Один день с Александром Сергеевичем.
…не могу ребята понять, зачем вам это все надо, потратили на меня деньги, на проезд, на гостинцу… Зачем?
…Студеная зима конца 90, хлесткий ветер, словно с раскрошенным стеклом, снежными льдинками, стегает щеки. Стою на перроне вокзала, Рязань-2, жду поезд из Собчаковского Петербурга.
13 часов 40 минут.
Весь обросший инеем, гоня впереди себя, клубы ледяного с него, словно замороженный, поезд медленно въехал на вокзал.
Вот 9 вагон, среди выходящих пассажиров ищу глазами, Его. Надо вовремя оказаться рядом, помочь сойти на низкий перрон, последнее время, у него боля ноги, трудно ходить, особенно по ступеням.
Не узнать, конечно, невозможно.
-Александр Сергеевич, здравствуйте! Давайте помогу.
Я, перехватил, две тяжеленные металлические коробки, с бобинами фильмов и помог спуститься.
Старенькая, серая, кроличья шапка ушанка, большие очки с темными стеклами, в роговой оправе. Простенькое драповое пальто, бережно и аккуратно носимое, наверное, еще с 70 годов. Он словно продолжал жить в той эпохе.
Александр Демьяненко.
Сердце сжалось от Боли. Мне уже знакома эта Боль. Я впервые почувствовал ее, когда знойным летом увидел на ступеньках собеса, беззвучно плачущего старика. С орденскими планками на груди, в плохоньком, заношенным, но чистом, старательно приличном костюме. Я, в один миг, словно ощутил всю его горечь и Боль. Боль, прошедшего войну, потом десятилетия, добросовестно работавшего, искренне верившего , что все не зря, что его дети будут жить лучше него…
Хитрая сволочь- старость. Сделала его слабым физически, но ни чуть не сломила его твердую ось внутри… Это сделал, «сквозной» Чубайс и иже с ним, придумавшие загнать в
Жару стариков в километровые очереди, для непонятного переоформлений пенсий, в ограниченные несколькими днями сроки. Очереди, в которых умирали выжившие в войне, умирали от духоты и давки, а более от беззащитности перед наглостью и унижения, от того что, все их заслуги и труд, которыми они гордились, стали ни нужными власти. К власти пришли, умные мира сего - чьи морды в сале, чье право свято, привыкшие питаться чужими, живыми душами, давясь кровавым куском…
-Поедем те, пообедаем с дороги, Александр Сергеевич.
…Мы, познакомились, год назад, в Старой Руссе, в местном Доме Культуры. У Александра Демьяненко, там в 12 часов была, творческая встреча со зрителями, а у меня в 16 часов, лекции о целительстве и психологии оздоровления (с которыми я в то время гастролировал).
Для Настоящих артистов, это были тяжелые времена, они не то что бы, в один миг стали, не востребованы, они были заброшены. В основном именно в силу того что- Настоящие (кто читал «Повесть о настоящем человеке», тот поймет что я имею ввиду под этим словом). Они не хотели и не могли играть в смрадных постановках и фильмах тех времен.. Тьма боится Света, но к ночи Тьма набирает Силу, и потому она могла давить их нищетой, надеясь хоть кого то из них сломить и заполучить еще одну Душу.
С администратором Львовским Олегом, Мы в те годы изъездили почти всю страну, с моими лекциями. Старались буквально зализывать,душевные раны, растерянного, брошенного поколения, наших отцов и дедов. Олег ездил не только со мной , но и впереди меня. Предварительно договариваясь, об аренде залов, под мои выступления, анонсируя, делая рекламу. Чтоб хоть как- то помочь нашим брошенным страной артистам, мы старались параллельно договариваться и об их выступлениях.
…Обедали мы с Александром Сергеевичем, в ресторане гостиницы «Москва». На обед нас пригласил Аркадий Николаевич Дадаев- узнав о приезде любимого артиста. Аркадий Николаевич в свой области тоже легендарная личность, один из основателей автомобильного спорта в СССР и России. Обед, Аркадий Николаевич организовал, конечно, не с целью удовлетворить свои личные амбиции, и любопытство, в компании с легендой. В первую очередь, как проявление желания, хорошо, вкусно накормить и окружить заботой дорогого сердцу человека. Практически ровесники, люди одного поколения, тактичные и чувствительные. Они не нуждались в многословных беседах. Близким по духу, достаточно просто быть вместе, чтоб говорить без слов.
