28 декабря в Новом Театре прошла премьера спектакля Марии Ватутиной «Поэзия.док / Игорь Караулов». Эта постановка из цикла «Спектакли о поэтах», включающего четыре спектакля: о Марии Ватутиной, Игоре Караулове, Анне Долгаревой и Анне Ревякиной.
Читатель, следящий за культурной и поэтической жизнью, воскликнет: - да это же Z-поэты! Почему это не отражено в названии? Скажите просто – «орки и ватники» вновь собрались на Лубянке! (Спектакль прошел в особняке Салтыковых на Мясницкой улице, в восстановленных исторических интерьерах.)
Ответим. Эти авторы были поэтами до СВО и патриотическая тема – не единственная в их творчестве. Они, как и герои книги Захара Прилепина «Взвод. Офицеры и ополченцы русской литературы» живут и пишут в свое время и в своих обстоятельствах. И так же пытаются найти место в жизни себе и своим стихам, которые, как писал Вознесенский, «не пишутся – случаются».
Но прежде чем говорить о пути пиита, хочется сказать пару слов о самой постановке. Это камерное действо с тремя актерами-чтецами, один из них – сам Игорь Караулов. Актеры рассказывают зрителями историю жизни автора и читают его стихи. Все минималистично до аскетичности: шестидесятнический театр, детский конкурс чтецов… единственно все чтецы – взрослые. При этом сильная работа с текстом и не вымученная, а очень искренняя драматургия, которая неожиданно трогает и приковывает внимание.
Поэт Дмитрий Артис в своей рецензии вконтакте назвал постановку «сказкой для взрослых» и сравнил Игоря Караулова с Буратино, который в конце все равно приходит в театр. Хочется развить эту метафору – тогда Дмитрий Быков в постановке - это Карабас-Барабас, который смотрит на русскую словесность как на ящик с куклами, которых он своевольно может эксплуатировать в своих целях. Быкову и другим авторам, которые уехали и проклинают Россию и все русское из-за рубежа, в постановке действительно досталось – так прямо и смело, что я даже удивился. Такая смелость и прямота становится понятна, только когда прочтешь, что пишут из-за рубежа «релоканты» нашим поэтам. И действительно, пожелания смерти учат писать не искательно, а в лоб, почти плакатно – все мосты сожжены, нет смысла оставлять место для маневра!
Мой взгляд на Караулова - это неизбежно взгляд человека моложе на поколение. Но при этом авторы постановки не пытаются давить авторитетом и опытом – скорее наоборот, они работают с детской непосредственностью взгляда. Не случайно нам так подробно рассказывают о том, как маленький Игорь написал в четыре года свое первое стихотворение – он его не помнит, но помнит само ощущение творчества. Этот момент – поворотная точка сюжета всей постановки. Алиса падает в кроличью нору, Фродо сотоварищи пересекает границы Шира – нет пути назад и сам момент откровения судьбы прекрасен. Стихи случились и дальше будут случаться не часто, но регулярно – автор старательно выводит себя почти как зрителя литературного процесса и своей жизни. Стихи позволяют автору пережить утраты и найти баланс, но не влекут автора вперед, а играют роль спутника.
Но что же о самих стихам? На первый взгляд в творчестве Игоря Караулова сквозит меланхолия, как у Бродского и Бориса Рыжего:
Сплошные панельки да сталинки,
и очень большая река,
и плотные снежные валики
у каждого парадняка.
И кажется нет этой меланхолии конца, кажется можно отсортировать Игоря Караулова в папку «недурные подражатели Иосифа Александровича» вместе с целым полком таких же, таких же, таких же…
Но случается СВО и предшествующие ей события, затем «Поэзия русского лета» (рецензия от автора вот http://blog.cety.ru/georgiy-rzaev-shah-tahtinskiy/18563-poeziya-russkogo-leta.html), случается новый взлет интереса к поэзии. И созерцательная поэзия Игоря Караулова просто в силу детскости, то есть чистоты и честности взгляда начинает отражать происходящие события:
Русская литература нынче запрещена.
В городе Кропивницком, бывший Кировоград
русской литературе больше никто не рад.
В Екатеринославе, на берегу Днепра.
Стихи-действия с опорой на глаголы, почти детские считалки вторгаются в творчество и Караулова и многих других авторов, которые потом узнают, что они Z-поэты. И если ранее я говорил про плакатную смелость манифеста, которая была далеко от Игоря Караулова, но случилась с ним, процитирую стихотворение из постановки:
…Стыдно жить в такой стране,
где бравурные парады,
но ни слова о войне
ни со сцены, ни с эстрады…
…И не стыдно мне за тех,
кто штурмует лесополки
и на голой высоте
танки жжёт у Новосёлки.
И за женщин, что плетут
маскировочные сети,
и за всех, кто с нами тут,
всех, кто наш на этом свете…
Вот они, акмеисты Гумилев, ИвАнов, Ахматова вместе с социальным пафосом Некрасова и Чехова! Про «ни слова о войне ни со сцены, ни с эстрады» пришлось хорошо ко многим событиям, в том числе и к «голой» вечеринке Ивлеевой. Она бы не стоила упоминания, если бы вдруг не оказалась поворотной в отношении общества к его «культурной» и культурной жизни.
Премьера спектакля была 28 декабря, а я пишу уже после Нового Года и знаю, что новогодние программы успели сильно измениться. А само цитируемое стихотворение написано еще летом 2023 года, когда только наметилось движение на очищение масс-культуры от тех, кто откровенно не уважает своих зрителей и не хочет видеть, чем живет страна.
Вернемся к постановке в целом. Спектакль получился немного грустным, но с яркими и энергичными моментами, очень про человека и его внутренний мир. Психотерапевтично, с поиском идентичности и «своих» в буре и круговерти дней. Не пОшло, достаточно деликатно и не затянуто, почти квартирник. Советую всем, кто хочет достаточно зрелого и целостного искусства, нацеленного на взрослую аудиторию.
Благодарю организаторов за помощь в подготовке материала и предоставленные фото.