Режиссер Мария Рейзен, продюсер Георгий Лордкипанидзе, оператор Михаил Агранович и актер Александр Адабашьян представили фильм «Самозванцы», участвующий в конкурсе «Русские премьеры» 47 Московского международного кинофестиваля.
Осенью 1993 года в попытках разобраться в обстоятельствах смерти знаменитого режиссера и спасти неоконченный фильм «Борис Годунов» влюбленные герои не замечают, как оказываются в центре исторических событий, которые навсегда изменят их жизнь.
Мария Рейзен: «В 1993 году я была маленькая и помню, как мне было страшно, когда за окнами что-то грохотало и меня к ним не подпускали. Только спустя годы, уже когда я работала над картиной, я с ужасом поняла, что там происходило на самом деле, и, надеюсь, что мы раскопали эту тему не только для себя, но и для зрителей. Рифма с «Борисом Годуновым» была очевидна: у Пушкина считается, что народ главный, похожая ситуация была и в 1993-м».
Георгий Лордкипанидзе: «В 1993-м я был 15-летним школьником и ничего не боялся – детские страхи закончились, а взрослые еще не появились. Эти дни я проводил с актером Егором Бероевым, также сыгравшим в нашей картине, – мы с ним учились в одном классе, а дедушка Егора тогда был одним из лидеров писательской организации «Апрель» и привлек нас к агитации за Ельцина. Спустя годы позиция Егора стала диаметрально противоположной, а моя не изменилась – я ни о чем не жалею. Текст фильма, написанный Сергеем Леонидовичем Шумаковым, на мой взгляд, показывает, что позиция, в общем-то и не важна. И мне кажется, что и у Марии потрясающе удачно получилось реализовать фильм не о том, кто прав, а кто виноват, а о частных эпизодах нашей истории. Хотя идея фильма началась именно с «Бориса Годунова», когда мы с Сергеем Леонидовичем стали обсуждать, как можно рассказать сегодня о событиях, описанных Пушкиным, и нашли в итоге параллель с 1993 годом – событиях, с одной стороны, недавних, но уже позволяющих посмотреть на них отстраненно».
Михаил Агранович: «Борис Годунов» – рифма, что события Смутного времени были кошмаром, что уже случившиеся в Москве 1993-го. Тогда я, наверное, был на чьей-то стороне, но для меня «Самозванцы» стали первой картиной, где четко сформировано, что это просто кошмар, и все хороши, и нет тут сторон правых и виноватых, не хочется встать на защиту тех или других. И это очень правильно».
Александр Адабашьян: «События 1993 года застали меня за городом, и я запомнил дорогу в Москву, когда мы ехали, а вокруг была совершенно спокойная жизнь, все работало, люди тоже были спокойны, а как только въехали в Москву, то попали в гущу событий, которые по большому счету происходили на относительно небольшом клочке пространства, причем неподалеку от моего дома. Сейчас уже то отстраненное ощущение, которое у меня было в дороге, возвращается, я понимаю, что это локальные события в масштабах всей страны, никак серьезно не повлиявшие на людей, живущих за пределами того пятачка. Как и у Пушкина, народ безмолвствовал».
Сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер.