ИКОНА ГАЛАНТНОГО ВЕКА
14.06.2025 14:16
В Музее имени Андрея Рублева открылась выставка "Икона галантного века".
Надо сказать, что XVIII век — недостаточно изученное и поэтому недооцененное столетие в истории русской иконописи.
Более того, после "открытия" в начале XX века памятников древнерусской иконописи "живоподобие"- стиль, созданный Симоном Ушаковым и Иосифом Владимировым, рядом исследователей, например, Игорем Грабарем, был оценен как упаднический. Считалось, что, с одной стороны, он разрушил условность традиционного языка иконописи, с другой — подражал европейским образцам.



Экспозиция выстроена так, что зритель может проследить эволюцию иконы галантного века от поисков "живоподобия" и экспрессивности и избыточности барокко к классической строгости конца восемнадцатого века. . Помимо Музея имени Андрея Рублева в выставке принимают участие Государственная Третьяковская галерея, Государственный исторический музей, Музей-заповедник «Коломенское – Измайлово», Музей-заповедник «Останкино и Кусково», Музей христианского искусства «Церковно-археологический кабинет», частные коллекционеры. Кураторы выставки – главный научный сотрудник Научно-исследовательского отдела Н.И. Комашко и заведующий сектором научно-методической работы Д.В. Денисов.
Выставка продлится до 24 августа.
Надо сказать, что XVIII век — недостаточно изученное и поэтому недооцененное столетие в истории русской иконописи.
Более того, после "открытия" в начале XX века памятников древнерусской иконописи "живоподобие"- стиль, созданный Симоном Ушаковым и Иосифом Владимировым, рядом исследователей, например, Игорем Грабарем, был оценен как упаднический. Считалось, что, с одной стороны, он разрушил условность традиционного языка иконописи, с другой — подражал европейским образцам.

(Христос и самарянка. 1750-е годы. Москва)
Между тем живоподобие - уникальный стиль русского искусства. Интересно что с этим направлением связана и первая русская искусствоведческая работа: трактат иконописца Иосифа Владимирова «Послание некоего изуграфа Иосифа к цареву изуграфу и мудрейшему живописцу Симону Фёдоровичу»
Владимиров порицал современных ему мастеров за то, что они пишут «темновидные» лики, в то время как первые образы Христа и Богоматери были «светообразными» и «живоподобными», к чему и надо вернуться .
Владимиров порицал современных ему мастеров за то, что они пишут «темновидные» лики, в то время как первые образы Христа и Богоматери были «светообразными» и «живоподобными», к чему и надо вернуться .

(Пророк Иоанн Предтеча. Ангел Пустыни. 1769 год Василий Колмогоров (1674- не позже 1768))
Симон Ушаков умер в 1686 году, в самом начале петровской эпохи.С этого времени русское искусство стало развиваться в тесной взаимосвязи с искусством западноевропейским. В стороне от этого процесса не осталась и иконопись. В XVIII столетии в ней при сохранении традиционных черт нашли свое отражение все главные европейские художественные стили того времени – барокко, рококо и классицизм. На выставке можно увидеть наиболее рафинированные образцы русской иконописи времени правления на русском престоле женщин – Екатерины I, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Екатерины II.

(Вукол Смирнский.с образом Сретения 1739 . Егор Иванов Грек ( упоминается с 1725 по 1755 годы))
Экспозиция включает как крупноформатные образы, написанные для храмовых интерьеров, так и небольшие домашние, принадлежавшие высшей аристократии и сопровождавшие своих владельцев на протяжении всей их жизни. Среди них впервые экспонируемые иконы из дворцов графов Шереметевых в усадьбах Кусково и Останкино, а также принадлежавшие известным историческим личностям того времени – Артемию Волынскому, Василию Головину, Юрию Кологривову.
В XVIII веке иконопись во многом перестала быть анонимной, поэтому значительную часть экспонатов составляют подписные произведения наиболее ярких мастеров XVIII века – Ивана Гусятникова, Ивана Поспелова, Ивана Рожнова, Егора Грека и его сына Ивана Грекова, Василия Василевского, Михаила Фунтусова, Федота Колокольникова, Алексея Антропова, Василия Колмогорова, Василия и Андрея Чалковых.
В XVIII веке иконопись во многом перестала быть анонимной, поэтому значительную часть экспонатов составляют подписные произведения наиболее ярких мастеров XVIII века – Ивана Гусятникова, Ивана Поспелова, Ивана Рожнова, Егора Грека и его сына Ивана Грекова, Василия Василевского, Михаила Фунтусова, Федота Колокольникова, Алексея Антропова, Василия Колмогорова, Василия и Андрея Чалковых.

(Священномученик Харлампий с житием. 1740. Иван Гусятников (упоминается 1691 - 1748))
Выставка продлится до 24 августа.