Я, в это время, пытался снять номер в гостинице. Хоть какой- то более или менее приличный номер, чтоб Александр Сергеевич смог отдохнуть, хоть несколько часов перед концертом. Надо сказать, что в те времена, найти нормальный номер было проблемой. Конечно, в стране уже появились номера «Люкс», но от обычных номеров с продавленной кроватью, прожженными сигаретами столом, они отличались только наличием радио или холодильника. Справедливости ради не могу не сказать, что объехав почти всю страну в те годы, только в Великом Новгороде, я встретил номер, отдаленно похожий на «Люкс».
….Здесь номеров не было, ни каких. Пришлось объяснять девушке- администратору, весь трагизм положения, и что это номер для Самого Демьяненко. Девушка, уже из поколения «пепси», с прожженной химией волосами и головой, ни как не могла понять кто это. Пока я не назвал волшебное слово- Шурик- из «Кавказкой пленницы», только тогда редкие шестеренки мыслей повернулись, и за две цены, она согласилась снять бронь с одного номера, но только до вечера.
До вечера. Так до вечера, нам больше и не надо!
Концерт.
Начало в 18.
Во Дворце Молодежи.
Директор Дворца, Николай Викторович Плетнев, тоже из Настоящих людей, предоставил зал без всяких условий.
-Мне главное, чтоб не умерла культура и искусство. Получится заплатить за аренду- хорошо. Не получится, да и ладно.
А как совсем не заплатить? Я. Так не могу. Сцена, может быть еды и не просит, но сцена- это и люди. Это –осветители, звукооператоры, рабочие сцены, гардеробщики да и много еще кто, без кого сцена просто не существует. Коллектив у Плетнева прекрасный, они даром если надо готовы работать, но не всегда же…Они так считай без зарплаты который месяц работают, а иной раз и из дома несут, чтоб не погас «очаг» культуры. Такие времена…
Вход на концерт Александра Демьяненко , сделали бесплатным. Не из-за того конечно, что думали- что людей не собрать, а чтоб уменьшить затраты на рекламу. На любые платные мероприятие, надо довольно ощутимо тратиться на рекламу. И это не зависит от уровня звезды, просто для того чтоб узнали, что звезда приехала, надо об этом сказать.
Николай Викторович, договорился, что придут человек 700, курсантов из военного училища, по стечению обстоятельств, в этот день, курсантам выход в город запретили.
До начала, минут 15.
Александр Сергеевич в гримерке, готовится к концерту.
В зале всего человек 100, позор мне как организатору, я прекрасно представлю что чувствует артист выходя в полупустой зал.
Что делать?
Думай, голова, думай.
Бегу к осветителю.
-Серега, сделаем так: как только я объявлю выход Александра Сергеевича, сразу полностью гаси свет в зале, и направляй софиты на сцену ( есть такой эффект- когда в зале темно, а софиты светят на сцену, тому кто на сцене- не видно зала). Ну а что еще было придумать.
С замиранием сердца иду объявлять великого Актера.
Александр Сергеевич готов, собран, словно помолодел и стал выше. Стоит за кулисами. По старой актерской привычке, все порывается поглядеть из-за занавеса в зал. Ребята, рабочие сцены, не дают. Я попросил чтоб « заболтали» его, отвлекли. Чтоб, не заглянул, не увидел что в зале мало зрителей.
Концерт прошел, словно на одном дыхании, зал был словно заворожен очарованьем Актера.
После концерта за интервью к Александру Сергеевичу, подошли местные журналисты, сразу стало стыдно за уровень местных акул пера. Пустые, глупые вопросы типа- А как вы тут? А откуда приехали и куда собираетесь? Разве что – Который час, не спрашивают.
- Александр Сергеевич, а в каких фильмах вы снимались?(кудрявая девочка инфантильного вида с микрофоном в руках).
