СВЯТОЙ ПОБЕДОНОСЕЦ
09.05.2025 00:13
Восьмого мая в музее имени Андрея Рублева открылся выставочный проект "Святой Победоносец", приуроченный к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Он посвящен великомученику Георгию Победоносцу, одному из наиболее почитаемых святых. Его христианский подвиг воспринимался как победа веры, триумф над силами зла.
В Древней Руси он считался небесным покровителем князей и всего православного воинства.
На выставке представлены традиционные и редкие образы святого из музейных собраний и частных коллекций. Среди них – две иконы XV-XVI веков, на которых святой изображен в рост, с воинскими атрибутами. Шестнадцать клейм жития на иконе из Музея имени Андрея Рублева подробно иллюстрируют историю страданий великомученика Георгия, непоколебимую крепость его веры.

(Икона. Св. вмч. Георгий Победоносец, с Житием. Начало XVI в.)
Икона «Чудо великомученика Георгия о змие», созданная, возможно, в Новгороде в XVI столетии, является примером широко распространенной в русском искусстве иконографии. Сюжет о спасении дочери правителя некоего города от
чудовища воином-христианином символически понимался как победа добра над злом, христианства над язычеством, добродетелей над страстями, что сделало его чрезвычайно популярным.

Хочется отдельно остановиться на представленных на выставке поствизантийских иконах, демонстрирующих малоизвестные в XVI-XVII веках на русской почве изображения святого Георгия.
Начну с того, что сам термин "поствизантийский" воспринимается учеными неоднозначно. 29 мая 1453 года пал Константинополь. Византийская империя прекратила свое существование При этом термин «поствизантийская культура» определяет очень крупное и важное явление путем негативных коннотаций, что многие ученые считают не вполне удачным.
Тем не менее, нельзя не признать, что этот особый период не только существует, но и может быть охарактеризован целым списком критериев. Главный из них — не столько сам факт падения Константинополя, сколько тот контекст, в котором почти одновременно с этим событием оказывается культура православного мира. С XV столетия ей приходится развиваться, пребывая в состоянии рефлексии и воспоминаний, а значительной части православного населения Византии приходится учиться жить в состоянии утраты родины.
И в этом смысле поствизантийская живопись— это художественное явление, сочетающее в себе многовековую византийскую традицию с рядом новых элементов, пришедших как с католического Запада, так и с православного Востока. Искусство поствизантийского периода было открыто и для влияния с Востока, из России, где в XVI–XVII вв. искусство переживало настоящий расцвет.
Еще во второй половине XIV столетия начался отток части греческих интеллектуалов, торгового и ремесленного населения в Западную Европу, а также на острова Средиземноморья, которые в основном находились во владении или под протекторатом итальянских государств. К середине XV века греки успешно освоились в латинском мире Средиземноморья, сохранив при этом свою веру, национальные традиции и уклад. Эти исторические процессы подготовили расцвет нового художественного явления: Критской школы, ставшей после 1453 года ведущим течением в православной живописи. Расцвет этой школы именно на острове Крит был не случаен. Для греческих интеллектуалов второй половины XIV–XV веков Крит стал местом, где можно было предаваться теологическим, литературным и художественным трудам. Во второй половине пятнадцатого века возник огромный спрос на иконы в «древнем» византийском стиле, а также на иконы с новыми модными сюжетами (иногда чисто латинскими или смешанными). Среди торговцев-посредников были выработаны даже специальные термины «in forma a la latina» и «in forma greca», указывающие, в каком стиле должны быть исполнены заказываемые ими иконы. При этом произведения Критской школы XV–XVI веков отличались особой утонченностью: изящные, часто удлиненные фигуры; изысканные позы; энергичное использование сверкающего золота на фоне.
Красота и совершенство стали отличительной чертой этой живописи. В иконах святого Георгия и святых воинов подобная идеализация была естественной, отражая ностальгические воспоминания о благородных рыцарях XI–XII веков, столь ярко описанных в литературе того времени. Критские живописцы в своих произведениях словно старались уйти в мир красоты, изящества и нереального благородства. Их иконопись – прекрасное ирреальное зазеркалье, где царит красота линий и красок, идеальных образов и возвышенных чувств, пишет специалист по поствизантийской иконе Ю.А.Пятницкий.
В поствизантийский период, вполне возможно, как художественный отклик на гибель империи на Крите появилось новое в иконографии святого Георгия изображение — Кефалофорос, то есть, «Голову приносящий». Святой представлен в молении Спасителю; в руке великомученика — усеченная глава, под которой свиток с текстом: «Видишь, что сотворили беззаконные, о Слово? Ты видишь главу, ради Тебя отсеченную».
В России таких критских икон всего две и одна представлена на выставке.

(Икона. Св. вмч. Георгий Победоносец. Вторая половина XVI в. Греция. ГМИИ им. Пушкина, Москва)
У нас этот сюжет не прижился, Москве - Третьему Риму герой-победитель, пронзающий гада, оказался ближе.
Синие версты
И зарева горние!
Победоносного
Славьте – Георгия!
И зарева горние!
Победоносного
Славьте – Георгия!
Другая редкая икона, называемая "Двойное чудо", иллюстрирует и победу над змием и чудо святого Георгия о спасении отрока из плена.

Имя Георгия Победоносца неразрывно связано с нашей историей. Первый храм в честь святого основал великий русский князь Ярослав Мудрый, который сам крестился с именем Георгий. В княжение Дмитрия Донского святой Георгий появился на гербе московских князей, а позже оказался в центре государственного герба России — двуглавого орла.
Образ ( во всех смыслах) святого Георгия сопровождает россиян всю историю - народную и личную -, вселяя в нас надежду, что в дни борений и тягот спустится на землю на своем коне защитник всех угнетенных и страждущих, покровитель России – Георгий Победоносец.
Участники выставки: Музей имени Андрея Рублева, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Музей христианского искусства «Церковно- археологический кабинет» Московской духовной академии, частные коллекционеры Г. Татинцян и С.А. Ходорковский.
Выставка работает до 15 июня.