Выставка "Красота в глазах смотрящего" в музее Русской Иконы
26.04.2025 22:36
Музей русской иконы имени Михаила Абрамова представил 21 апреля выставку "Красота в глазах смотрящего". Этот проект посвящен массовой иконе конца XVIII — начала XX века из коллекции Виктора Бондаренко. Это собрание самых оригинальных экспонатов из числа икон, которые широко бытовали у православного населения Российской империи — прежде всего крестьян, мещан и купечества. Технологически это предметы искусства, созданные не массовым способом.

Святой Николай Чудотворец. Скульптура
Во все времена иконопись демонстрировала высокую степень консерватизма. Это естественно, ведь требовалось создать не просто изображение, а предмет культа. К тому же иконопись это мир, неотделимый от тысячелетних традиций и ритуалов церкви, встроенный внутрь системы, призванный сохранить свет древних заветов и чудес. Именно поэтому крайне сложной задачей становится создать нечто, имеющее религиозную ценность, но при этом несущее в себе элементы яркой оригинальности. Так выставка “Красота в глазах смотрящего” обратилась к условным окраинам православного мира времен Российской Империи. Таких “окраин” можно выделить, как минимум, три:
1. Окраиной может быть пространство “народной иконы”, то есть иконы упрощенной, скорописной, не профессиональной. “Народная икона” создавалась мастерами с минимальным бюджетом и часто не получившим должного обучения. Естественно, такое искусство несколько выбивалось из “мейнстрима” официальной церкви.
2. Также важным элементом выставки стали иконы, созданные с явным влиянием живописи барокко и классицизма. Они стремятся к реалистичным фигурам, приемам как у Рембрандта или, скажем Рафаэля, часто стараются показать движение. Важнейшей отличительной чертой таких икон является совершенно другая работа с фоном, а именно отсутствие привычного сплошного золотого цвета на незанятом фигурами пространстве. Мастера, создавшие данные иконы, явно имели опыт в нецерковной живописи. Естественно, что подобные художники-иконописцы выбиваются из общей системы церковного искусства.

Евангельские сюжеты в живописном стиле
3. Очень важными экспонатами стали иконы, рассказывающие непривычные сюжеты. Одна из таких икон изображает полет святителя Василия, который использует свою епископскую мантию в качестве корабля при поездке в Рязань по реке Оке.

Святитель Василий. Икона
4. Некоторые иконы, к сожалению, выполнены и с явным нарушением пропорций лица и тела, выходящими за границы классической русской иконы. Тем не менее, данные иконы, по моему мнению, удачно дополняют выставку. Они показывают потребность жителей Российской Империи и в иконах, и в иконописном творчестве. Более того, они ставят вопрос о взаимосвязи художественного и священного. К тому же, иконы, выполненные недостаточно качественно, часто отражают самые актуальные для автора и покупателя сюжеты.
Мне, как автору много лет пишущему про русскую икону, было интересно посетить выставку “Красота в глазах смотрящего”. Она напомнила о разнообразии сюжетов, техник и приемов, существующих в православном искусстве. Такое явление, как “народная икона” еще раз показывает, что вера востребована не только в элитарных слоях общества. Особенно интересными для меня стали иконы Георгия-Победоносца. Они ярко продемонстрировали, как разные мастера разными приемами старались изобразить момент подвига. Этот сюжет сложно переоценить, особенно на светлой седмице, когда все мы празднуем Воскресение Христа, который “смертью смерть” попрал. Создатели выставки удачно расположили рядом иконы Георгия Победоносца и архангела Михаила, продемонстрировав архетипическую значимость данного сюжета. Ведь и там и там мы видим всадника, который разит древнее зло в образе зверя. Последние месяцы я работал над историческим романом, посвященным русской истории, и хочу сказать, что данная экспозиция во многом оказалась созвучна моей работе и полезна для нее, отразив многие аспекты народного сознания и народной религиозности.
Выставка “Красота в глазах смотрящего” ярко представила широкой публике огромный объем нового материала для размышлений. Представленные экспонаты показали, как развивающиеся несколько отдельно культурные тенденции могут обогащать всю культуру и наоборот. Эта выставка стала еще одной иллюстрацией для понимания живой православной культуры.