СВЯТОЙ ПОБЕДОНОСЕЦ
09.05.2025 00:13
Анна Сокольская
Восьмого мая в музее имени Андрея Рублева открылся выставочный проект "Святой Победоносец", приуроченный к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Он посвящен великомученику Георгию Победоносцу, одному из наиболее почитаемых святых. Его христианский подвиг воспринимался как победа веры, триумф над силами зла.
В Древней Руси он считался небесным покровителем князей и всего православного воинства.
На выставке представлены традиционные и редкие образы святого из музейных собраний и частных коллекций. Среди них – две иконы XV-XVI веков, на которых святой изображен в рост, с воинскими атрибутами. Шестнадцать клейм жития на иконе из Музея имени Андрея Рублева подробно иллюстрируют историю страданий великомученика Георгия, непоколебимую крепость его веры.bd68c22a195cc4acb8a865d30f35ee681d193911a68.jpg

(Икона. Св. вмч. Георгий Победоносец, с Житием. Начало XVI в.)

Икона «Чудо великомученика Георгия о змие», созданная, возможно, в Новгороде в XVI столетии, является примером широко распространенной в русском искусстве иконографии. Сюжет о спасении дочери правителя некоего города от
чудовища воином-христианином символически понимался как победа добра над злом, христианства над язычеством, добродетелей над страстями, что сделало его чрезвычайно популярным.
9d10d142c4c74beaef7e8016d7be87681d1a4b81bba.jpg
Хочется отдельно остановиться  на представленных на выставке поствизантийских иконах,  демонстрирующих малоизвестные в XVI-XVII веках на русской почве изображения святого Георгия.
Начну с того, что сам термин "поствизантийский" воспринимается учеными неоднозначно.  29 мая 1453 года пал Константинополь. Византийская империя прекратила свое существование При этом термин «поствизантийская культура»  определяет очень крупное и важное явление путем негативных коннотаций, что многие ученые считают не вполне удачным. 
Тем не менее, нельзя не признать, что этот особый период не только существует, но и может быть охарактеризован целым списком критериев.  Главный из них — не столько сам факт падения Константинополя,  сколько тот контекст, в котором почти одновременно с этим событием оказывается культура православного мира. С  XV  столетия ей приходится развиваться, пребывая в состоянии рефлексии и воспоминаний, а значительной части православного населения Византии приходится учиться жить в состоянии утраты родины.
И в этом смысле поствизантийская живопись— это художественное явление, сочетающее в себе многовековую византийскую традицию с рядом новых  элементов, пришедших как с католического Запада, так и с православного Востока. Искусство поствизантийского периода было открыто и для влияния с Востока, из России, где в XVI–XVII вв. искусство переживало настоящий расцвет. 
Еще во второй половине XIV столетия начался отток части греческих интеллектуалов, торгового и ремесленного населения в Западную Европу, а также на острова Средиземноморья, которые в основном находились во владении или под протекторатом итальянских государств. К середине XV века греки успешно освоились  в латинском мире Средиземноморья, сохранив при этом свою веру, национальные традиции и уклад. Эти исторические процессы подготовили расцвет нового художественного явления: Критской школы, ставшей после 1453 года ведущим течением в православной живописи. Расцвет этой школы именно на острове Крит был не  случаен.   Для греческих интеллектуалов второй половины XIV–XV веков Крит стал  местом, где  можно было предаваться теологическим, литературным и художественным трудам.  Во второй половине пятнадцатого века возник огромный спрос на иконы в «древнем» византийском стиле, а также на иконы с новыми модными сюжетами (иногда чисто латинскими или смешанными). Среди торговцев-посредников были выработаны даже специальные термины «in forma a la latina» и «in forma greca», указывающие, в каком стиле должны быть исполнены заказываемые ими иконы. При этом произведения Критской школы XV–XVI веков отличались особой утонченностью: изящные, часто удлиненные фигуры; изысканные позы; энергичное использование сверкающего золота на фоне.  
Красота и совершенство стали отличительной чертой этой живописи. В иконах святого Георгия и святых воинов подобная идеализация была естественной, отражая ностальгические воспоминания о благородных рыцарях XI–XII веков, столь ярко описанных в литературе того времени. Критские живописцы в  своих произведениях словно старались уйти в мир красоты, изящества и нереального благородства. Их иконопись – прекрасное ирреальное зазеркалье, где царит красота линий и красок, идеальных образов и возвышенных чувств, пишет специалист по поствизантийской иконе Ю.А.Пятницкий.  
В поствизантийский период, вполне возможно, как художественный отклик на гибель империи на Крите  появилось новое в иконографии святого Георгия изображение — Кефалофорос, то есть, «Голову приносящий». Святой представлен в молении Спасителю; в руке великомученика — усеченная глава, под которой свиток с текстом: «Видишь, что сотворили беззаконные, о Слово? Ты видишь главу, ради Тебя отсеченную».
В России таких критских икон всего две и одна представлена на выставке.
1886651ec00eec0738b21bd196bb6a681d192d607ea.jpg
(Икона. Св. вмч. Георгий Победоносец. Вторая половина XVI в. Греция. ГМИИ им. Пушкина, Москва)
У нас этот сюжет не прижился, Москве - Третьему Риму герой-победитель, пронзающий гада, оказался ближе.  
Синие версты
И зарева горние!
Победоносного
Славьте – Георгия!
Другая редкая икона, называемая "Двойное чудо", иллюстрирует и победу над змием и чудо святого Георгия о спасении отрока из плена. 
f441dcde17ed6fe31d82bc7b32407b681d1a45a1b3a.jpg
Имя Георгия Победоносца неразрывно связано с нашей историей.  Первый храм в честь святого основал  великий русский князь Ярослав Мудрый, который сам крестился с именем Георгий. В княжение Дмитрия Донского  святой Георгий появился на гербе московских князей, а позже оказался в центре государственного герба России — двуглавого орла.
Образ ( во всех смыслах) святого Георгия  сопровождает россиян всю историю - народную и личную -, вселяя в нас надежду, что в дни борений и тягот спустится на землю на своем коне защитник  всех угнетенных и страждущих, покровитель  России – Георгий Победоносец.
Участники выставки: Музей имени Андрея Рублева, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Музей христианского искусства «Церковно- археологический кабинет» Московской духовной академии, частные коллекционеры Г. Татинцян и С.А. Ходорковский.
Выставка работает до 15 июня.
Добавить комментарий