ИКОНА ГАЛАНТНОГО ВЕКА
14.06.2025 14:16
Анна Сокольская
В Музее имени Андрея Рублева открылась выставка "Икона галантного века".
Надо сказать, что XVIII век — недостаточно изученное и поэтому недооцененное столетие в истории русской иконописи.
Более того, после "открытия" в начале XX века памятников древнерусской иконописи "живоподобие"-  стиль, созданный Симоном Ушаковым и Иосифом Владимировым, рядом исследователей, например, Игорем Грабарем, был оценен как упаднический. Считалось, что, с одной стороны, он разрушил условность традиционного языка иконописи, с другой — подражал европейским образцам.
173f51d1ecac0327f4690c8e16d9f6684d57df44cb8.jpg
(Христос и самарянка. 1750-е годы. Москва)

Между тем живоподобие - уникальный стиль русского искусства. Интересно что с этим направлением связана и первая русская искусствоведческая работа: трактат иконописца Иосифа Владимирова «Послание некоего изуграфа Иосифа к цареву изуграфу и мудрейшему живописцу Симону Фёдоровичу»
Владимиров порицал современных ему мастеров за то, что они пишут «темновидные» лики, в то время как первые образы Христа и Богоматери были «светообразными» и «живоподобными», к чему и надо вернуться .
31bc09462f091789fbdad7f78b1062684d57f4eb330.jpg
(Пророк Иоанн Предтеча. Ангел Пустыни. 1769 год  Василий Колмогоров (1674- не позже 1768))

Симон Ушаков умер в 1686 году, в самом начале петровской эпохи.С этого времени русское искусство стало развиваться в тесной взаимосвязи с искусством западноевропейским. В стороне от этого процесса не осталась и иконопись. В XVIII столетии в ней при сохранении традиционных черт нашли свое отражение все главные европейские художественные стили того времени – барокко, рококо и классицизм. На выставке можно увидеть наиболее рафинированные образцы русской иконописи времени правления на русском престоле женщин – Екатерины I, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Екатерины II.
3e701f57400da5e716ae0fca07c2fc684d58008342f.jpg
(Вукол Смирнский.с образом Сретения 1739 . Егор Иванов Грек ( упоминается с 1725 по 1755 годы))

Экспозиция включает как крупноформатные образы, написанные для храмовых интерьеров, так и небольшие домашние, принадлежавшие высшей аристократии и сопровождавшие своих владельцев на протяжении всей их жизни. Среди них впервые экспонируемые иконы из дворцов графов Шереметевых в усадьбах Кусково и Останкино, а также принадлежавшие известным историческим личностям того времени – Артемию Волынскому, Василию Головину, Юрию Кологривову.
В XVIII веке иконопись во многом перестала быть анонимной, поэтому значительную часть экспонатов составляют подписные произведения наиболее ярких мастеров XVIII века – Ивана Гусятникова, Ивана Поспелова, Ивана Рожнова, Егора Грека и его сына Ивана Грекова, Василия Василевского, Михаила Фунтусова, Федота Колокольникова, Алексея Антропова, Василия Колмогорова, Василия и Андрея Чалковых.
aac69386b802e7a1e8aee26d7779a9684d5808df6eb.jpg
(Священномученик Харлампий  с житием. 1740. Иван Гусятников (упоминается 1691 - 1748))

Экспозиция выстроена так, что зритель может проследить эволюцию иконы галантного века от поисков "живоподобия" и экспрессивности и избыточности барокко к классической строгости конца восемнадцатого века. . Помимо Музея имени Андрея Рублева в выставке принимают участие Государственная Третьяковская галерея, Государственный исторический музей, Музей-заповедник «Коломенское – Измайлово», Музей-заповедник «Останкино и Кусково», Музей христианского искусства «Церковно-археологический кабинет», частные коллекционеры. Кураторы выставки – главный научный сотрудник Научно-исследовательского отдела Н.И. Комашко и заведующий сектором научно-методической работы Д.В. Денисов.
Выставка продлится до 24 августа.
Добавить комментарий