в эту страну, то увидел что она обширная, обильная мёдом, пшеницей, ячменём и большими яблоками, лучше которых нет во всём мире… Рассчитываются они меж собой беличьими шкурками… Восемнадцать шкурок стоят один серебряный дирхем… За одну шкурку дают отличный круглый хлеб, которого хватает сильному мужчине… Этот народ, в отличие от Славян бреет бороды… Охотится на бобров… Я оставался у них длительное время, страна их безопасна… В религии придерживаются Византийского толка Несторианского Христианства… И вот прибыл я в город Славян, который называется – «Куйав». В нём тысячи «Магрибцев», по виду Тюрков, говорящих на Тюркском языке, и известны они в этой стране под именем – «Беджнак»… И встретил я человека из Багдадцев… Я устроил этим мусульманам пятничное моление и научил их хутбе…».
Теперь поговорим о преемственности земли Рязанской, которая всеми историками приписывается к Славянскому племени Вятичей. Так кто же они такие эти Вятичи?
Согласно официальной истории, племя Вятичей произошло от первородного имени Вятко, чьим отцом был Лях. Исходя из этого, миграция древнего Словянского межплеменного объединения Вятичей, якобы, началась с Польского поморья. Соответственно, изначально, принадлежали они к племени Поморян. Учитывая этот фактор, обратимся к корню «Вят», с точки зрения современного польского языка, где слово «Вятр» означает – Ветер. Соответственно корень «Вят», мог являться древней формой современного «Вятр». В таком случае, основа «Вят(р)» в слове Вятичи, может быть результатом существования у этого племени культа Бога Ветра – Стрибога. Что тоже может лежать в основе происхождения слова – Вятичи.
От восточных границ Белоруссии Вятичи пошли двумя потоками: Первый (Северный) вдоль левого берега Волги на Каму, и далее на Урал, Второй (Южный) через Минск и Москву в бассейн Средней Оки, а потом на верховья Дона и к Воронежу. Родовым гнездом Вятичей на Руси был город Козельск. А период заселения этих земель относится к VI – X векам. В дальнейшем, ощущая на себе давление Киевской Руси, некоторые свободолюбивые роды Вятичей ушли далее на Север, за Урал, в Сибирь. . Просто в своё время, те племена, что ушли на Запад, – Вернулись. К IX веку, основу Муромо-Рязанской земли, как раз и составляли – Вятичи (Вятшие мужи – знатные, родовитые). Это потомки древней страны Артании, первоприемницей которой и стало Муромо-Рязанское княжество. В Русских летописях так и говорится: «Вятичи и до сего дне еже есть Резанци…».
Сегодня многие люди потеряли интерес к реальному Культурному Наследию Руси, и уж, тем более, не ценят того Великого, что им досталось по наследству от их Пращуров. Это безразличие к своему Прошлому влечёт за собой проблемы в Настоящем, и уж тем более в Будущем. Ведь просто так, во всём Мироздании, ничего не бывает. Прошлое Древнерусского Народа, необходимо сравнивать с Духовным содержанием Настоящего, чтобы увидеть, а есть ли у этого Настоящего – Будущее..
.
Юрий Ульянов ,краевед, президент фонда «Духовное наследие Руси»
Если человеку доведется побывать на этом городище, он обязательно почувс вует всю силу и мощь этого места. И несмотря на то, что нет там сейчас ни музеев, ни экспозиций, туда хочется возвращаться.