...И чудяся тому видению...
26.06.2025 13:42
Выставка «Обаяние драгоценного металла. Произведения религиозного искусства московских ювелиров XVII века» открывается 26 июня в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
Для ювелирного искусства Москвы XVII столетия очень характерны узорочье и нарядность. Особое распространение в оформлении как светских, так и религиозных произведений в это время получила эмаль по скани, а во второй половине столетия русские мастера в совершенстве освоили технику эмали по рельефу и расписную эмаль. И выставочный проект, посвященный этому периоду в русском религиозном декоративно-прикладном искусстве, представит выдающиеся памятники, отличающиеся яркой индивидуальностью, а их совместное экспонирование позволяет получить объемное представление о ювелирном искусстве столицы в царствование первых Романовых.




Среди шедевров экспозиции – икона «Богоматерь Владимирская» в окладе, дар Г.А. и М.А Покровских. Роскошный оклад, выполненный царскими ювелирами, работавшими в кремлёвской Серебряной палате, украшает икону, написанную в традициях позднего "строгановского" письма. Разнообразие техник, яркое цветовое решение за счет использования эмалей и цветных камней, позволяют видеть в этом памятнике особый придворный заказ. С момента своего создания оклад не подвергался поновлениям и дошел до наших дней в первозданном виде.
На выставке также представлены украшенный в технике огневого золочения уникальный крест-мощевик – дар императора Петра I своему кабинет-секретарю А.В. Макарову, заведовавшему секретными бумагами императора, панагия с вычеканенным по золоту образом Христа Вседержителя, покрытым расписной многоцветной эмалью, а также другие шедевры из музейных и частных собраний.

Надо отметить, что раньше историки считали, что крест был подарком Петра А.Д.Меншикову, и только к открытию выставки была проведена его точная атрибуция.

Семнадцатый век - время первых Романовых - во многом стал для русского искусства переломным.
Происходит его активная секуляризация, возрастает по сравнению с предшествующим периодом значимость внешней, физической красоты.
С открытием торговых путей в Персию и Среднюю Азию в русское искусство стали проникать восточные мотивы и техники. Персидские миниатюры с их сложными деталями и яркими цветами повлияли на орнаменты того времени, а замысловатые узоры и стилизованные изображения флоры и фауны стали отличительной чертой русского декоративного искусства, органично вписавшись в уже существующие традиции, что тоже можно увидеть на выставке. Нередко "проводниками" этого стиля становятся работавшие в России армянские мастера, например такие, как Богдан Салтанов - армянин из Персии, придворный художник Алексея Михайловича и его преемников, главный мастер Оружейной палаты (с 1686), создатель икон, иллюстраций к рукописям, парсун.

Выставка небольшая, но очень насыщенная, поскольку каждый представленный там экспонат уникален.
Участники выставки – Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Александровская слобода», Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, частные коллекционеры. Куратор выставки – заместитель заведующего Отделом экспертизы и искусствоведческих заключений О.В. Скрипейчук.