"Мольер. Наследники" в Театре Терезы Дуровой
24.02.2025 21:24
20 февраля Театр Терезы Дуровой представил премьеру "Мольер.Наследники” режиссера Ирины Пахомовой.
Я был на закрытом предпремьерном показе 19 февраля. Делюсь впечатлениями.
“Мольер. Наследники” это плутовская комедия в самом ее классическом варианте. Для такой комедии характерным героем является не лишенный притягательности мошенник. Пусть читателя не пугает слово “плут” - такой герой почти всегда способен на хорошие поступки и часто как личность выше тех, кого обводит вокруг пальца. Скажем “великий комбинатор”, граф Калиостро или капитан Джек Воробей - канонические плуты.
В случае с “Мольером. ” комедия получилась. Зал многажды смеялся и аплодировал. Так что я могу рекомендовать постановку как легкий театральный досуг.
Сюжет постановки "Мольер. Наследники" строиться на противопоставлении свойств главных героев. Это юный и наивный до смешного Лелий и его лакей Маскариль. К слову Маскариль - сквозной образ из нескольких произведений, созданный Мольером для самого себя. Целью этой парочки является завоевание Лелием красавицы Селии. При этом даже в программке Лелий указан как сын Пандольфа - и действительно конфликт отцов и детей вторая по выпуклости тема постановки.
Взаимодействие слуги и господина - основная движущая сила постановки. Лелий и Маскариль это как Бинки и Брейн из одноименного мультфильма. И каждый раз они пытаются заполучить Селию - целый мир для Лелия.
Лакей Маскариль умный, как Шерлок Холмс, который видит ситуацию через единственную деталь и растолковывает ее Ватсону. Его господин, влюбленный Лелий, натыкается на драматичные случайности, как Ромео. Маскариль верный, как Сэм и хитрый, как Фродо, выманивший кольцо у Горлума. В тоже время Лелий наивный, как артист Свистодырочкин в знаменитой одноименной репризе.
Обращает внимание тот факт, что в программке отдельно не указан сценарист. То есть, соединение нескольких произведений Мольера происходило не на уровне текста, а сразу на репетиции. Это объясняет и компоновку спектакля, и ее, простите мне игру с фамилией актера, "Батовоцентричность". Можно сказать, что на сцене присутствует театральный процесс изнутри, экспериментирование с разными сценами разными средствами. Такое ощущение поддерживается и (всегда удачными) импровизациями актеров, и отсылками к современным шуткам. Это хорошо в силу мастеровитости команды и неперегруженности постановки, но не играет на пользу системности постановки на уровне приема, жеста. слога.
Подытожу. Спектакль “Мольер. Наследники” может стать интересным зрительским опытом. Он динамичный и веселый. Не смотря на то, что спектакль поднимает глубокие темы, он не передавливает на зрителя. “Мольер. Наследники” сыгран с достаточным мастерством и желанием. Такая постановка понравится всем возрастам и может стать семейным досугом.
Я был на закрытом предпремьерном показе 19 февраля. Делюсь впечатлениями.
“Мольер. Наследники” это плутовская комедия в самом ее классическом варианте. Для такой комедии характерным героем является не лишенный притягательности мошенник. Пусть читателя не пугает слово “плут” - такой герой почти всегда способен на хорошие поступки и часто как личность выше тех, кого обводит вокруг пальца. Скажем “великий комбинатор”, граф Калиостро или капитан Джек Воробей - канонические плуты.
В случае с “Мольером. ” комедия получилась. Зал многажды смеялся и аплодировал. Так что я могу рекомендовать постановку как легкий театральный досуг.

Ансельм, гиперопекающий отец Ипполиты
Сюжет постановки "Мольер. Наследники" строиться на противопоставлении свойств главных героев. Это юный и наивный до смешного Лелий и его лакей Маскариль. К слову Маскариль - сквозной образ из нескольких произведений, созданный Мольером для самого себя. Целью этой парочки является завоевание Лелием красавицы Селии. При этом даже в программке Лелий указан как сын Пандольфа - и действительно конфликт отцов и детей вторая по выпуклости тема постановки.
Взаимодействие слуги и господина - основная движущая сила постановки. Лелий и Маскариль это как Бинки и Брейн из одноименного мультфильма. И каждый раз они пытаются заполучить Селию - целый мир для Лелия.
Лакей Маскариль умный, как Шерлок Холмс, который видит ситуацию через единственную деталь и растолковывает ее Ватсону. Его господин, влюбленный Лелий, натыкается на драматичные случайности, как Ромео. Маскариль верный, как Сэм и хитрый, как Фродо, выманивший кольцо у Горлума. В тоже время Лелий наивный, как артист Свистодырочкин в знаменитой одноименной репризе.

Маскариль (справа) и Лелиль (слева)
Хватит сравнений, подытожу впечатления от актерской пары - Сергей Батов в роли Маскариля достаточно органичен в паре Лелием (Григорий Чеглаков). Но в тоже время Батов перетягивает на себя всю постановку и по хронометражу, и по широте актерских приемов, и по харизме. Впечатление, что он как Джонни Депп, который на съемках “Пиратов Карибского моря” откровенно продавил для себя большее место своей роли. Да, изначально в сценарии капитан Джек Воробей имел только второстепенное значение.
Но вернемся к Мольеру. После предпоказа мне удалось пообщаться с создателями спектакля. Как они полагают, спектаклю ещё предстоит "обрасти мясом". И действительно, декорации и костюмы можно заподозрить в несистемности. Я бы, на свой вкус, полностью отказался от укороченных брюк и пальто. Возможно даже играл бы в костюмах в стиле Гамлета. Это, возможно, позволило сориентировать произведение в пространстве культуры, хотя автор и писал про 17, а не про 16 век. Некоторые сцены возможно стоит укоротить ради более масштабного финала. Даже уменьшение объема текста в пользу пластических этюдов сыграло бы произведению на пользу.
Но вернемся к Мольеру. После предпоказа мне удалось пообщаться с создателями спектакля. Как они полагают, спектаклю ещё предстоит "обрасти мясом". И действительно, декорации и костюмы можно заподозрить в несистемности. Я бы, на свой вкус, полностью отказался от укороченных брюк и пальто. Возможно даже играл бы в костюмах в стиле Гамлета. Это, возможно, позволило сориентировать произведение в пространстве культуры, хотя автор и писал про 17, а не про 16 век. Некоторые сцены возможно стоит укоротить ради более масштабного финала. Даже уменьшение объема текста в пользу пластических этюдов сыграло бы произведению на пользу.

Скоро финал, все на сцену!
Обращает внимание тот факт, что в программке отдельно не указан сценарист. То есть, соединение нескольких произведений Мольера происходило не на уровне текста, а сразу на репетиции. Это объясняет и компоновку спектакля, и ее, простите мне игру с фамилией актера, "Батовоцентричность". Можно сказать, что на сцене присутствует театральный процесс изнутри, экспериментирование с разными сценами разными средствами. Такое ощущение поддерживается и (всегда удачными) импровизациями актеров, и отсылками к современным шуткам. Это хорошо в силу мастеровитости команды и неперегруженности постановки, но не играет на пользу системности постановки на уровне приема, жеста. слога.

Маскариль, Лелиль и Селия
Подытожу. Спектакль “Мольер. Наследники” может стать интересным зрительским опытом. Он динамичный и веселый. Не смотря на то, что спектакль поднимает глубокие темы, он не передавливает на зрителя. “Мольер. Наследники” сыгран с достаточным мастерством и желанием. Такая постановка понравится всем возрастам и может стать семейным досугом.
фото предоставлены Театром Терезы Дуровой