-Ребята, милые! Я , понимаю, что по молодости своей, вы может и не видели ни одного фильма с моим участием до сего момента. Но относитесь к свой профессии профессионально, прежде чем идти на интервью, вы могли ознакомиться с моей фильмографией. Подготовить интересные вопросы. Ну, что ж вы так? Александр Сергеевич, с теплым, отцовским укором, посмотрел на притихших журналистов. Подошли зрители, которые хотели сфотографироваться с Александром Сергеевичем…
…У меня нет фотографий с Александром Демьяненко. Что-то, внутри меня. противилось этому, наверное я хотел чаще видеть этого удивительного человека. А фото на память, вроде как расставанию.
Хлебосольный директор дворца Молодежи, Николай Плетнев, уже собрал импровизированный фуршет, в честь Александра Сергеевича. Пришли почти все свободные работники Дворца, каждый хотел хоть немного побыть рядом, с этим теплым, дарящим Свет человеком. Ни о делах, ни о творческих планах ни кто не говорил, все они и так работая, в учреждении культуры, прекрасно знали- старая культура уничтожена, а новая еще не взошла… Говорили, просто о жизни, затянувшихся морозах, о любимой кошке Александра Сергеевича…
…Поезд в Петербург в 2-30 ночи. До поезда решили перекантоваться у Жени Жерихова, Президента рязанской Федерации рукопашного боя. Он жил почти у самого вокзала. И пусть его маленькая, однокомнатная квартира с трудом вмещала жену с сынишкой, теплота приема гостей его женой , раздвигала границы стен. За разговором , поздним ужином преходящим в ночь, время прошло незаметно.
Вокзал. Поезд. Вагон. Провожаем с Женей Жериоховым.
-До свидания, Сергей Александрович! Спасибо за все. Доброго Вам пути! Здоровья!
-Вам спасибо. Но, я не могу ребята понять, зачем вам это все надо? Потратили на меня деньги, на проезд, на гостинцу…Зачем?
…Что мы могли ответить… То что нам проще было и дешевле, просто отправить ему деньги переводом. Но воспитание, врожденное благородство и чисто Питерское чувство самоуважения и достоинства, ни когда не позволи бы ему, принять их. И даже дело не в деньгах. Настоящий актер- не может без сцены, без гастролей, без востребованности… Почему этого не понимают те кто должен быть на нашем месте…Какие фильмы они смотрели в детстве? Чужие…
-Александр Сергеевич, мы выросли на Ваших фильмах, на Ваших ролях. Вы, нас сделали такими, мы только возвращаем часть того, что Вы дали нам. Спасибо, еще раз!…
…Через несколько месяцев, Александра Сергеевича не стало…
…Сердце…
---------------------------------------------------------------------------------------------
- У каждого человека свои звезды. Одним - тем, кто странствует, - они указывают путь. Для других это просто маленькие огоньки. Для ученых они -как задача, которую надо решить... Но для всех этих людей звезды немые. А у тебя будут совсем особенные звезды... - Как так? - Ты посмотришь ночью на небо, а ведь там будет такая звезда, где я живу, где я смеюсь, - и ты услышишь, что все звезды смеются. У тебя будут звезды, которые умеют смеяться! И он сам засмеялся. - И когда ты утешишься (в конце концов всегда утешаешься), ты будешь рад, что знал меня когда-то. Ты всегда будешь мне другом. Тебе захочется посмеяться со мною. Иной раз ты вот так распахнешь окно, и тебе будет приятно... И твои друзья станут удивляться, что ты смеешься, глядя на небо. А ты им скажешь: Да, да, я всегда смеюсь, глядя на звезды!" И они подумают, что ты сошел с ума. Вот какую злую шутку я с тобой сыграю... И он опять засмеялся…
Ленинград- Рязань 1999-2010 гг.
Валерий Розанов (Разоренов)
Впрочем, сие \ забвенье\ ожидает и нас.
Нашему государоству, больные, сирые, пожелые люди, как не нужный "баласт".
И всеже: "А для звезды, что сорвалась и падает, есть только миг, ослепительный миг!"
И еще - память.
Трофимов М.
Шурик был замечательный актер и замечательный человек. Жил ярко. Сгорел как факел...
Но у него была интересная жизнь. Стоит ли жалеть о нем? Стоит.
Но в конце концов, все мы идем по одной дороге жизни и в одну сторону... Главное пройти свой путь достойно.