НАМ НУЖЕН ДЯГИЛЕВ
12.06.2025 22:02
Анна Сокольская
10 июня в пресс-центре РИА "Россия сегодня" состоялась пресс-конференция, посвященная премьере в Большом театре балета "Дягилев". Она пройдет в рамках Фестиваля культурного поиска "Нам нужен Дягилев" при поддержке Центра культурных инициатив Дипломатической академии МИД России. Во встрече с журналистами участвовали:
- и.о. ректора Дипломатической академии МИД России, проректор МГИМО, автор идеи проекта, сопредседатель Организационного комитета фестиваля культурного поиска "Нам нужен Дягилев" Сергей ШИТЬКОВ;
- премьер Государственного академического Большого театра России Денис РОДЬКИН; 
- прима Государственного академического Большого театра России Элеонора СЕВЕНАРД;
- генеральный директор продюсерского центра Валентина МИХАЛЕВСКАЯ.
3d0b2d2fe93c314565c9641447683a684b230c30c64.jpg

Денис Родькин рассказал журналистам, что композиция балета представляет из себя "спектакль в  спектакле", а в числе его главных героев легендарные персонажи Серебряного века Тамара Карсавина, Вацлав Нижинский, Михаил Фокин,  Морис Равель, Лев Бакст.  Зрители увидят историю постановки балета Мориса Равеля "Дафнис и Хлоя". Музыку к этому балету Равелю заказал Дягилев. Его премьера состоялась 8 июня 1912 года, партии Дафниса и Хлои исполнили Вацлав Нижинский и Тамара Карсавина. Равель писал: «В этом сочинении я задумал создать большую музыкальную фреску, в которой не столько стремился воскресить подлинную античность, сколько запечатлеть Элладу моей мечты, близкую тому представлению о Древней Греции, которое воплощено в произведениях французских художников и писателей конца XVIII века».  А хореограф балета Михаил Фокин вспоминал, что мечтал "создать из балета-забавы балет-драму, из танца — язык понятный, говорящий»...
3375dd68ae4d121e2083a031c49c73684b231e7b63b.jpg
(Леон Бакст. Декорация в спектаклю "Дафнис и Хлоя")
1912 год - это время, когда подходил к концу Серебряный век, бредящий веком восемнадцатым и античностью одновременно. И балет на сюжет романа, придуманного античным греком и впервые изданном на французском языке в 1778 году, был тогда моден и актуален. Так же, как актуально сейчас обращение к Серебряному веку. Причем мы ясно видим, как сейчас формируется новый пантеон его героев, в который теперь на равных входят, например, Вертинский или Дягилев, еще лет тридцать назад считавшиеся фигурами незначительными. Но время все расставляет по своим местам, и премьера "Дягилева" в Большом еще одно этому свидетельство.  
 Балет - искусство в чем-то мистическое. И "Дягилев" начнется с появления  цыганки, когда-то предсказавшей  Сергею Павловичу смерть от воды. Смерть настигла его в любимой Венеции - городе на воде, и на надгробном памятнике Дягилеву высечены слова, написанные им самим на подаренной С. Лифарю в 1926 году записной книжке: «Венеция, постоянная вдохновительница наших успокоений». 
Так смолкают оркестры. Город сродни попытке воздуха
           удержать ноту от тишины, 
и дворцы стоят, как сдвинутые пюпитры, 
             плохо освещены.
Только фальцет звезды меж телеграфных линий – 
там, где глубоким сном спит гражданин Перми. 
Но вода аплодирует, и набережная – как иней,
                 осевший на до-ре-ми 
(Иосиф Бродский) 
   Родькин собрал для спектакля звездный состав: в постановке ведущие партии исполнят пять премьеров Большого театр и одна прима. На сцену выйдут Элеонора Севенард – в роли  Татьяны Карсавиной 
Семен Чудин –  в образе Михаила Фокина,
Денис Савин – станет  Леоном Бакстом,
Дмитрий Смилевски – будет  Вацлавом Нижинским,
Вячеслав Лопатин – предстанет в образе Мориса Равеля,
Анастасия Меськова — создаст образ цыганки-предсказательницы.
f93b167810953c1fcdefa4629eb631684b231563b38.jpg
Хореографом-постановщиком выступил Александро Каггеджи, танцовщик и хореограф  британского происхождения и русской школы; художником-постановщиком — известный российский дизайнер Игорь Чапурин.
«В мире такой премьеры еще не было, это первый спектакль, который рассказывает не только о личности Дягилева, но и об образе продюсера, о кропотливом каждодневном труде, связанном с постановкой. Мы хотели бы, чтобы это было начало показа не только в нашей стране, но и за пределами нашей Родины. Это крупное событие в рамках нашего фестиваля и фонда», — сказал Сергей Шитьков.
4ddb53adc871d778040ba5d0b0b115684b232b24a32.jpg
На афише спектакля мы видим Дениса Родькина в созданной Чапуриным знаменитой дягилевской шубе.
 Одни мемуаристы пишут, что она была с бобровым воротником и на хорях, а  Жан Кокто  вспоминает, что Дягилев носил шубу с воротником из опоссума и иногда закалывал её английскими булавками. Достоверно известно при этом, что шуба была всего одна, а личные вещи Сергея Павловича умещались в два небольших  саквояжа. Остальные подробности 24-25 июня на сцене Большого театра.   

Добавить комментарий