ЭТОТ ВЕЧЕР ЕЩЕ НЕ ВЕСЕННИЙ
30.01.2020 13:42
Анна Сокольская

Этот вечер, еще не весенний,
Но какой-то уже и не зимний...
, - написал Ходасевич. Про "чернила и плакать" не будет...

А будет про афишу февраля.

Вот такую.

scale_1200

Но сначала про концерт "Народная песня", анонс которого был на январской странице.
Почему на появившейся перед концертом афише был фрагмент картины Виктора Васнецова "Сирин и Алконост"?
Оба этих имени - античного греческого происхождения, легенды о них пришли к нам из Византии
На картине Васнецова Сирин и Алконост – похожие и разные. Сирин – черная вестница печали, тоски по утерянному раю. Алконост – светлый вестник радости и наслаждений. 
У Сирина черные крылья и полные слез глаза, у Алконоста светлое оперение, румяное лицо, раскрывающиеся крылья. Сирин вспоминает прошлое, Алконост – ждет будущего. Ветки, на которых сидят девы-птицы, растут из одного дерева на одном уровне. Слева - печаль и сердечная тоска, справа - надежда.

scale_1200

Как в народной песне: и веселье, и слезы, горе и радость - все это наши вечные спутники.

"Вся русская старина нарисована мирискуссниками", - любят говорить историки...Ну если и не вся, то смотрим мы на нее глазами художников Серебряного века, это точно. Вот и Сирина с Алкностом Васнецов нарисовал в 1896 году.

scale_1200
( А вот так их рисовали на народных лубочных картинках)

В 1897 году Васнецов нарисует еще одну птицу - птицу Гамаюн, о которой Блок напишет стихотворение со словами " 
Предвечным ужасом объят,
Прекрасный лик горит любовью,
Но вещей правдою звучат
Уста, запекшиеся кровью!...

Страшновато? Но, увы, оказалось правдиво.
Однако речь о другом. Точно так же как художники второй половины девятнадцатого- начала двадцатого века "создали" для нас свою Древнюю Русь, поэты девятнадцатого столетия внесли огромный вклад в народную песню. 
Народная песня это не фольклор в чистом виде, а то, что народ "отобрал" и "присвоил" из огромного потока стихотворений и мелодий. 
Некрасов, Кольцов, Суриков, Никитин, Алексей Толстой, Трефолев и другие подарили нам слова.

Александр Варламов, Петр Булахов, Александр Гурилев - музыку, аранжировщик Яков Пригожий - обработки. Именно руке Якова Пригожего принадлежат ушедшие в народ обработки  песен "Когда я на почте служил ямщикомЦ и "Коробейники". 

Кстати, в этом году у Пригожего юбилей - 180 лет со дня рождения ( и 100 лет со дня смерти) и конечно мы поговорим на радио об этом авторе более 200 романсов и обработок народных песен.

 В народной песне почти всегда есть дорога, есть разлука и есть зима.

 В феврале далеко до весны,
ибо там, у него на пределе,
бродит поле такой белизны,
что темнеет в глазах у метели.
И дрожат от ударов дома,
и трепещут, как роща нагая,
над которой бушует зима,
белизной седину настигая.
(Иосиф Бродский)

В этом году зима на один день длиннее, поэтому написать красивую фразу, что  февраль начнется концертом Олега Погудина "Пушкин. Лермонтов", а в весну мы вступим  с  его концертом из произведений Александра Вертинского не получится.
А вот посмотреть внимательно на афишу можно.
Рисунок Жоржа Барбье, использованный там, ли картину Васнецова разделяет всего двадцать лет - меньше жизни одного поколения.
И на первый взгляд - контраст разительный. 
Но только на первый.
Барбье начинал как театральный художник и его первые карьерные успехи были связаны с работой в над костюмами для "Русских сезонов".

scale_1200
( Жорж Барбье. Ида Рубинштейн и Вацлав Нижинский в балете "Шахерезада". 1913 / Vaslav Nijinsky (1890-1950) and Ida Rubinstein (1880-1960) in Schéhérazade, Paris, 1910. By George Barbier. Nijinsky, 1913. George Barbier)

Вместе с Бакстом он работал над "Шехерезадой", первая книга с его иллюстрациями вышла в 1913 г. Это был альбом «Вацлав Нижинский. Рисунки танцев».

scale_1200
( Арлекин и Коломбина. Балет "Карнавал". Тамара Карсавина была первой балериной, которая станцевала роль Коломбины. После роль исполняли Лидия Лопухова и Вера Фокина. Арлекина танцевали Вацлав Нижинский и Михаил Фокин / Dessinateurs et humoristes. George Barbier. 1912-1924. Les Ballets Russes. Vue 124 - Au feu ... de la rampe)

Вообще европейский ар-деко настолько сформирован нашими художниками ( и руками русских эмигранток), что мы вполне можем его себе присвоить.
Ну а галантные маркизы, Арлекины и Пьеро Жоржа Барбье конечно вышли из нашего Серебряного века, с одной стороны ( чего художник никогда не скрывал) и были инспирированы его интересом к "галантному" восемнадцатому веку ( а для французов реконструировать восемнадцатый век тогда было так же модно, как мирискуссникам воссоздавать русскую старину или нам сейчас играть в дореволюционную Россию).
Так что контекст появления работы этого художника на афише прозрачен.

scale_1200

Про самого Вертинского подробнее можно прочитать вот здесь...

http://blog.cety.ru/anna-sokolskaya/13666-pero-vseya-rusi.html

Рассказ о мартовской странице будет в марте.

   P.S. Я ставлю ссылки на продажу билетов на концерты не с целью рекламы. Это информация о том, где билеты продаются без наценки.
Не кормите перекупщиков.

Итак: Олег Погудин. Пушкин. Лермонтов. 1 февраля. Капелла.

https://spb.kassir.ru/teatr/kapella/oleg-pogudin-pushkin-lermontov_2020-02-01

Олег Погудин. Вертинский. 28 февраля. Капелла.

https://spb.kassir.ru/teatr/kapella/oleg-pogudin--vertinskiy_2020-02-28



Добавить комментарий