Этот вечер, еще не весенний,
Но какой-то уже и не зимний..., - написал Ходасевич. Про "чернила и плакать" не будет...
А будет про афишу февраля.
Вот такую.
Но сначала про концерт "Народная песня", анонс которого был на январской странице.
Почему на появившейся перед концертом афише был фрагмент картины Виктора Васнецова "Сирин и Алконост"?
Оба этих имени - античного греческого происхождения, легенды о них пришли к нам из Византии
На картине Васнецова Сирин и Алконост – похожие и разные. Сирин – черная вестница печали, тоски по утерянному раю. Алконост – светлый вестник радости и наслаждений.
У Сирина черные крылья и полные слез глаза, у Алконоста светлое оперение, румяное лицо, раскрывающиеся крылья. Сирин вспоминает прошлое, Алконост – ждет будущего. Ветки, на которых сидят девы-птицы, растут из одного дерева на одном уровне. Слева - печаль и сердечная тоска, справа - надежда.
Как в народной песне: и веселье, и слезы, горе и радость - все это наши вечные спутники.
"Вся русская старина нарисована мирискуссниками", - любят говорить историки...Ну если и не вся, то смотрим мы на нее глазами художников Серебряного века, это точно. Вот и Сирина с Алкностом Васнецов нарисовал в 1896 году.
В 1897 году Васнецов нарисует еще одну птицу - птицу Гамаюн, о которой Блок напишет стихотворение со словами "
Предвечным ужасом объят,
Прекрасный лик горит любовью,
Но вещей правдою звучат
Уста, запекшиеся кровью!...
Страшновато? Но, увы, оказалось правдиво.
Однако речь о другом. Точно так же как художники второй половины девятнадцатого- начала двадцатого века "создали" для нас свою Древнюю Русь, поэты девятнадцатого столетия внесли огромный вклад в народную песню.
Народная песня это не фольклор в чистом виде, а то, что народ "отобрал" и "присвоил" из огромного потока стихотворений и мелодий.
Некрасов, Кольцов, Суриков, Никитин, Алексей Толстой, Трефолев и другие подарили нам слова.
Александр Варламов, Петр Булахов, Александр Гурилев - музыку, аранжировщик Яков Пригожий - обработки. Именно руке Якова Пригожего принадлежат ушедшие в народ обработки песен "Когда я на почте служил ямщикомЦ и "Коробейники".
Кстати, в этом году у Пригожего юбилей - 180 лет со дня рождения ( и 100 лет со дня смерти) и конечно мы поговорим на радио об этом авторе более 200 романсов и обработок народных песен.
В народной песне почти всегда есть дорога, есть разлука и есть зима.
В феврале далеко до весны,
ибо там, у него на пределе,
бродит поле такой белизны,
что темнеет в глазах у метели.
И дрожат от ударов дома,
и трепещут, как роща нагая,
над которой бушует зима,
белизной седину настигая.
(Иосиф Бродский)
В этом году зима на один день длиннее, поэтому написать красивую фразу, что февраль начнется концертом Олега Погудина "Пушкин. Лермонтов", а в весну мы вступим с его концертом из произведений Александра Вертинского не получится.
А вот посмотреть внимательно на афишу можно.
Рисунок Жоржа Барбье, использованный там, ли картину Васнецова разделяет всего двадцать лет - меньше жизни одного поколения.
И на первый взгляд - контраст разительный.
Но только на первый.
Барбье начинал как театральный художник и его первые карьерные успехи были связаны с работой в над костюмами для "Русских сезонов".
Вместе с Бакстом он работал над "Шехерезадой", первая книга с его иллюстрациями вышла в 1913 г. Это был альбом «Вацлав Нижинский. Рисунки танцев».
Вообще европейский ар-деко настолько сформирован нашими художниками ( и руками русских эмигранток), что мы вполне можем его себе присвоить.
Ну а галантные маркизы, Арлекины и Пьеро Жоржа Барбье конечно вышли из нашего Серебряного века, с одной стороны ( чего художник никогда не скрывал) и были инспирированы его интересом к "галантному" восемнадцатому веку ( а для французов реконструировать восемнадцатый век тогда было так же модно, как мирискуссникам воссоздавать русскую старину или нам сейчас играть в дореволюционную Россию).
Так что контекст появления работы этого художника на афише прозрачен.
Про самого Вертинского подробнее можно прочитать вот здесь...
http://blog.cety.ru/anna-sokolskaya/13666-pero-vseya-rusi.html
Рассказ о мартовской странице будет в марте.
P.S. Я ставлю ссылки на продажу билетов на концерты не с целью рекламы. Это информация о том, где билеты продаются без наценки.
Не кормите перекупщиков.
Итак: Олег Погудин. Пушкин. Лермонтов. 1 февраля. Капелла.
Олег Погудин. Вертинский. 28 февраля. Капелла.
https://spb.kassir.ru/teatr/kapella/oleg-pogudin--vertinskiy_2020-02-28