НАМ НУЖЕН ДЯГИЛЕВ
12.06.2025 22:02
10 июня в пресс-центре РИА "Россия сегодня" состоялась пресс-конференция, посвященная премьере в Большом театре балета "Дягилев". Она пройдет в рамках Фестиваля культурного поиска "Нам нужен Дягилев" при поддержке Центра культурных инициатив Дипломатической академии МИД России.
Во встрече с журналистами участвовали:
- и.о. ректора Дипломатической академии МИД России, проректор МГИМО, автор идеи проекта, сопредседатель Организационного комитета фестиваля культурного поиска "Нам нужен Дягилев" Сергей ШИТЬКОВ;
- премьер Государственного академического Большого театра России Денис РОДЬКИН;
- прима Государственного академического Большого театра России Элеонора СЕВЕНАРД;
- генеральный директор продюсерского центра Валентина МИХАЛЕВСКАЯ.




Денис Родькин рассказал журналистам, что композиция балета представляет из себя "спектакль в спектакле", а в числе его главных героев легендарные персонажи Серебряного века Тамара Карсавина, Вацлав Нижинский, Михаил Фокин, Морис Равель, Лев Бакст. Зрители увидят историю постановки балета Мориса Равеля "Дафнис и Хлоя". Музыку к этому балету Равелю заказал Дягилев. Его премьера состоялась 8 июня 1912 года, партии Дафниса и Хлои исполнили Вацлав Нижинский и Тамара Карсавина.
Равель писал: «В этом сочинении я задумал создать большую музыкальную фреску, в которой не столько стремился воскресить подлинную античность, сколько запечатлеть Элладу моей мечты, близкую тому представлению о Древней Греции, которое воплощено в произведениях французских художников и писателей конца XVIII века».
А хореограф балета Михаил Фокин вспоминал, что мечтал "создать из балета-забавы балет-драму, из танца — язык понятный, говорящий»...

(Леон Бакст. Декорация в спектаклю "Дафнис и Хлоя")
1912 год - это время, когда подходил к концу Серебряный век, бредящий веком восемнадцатым и античностью одновременно. И балет на сюжет романа, придуманного античным греком и впервые изданном на французском языке в 1778 году, был тогда моден и актуален. Так же, как актуально сейчас обращение к Серебряному веку. Причем мы ясно видим, как сейчас формируется новый пантеон его героев, в который теперь на равных входят, например, Вертинский или Дягилев, еще лет тридцать назад считавшиеся фигурами незначительными. Но время все расставляет по своим местам, и премьера "Дягилева" в Большом еще одно этому свидетельство.
Балет - искусство в чем-то мистическое. И "Дягилев" начнется с появления цыганки, когда-то предсказавшей Сергею Павловичу смерть от воды. Смерть настигла его в любимой Венеции - городе на воде, и на надгробном памятнике Дягилеву высечены слова, написанные им самим на подаренной С. Лифарю в 1926 году записной книжке: «Венеция, постоянная вдохновительница наших успокоений».
Так смолкают оркестры. Город сродни попытке
воздуха
удержать ноту от тишины,
и дворцы стоят, как сдвинутые пюпитры,
плохо освещены.
Только фальцет звезды меж телеграфных линий –
там, где глубоким сном спит гражданин Перми.
Но вода аплодирует, и набережная – как иней,
осевший на до-ре-ми
(Иосиф Бродский)
Родькин собрал для спектакля звездный состав: в постановке ведущие партии исполнят пять премьеров Большого театр и одна прима. На сцену выйдут
Элеонора Севенард – в роли Татьяны Карсавиной
Семен Чудин – в образе Михаила Фокина,
Денис Савин – станет Леоном Бакстом,
Дмитрий Смилевски – будет Вацлавом Нижинским,
Вячеслав Лопатин – предстанет в образе Мориса Равеля,
Анастасия Меськова — создаст образ цыганки-предсказательницы.

Хореографом-постановщиком выступил Александро Каггеджи, танцовщик и хореограф британского происхождения и русской школы; художником-постановщиком — известный российский дизайнер Игорь Чапурин.
«В мире такой премьеры еще не было, это первый спектакль, который рассказывает не только о личности Дягилева, но и об образе продюсера, о кропотливом каждодневном труде, связанном с постановкой. Мы хотели бы, чтобы это было начало показа не только в нашей стране, но и за пределами нашей Родины. Это крупное событие в рамках нашего фестиваля и фонда», — сказал Сергей Шитьков.

На афише спектакля мы видим Дениса Родькина в созданной Чапуриным знаменитой дягилевской шубе.
Одни мемуаристы пишут, что она была с бобровым воротником и на хорях, а Жан Кокто вспоминает, что Дягилев носил шубу с воротником из опоссума и иногда закалывал её английскими булавками.
Достоверно известно при этом, что шуба была всего одна, а личные вещи Сергея Павловича умещались в два небольших саквояжа.
Остальные подробности 24-25 июня на сцене Большого театра.